Справочник от Автор24
Экономика

Конспект лекции
«Экономические результаты деятельности организации»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономике / Экономические результаты деятельности организации

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Экономические результаты деятельности организации», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Экономические результаты деятельности организации». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Экономические результаты деятельности организации», текстовый формат

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Кафедра экономической теории и национальной экономики ЛЕКЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Форма обучения: очная Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А. Хабаровск 2020 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Показатели выпуска продукции. Товарная и валовая продукция организации 2. Реализованная продукция организации. Выручка 1. Показатели выпуска продукции. Товарная и валовая продукция организации Важнейшим производственным результатом деятельности организации является объем выпуска продукции определенного ассортимента и качества. Его величина зависит от производственных мощностей, наличия сырья, материалов, персонала, рынков сбыта и др. Объем выпускаемой продукции влияет на все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации: себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние. Объем производства продукции может выражаться в натуральных и стоимостных показателях. Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции в физических единицах. Номенклатура продукции – это перечень наименований изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции – разновидность этих изделий по видам, типам, сортам, размерам и т. п. в разрезе номенклатуры. Обобщающие показатели объема производства продукции выражаются в стоимостной оценке. В их числе товарная, валовая, реализованная, чистая, условно-чистая продукция, валовая выручка, валовой доход и другие показатели. Товарная продукция – это стоимость той части произведенной продукции, которая предназначена для реализации. В объем товарной продукции включаются стоимость: 2 − готовых изделий ГП; − полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных подразделений для реализации на сторону ПФст; − стоимость нестандартного оборудования и приспособлений своего производства, реализуемых на сторону; − стоимость услуг и работ по заказам со стороны Уст. ТП= ГП + ПФст + Уст В товарную продукцию не включается стоимость сырья, материалов, оплаченных заказчиком, однако если из этого сырья изготовлена для заказчика продукция, то в товарную продукцию включается стоимость переработки сырья. Товарная продукция в большинстве отраслей определяется без учета внутреннего оборота готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных организацией для собственных нужд. Внутренний оборот – это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими подразделениями организации в течение одного и того же периода времени. Планируется товарная продукция в действующих ценах, а по отчету рассчитывается как в действующих, так и в сопоставимых ценах (в постоянных ценах на определенную дату). Товарная продукция в действующих (текущих) ценах используется для • отчета об объеме выпуска в отчетном периоде • планирования объема производства на будущий период • анализа себестоимости продукции в отчетном периоде планирования себестоимости продукции в будущем периоде Товарная продукция в сопоставимых ценах (в постоянных ценах на определенную дату) • используется для отчета об объеме выпуска в отчетном периоде • анализа объема выпуска и темпов его роста в разные периоды анализа пропорций и структуры объема производства в разные периоды 3 Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности организации за определенный период времени (независимо от степени готовности продукции). Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец периода. Валовая продукция рассчитывается как сумма товарной продукции и стоимости остатков незавершенного производства на начало года за вычетом остатков незавершенного производства на конец года. ВП = ТП + (Нн - Нк) ВП = ГП + ПФ + Уст + (Нн - Нк) Незавершенное производство включает незаконченную производством продукцию, включая заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в виде запасов, а также продукцию, не сданную на склад готовых изделий. Незавершенное производство учитывается по себестоимости только в организациях с длительным производственным циклом и там, где незавершенное производство велико по объему и может резко изменяться во времени. Валовая продукция (ВП) рассчитывается также как разница между валовым оборотом (ВО) и внутренним оборотом (ВНО) ВП = ВО – ВНО Валовой оборот – это стоимость всего объема продукции, произведенной за определенный период всеми подразделениями организации, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри организации для дальнейшей переработки или была реализована на сторону. Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых ценах (в постоянных ценах на определенную дату). Валовая продукция используется для: • измерения объема производства в тех случаях, когда изделия имеют длительные производственные циклы изготовления; • определения динамики общего объема производства; 4 • определения динамики фондоотдачи и других показателей эффективности. 2. Реализованная продукция организации. Выручка от реализации Реализованная продукция в российской практике трактуется двояко: 1) стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде времени на рынок и подлежащей оплате потребителями (отгруженная продукция); 2) товарной продукция, которая поставлена заказчикам и оплачена ими, то есть стоимость продукции, отгруженной и оплаченной потребителями (при этом моментом реализации считается поступление денег на расчетный счет поставщика). По своему составу товарная и реализованная продукции одинаковы. Количественно они отличаются на величину изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец года. Объем реализованной продукции может быть рассчитан как сумма товарной продукции и остатков нереализованной продукции на начало года за вычетом остатков нереализованной продукции на конец года. РП = ТП + (Он - Ок) Если Он = Ок, то РП = ТП В остатки нереализованной продукции на начало года включаются: − готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк; − отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил; − отгруженные товары, не оплаченные в срок покупателем; − товары на ответственном хранении у покупателя. Остатки нереализованной продукции на конец года принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и отгруженным товарам, срок оплаты которых не наступил. 5 В зависимости от способа расчета реализованной продукции в бухгалтерском учете различают два варианта учетной политики: 1) определение прибыли до момента фактической оплаты продукции заказчиком, то есть по разности стоимости и себестоимости отгруженной продукции; 2) после оплаты заказчиком физически отгруженной продукции. Двойственная трактовка реализованной продукции объясняет существование двух методов расчета выручки от реализации продукции: 1) метода начислений, согласно которому выручка определяется по мере отгрузки товаров; 2) кассового метода, согласно которому выручка считается полученной, если она поступила на расчетный счет или в кассу организации. В отечественной практике в основном преобладает первый подход, основанный на использовании отгруженной продукции, что означает использование авансового метода уплаты налога на прибыль. Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, которые могут использовать кассовый метод. Выручка от реализации (В реал) – это сумма денежных средств, поступившая на счета организации в банке и в кассу, другие поступления в оплату реализованной продукции за данный период. Выручка от реализации зависит: 1) от цен товаров, работ и услуг; 2) от объема реализации продукции (товаров, работ, услуг). В реал= ∑𝒏𝒊=𝟏 𝑷𝒊 ∙ 𝑸𝒊 Все составные части реализованной продукции рассчитываются в действующих ценах реализации без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок, без экспортных тарифов. Остатки нереализованной продукции на начало года (Он) рассчитываются в действующих ценах предшествующего периода. Остатки нереализованной продукции на конец года (Ок) рассчитываются в действующих ценах расчетного периода. 6 Особое значение при составлении отчетов о прибыли и убытках играет показатель выручки-нетто от реализации товарной продукции, который считается как выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых, сбытовых скидов, экспортных тарифов и других аналогичных обязательных платежей. Организации также могут получать выручку от прочей реализации: − выбывшего имущества (например, изношенных основных фондов, оборотных средств); − нематериальных активов; − ценных бумаг, валюты и др. Выручка от реализации и выручка от прочей реализации в сумме дают валовую выручку. ВВ = Вреал + Впр. реал Валовая выручка – это сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг, материальных ценностей. Рассчитывается она в фактических ценах реализации. Используется для определения финансовых результатов реализации продукции. Рассмотренные стоимостные показатели объема выпуска продукции имеют общий недостаток: они определяются в ценах, включающих, наряду с вновь созданной стоимостью перенесенную стоимость (сырья, материалов, комплектующих и др.). Это приводит к повторному счету стоимости промежуточных продуктов. В организациях с более высокой материалоемкостью (металлоемкостью, энергоемкостью, топливоемкостью и т. п.) изделий формируются относительно более высокие цены, следовательно, более высокие объемы производства и реализации в стоимостном выражении. В результате, стоимостные показатели объемов производства и продажи искажают действительность, приукрашивая реальную картину производства. С целью устранения этого недостатка организации рассчитывают показатели чистой продукции, а также условно-чистой продукции, что позволяет 7 исключить повторный счет материальных затрат и учитывать только вновь созданную (добавленную) стоимость. Чистая продукция определяется вычитанием из валовой продукции материальных затрат и амортизационных отчислений, что в условиях рыночной экономики соответствует понятию валового дохода. Валовой доход – это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности организации. Рассчитывается он путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без НДС и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость (кроме затрат на оплату труда). Результат внереализационных операций = Внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки, курсовая разница и др.) – – Внереализационные расходы (штрафы, пени, неустойки, курсовая разница и др.) Таким образом, валовой доход отражает важнейший результат деятельности организации, представляющий собой сумму заработной платы и прибыли. 8

