Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономический анализ. Организация и методы.

  • 👀 482 просмотра
  • 📌 448 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Экономический анализ. Организация и методы.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономический анализ. Организация и методы.» doc
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» 1.1. Предмет, цели и задачи экономического анализа Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Термин "анализ" происходит от греческого слова "аnаlуzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком смысле представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методами исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому исследованию экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где, то и другое должна заменить сила абстракции. Экономический анализ - прикладная наука. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний. В широком смысле экономический анализ - это метод исследования экономических процессов и явлений, метод познания закономерностей их развития, основанный на расчленении целого на составные части, и изучение их во всем многообразии связей и взаимозависимостей. Экономический анализ изучает процессы расширенного воспроизводства происходящие на макро- и микроуровне. Экономический анализ на макроуровне исследует народно-хозяйственные процессы, а на микроуровне - экономический анализ исследует деятельность предприятий, объединений и их структурных единиц. Содержание экономического анализа как научной дисциплины определяется теми задачами на решение которых он направлен. Основными задачами экономического анализа являются: • выявление закономерностей и тенденций развития экономических явлений и процессов; • научное обоснование текущих и перспективных планов; • объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений; • поиск резервов повышения эффективности производства; • контроль за использованием производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления с точки зрения их влияния на общую эффективность и качество работы; • разработка мероприятий по улучшению использования ресурсов и ликвидации негативных явлений; • подготовка материалов для принятия управленческих решений. Таким образом, экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достиг­нутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффектив­ности производства и разработкой мероприятий по их использованию. Предметом науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук. Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Познание причинно-следственных связей в хозяйст­венной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффектив­ности производства, обосновать планы и управленческие решения. Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности, можно очень быстро просчитать, как изменятся ос­новные результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения, рассчитать, как изменится сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимость еди­ницы продукции при изменении любой производственной ситуации. Объектом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятия и конечные производственно-финансовые результаты этой деятельности. 1.3. Связь экономического анализа с другими науками Экономический анализ очень тесно связан с рядом экономических и неэкономических дисциплин. В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, нужно выделить экономическую теорию. Взаимосвязь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет двойственный характер. Экономический анализ тесно связан также с финансированием и кредитованием предприятий. Анализ и статистика. Среди наук не экономического направления в первую очередь нужно выделить математические и технологические. Таким образом, экономический анализ является синтезированной наукой, которая сформировалась путем интеграции целого ряда наук. В свою очередь результаты анализа используются другими науками при изучении тех или иных сторон хозяйственной деятельности. 2.1. Организация аналитической работы В отличие от планирования, бухгалтерского учета методика и организация экономического анализа централизованно не регламентируются, поэтому экономический анализ во многих своих положениях индивидуален на каждом предприятии. Организация аналитической работы может быть: • централизованной; • децентрализованной. Централизованная форма предполагает наличие в аппарате управления специализированного звена, выполняющего функции экономического анализа. При децентрализованной форме - функции экономического анализа распределяются между действующими функциональными отделами и службами предприятия. Анализ может осуществляться собственными силами при сравнительно большом аппарате управления или силами сторонних организаций. В ряде случаев экономический анализ может производиться в плановом или инициативном порядке. Инициатива проведения анализа обычно исходит от руководителя. В любом случае нужен конкретный заказчик для проведения экономического анализа. В необходимых случаях издается распоряжение, где следует отразить основные и конечные результаты, которые должны быть достигнуты, рабочий план анализа, указать руководителя группы, утвердить состав группы. Последовательность проведения экономического анализа: 1. Подготовительный этап (составление программы работ): • Обоснование цели анализа. • Определение периодичности деятельности, подлежащей аналитическому исследованию. • Выделение перечня изучаемых вопросов. • Установление методов и приемов анализа тех или иных показателей. • Подбор имеющейся информации. • Привлечение дополнительных источников данных. • Проверка достоверности данных. • Разработка календарного плана. • Распределение работ по исполнителям. 2. Непосредственный анализ или собственно аналитический этап (аналитическая обработка информации): • Выбор и расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия. • Вертикальный и горизонтальный анализ (сравнение показателей, выявление причин, влияющих на отклонение). • Факторный анализ (выявление взаимосвязей и взаимозависимостей). 3. Заключительный этап (обобщение результатов и выдача рекомендаций): • Разработка вывода по результатам анализа. • Расчет эффективности рекомендаций и предложений. • Контроль за выполнением рекомендаций. 2.2. Документальное оформление результатов анализа Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Это может быть объяснительная записка, пояснительная записка, справка, акт, заключение. Объяснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или пояснительной записки. Заключение или акт пишутся, когда анализ проводится вышестоящими органами управления или сторонними организациями. Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме оформления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц, графиков, диаграмм и не содержит объяснительного текста. Аналитические таблицы, графики, диаграммы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц и графиков могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми для использования. 