Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экономический анализ
Цели, задачи, принципы эконом анализа.
Анализ (от греч. analisis) — расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы. В диалектике анализ выступает в единстве с понятием «синтез» (от греч. sinthesis) — соединение ранее расчлененных элементов для изучения объекта в единое целое, дающее полное представление об объекте с учетом особенностей каждого элемента5 элементов затрат (включаются в себестоимость):
1. Сырье и материалы
2. З/П
3. Социальные отчисления (30% от ЗП)
4. Амортизация
5. Прочие (налоги, %, аренда, аудит, юридические услуги, интернет и услуги связи...) экономически обоснованные и документально подтвержденные
На эти элементы затрат нет налога на прибыль.
. Таким образом, анализ является общенаучным методом исследования процессов и явлений, протекающих в природе и в обществе. В любой отрасли научных знаний обойтись без анализа невозможно. Но особое значение анализ приобрел в экономике. Экономический анализ изучает экономические процессы и явления. Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее исследование экономической информации о деятельности анализируемого субъекта хозяйствования с целью выработки и принятия оптимальных управленческих решений. Таким образом, экономический анализ представляет собой специальную область знаний, связанную с исследованием экономических процессов и явлений.
Экономические явления тесно связаны с познанием природных и общественных явлений. Без изучения экономических явлений, их взаимосвязей с другими явлениями нельзя понять ни свойств, ни законов реальной действительности. Исследование экономических процессов начинается с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности. Изучая деятельность отдельных объектов, следует одновременно учитывать их место, роль, связи в хозяйственной системе в целом. Таким образом, в ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, соподчиненности, взаимозависимости и взаимообусловленности. Анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор изучается и оценивается, а затем исследуется их влияние, степень их воздействия на хозяйственные процессы.
Цель экономического анализа: повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.
Основные задачи экономического анализа
• Повышение научно-экономической обоснованности бизнес планов
• Объективное и всестороннее исследование степени выполнение бизнес-планов
• Определение и оценка факторов, влияющих на изменение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности
• Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, технических, финансовых и прочих ресурсов организации
• Выявление и оценка внутрипроизводственных резервов совершенствования деятельности организации
• Подготовка и передача объективной и достоверной экономической информации по результатам анализа в систему управления для выработки и принятия оптимальных управленческих решений
Источники информации для проведения анализа
Все источники информации для проведения анализа делятся на две группы:
• Учетные источники информации
• Внеучетные источники информации
Учетные источники информации включают в себя данные бухгалтерского учета и отчетности, данные оперативного учета и отчетности, данные статистического учета и отчетности.
Данные бухгалтерского учета и отчетности являются основным источником информации для проведения анализа. Эти данные включают в себя до 70 % информации о деятельности организации. К ним относят синтетические и аналитические счета бухгалтерского учета, первичные документы, бухгалтерские регистры, бухгалтерскую отчетность организации.
Данные оперативного учета и отчетности являются максимально приближенными по времени к моменту совершения хозяйственных операций. Это данные о ежедневной выручке, ежедневном расходе материалов на производство продукции, ежедневном выпуске продукции и так далее.
Данные статистического учета и отчетности отражают совокупность массовых явлений и процессов, выявляют определенные экономические закономерности. Статистическая отчетность – это статистическое наблюдение, при котором органы государственной статистики получают сведения о деятельности предприятий, учреждений, организаций путем представления ими данных в специальных формах. Сведения форм статистической отчетности базируются на данных первичного учета.
Внеучетные источники информации включают в себя нормативно-законодательные и справочные данные, данные внешних и внутренних аудиторских проверок, переписку с деловыми партнерами, финансовыми и кредитными организациями, а также материалы производственных совещаний и заседаний. Кроме того, сюда также относят данные, полученные в результате тестирования, анкетирования, опросов, интервьюирования работников и так далее.
Предмет экономического анализа: причинно-следственные связи экономических явлений и их процессов, их классификация, моделирование, систематизация.
Способы исследования предмета базируются на всеобщем диалектическом методе познания с учетом всех взаимосвязей. Изучение причинных связей в анализе можно проводить методами индукции (от частного к общему) и дедукции.
Объект экономического анализа - финансово-хозяйственная деятельность, себестоимость, производство, реализация, финансовый результат.
Макроуровень: государственный, национальный.
Микроуровень: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Возникающие причинно-следственные связи в экономическом анализе:
1. планирование (бизнес-план) позволяет определить направление и содержание деятельности предприятия.