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Бухгалтерский учет и аудит

Экономический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Тема 2. Экономический анализ результатов финансовохозяйственной деятельности коммерческой организации Часть 2. Анализ показателей рентабельности. Вопр...

Инновационный менеджмент

Анализ результатов инновационной деятельности

Анализ результатов инновационной деятельности Виды эффектов инноваций и инновационной деятельности. Показатели результатов инновационной деятельности....

Экономика

Введение в экономическую профессию в области бухгалтерского учета, анализа и аудита

Экономические профессии в области бухгалтерского учета, анализа и аудита и экономическая безопасность Первая тема в данном модуле посвящена целям и за...

Банковское дело

Экономический анализ банковской деятельности

Министерство образования и науки РФ ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт экономики и финансов Кафедра банковского дела...

Автор лекции

Дарякин А. А.

Авторы

Бухгалтерский учет и аудит

Содержание, предмет, задачи и принципы экономического анализа

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ анализ Тема 1. Содержание, предмет, задачи и принципы экономического анализа Анализ – весьма емкое понятие, лежащее в основе всей практи...

Экономический анализ

Организация, информационное обеспечение и виды экономического анализа

Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Основы организации экономического анализа. Информационное обеспечение а...

Финансовый менеджмент

Доходы, расходы и прибыль предприятия

Для группы 7701э ФИК, староста Стальмакова Ю. Лекция 2 Глава 2. Доходы, расходы и прибыль предприятия 2.1. Экономическое содержание и классификация до...

Экономика предприятия

Теоретические основы экономики управления персоналом

1- Теоретические основы экономики управления персоналом Лекция 1. Теоретические основы формирования экономических и эффективных систем управления перс...

Менеджмент

Экономический механизм управления персоналом

Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ           Вопрос 1. Сущность и элементы организационно-экономического механизма управления персон...

Менеджмент

Основные понятия управления строительной организацией

УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Балашов А....

Смотреть все