2.3. Информационное обеспечение экономического анализа Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действенности экономического анализа. Экономическая информация — это информация о процессах про­изводства, распределения, обмена и потребления благ. Содержание эконо­мической информации может классифицироваться по: а) процес­сам воспроизводства: например, информация о производстве, об­мене, об отдельных процессах на предприятии; б) факторам вос­производства: например, по видам ресурсов, продукции и услуг, видам денежных средств; в) отображаемым структурным едини­цам: например, экономическим районам, предприятиям и организа­циям, по их структурным подразделениям и отдельным подсисте­мам. По назначению в процессе управления экономическая информа­ция делится на управляющую и осведомляющую. Назначение управляющей информации — доведение до исполнителей подле­жащих выполнению решений. Назначение осведомляющей инфор­мации — реализация обратной связи в системе управления. Все источники данных для экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, опера­тивные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нор­мативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др. Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования. Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей. Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований. С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм. К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. Конкретно в их число входят следующие документы: 1. Официальные документы, которыми обязано пользоваться хозяйство в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства. 2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации. 3. Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов. 4. Материалы приобретенные из разных источников средств массовой информации (радио, телевидение, газеты и т.д.). 5. Техническая и технологическая документация. 6. Материалы специальных исследований и наблюдений состояния производства (хронометраж, фотография, опрос и т.п.). 7. Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий. В управлении различные функции связываются потоками информации, которые характеризуются направлением, составом, интенсивностью, вре­менным режимом. По направлению различаются горизонтальные потоки информации, связывающие органы управления одного уров­ня, и вертикальные — восходящие и нисходящие, — связывающие разные уровни управления. В хозяйствующей системе выделяют внешние и внутренние потоки информации. Единицей экономической информации является экономический показатель - характеристика свойств отображаемых объектов, явлений, процесса или их результата. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты аналитического исследования. Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация. По содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др. Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть калорийность каменного угля, влажность торфа, жирность молока, урожайность культур и т.д. Показатели, используемые в экономическом анализе, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые из них применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество произведенной продукции за единицу рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Определяются они в процентах или коэффициентах. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Стоимостные показатели показывают величину сложных явлений в денежном измерении. При изучении причинно-следственных отношений показатели делятся на факторные и результативные. Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными. По способу формирования различают показатели: нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, хозрасчетные задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия. Под информационным обеспечением экономического анализа понимается система данных и способов их обработки, позволяющих изучать реальное состояние управляемого объекта, измерять влияние факторов, а также выявлять возможность осуществления управляющих воздействий. Проверка исходных данных - необходимый момент анализа, т. к. от достоверности и объективности первичной информации зависит качество и обоснованность выводов. Различают техническую проверку, проверку доброкачественности и встречную проверку. Техническая проверка включает: • правильность оформления документации (сроки, наличие необходимых реквизитов, соблюдение инструкций по заполнению таблиц); • правильность арифметических расчетов; • согласованность повторяющихся и производных показателей; • правильность статей баланса и расчетов по платежам и т.п.. При проверке доброкачественности материала выясняется объективность отражения производственных процессов и хозяйственных явлений. Проверке подвергаются методики расчета показателей, сопоставимость. Встречная проверка проводится для наиболее важных показателей, отраженных в отчетности (например, сумма прибыли, направленной в образованные фонды, должна равняться сумме прибыли, остающейся в распоряжении фирмы). Предварительная обработка информации для анализа: Пересчет абсолютных показателей в относительные величины (%, коэффициенты). Сводка и группировка показателей. Расчет средних величин. Систематизация и обобщение данных (представление информации в удобной, наглядной, обозримой форме. Обычно используются различного рода аналитические таблицы, графики, диаграммы, схемы). Глава 3 Основные приемы и методы экономического анализа Экономический анализ осуществляется с помощью ряда приемов. Руководитель должен ориентироваться во всем многообразии приемов и в сферах наиболее рационального их использования. Все приемы экономического анализа можно разделить на три большие группы: 1 группа. Логические. 2 группа. Математические. 3 группа. Эвристические (психологические). 3.1. Логические приемы и методы анализа Логические приемы анализа отличаются относительной простотой и не связаны с применением сложного вычислительного аппарата. В число основных, традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить использование: абсолютных и относительных величин, применения сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода и т.д. 1. Экономические явления, которые подлежат аналитическому исследованию имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма произведенных затрат, сумма прибыли, численность и т.д.). Кроме абсолютных показателей, получаемых непосредственно в результате сводки статистических данных, применяют расчетные абсолютные величины - абсолютные показатели, получаемые расчетным путем: Остаток = остаток + поступление – выбытие. на конец года на начало года В анализе абсолютные величины в большей мере используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100). В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности. Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет, Относительная величина выполнения плана - это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах. Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными, и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом - каждый следующий год относится к предыдущему. Показатель структуры - это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади, удельный вес рабочих в общем количестве работников предприятия. Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин и т.д. Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явлений в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д. Относительные величины эффективности - это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д. 2. Не менее важную роль играют в процессе экономического анализа средние величины. Средние величины используются для обобщенной характеристики качественно-однородных экономических явлений. Устанавливают общие типичные черты для совокупности. В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные виды средних: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.: а) средняя арифметическая простая: , где xi - значения признаков; n - общее число наблюдений; б) средняя арифметическая взвешенная: , где ni - частоты; в) средняя геометрическая: ; г) средняя хронологическая:; д) средняя гармоническая: . 3. Широкое применение в анализе находит группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д. 4. Центральное место в группе логических приемов занимает прием сравнения, сущность которого состоит в оценке и анализе исследуемого объекта, процесса, явления через аналогичные объекты. Задача аналитика состоит в том, чтобы свести погрешность приема сравнения к минимуму. При проведении анализа с использованием этого приема необходимо выбрать базу сравнения и обеспечить сопоставимость сравниваемых объектов и отражающих их показателей. Базой для сравнения выступают: а) плановые показатели; б) показатели предшествующих периодов; в) показатели, которые должны быть достигнуты предприятием согласно проекту нового строительства, реконструкции, расширения и т. д.; г)показатели родственных организаций; д) показатели зарубежных фирм аналогичного профиля; е) теоретические показатели, рассчитанные по оптимизационным моделям; ж) нормативные показатели и др. Выбор базы (баз) для сравнения зависит от цели и задач анализа. В некоторых случаях она задается самим руководителем, либо согласовывается с ним, если речь идет о базах, информация о которых отсутствует или требуются большие затраты на ее получение. При использовании приема сравнения важно обеспечить сопоставимость показателей. Различают два вида сопоставимости: а) реальную; б) формальную. Реальная сопоставимость показателей возникает при имеющихся различиях в содержании объекта, таких, которые требуют устранения до начала или в ходе сравнения (например: в масштабах производства, в объемах выпуска отдельных видов продукции; географических и климатических условиях). Формальная сопоставимость носит формальный характер и связана с необходимостью учета различий в методике определения отдельных показателей, учета числа рабочих дней и т. п. 5. Прием детализации. Суть этого приема заключается в разложении сложных экономических показателей на менее сложные величины. Показатели могут быть детализированы при анализе по временному признаку, по месту возникновения хозяйственных явлений, по сферам ответственности. Например: показатель «себестоимости товарной продукции предприятия» подается следующей детализации: а) по видам: себестоимость продукции работ, услуг, входящих в состав товарной продукции; б) по сферам производства и обращения: производство, снабжение и реализация; в) по отдельным видам затрат: по элементам затрат и по отдельным статьям калькуляции. Детализация по времени (по хронологическим периодам - месяцам, дням, часам и т. д.) позволяет определить тенденции развития, динамику и ритмичность хозяйственной деятельности. Детализация по месту возникновения хозяйственного явления (цех, служба, отдел, рабочее место), направлена на определение значения и вклада отдельного подразделения предприятия в обобщающие результаты его деятельности. Количественное значение обобщающего показателя зависит от влияния многих факторов, действующих одновременно, разнонаправленно и с различной силой. Эта зависимость может иметь характер: а) вероятностный, при которой влияние одной величины (случайной) на изменение другой величины (случайной и неслучайной) может иметь возможный (вероятностный) характер. Например, зависимость выработки продукции в единицу времени в расчете на одного работающего от его квалификации, стажа работы, возраста. б) детерминированный, означающий, что зависимость обобщающего показателя от фактора однозначна: каждому значению фактора-аргумента соответствует одно единственное значение обобщающего показателя. В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей. 1. Аддитивные модели. Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей (например, сумма затрат предприятия по экономическим элементам на изготовление и реализацию продукции образует ее полную себестоимость). 2. Мультипликативные модели. . Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов (например, зависимость фонда заработной платы предприятия от среднесписочной численности работающих и их среднегодовой зарплаты). 3. Кратные модели. . Они применяются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого (например, зависимость фондоотдачи основных фондов от выпуска продукции и среднегодовой стоимости основных фондов). 4. Смешанные (комбинированные) модели - это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей: ( например, показатель рентабельности производства, который представляет собой отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств) Глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании ве­личины результативных показателей позволяет классификация факторов. Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от их общих признаков. Факторы, которые исследуются в анализе, могут быть классифи­цированы по разным признакам. С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности они делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и пе­ременные, экстенсивные и интенсивные. 6. Прием элиминирования. Практически любой показатель деятельности предприятия зависти от большого числа факторов и причин, однако изучать влияние этих факторов можно раздельно, выделив каждый фактор и отдельно измерив его влияние. Сделать это позволяет прием элиминирования. Элиминировать - это значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя кроме, одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сна­чала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фак­тора на величину исследуемого показателя в отдельности. Данный прием может быть представлен в нескольких вариантах. Например: 6.1. Метод цепных подстановок. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изме­нение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Правило: строгая последовательность в учете влияния факторов – в первую очередь вычисляется влияние количественных показателей, а затем качественных. Схема цепных подстановок. Исходная модель: У = , где У- результирующий показатель; a, b, c - факторные показатели. У0 = ; У1 = ; (a) = (a1 - a0) b0 с0 ; (b) = a1 (b1 - b0) с0 ; (c) = a1 b1 (с1 - с0). = У1 – У0 = (a) + (b) +(c). 6.2. Метод расчетных систем показателей (модификация метода цепных подстановок). Пример: Пусть в бригаде каменщиков число рабочих увеличилось с 20 человек до 25 человек. Количество смен на 1 рабочего с 20 до 22. Средняя выработка за смену с 2 до 2.4 м. куб. кирпичной кладки. Объем кирпичной кладки увеличился с 800 до 1320 м. куб., то есть на 520 м. куб. Определить на сколько увеличился объем СМР за счет влияния отдельных факторов. Q - объем кирпичной кладки - результативный показатель. Факторы: • изменение числа рабочих (а); • изменение количества смен на одного рабочего (в); • изменение средней выработки за смену (с); Построим исходную модель. Q= а в с . Расчетная система Q0  Qа  Qв  Q1, Qa Qв Qс где Q0, Q1 - объем кирпичной кладки в отчетный и базисный периоды ; Qа, Qв - расчетные значения объема кирпичной кладки при влияния соответствующих факторов. Определяются умножением предшествующего значения на индекс соответствующего фактора. Qa, Qв, Qс – изменение объема за счет изменения соответствующего фактора. Определяются вычитанием из последующего значения объема предыдущего значения. Q0 = 800 ; Q1 = 1320. Qа = Q0 Iа = 800 25 / 20 = 1000; Qв = Qа Iв = 1000 22 / 20 = 1100; Qc = Qв Ic = 1100 2,4 / 2 = 1320 = Q1 . Q0  Qа  Qв  Q1 800 1000 1100 1320 Qa Qв Qс 200 100 220 Qa = Qа - Q0 = 1000 – 800 = 200 ; Qв = Qв – Qа = 1100 – 1000 = 100; Qс = Q1 - Qв = 1320 – 1100 = 220; Q = Q1 - Q2 = Qa + Qв + Qc = 200 + 100 + 220 = 520. Вывод: Объем кирпичной кладки изменился в целом на 520 м3., За счет роста числа рабочих объем увеличился на 200 м3., за счет увеличения количества смен - на 100 м3., за счет увеличения среднесменной выработки - на 220 м. куб. 7. Индексный метод. Пример: Как влияют на выполнение плана по объему продукции 2 фактора: а) изменение количества выпускаемых изделий (q0, q1); б) изменение цен (р0, р1). Если плановый и фактический объем продукции выразить соответственно как q0 p0 = Q0 и q1 p1 = Q1, то индекс выполнения плана по объему продукции Iq,p =  q1 p1 /  q0 p0. В абсолютном выражении общее изменение исчисляется как:  =  q1 p1 -  q0 p0. Это выражение можно разложить на следующие составляющие:  = ( q1 p0 -  q0 p0 ) + ( q1 p1 - q1 p0). изменение изменение количества цен Агрегатный индекс физического объема показывает изменение объема за счет изменения фактора количества изделий: Iq =  q1 p0 /  q0 p0 . Агрегатный индекс цен показывает изменение объема за счет изменения фактора цен: Ip =  q1 p1 /  q1 p0 . 8. Балансовый метод. Балансовый способ служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Покажем применение балансового метода на примере товарного (сырьевого) баланса, который составляется на предприятиях почти всех отраслей народного хозяйства. Формула товарного баланса: - запас товара на начало отчетного периода; - поступление товара; - реализация товара; - прочее выбытие товара (естественная убыль, уценка и др.); - запас товара на конец отчетного периода; Каждую из обозначенных выше величин можно представить как алгебраическую сумму всех остальных: запас товаров на начало отчетного периода: =++-; поступление товаров: =++-; реализация товаров: =+--; прочее выбытие: =+--; запас товаров на конец отчетного периода: = +--. 9. Графический метод. Основан на принципе графического изображения на плоскости тех или иных зависимостей. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Основные формы графиков, которые используются в анализе- это диаграммы(см. рис. 1-4). Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию различают диаграммы сравнения, структур­ные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д. Широко применяется графический метод для исследования производственных процессов, организационных структур, процессов программирования (см. рис.7). В математически формализованной системе анализа, планирования и управления особое место занимают сетевые графики. Основные элементы сетевого графика: событие, работа, ожидание, зависимость, раннее начало, позднее начало, раннее окончание, позднее окончание, продолжительность. 3.2. Экономико-математические методы (ЭММ) 3.2.1.Общая характеристика ЭММ Широкое использование математических методов является важным направлением совершенствования экономического анализа, повышает эффективность деятельности предприятий и их подразделений. Применение математических методов в экономическом анализе деятельности предприятия требует: • системного подхода к изучению экономики предприятий, учета всего множества существенных взаимосвязей между различными сторонами деятельности предприятия; • разработки комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику процессов и задач; • совершенствования системы экономической информации о работе предприятия; • наличия технических средств (ЭВМ и т. п.), осуществляющих хранение, обработку и передачу экономической информации в целях экономического анализа; • организации специального коллектива аналитиков, состоящего из экономистов-производственников, специалистов по экономико-математическому моделированию, математиков-вычислителей, программистов-операторов и т. д. По классификационному признаку оптимальности все ЭММ (задачи) подразделяются на две группы: оптимизационные и не оптимизационные. Если метод или задача позволяет искать решение по заданному критерию оптимальности, то этот метод относится к группе оптимизационных методов. В случае, когда поиск решения ведется без критерия оптимальности, соответствующий метод относится к группе не оптимизационных. По признаку получения точного решения все ЭММ делятся на точные и приближенные. Если алгоритм метода позволяет получить только единственное решение по заданному критерию оптимальности или без него, то данный метод относится к группе точных. Если метод не гарантирует получение единственного решения и решение задачи можно получить с любой степенью точности, то такие методы относятся к группе приближенных. 3.2.2.Экономико-математическое моделирование Математическое моделирование экономических явлений и процессов является важным инструментом экономического анализа. Оно дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Модель - условный образ объекта исследования, управления. В экономическом анализе используются главным образом математические модели, описывающие изучаемые явления или процесс с помощью уравнений, неравенств, функций и других математических средств. В основе построения многофакторных моделей лежат следующие критерии: • Критерии причинности. В соответствии с ним в модель следует включать лишь те факторы, которые являются причиной изменения анализируемого показателя. • Критерий относительной независимости факторов. Включенные в модель факторы должны иметь относительно самостоятельный характер, т.