2. учет - сбор информации, ее обобщение (бух. отчетность)
3. анализ - понимание информации подвергаемой различным методам исследования
4. управленческие решения на основе результатов анализа
5. контроль - наблюдение за ходом выполнения управленческих решений
Принципы экономического анализа:
1. государственный подход - использование законодательной базы
2. научный подход - учитываются требования экономических законов
3. комплексность - охват всего исследуемого объекта
4. системность - каждый объект рассматривается во взаимосвязи как единая система методами и способами разных наук
5. действенность - подразумевает активное воздействие на процесс деятельности предприятия
6. объективность, конкретность, точность, проверенность информации
7. плановость - подразумевает план+ распределение обязанностей
8. оперативность - с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на них
9. эффективность - затраты возникающие в ходе экономического анализа должны окупаться
Виды экономического анализа, пользователи, информационная база.
Виды экономического анализа.
1. в зависимости от объекта
-внешний (проводится за пределами предприятия на основе данных публичной бухгалтерской отчетности)
-внутренний (проводится на основе данных всей документации предприятия
2. по периоду проведения
Текущий (ретроспективный) анализ проводят на основе итоговых результатов работы по основным периодам деятельности – месяц, квартал, полугодие, год и так далее.
Особенностью текущего анализа является ретроспективный взгляд на финансово-хозяйственную деятельность, изучение уже совершившихся событий и фактов. В процессе ретроспективного анализа оценивают степень выполнения бизнес-планов, финансовые результаты деятельности, эффективность использования финансовых, трудовых, материальных и прочих ресурсов, выявляют внутрипроизводственные резервы дальнейшего роста. Результаты текущего анализа используют для решения задач тактического и стратегического управления, в том числе технико-экономического планирования. Выявленные в процессе текущего анализа недостатки, негативные факторы, а также резервы роста должны быть учтены в настоящем и будущем.
Оперативный анализ направлен на решение задач оперативного управления производством. Оперативный анализ максимально приближен по времени к моменту совершения фактов хозяйственной деятельности. Основной задачей оперативного анализа является постоянный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью, а также непосредственное наблюдение за ходом производственного процесса. Таким образом, оперативный анализ постоянно изучает и контролирует выполнение плановых заданий с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в производственный процесс для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования.
Перспективный (прогнозный) анализ изучает хозяйственные процессы и явления с позиции будущего, то есть перспективы их развития. Основной задачей перспективного анализа является определение возможных значений показателей финансово-хозяйственной деятельности в будущем периоде. Такой анализ необходим, как для составления долгосрочных перспективных планов (стратегическое планирование), так и для оценки ожидаемых результатов выполнения намеченных планов. Перспективный анализ выявляет наиболее вероятные пути развития хозяйственных процессов и дает базу для выбора и обоснования стратегических решений.
-предварительный (перспективный, его задача прогнозирование хозяйственной деятельности, обоснование нормативов и управленческих решений, оценка ожидаемого выполнения плана)
-последующий (ретроспективный, его задачи — это контроль за выполнением планов, выявление неиспользуемых резервов, оценка результатов, финансово-хозяйственной деятельности)
-оперативный (сразу после совершения хозяйственной операции с целью оперативного выявления недостатков или в момент совершения с целью влияния на нее)
-итоговый (на базе бухгалтерской финансовой отчетности, оценка работ за отчетный период или ряд периодов с целью выявления тренда/закономерности за ряд периодов)
3. по объекту управления
-технико-экономические (проводятся техническими службами, цель - взаимодействие технических и экономических процессов, например потребление разных ресурсов)
-финансово-экономические (проводятся как внешними так и внутренними службами предприятия)
-аудиторские (проводятся аудиторские проверки, аудиторскими компаниями)
-экономико-статистические (для изучения массовой совокупности показателей для выявления закономерностей, например повышение цен на топливо приводит к повышению тарифов на все потребляемые товары)
-маркетинговый анализ (цель - изучение конъюнктуры рынка, спроса и предложения)
4. по методике изучения объектов
-сравнительный (сравнивают между собой разные величины и показатели)
-факторный (показывает влияние величины фактора на результативный показатель)
Прибыль = выручка - себестоимость
Себестоимость (материальные затраты, ЗП, отчисления, амортизация, прочее)
-маржинальный анализ (состоит из деления затрат на постоянные и переменные)
Маржинальный доход = выручка - переменные затраты ИЛИ прибыль+ постоянные затраты
-экономико-математические (все решения экономических задач математическими методами с целью повышения эффективности деятельности предприятия)
-функционально-стоимостной (при этом методе исследуются функции отдельного изделия или производственного процесса с целью минимизации затрат)
5. по периодичности
-недельный
-квартальный
-годовой
-и тд
6. по охвату
-сплошной
-выборочный
7. по содержанию программ
-комплексный (когда анализируется предприятие как целая экономика)
-тематический (когда проводится анализ, например, отчетности, когда выбирается тематика)
Пользователи экономического анализа.
1. Внутренние
2. Внешние
Внутренние используют всю отчетность и данные бухгалтерского учета. Внешние используют публичную бухгалтерскую отчетность, статистическую и иные данные по предприятию.
Внешний анализ проводят аудиторы, консалтинговые компании и иные.
ТАБЛИЦА. Интересы и объекты пользователей.
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
ИНТЕРЕСЫ
ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА
Внешние пользователи:
-кредиторы
Возврат долга/кредита, проценты
Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность
-поставщики покупатели
Оплата товаров, работ, услуг согласно договору поставки
Отчет о финансовых результатах
-аудиторы
Оплата по договору
Вся деятельность предприятия
-гос. органы
Уплата налогов, пошлин
Финансовый результат
Внутренние пользователи:
-учредители и акционеры
Получение прибыли, дивидендов
Финансовый результат
-руководитель
Прибыль, оплата труда
Вся документация по предприятию
-персонал
Оплата труда, премия
Финансовый результат
Основные отличительные признаки внутреннего и внешнего анализа.
Отличительный признак
Внешний анализ
Внутренний анализ
1. цель
2. исполнители, пользователи
3. информационное обеспечение
4. характер информации
5. степень унификации методик
6.доминирующий вид анализа
1. разнообразие целей
2. инвесторы, кредиторы, налоговые органы, аудиторы, консалтинговые компании
3. бухгалтерская отчетность, баланс и отчет о финансовых результатах, аудиторское заключение
4. общедоступная
5. стандартные, типовые
6.ретроспективный
1. поиск резервов повышения эффективности деятельности и роста прибыли
2. руководители и специалисты подразделений
3. любые источники
4. детализированная, аналитическая, которая носит конфиденциальный характер
5. индивидуальные разработки
6.перспективный/оперативный
В силу своего профессионального статуса некоторые организации имеют доступ к бухгалтерской отчетности (аудиторы, которые обязаны соблюдать аудиторскую тайну, хранить не менее 5 лет документы оставленные при аудиторской проверке, а так же налоговые органы)
Пояснительная записка формируется в произвольной форме (графики, таблицы, текст и тд) задача отразить в ней информацию, которая скрыта, завуалирована или не раскрыта в полном объеме.
Требования к отчетности в процессе анализа делятся на три этапа:
1. оценка надежности информации
2. чтение информации
3. анализ
Оценка надежности при внешнем анализе определяется полнотой, достоверностью, существенностью.
Для внутреннего анализа оценка надежности определяется качеством учетной работы. Согласование главной книги и оборотной ведомости, и остатков по счетам
Методы и приемы экономического анализа
Под методом экономического анализа понимают способ, подход к исследованию хозяйственных процессов и явлений. Особенностью метода экономического анализа является его диалектичность, то есть изучение хозяйственных процессов и явлений всегда осуществляется в движении, развитии, сравнении, взаимосвязях и взаимозависимостях друг с другом. Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, способов и технических средств исследования.
Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа. В основе всех классификаций лежат различные признаки. Приведем наиболее распространенную классификацию методов экономического анализа.
Методы экономического анализа группируются следующим образом.
1. Общенаучные методы
2. Специфические методы
1. Общенаучные методы включают в себя следующие методы: диалектический
метод, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, моделирование, логический метод, метод аналогий, метод экспертных оценок, эвристические методы и прочие.
2. Специфические методы в свою очередь делятся следующим образом:
• Традиционные методы обработки экономической информации
• Методы детерминированного факторного анализа
• Методы стохастического факторного анализа
• Методы оптимизации показателей
Традиционные методы обработки экономической информации включают в себя методы сравнений, группировки, балансовой увязки, графические методы и прочие.
Методы детерминированного факторного анализа применяются тогда, когда между показателями существует прямая, строго определенная жесткая связь, то есть один показатель зависит прямо от ряда других. Например, объем производства строго зависит от численности рабочих и их производительности труда или рентабельность продаж зависит от прибыли и выручки от продаж. Методы данной группы включают в себя: метод цепных подстановок, интегральный, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц и прочие. При использовании методов данной группы выделяют несколько типов (видов) факторных моделей или факторных связей.
Методы стохастического факторного анализа используются тогда, когда между показателями существует вероятностная не прямая, не определенная связь. Например, не существует строгой зависимости между производительностью труда и заработной платой работников или между выручкой от продажи продукции и расходами на рекламу. Методы данной группы включают в себя корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ регрессионный анализ и прочие.
Методы оптимизации показателей включают в себя такие, как методы исследования операций, методы математического анализа, методы прикладной статистики, методы математического моделирования и программирования, эконометрические методы и прочие.
Все методы делятся на количественные и качественные.
1. количественные позволяют исследовать факторы выявленные в процессе качественного анализа, осуществлять прогнозный расчет.
Делятся на:
-статистические (сравнение, относительные и средние величины, группировки, индексы)
-бухгалтерские (двойная запись)
-экономико-математические (интегрирование, дифференцирование, программирование, моделирование)
2. качественные предусматривают анализ причинно-следственных связей экономических процессов, поиск роста эффективности
Делятся на:
- детерминированные (функциональный) - это методика исследования влияния факторов связь которого с результативным показателем носит функциональный характер (имеет прямую зависимость - увеличение выручки будет вести к увеличению прибыли)
Используются следующие методы: цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный, интегральный.
-стохастический (корреляционный) - зависимость результата от факторов неполная, вероятностная (повышение ЗП может привести к увеличению производительности труда, а может и не привести)
Типы факторных моделей (связей)
Функционирование любой социально-экономической системы осуществляется в условиях сложного взаимодействия комплекса факторов внутреннего и внешнего порядка. Все эти факторы находятся во взаимосвязи и взаимной обусловленности. Связью экономических явлений называется совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм связей между явлениями важную роль играет причинная связь, сущность которой состоит в порождении одного явления другим. Такие взаимосвязи называют детерминированными или причинно-следственными.
Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинно-следственной вязью, называется факторной системой.
Математическая формула, выражающая связь между результативным и факторными признаками называется моделью факторной системы.
Экономические модели могут иметь различную связь и в зависимости от этого различают четыре типа следующих факторных моделей (связей):
1.Аддитивная модель (связь). Аддитивная связь представляет собой такую связь между показателями, когда результативный показатель определяется как сумма двух и более факторных показателей, то есть:
У = Х1+Х2+Х3+Х4+…….
2. Мультипликативная модель (связь). Мультипликативная связь представляет собой такую связь между показателями, когда результативный показатель определяется как произведение двух и более факторных показателей, то есть:
У = Х1 х Х2 х Х3 х Х4х…….
3. Кратная модель (связь). Кратная связь представляет собой такую связь между показателями, когда результативный показатель определяется как отношение двух факторных показателей, то есть:
Х1
У = ----------
Х2
4. Комбинированная (смешанная) модель (связь). Эта модель представляет собой такую связь между показателями, когда результативный показатель определяется как всевозможные варианты вышеперечисленных связей, то есть:
Х1 + Х2 Х1 х ( Х2 + Х3)
У = --------------- или У = --------------------------
Х3 Х4+ Х5
Формирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Схема формирования основных показателей фин-хоз деятельности предприятия.
Схема отображает практически всю деятельность предприятия.
1. Организационно-технический уровень производства - показатели этого блока характеризуют:
-производственную структуру предприятия
-структуру управления
-прогрессивность технологического процесса
-степень концентрации специализации, комбинирования производства
- длительность производственного цикла, ритмичность
-природно-климатические условия в специфических отраслях
Показатели первого блока оказывают влияние на все остальные блоки в первую очередь на скорость объемов производства и реализации продукции , ее качества, производительность труда, фондоотдачу, фондоемкость, материалоемкость.
2. Средства труда ( основные средства)
-Фондоотдача ФО = выручка/ОСсреднее
показывает сколько рублей выручки от реализации продукции приходится на единицу стоимости ОС. Показатель интенсивный динамике должен рости
-фондоемкость ФЕ = ОСсреднее/выручка = 1/ФО
Показатель экстенсивный
-фондорентабельность (рентабельность основных фондов) Rф=прибыль/ОС
-машиновооруженность
-техническая вооруженность
-коэфициент оборачиваемости/износа
Блок-схема формирования финансовых результатов.
3. Предметы труда или материальные запасы.
1) -Материалоотдача = Выручка/Средняя стоимость материальных запасов
МО=В/МЗ
2) -Материалоемкость = Соедняя стоимость материальных запасов/Выручка
МЕ=МЗ/В=1/МО
-Энергоемкость=Э/В
-Водоемкость=Вода/В
Снижаются с внедрением новых технологий.
3) Материалорентабельность=Прибыль/МЗ (показатель того коэфициента который мы ищем)
Rмз=Пр/МЗ
4. Труд
-Производительность труда = Выручка/Среднесписочная численность работников
ПТ=В/Ч
-Фонд оплаты труда =вся зарплата всех работников
-Численность работников
-ФРВ (фонд рабочего времени) = Время*количество работников*количество дней в периоде
5. Готовая продукция
-Объем производства это вся продукция, включая незавершенное производство.
-Объем выпущенной готовой продукции это объем производства минус незавершенное производство
VПпроиз-НП=ОС*ФО=МЗ*МО=ПТхч
6. Себестоимость
-Произ с\с складывается из 5 элементов затрат=МЗ+ЗП+отчисления в соц фонды+А+прочее
-Полная себестоимость=МЗ+ЗП+соц отчисления+Амортизация+прочее+общепроизводственные+общехозяйственные+коммерческие
7. Прибыль
(Отчет о финансовых результатах - Форма №2)
Форма №2 включает:
1) выручка - отражается за минусом НДС и минус акцизы (-ндс,-акцизы) К90
2) Себестоимость (производственная) 20 счет
3) Валовая прибыль = Выручка- Себестоимость
4) Коммерческие расходы 44 счет - расходы на продажу
5) Управленческие расходы 26 счет - связанные с управлением предприятием в целом, директор, главбух и др.
6) Прибыль от продаж (убыток) = Валова прибыль - коммерческие - управленческие
7) Прочие доходы и расходы - доходы от учстия в других организациях :
- Проценты к получению (депозитный вклад, проценты за нвыполнение условий по договорам)
- (Проценты к уплате) - расход
-Прочие доходы (доходы от аренды. положительные курсовые разницы, от выбытия имущества
-(Прочие расходы)- отрицательные курсовые разницы, расходы от выбытия имущества, убытки отЧП
8) Прибыль (убыток) до налогооблажения - балансовая или бухгалтерская прибыль. =Валовая приибыль+прочие доходы от участия в других организация- проценты к уплате-прочие доходы/расходы итд
9) (налог на прибыль)-сучетом ОНА и ОНО
10) чистая прибыль (убыток)
8. Имущество
Имущество = внеоборотные активы+оборотные активы=ВА+ОА
9.Оборачиваемость - данный блок еще называю показателями деловой активности Показатели деловой активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственно-сбытовой деятельности предприятия. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность. кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. [21]
1. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала (К обор.ЧОК) - показывает, насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж. Чтобы получить искомое количество дней, необходимо умножить значение коэффициента на 365. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал. Рассчитывается по формуле: К обор.ЧОК = Выручка за год/Среднее значение чистого оборотного капитала. [35]
2. Коэффициент оборачиваемости основных средств (К обор. ОС) - характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в его распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о неоправданно высоком уровне капитальных вложений. Рассчитывается по формуле: К обор. ОС = Выручка за год/Среднее значение суммы основных средств. [24]
3. Коэффициент оборачиваемости активов (К обор. акт.) - характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли. Этот коэффициент сильно варьируется в зависимости от отрасли. Рассчитывается по формуле: К обор. акт. = Выручка за год/Среднее значение суммы всех активов за год. [36]
4. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (К обор. зап.) - отражает скорость реализации запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 365 дней разделить на значение коэффициента. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной группе активов. Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. Рассчитывается по формуле: К обор. зап. = Стоимость реализованной продукции /Стоимость запасов. [27]
5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К обор. деб. зад.) - показывает среднее число дней, требуемое для взыскания задолженности. Чтобы получить искомую величину (количество дней), необходимо умножить значение коэффициента на 365. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а, следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов. Рассчитывается по формуле: К обор. деб. зад. = Среднее значение дебиторской задолженности за год / Выручка за год. [36]
6. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (К обор. кред. зад.) - этот показатель представляет собой среднее количество дней, которое требуется компании для оплаты ее счетов. Рассчитывается по формуле: К обор. кред. зад.= Себестоимость проданных товаров / Среднегодовая сумма кредиторской задолженности. [36]
Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение может означать проблемы с оплатой счетов у анализируемого предприятия.
.
Оборачиваемость показывает сколько оборотов делает за анализируемый период имущество, капитал, задолженности. В динамике оборачиваемость должна расти. Коб = Выручка/Средняя стоимость ОС
- характеризует отдачу продукции на рубль оснвных средств и показывает сколько оборотв делает за анлизируемый период основные средства в составе выручки. Динамика свидетельствует о росте эффективности оборачиваемости основных средств.
Период оборота = характеризует возвращение в днях имущества задолженности
Период оборота = количество дней(30,90365...)/коэфициент оборачиваемости ОС
Коэфициент оборачиваемости дебиторской задолженности= Выручка/ Средняя дебиторская задолженность
- показывает среднее время для взыскания задолженности или сколько совершает за аналзируемый период оборотов в составе выручки дебеторская задолженность
10. Рентабельность.
Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамике разнообразных финансовых коэффициентов, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия [23]. Рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности.
Рентабельность - это соотношение полученной прибыли к финансовым средствам,расходам капитала.
Рост рентабельности свидетельствует об эффективности деятельности предприятия. В числителе всегда прибыль.
1) Рентабельность основных расходов(себестоимости) = Прибыль валовая/себестоимость Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции
-показывает сколько единиц прибыли (копеек) приходится на единицу расходов
2) Рентабельность продаж = Прибыль от продаж/ выручка
-показывает сколько единиц прибыли (копеек) приходится на единицу (рубль) выручки.
Предприятие считается низкорентабельным если рентабельность от продаж составляет 1-5%
Среднерентабельное 5-20% (на рубль выручки приходится от 5 до 20%)
Высокорентабельное 20-30%
Отрицательная рентабельность не анализируется (убыток).
3) Рентабельность собственного капитала (3 раздел баланса) = Чистая прибыль/ собственный капитал -показывает сколько единиц прибыли приходится на единицу собственного капитала Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они используются для оценки деятельности предприятия как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.[35]
4). Коэффициент рентабельности заемного капитала = Чистая прибыль / Заемный капитал. Рентабельность заемного капитала показывает, сколько прибыли будет приходиться на 1 рубль заемного капитала. [29]
11. Финансовое состояние
Отражает наличие, размещение и использование финансовых ресурсов рганизации.
На финансовое состояние влияют внешние и внуренние факторы.
Внутренние определяются спецификой деятельности предприятия.
Внутренние подразделяются на:
-интеннсивные (эффективность использования ресурсов- отдача есурсов)
-экстенсивные (рост объема используемых ресурсов - показатели емкости)
Внешние факторы влияющие на финансовое состояние и независящие от деятельности организации:
-рост банковского процента
-увеличение налоговой нагрузки
-увел. цен на энергоносители
- и тд
Финансовое состояние характеризуется имущественно-финансовым положением.
Имущественное положение определяется величиной и состоянием активов которыми владеет и распоряжается предприятие. Отражается в Форме 1 - баланс.
Финансовое положение определяется достигнутыми за отчетный период финансовыми результатами. Отражается в форме №2.
Финансовое состояние организации оценивается в краткосрочном и долгосрочном периоде. В краткосрочном анализируется ликвидность и платежеспособность. В долгосрочном финансовая устойчивость.
Ликвидность - способность предприятия превращать ценности (актив баланса) в денежные средства с целью погашения обязательств.
Ликвидность делится на:
1. ликвидность предприятия - способность предприятия погасить свои обязательства
2. ликвидность баланса - способность статей баланса обращаться в денежные средства
Финансовая устойчивость - одна из характеристик структуры источников финансирования (пассив) в структуре актива и определяется на основе соотношения разных видов источников и их соответствия видам активов.
Финансовое состояние:
Группировка активов по степени их ликвидности.
Обозначение
Группа
Пояснение
А1
Наиболее (самые) ликвидные активы
Денежные средства+краткосрочные финансовые вложения
А2
Быстро реализуемые активы
Готовая продукция для производственных предприятий, которая пользуется спросом, товары, дебиторская задолженность
А3
Медленно реализуемые активы
НДС, запасы (если товары относятся ко 2 значит вычитаем их из запасов)
А4
Трудно реализуемые активы (без потери цены)
Первый раздел баланса (внеоборотные активы)
Группировка пассивов по степени их срочности:
Обозначение
Группа
Пояснение
П1
Наиболее срочные обязательства
Кредиторская задолженность
П2
Краткосрочные пассивы
5-й раздел баланса (краткосрочные обязательства) минус кредиторская задолженность минус доходные вложения
П3
Долгосрочные пассивы
4-й радел баланса
П4
Постоянные устойчивые пассивы
3- радел+ доходы будущих периодов
А1>=П1
А2>=П2
А3>=П3
А4<=П4
К аб.лик.=А1/П1
Ктек.лик.=(А1+А2)(/П1+П2)
К об.лик. = (А1+А2+А3)/(П1+П2+П3)
Финансовые коэффициенты для оценки финансового состояния в краткосрочном периоде: ликвидность и платежеспособность
Наименование показателя
Характеристика
Способ расчета
Интерпритация показателя
Коэффициент абсолютной ликвидности (платёжеспособности)
Какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (на дату составления баланса)
К аб. лик. = денежные средства+финансовые вложения/кредиторская задолженность (V)
нормативное значение от 0,15 до 0,2
Коэффициент текущей (уточненной) ликвидности (быстрый)
Прогнозируемые платежные возможности предприятия с учетом проведения расчетов с дебеторами
К тек. лик = денежные средства+финансовые вложения+ дебиторсая задолженность/ кредиторсая задолженизкое значение указвает на необходимость систематической работы с дебеторами. азраб
норматив 0,5 -0,8
нность (V)
атывается политика дебетор
ской задолженности с целью ее преобразования в денежые средства
коэф. общей ликвидности
Хар-т достаточность оборотных средств предприятия для покрытия своих обязательств, хар-т так же запас финансовой прочности в средстве превышения оборотных активов над оборотными обязательствами
=2й раздел баланса/5й раздел баланса
рекомендуемое значение показателя = 1-2
если 1, значит 2й разд. =5му разделу
если 2, значит покрывает в 2 раза.
нижняя граница указывает на то что оборотных средств должно быть достаточно для покрытия краткосрочных обязательств.
коэф. собственной платежеспособности
харак=т долю чистого оборотного какпитала (чистый оборотный капитал = оборотные активы - кратксрочные обязательства)
то есть способность предприятия возместить за счет чистых активов его краткосрочные о долговые обязательства
= ЧОК/краткосрочные обязательства
показатель индивидуален для каждого предприятия и зависит от специфики детельности
коэф.ликвидности мобилизации средств
хар-т степень зависимости платежеспособности предприяти= запасы/ краткосрочные обязательства
я от материальных запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств
сколько, какая доля запасов может покрыть наши обязательства
рекомендуемое значение 0.5-0.7
нижняя граница характеризует достаточность мобилизационных средств для покрытия краткосрочных обязательств
Расчет показателей.
Метод оценки финансовой устойчивости с помощью использования абсолютных показателей.
Для деттального отражения разных видов источников (пассив баланса, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств) формировании запасов использования системы показателей.
1. Собственные оборотные средства СОС - показывает наличие собственных оборотных средств на конец расчетного периода.
СОС = СК (2 разд.) -ВОА (1 разд.)
СОС = собсвтвенный капитал - внеоборотные активы
2. СДИ - показывает наличие собственных и долгосрочных заемных источников финансирование запасов.
СДИ = СК-ВОА+долгосрочные обязательства (ДО 4 разд.)
СДИ=СОС+ДО
3. Общие источники запасов ОИЗ - показывает наличие всех источников запасов
ОИЗ = СК-ВОА+ДО+КО (краткоср. обяз 5 разд)
ОИЗ=СДИ+КО
В результате можно определить 3 показателя обеспеченности запасов источниками их финансирования.
1. излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств
Отклонение СОС=СОС-З
2. излишек или недостаток СДИ
Отклонение СДИ=СДИ-З
3. излишек или недостаток общей величины источников запасов
Отклонение ОИЗ=ОИЗ-З
Приведенные показатели обеспеченности запасов соответствующие источникам финансирования трансформируются в трехфакторную модель М= (отклонения СОС; СДИ; ОИЗ)
Данная модель характеризует тип финансовой устойчивости предприятия, на практике встречается 4 типа финансовой устойчивости.
Таблица. Типы финансовой устойчивости предприятия.
Тип финансовой устойчивости
Трехмерная модель
Источники финансирования запасов
Краткая характеристика финансовой устойчивости
1. абсолютная финансовая устойчивость
М=(1;1;1)
Собственные оборотные средства или чистый оборотный капитал
Высокий уровень платежеспособности предприятия не зависит от внешних кредиторов
2. нормальная финансовая устойчивость
М(0;1;1) - собственных оборотных средств не хватает
Собственные оборотные средства +долгосрочные обязательства
Нормальная платежеспособность, рациональное использование заемных средств
3. неустойчивое финансовое состояние
М=(0;0;1)
Собственные оборотные средства +долгосрочные+ краткосрочные обязательства
Нарушение нормальной платежеспособности. Возникает необходимость в привлечении дополнительных источников
4. кризисное (критическое) финансовое состояние
М=(0;0;0)
-
Предприятие полностью неплатёжеспособен, находится на грани банкротства
Первый тип финансовой устойчивости можно представить в виде следующей формулы. Отклонение СОС>=0; откл. СДИ>=0;отклОИЗ >=0
Абсолютная финансовая устойчивость в современной России встречается крайне редко.
Второй тип - нормальная устойчивость выполнения финансовых обязательств.
Третий тип - возникает необходимость привлечения дополнительного финансирования, но при этом возможно восстановление платежеспособности
Четвертый тип - банкротство. Возможно внешнее управление или проведение процедуры банкротства
Исходя из степени привлечения тех или иных источников средств и их достаточности, можно выделить четыре типа финансовой устойчивости:
1. Абсолютная финансовая устойчивость - материально-производственные запасы формируются за счёт собственных оборотных средств. Предприятие не зависит от внешних кредиторов и имеет высокий уровень платёжеспособности (МПЗ<СОС). [21] Выполнение данного неравенства показывает, что запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами, то есть предприятие абсолютно не зависит от внешних кредиторов, поскольку ей для указанной цели заемные средства не требуются. [35]
2. Нормальная финансовая устойчивость - материально- производственные запасы формируются за счёт собственных источников и долгосрочных кредитов и займов. Предприятие рационально использует заёмные средства. Текущая деятельность отличается высокой доходностью. Платёжеспособность нормальная (МПЗ < СОС + ККЗ). [21]
3. Неустойчивое финансовое состояние - собственных средств и долгосрочных источников финансирования недостаточно для формирования материально-производственных запасов. Привлекаются дополнительные источники финансирования, возникает нарушение нормальной платежеспособности, но восстановление платежеспособности возможно. [21]
4. Кризисное финансовое состояние - источники как собственные, так и заёмные не покрывают потребность в материально-производственных запасах. Предприятие неплатежеспособно. [35]
Чаще по сравнению с абсолютными показателями изменяются относительные показатели финансовой устойчивости (коэффициенты).
При анализе финансового состояния применяют комплекс показателей финансовой устойчивости предприятия:
1. Коэффициент финансового риска (коэффициент соотношения заемных и собственных средств) - это отношение заемных средств к собственным средствам. Он показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на рубль собственных.
Оптимальное значение этого показателя, выработанное западной практикой, - 0,5.
Считается, что если его значение превышает единицу, то финансовая автономность и устойчивость оцениваемого предприятия достигают критической точки, однако все зависит от характера деятельности и специфики отрасли, к которой относится предприятие.
Рост показателя свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от внешних финансовых источников.
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами КСОС=. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует долю оборотных активов предприятия, которые финансируются за счет собственных средств организации. Данный коэффициент должен быть более 0,1.
3. Коэффициент маневренности собственных средств Км Км=. Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть, вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Рекомендуемое значение — 0,5 и выше. [35]
Анализ вероятности банкротства
Полученная в результате финансового анализа система показателей позволяет выявить недостатки в финансово-хозяйственной деятельности организации, охарактеризовать финансовую устойчивость.
При этом одни показатели могут находиться в критической зоне, а другие быть вполне удовлетворительными. Сделать однозначный вывод о том, что организация будет несостоятельной в ближайшее время или, наоборот, будет развиваться, на основе такого анализа весьма трудно. Выводы о вероятности несостоятельности (банкротстве) можно делать на основе сопоставления показателей данной и аналогичных организаций, обанкротившихся или избежавших банкротства. Однако в России найти в каждом случае подходящий аналог для сравнения весьма затруднительно, а часто и невозможно. Надежность выводов о возможности банкротства существенно повышается, если дополнить финансовый анализ прогнозированием вероятности банкротства организации с использованием методов многофакторного стохастического анализа. [34]
Первые попытки анализа деятельности фирм-банкротов были предприняты в 30-е годы 20 века, в наиболее законченном виде методика и техника прогнозирования банкротства представлена в работах Эдварда Альтмана и Уильяма Бивера.
Одной из первых попыток использовать аналитические коэффициенты для прогнозирования банкротства считается работа У. Бивера. По его мнению, ценность бухгалтерской отчетности определяется исключительно ее способностью обеспечить предсказуемость возможного банкротства.
В 1930-е годы У. Бивер проанализировал деятельность за пятилетний период группы компаний, половина из которых обанкротилась.
Модель, разработанная У. Бивером, позволяет оценить финансовое состояние компании с точки зрения ее возможного будущего банкротства.
Рассмотрим систему показателей Уильяма Бивера для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства, которая представлена в таблице 3. [16]
Таблица 3
Модель оценки вероятности банкротства У. Бивера
Модель анализа вероятности банкротства, которая получила наибольшее распространение, является модель прогнозирования банкротства профессора Нью-Йоркского университета Эдварда Альтмана.
В западной практике широко используется пятифакторная модель прогнозирования банкротства, предложенная Э. Альтманом в 1968 г. на
основе исследования финансовых коэффициентов с помощью аппарата дискриминантного анализа:
Z = 1,2К1 + 1,4 К2 + 3,3 К3 + 0,6 К4 + 1,0 К5, где К1 — собственный оборотный капитал / сумма активов;
К2 — нераспределенная (реинвестированная) прибыль / сумма активов;
К3 — прибыль до уплаты процентов / сумма активов;
К4 — рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;
К5 — объем продаж (выручка) / сумма активов.[40]
После расчета показателя Z определяется вероятность банкротства на основании таблицы 4.
Таблица 4
Уровень угрозы банкротства предприятия по Э. Альтману
Значение Z
Вероятность банкротства
Менее 1,81
Очень высокая
От 1,81 до 2,7
Высокая
От 2,7 до 2,99
Вероятность невелика
Более 2,99
Вероятность ничтожна, очень низкая
Расчет и оценка чистых активов
Под чистыми активами понимается стоимость имущества организации, приобретённого за счёт собственных (незаёмных) источников - уставного капитала, прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, фондов, образованных за счёт прибыли, и др. фондов, созданных в соответствии с законодательством. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, на который могут рассчитывать кредиторы при возврате задолженностей, определяется как раз величиной чистых активов.
Методика оценки чистых активов акционерного общества утверждена совместным приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003г. №10н/03-6/пз. В приказе дано понятие стоимости чистых активов.
Под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
• внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса;
• оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса, за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
• долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
• краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
• кредиторская задолженность;
• задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
• резервы предстоящих расходов;
• прочие краткосрочные обязательства. [10]
Выведем формулу для расчета чистых активов:
Стоимость чистых активов = (Раздел I + Раздел II) -(Раздел IV + Раздел V-Доходы будущих периодов).