е. Необходимо, чтобы их изменения происходили почти независимо друг от друга. • Критерий комплексности. Модель должна включать все важнейшие факторы, определяющие то или иное явление. • Критерий идентичности. Модель должна в количественном и качественном отношении быть идентичной анализируемому показателю, т.е. необходимо, чтобы в результате ее упрощения всегда можно было преобразовать ее в данный показатель. 3.2.3. Методы математического программирования Математическое программирование объединяет многие методы решения задач подготовки оптимальных – наилучших по определенным критериям планов. В задачах необходимо отыскать максимум или минимум некоторой целевой функции при заданных условиях и ограничениях. Так, например, линейное программирование объединяет методы решения задач, которые описываются линейными уравнениями; нелинейное программирование объединяет методы решения задач, которые описываются нелинейными соотношениями. Пример: Пусть для изготовления любого из m видов продукции требуется n видов сырья, причем для производства i-го вида продукции требуется aij единиц сырья, запасы которого равны Аj. При реализации i -го вида продукции предприятие получает прибыль Pi. Составить план выпуска продукции, при котором предприятие получит максимальную прибыль. Виды продукции Вид сырья Прибыль 1 j n Х1 а11 a1j a1n P1 Хi Ai1 Aij Ain Pi Хm Am1 Amj Amn Pm Запас на складе A1 Aj An 1, j, n- виды материальных ресурсов ; xi - объем продукции i-го вида; Рi – прибыль за единицу выпущенной продукции i- го вида; Aj - запасы сырья j-го вида на складе; aij - расход сырья j-го вида для производства i-го вида продукции. Целевая функция имеет вид: При следующих условиях и ограничениях: 1)условие не отрицательности xi 0; 2)ограничение по запасам сырья на складе . 3.2.4. Корреляционно- регрессионный анализ В экономических исследованиях чаще встречаются стохастические зависимости, ко­торые отличаются приблизительностью, не­определенностью. Каждой ве­личине факторного показателя (аргумента) может соответствовать несколько значений результативного показателя (функции). Установить наличие связи между такими показателями, оценить ее тесноту, установить вид зависимости позволяет корреляционно-регрессионный анализ. Отличают парную и множественную корреляцию. Парная корреляция - это связь между двумя показателями, один из которых является факторным, а другой - результативным. Множественная корреляция возникает от взаимодействия не­скольких факторов с результативным показателем. Парная корреляция. Анализ состоит из следующих этапов: 1. Построение поля корреляции. 2. Построение эмпирической линии регрессии. 3. Установление вида зависимости и построение теоретической линии регрессии. В общем виде зависимость результирующего показателя от факторного показателя может быть представлена как: Y = f (x) Если предположить, что имеет место линейный вид зависимости: Y = abx, где a, b - коэффициенты регрессии, то для построения теоретической линии регрессии необходимо рассчитать эти коэффициенты по следующим формулам. ; . 4. Установление тесноты связи (по коэффициенту корреляции). Чем ближе значение rxy к границам, тем связь теснее. Знак при коэффициенте корреляции: ’’-’’ - свидетельствует об обратной связи между показателями, т.е. при увеличении значения X уменьшается значение Y; ’’+’’- свидетельствует о прямой связи между показателями, т.е. при увеличении значения X увеличивается значение Y. 5. Количественная оценка влияния факторов. Коэффициент регрессии при X показывает на сколько изменится Y при изменении X на единицу измерения. Множественная корреляция. Результирующий показатель зависит от ряда факторных показателей: Y = f (x1,x2, ... , xn), где Y – результативный показатель; x1, x2, ..., xn - признаки-факторы. Уравнение множественной регрессии: У = a0 + a1x1 + a2x2 + a ix i +a nx n, где a1 ... an - коэффициенты множественной регрессии. Коэффициенты регрессии при х1 ... хn показывают как изменится результирующий показатель, если соответствующий фактор изменится на единицу измерения. Свободный член а0 характеризует влияние неучтенных факторов на результирующий показатель. Совокупный коэффициент корреляции учитывает влияние одновременно нескольких факторов-аргументов и характеризует тесноту связи между функциональным и факторными признаками. Коэффициент множественной детерминации (R2) - показывает какая часть вариации результирующего признака осуществляется за счет вариации линейной комбинации факторов-аргументов. Например: R = 0,968, R2 = 0,937. Это означает, что на 93,7 % вариация результирующего признака зависит от вариации выбранных факторов-признаков. 3.2.5.Комплексная оценка По совокупности показателей рассчитывается один показатель, по которому можно производить оценочное сравнение. Например, имеется следующий перечень показателей: 1. Прибыль. 2. Уровень рентабельности. 3. Объем реализации продукции. 4. Численность. 5. Экономия фонда заработной платы. 6. Себестоимость, и т. д. Обозначим через Aij - элементы таблицы показателей, где i - номер показателя; j - номер объекта, подразделения, цеха, строительной организации. Матрица A является исходной для расчета показателей комплексной оценки. A11 A12 ... ... A1j A21 ... ... ... ... A = ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... Ai1 ... ... ... Aij Расчет комплексной оценки может быть осуществлен несколькими методами: а)Метод сумм. Рассчитывается показатель: , где n - число показателей; Rj - значения показателей в комплексной оценке. Данные показатели ранжируя в порядке убывания или возрастания определяют место объекта. Помнить, что все показатели должны иметь одинаковую направленность (либо возрастать, либо убывать). Например: прибыль возрастает и себестоимость возрастает - это противоречивая оценка, поэтому нужно брать либо экономию себестоимости либо показатель - 1/Сб. б)Метод бальной оценки. Значения комплексной оценки рассчитываются как сумма мест по определенным показателям. Составляется таблица баллов. Рассчитывается показатель: , где n - число показателей; Bij - место j - го объекта по i - му показателю. Rj - значения показателей в комплексной оценке. в)Метод расстояний. Пользуясь этим методом исходя из того, что показатель комплексной оценки должен учитывать не только абсолютные значения сравниваемых показателей, но и их близость к наилучшим оценкам. 3.3. Эвристические (психологические) приемы и методы В основе эвристических методов лежит эвристика - наука о творческом мышлении. Эти методы основаны на имеющемся профессиональном опыте и интуиции специалистов. В практике экономического анализа используются следующие эвристические приемы: • прием аналогий ( решение проблемы находят по аналогии с ранее решенной); • прием инверсии («наоборот»); • метод эмпатии (отождествление себя с анализируемым объектом или явлением); • прием идеализации (исследование с позиции получения идеального решения). Используются разного рода активаторы творческого мышления. Активаторы: • Правило «24-х», т. е. 24 часа в сутки необходимо думать о цели и решении проблемы. • Правило «25-ти», для решения задачи требуется выдвинуть не менее 25 идей. • Правило «26-ти» (количество букв английского алфавита). Исходят из принципа подсказки: подумай, какое слово повлияет на решение проблемы. Пользуясь этим правилом можно листать словари (метод наводящих слов) и с его помощью бомбардировать мозг. На базе этих активаторов основан мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод коллективного блокнота, морфологический анализ и т. д. Мозговой штурм. Метод интенсивного генерирования новых идей группой специалистов путем творческого сотрудничества при личном контакте специалистов. Продолжительность каждого заседания не более 45 мин., длительность генерирования 1-2 мин., не допускается на первом этапе критика вносимых предложений. Синектический метод предполагает при генерировании идей ис­пользование аналогий из других областей знаний и фантастики. Прием контрольных вопросов. Группе специалистов выдается вопросник с наводящими вопросами. Метод "Дельфы" предусматривает анонимный опрос специально подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анке­там с последующей статистической обработкой материала. После обобщения результатов опроса запрашивается мнение экспертов по спорным вопросам. В результате обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным. Прием коллективного блокнота. Всем выдаются блокноты с сутью проблемы и в течении месяца все всё туда записывают, затем блокноты обрабатываются и обсуждаются предложенные идеи и решения. Морфологический анализ. Анализ основан на комбинаторике (систематическом исследовании всех теоретически возможных вариантов, вытекающих из закономерности строения (морфологии)). Обычно используется морфологические матрицы, с помощью которых обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми ее элементами в рамках изучаемой проб­лемы. В левой ее части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой - всевозможные способы их осуществления. Морфологическая таблица: Параметры Значения параметров объекта 1 2 3 ... n А а1 a2 a3 ... an B b1 b2 b3 ... bn C c1 c2 D d1 d2 d3 ... dn Создают новый объект, который содержит перечисленные параметры, например - (a3,bn,c2,d3). Пример: Классификация летательных аппаратов. Методы экспертных оценок Сущность этого метода заключа­ется в организованном сборе суждений и предложений специалистов (экспертов) по рассматриваемому вопросу, с последующей обработ­кой полученных ответов и приведением их к виду, наиболее удобно­му для решения поставленной задачи. Основой метода является опрос: индивидуальный, коллектив­ный, очный, заочный. Ответы могут быть устными и письменными. Создается группа специалистов — организаторов опроса. Они определяют цель экспертизы, обосновывают ее объект, определяют этапы исследования, отбирают экспертов, проверяют их компетентность, проводят, опрос и согласование подученных оценок анализируют конечные результаты, экспертизы. Этапы: 1. Формирование группы экспертов. 2. Опрос экспертов. 3. Обработка данных опроса: • на достоверность, • на выявление окончательного результата. Возможны две задачи, исходя из условий. 1. Максимальная достоверность прогноза при приемлемом уровне затрат на экспертную группу. 2. Приемлемый уровень достоверности при минимальном уровне затрат. Требование к экспертам (качество эксперта): 1. Компетентность: • уровень образования; • коэффициент цитирования. 2. Способность к творческому мышлению; 3. Уровень конформизма; 4. Аналитичность и широта мышления; 5. Конструктивность мышления. При отборе специалистов используются различные методы: 1) анкетирование; 2) самооценка; 3) коллективная оценка. Глава 4 Типология видов экономического анализа 4.1. Виды экономического анализа Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам. По отраслевому признаку, который основывается на общест­венном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д. ), и межотраслевой, который является теорети­ческой и методологической основой экономического анализа во всех отраслях нацио­нальной экономики. Объективная необходимость отраслевого экономического анализа обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику, и как следствие - характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики экономического анализа с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики. Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа. По признаку времени экономический анализ подразделяется на предваритель­ный (перспективный) и последующий (ретроспективный, истори­ческий). Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управ­ленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозиро­вания будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны меж­ду собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать пер­спективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то по­следующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и тре­бует предварительной оценки обоснованности плановых пока­зателей. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оператив­ный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуацион­ный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недо­статки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуацион­ный) анализ приобретает особое значение. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчет­ный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечи­вается более полная оценка деятельности предприятия по исполь­зованию имеющихся возможностей. Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе произ­водства, но и комплексно обобщать достижения, результаты произ­водства за соответствующие периоды времени, разрабатывать меро­приятия, направленные на рост эффективности производства. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйствен­ный анализ изучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, не­достатки и на основе этого дать более объективную оценку эффек­тивности деятельности предприятия. Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природо­охранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управ­ляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо под­систем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют: технико-экономический анализ, которым занимаются техни­ческие службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия; финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия; аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнози­рования финансового состояния и финансовой устойчивости субъек­тов хозяйствования; социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствен­ной деятельности; экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона; экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и. затратами на экологию; маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. По методике изучения объектов анализ может быть сравнительным, диагностическим, маржинальным, факторным, экономико-математическим, экономико-статистическим функционально-стоимостным и т.д. При сравнительном анализе обычно ограничиваются срав­нением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятель­ности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий. Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей. Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, харак­терных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного произ­водства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана меро­приятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности рабо­тающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно уста­новить характер нарушений, не производя непосредственных изме­рений, т. е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств. Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С помощью экономико-математического анализа выби­рается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности произ­водства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, ко­торые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, экс­плуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации не­нужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д. По субъектам (пользователям анализа) различают внутрен­ний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосред­ственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на осно­вании финансовой и статистической отчетности органами хозяй­ственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплош­ной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов. По содержанию программы анализ может быть комплекс­ным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр. Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения. Глава 5 Хозяйственные резервы 5.1. Понятие, экономическая сущ­ность хозяйств-ых резервов и их классификация Слово "резерв" происходит или от фран­цузского "геsегvе", что в переводе на рус­ский язык означает "запас", или от латинско­го "геsегvеге"- "сберегать", "сохранять". В связи с этим в специальной литературе и практике экономического анализа термин "резервы" употреб­ляется в двояком значении. Во-первых, ре­зервами считаются запасы ресурсов (сырья, материалов, оборудования, топлива и т.д.), ко­торые необходимы для бесперебойной рабо­ты предприятия. Они создаются на случай дополнительной потребности в них. Во-вто­рых, резервами считаются возможности по­вышения эффективности производства. От­сюда следует, что резервы как запасы и как возможности повышения эффективности производства - это совсем разные понятия и отсутствие четкого разграничения между ними часто ведет к терминологической пута­нице. Чтобы избежать этого, в дальнейшем мы будем употреблять термин "резервные фонды" как запасы материальных ресурсов и термин "хозяйственные резервы, как возможности разви­тия производства относительно достигнутого уровня на основе использования достижений НТП. Экономическая сущность резервов увеличе­ния эффективности производства состоит в наиболее пол­ном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высоко­качественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции. Для лучшего понимания, более полного выявления и использо­вания хозяйственные резервы классифицируются по разным при­знакам. По пространственному признаку выделяют внутрихозяй­ственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы. К внутрихозяйственным принадлежат те резервы, которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом пред­приятии. Они связаны, в первую очередь, с ликвидацией потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабо­чего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня органи­зации и технологии производства, бесхозяйственности и т. д. Отраслевые резервы - это те, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли, например, выведение новых сортов культур, пород животных, разработка новых систем машин, новых технологий, улучшенных конструкций изделий и т. д. Поиск этих резервов является компетенцией отраслевых объединений, министерств, ассоциа­ций. Региональные резервы могут быть выявлены и использованы в пределах географического района (использование местного сырья и топлива, энергетических ресурсов, централизация вспомогательных производств независимо от их ведомственного подчинения и т. д. ) К общегосударственным резервам можно отнести ликвида­цию диспропорций в развитии разных отраслей производства, изме­нение форм собственности, системы управления национальной эко­номикой и т.д. Использование таких резервов возможно только путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне уп­равления. По признаку времени резервы делятся на неиспользованные, текущие и перспективные. Неиспользованные резервы - это упущенные возможности повышения эффективности производства относительно плана или достижений науки и передового опыта за прошедшие промежутки времени. Под текущими резервами понимают возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реали­зованы на протяжении ближайшего времени (месяца, квартала, года). Перспективные резервы рассчитаны обычно на долгое время. Их использование связано со значительными капитальными вложе­ниями, внедрением новейших достижений НТП, перестройкой произ­водства, сменой технологии производства, специализации и т. д. Как правило, текущие резервы должны быть комплектными, т.е. сбалансированными по всем трем моментам труда. Например, най­денный резерв увеличения производства продукции за счет расши­рения производственной мощности предприятия должен быть обес­печен резервами увеличения численности работников или ростом производительности труда, необходимы дополнительные запасы сырья, материалов т. д. Только при таком условии резервы могут быть освоены в текущем периоде. Если такой сбалансированности ресурсов нет, то резерв увеличения производства продукции за счет увеличения производственной мощности не может быть использован полностью. Часть его необходимо отнести к перспективным. Большое значение для организации поиска резервов имеет их группировка по стадиям жизненного цикла изделия. По этому признаку резервы бывают на стадиях предпроизводственной, произ­водственной, эксплуатации и утилизации изделия. На предпроизводственной стадии изучаются потребность в изделии, свойства, которыми оно обладает разрабатываются конструкция изделия технология его производства, проводится подготовка производства. Здесь могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т .д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции. И чем более полно они выявлены на этом этапе, тем более высокая эффективность этого изделия вообще. На производственной стадии происходит освоение новых изделий, новой технологии и затем осуществляется массовое производство продукции. На этом этапе величина резервов снижается за счет того, что уже проведены работы по созданию производственных мощностей, приобретению необходимого оборудования и инструментов, налаживанию производственного процесса. И коренное изменение этого процесса уже невозможно без больших потерь. Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделия выявляются и используются в качестве резервов те излишки потерь ресурсов, которые не затрагивают производственного процесса. Эти резервы связаны с улучшением организации труда, повышением его интенсивности, сокращением простоев оборудования, экономией и рациональным использованием сырья и материалов. Эксплуатационная стадия делится на гарантийный период, когда исполнитель обязан ликвидировать выявленные потребителем неполадки, и послегарантийный период. На стадии эксплуатации объекта резервы более производительного его использования и снижения затрат (экономия электроэнергии, топлива, запасных частей и т. д. ) зависят главным образом от качества выполненных работ на первых двух стадиях. Значит, чтобы получить больший эффект, необходимо проводить поиск резервов беспрерывно и систематически на всех стадиях жизненного цикла изделия и особенно на первых более ранних его стадиях, где скрыты наиболее существенные резервы. По стадиям процесса воспроизводства резервы бывают в сфере производства и в сфере обращения. Основные резервы находятся как правило, в сфере производства, но много их есть и в сфере обращения (предотвращение разных потерь продукции на пути от производителя к потребителю, а также уменьшение затрат, которые связаны с хранением перевозкой, продажей готовой продукции и приобретением производственных запасов). Важное значение в экономическом анализе имеет группировка резервов по видам ресурсов Отдельно рассматривают резервы которые связаны с наиболее полным и эффективным использованием земельных угодий, основных средств производства предметов труда и трудовых ресурсов. Такая классификация резервов необходима для сбалансированности их по всем видам ресурсов Например, выявлен резерв увеличения выпуска продукции за счет более эффективного использования трудовых ресурсов. Но чтобы их освоить, необходимо в том же размере выявить резервы увеличения производства продукции за счет лучшего использования средств труда и предметов труда. Если же по какому либо ресурсу резервов не хватает, то в расчет принимается наименьшая величина резервов, выявленная по одному из них. По характеру воздействия на результаты производства резервы делятся на экстенсивные и интенсивные. К резервам экс­тенсивного характера относятся те, которые связаны с использованием в производстве дополнительных ресурсов (материальных, трудовых, земельных и др.). Резервами интенсивного типа считаются те, которые связаны с наиболее полным и рациональным использованием имеющегося производственного потенциала. С ускорением НТП ослабевает роль резервов, связанных с экстенсивными факторами роста, и усиливается поиск резервов интенсификации производства. Довольно тесно с предыдущей классификацией связана группи­ровка резервов по уровню затратоемкости их освоения. Здесь можно выделить три группы резервов. Наименьших затрат требует освоение резервов за счет сокращения потерь сырья и готовой продукции. Использование резервов второй группы требует значительных затрат, потому что они связаны с внедрением достижений науки и передовой практики без проведения коренной реконструкции производства. Третья группа резервов связана с реконструкцией и техническим перевооружением производства в связи с использованием новейших достижений НТП. Для освоения таких резервов нужны большие затраты. По способам выявления резервы делятся на явные и скрытые. К явным относятся резервы которые легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности. Они в свою очередь могут быть безусловными и условными. К безусловным относятся резервы, связанные с недопущением безусловных потерь сырья и рабочего времени и отраженные в отчетности. Это недостача и порча продукции и материалов на складах, производственный брак потери от списания долгов, выплаченные штрафы и др. Такие потери являются результатом бесхозяйственности, расточительства, невыполнения обязательств по договорам, а временами и воровства. Чтобы предотвратить такие потери, необходимо навести порядок в хра­нении и перевозке материальных ценностей, организовать дейст­венный учет и контроль, обеспечить выполнение обязательств перед покупателями и поставщиками, строго выполнять финансовую и рас­четную дисциплину и т.д. К условным потерям относятся перерасходы всех видов ресур­сов по сравнению с действующими нормами на предприятии. Услов­ными они считаются потому, что нормы, которые служат базой срав­нения, не всегда оптимальны. Если нормы затрат ресурсов на едини­цу продукции увеличить, то перерасход ресурсов уменьшится или вместо перерасхода может быть экономия и, наоборот, если норму понизить, то возрастет перерасход средств. К скрытым резервам относятся те, которые связаны с внедре­нием достижений НТП и передового опыта и которые не были пре­дусмотрены планом. Важным признаком при классификации резервов является время их возникновения. Поэтому признаку их можно разделить на резервы, не учтенные при разработке планов, и резервы, возникшие после утверждения плана. Первый вид резервов - это упу­щенные возможности повышения эффективности производства, существовавшие в момент разработки планов, но неучтенные, что является признаком недостаточной обоснованности и напряжен­ности планов. Другой вид резервов - это возможности, возникшие после разработки и утверждения планов. Наличие таких резервов связано с быстрыми темпами НТП, появлением новых решений, но­вых возможностей. Таким образом, классификация резервов позволяет более глубоко понять сущность и организовать их поиск комплексно и целенап­равленно.
«Экономический анализ. Организация и методы.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА
#Лекция

Предмет и метод экономической теории. Общественное производство и основные проблемы его организации. Экономические системы: типы и модели. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория фирмы, издержки производства. Рыночные структуры и поведение фирмы на рынке. Рынок факторов производства: рыночное равновесие и проблема эффективного использования ресурсов. Общее экономическое равновесие и благосостояние. Национальная экономика, основные показатели макроэкономического анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение, механизм макроэкономического равновесия. Макроэкономическая нестабильность, основные проблемы макроэкономики. Система государственного регулирования экономики. Налоговая политика и бюджет государства. Денежно-кредитная политика государства. Социальная политика государства. Экономический рост и развитие экономики. Международные экономические отношения. Переходная экономика и ее особенности в России.

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot