Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задачи учебного курса состоят в ответе на следующие вопросы:
1. Что такое рыночная власть и существует ли она?
2. Каким образом продавцы добиваются рыночной власти и
удерживают её?
3. Рыночная власть – это хорошо или плохо? Когда хорошо, а когда
плохо?
Лекция 1. Экономические основы исследования рыночных структур
Вопросы:
1.1.
1.2.
1.3.
Факторы поведения фирмы на отраслевом рынке
Экономические границы отраслевых рынков
Факторы формирования рыночных структур
Задачи лекции:
1) Ознакомится с основной мотивацией поведения фирмы на рынке
2) Рассмотреть практическую взаимосвязь отрасли – фирмы – рынка
3) Изучить факторные основы формирования структуры отраслевых рынков
1.1.
Факторы поведения фирмы на отраслевом рынке
ФИРМА (от итал. firma – подпись) – это коммерческая организация,
осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных
благ и их продажи с целью получения прибыли.
первичная единица бизнеса
рыночный агент, который решает задачу товарного производства –
производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для
продажи
самостоятельный
экономический субъект
юридическая независимость (юридическое лицо со своим
расчетным счетом, зарегистрированное в органах государственного
управления),
организационная обособленность (формально никому не подчинена
– самостоятельно принимает и реализует хозяйственные решения),
производственная и финансовая свобода (самостоятельно решает,
что производить, где производить, как производить и каким образом
распределять полученный результат, по каким ценам),
маркетинговая индивидуальность (фирма обладает оригинальным,
юридически защищенным наименованием, товарными знаками
(брендами))
ключевая
экономике
функция
экономически
мотивированная
организация
в
покупает и комбинирует ресурсы с целью создания новых
ценностей: товаров и услуг
функционирование и развитие обеспечиваются за счет прибыли,
разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками
Конкурентная фирма функционирует в условиях близких к совершенной
конкуренции:
1) множество равноценных продавцов и покупателей;
2) однородность и делимость продаваемой продукции;
3) отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
4) высокая мобильность факторов производства;
5) равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
Поведение фирмы в зависимости от временного фактора
Различие периодов определяется не астрономическим временем, а
особенностями
отраслевого
производства:
капиталоемкостью,
длительностью производственного цикла, технологией и экономикой
строительства
В краткосрочном периоде
В долгосрочном периоде
(short-run – SR)
(long-run - LR)
Это период существования фирмы, Это период существования фирмы,
когда одни факторы производства когда все факторы производства
являются переменными, а другие являются переменными.
постоянными.
К постоянным
факторам Фирма может изменять условия
производства относится основные производства:
размеры
здании,
средства:
здания,
сооружения, количество машин и оборудования и
оборудование и т. д.
пр.
Неизменным остается количество Количество
фирм
в отрасли
фирм в отрасли (в течение этого изменяется, потому что фирмы могут
периода фирмы не уходят с рынка изменить
условия
производства
и не выходят на него).
и выйти на рынок (или уйти с него)
Фирма может иметь отрицательную Наименьшая прибыль фирмы может
прибыль, т.е. убыток.
быть нулевой
Эффект
изменения
пропорций Эффект
изменения
масштаба
факторов (ресурсов) производства
производства
Краткосрочный период, как правило, Долгосрочный – от полугода до
охватывает несколько месяцев
десятилетий
Поведение фирмы в зависимости от экономического фактора
Цель фирмы – максимизация прибыли. Прибыль (П) формируется как
разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):
П = TR – ТС → max
Доход (выручка) – это
денежный
реализованной продукции фирмы
эквивалент
произведенной
и
Общий доход (total revenue, TR)
денежная сумма, полученная фирмой от
реализации своей продукции
Средний доход (average revenue, доход в расчете на единицу продукции,
AR)
реализованной фирмой
Предельный доход (marginal прирост общего дохода в результате
revenue, MR)
увеличения выпуска продукции на
единицу
взаимосвязь дохода и выпуска фирмы
TR = P × Q
TR – общий доход
P – цена единицы продукции
Q – объем выпуска продукции
TR
TR
ATR = TR/Q = (P × Q)/Q = P
ATR – средний доход
Q
MR = ∆TR/∆Q = ∆(P × Q)/∆Q = P
MR – предельный доход
∆TR – изменение общего дохода
∆Q – изменение выпуска
Издержки фирмы – это денежное выражение затрат факторов производства,
необходимых для производства (выпуска) товаров и услуг
Постоянные издержки (fixed производственные
затраты,
которые
cost, FC)
в краткосрочном
периоде
остаются
неизменными вне зависимости от изменения
величины выпуска
затраты,
которые
Переменные
издержки производственные
(variable cost, VC)
в краткосрочном
периоде
меняются
в зависимости от изменения величины выпуска
Общие издержки
(total сумма постоянных и переменных затрат фирмы,
cost, ТС)
производящей определенный объем выпуска
в краткосрочном периоде.
Средние издержки (average затраты фирмы на единицу выпускаемой
cost, AC)
продукции
общих
затрат,
вызвано
Предельные
издержки увеличение
(marginal cost, MC)
приращением выпуска на одну единицу
взаимосвязь издержек и выпуска фирмы в краткосрочном периоде
TC – общие издержки
VC – переменные издержки
FC – постоянные издержки
MC – предельные издержки
ΔTC – изменение общих издержек
ΔQ – изменение выпуска
ΔVC – изменение переменных издержек
AC = VC/Q + FC/Q =AVC + AFC
AC – средние издержки
AVC – средние переменные издержки
AFC – средние постоянные издержки
взаимосвязь издержек и выпуска фирмы в долгосрочном периоде
для рационально действующей фирмы,
выбирающей оптимальный объем выпуска,
долгосрочные средние издержки всегда не
больше, чем краткосрочные средние
издержки,
ATC ≥ LATC (Qопт)
Qопт – оптимальный масштаб производства
Необходимо разделять анализ ситуации, складывающейся на рынке в целом,
и анализ состояния отдельной конкурентной фирмы:
1. попытка конкурентной фирмы поднять цену относительно других
фирм приведет к полному переходу его покупателей к этим фирмам;
2. попытка конкурентной фирмы снизить цену относительно рыночной
приведёт к переходу покупателей к этой фирме. Учитывая
ограниченные мощности и незначительную долю рынка конкурентной
фирмы, она будет физически неспособна произвести столько
продукции, чтобы удовлетворить всех потребителей;
3. рыночная цена продукции является максимальной, при которой
покупатели готовы приобрести объем продукции конкурентной
фирмы;
4. конкурентная фирма является ценополучателем (price-taker), т.к.
вынуждена продавать свою продукцию по цене, установленной
рыночными факторами спроса и предложения. Конкурентной фирме
остается лишь решить, какое оптимальное количество товара
произвести в целях максимизации прибыли.
взаимосвязь отрасли и фирмы
P
TR
D
S
AR=MR=P
Pрын
P
Q
В силу своего малого масштаба конкурентная
фирма является ценополучателем и не может
повлиять на уровень рыночной цены. Кривая
среднего дохода фирмы, являясь одновременно
кривой предельного дохода фирмы, представляет
собой горизонтальную линию, которая проходит
на уровне цены
Q
TR(Q) = P × Q = const × Q
MR(Q) = TR’(Q) = const = Pрын
т.о. максимизация прибыли для конкурентной
фирмы:
→ P=MC
Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный
доход становится равен предельным затратам:
MR = МС
Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме дополнительную выручку
(предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные издержки)
MR > МС прибыль увеличивается фирма получает больше прибыли, производя
ещё одну единицу продукции
прибыль
достигает
никакое изменение производства не способно
MR = МС
максимума
увеличить прибыль – достигнутый выпуск
оптимален. Фирма находится в состоянии
равновесия – для получения максимальной
прибыли ей не надо ни увеличивать, ни
сокращать свой выпуск
прибыль
сокращается
фирма может увеличить прибыль, уменьшая
MR < МС
выпуск на одну единицу
Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и
дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно
конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв
производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а
затем приравнять ее к цене товара.
Δ (дельта – греч.) – малое изменение чего-либо
(derivative) – производная, которая в экономике
интерпретируется как предельная величина функции:
первой производной функции переменных издержек по
выпуску продукции являются предельные издержки
Эффект масштаба – соотношение изменения величины выпуска при
изменении количества всех используемых ресурсов
Модельная формула эффекта масштаба
ATC = FC/Q +AVC
Фирма осуществляла выпуск
Q с
использованием К единиц капитала и L
единиц труда
К+L→Q
Фирма нарастила выпуск в b раз, при этом
расход капитала и труда увеличился в a раз
aK +aL → bQ
Если b ˃ a ( или b/a ˃ 1)
Если b = a ( или b/a = 1)
Если b ˂ a ( или b/a ˂ 1)
выпуск растет быстрее количества ресурсов, наблюдается
положительный эффект масштаба или повышенная отдача
от масштаба производства
выпуск растет в той же пропорции, что и ресурсы,
наблюдается отсутствие эффекта масштаба или постоянная
отдача от масштаба производства
выпуск растет медленнее, чем количество ресурсов,
наблюдается отрицательный эффект масштаба или
пониженная отдача от масштаба производства
Наименьший масштаб производства, позволяющий фирме минимизировать
свои долгосрочные средние издержки, называется минимально
эффективным выпуском.
Минимально эффективный выпуск конкурентной (типичной) фирмы
соответствует объёму производства при минимальных средних издержках
(АС). Анализ долгосрочных средних издержек позволяет выявить
оптимальный размер фирмы (Qопт), т.е. размер производства,
обеспечивающий минимальные средние издержки на единицу выпуска в
данной отрасли. Если кривая LATC имеет горизонтальный участок, то
фирмы нескольких размеров могут считаться одинаково эффективными.
Оптимальное число фирм на отраслевом рынке в долгосрочном периоде
означает максимально возможное число участников отрасли при самых
благоприятных рыночных условиях: равенства рыночной цены и предельных
издержек.
D(P=MC) – ёмкость рынка при цене, равной предельным
издержкам
Qмэв – минимально эффективный выпуск конкурентной
(типичной) фирмы
П = TR – TC = Р × Q – ATC × Q
П = MR – MC = ∆TR/∆Q - ∆TC/∆Q
Функции прибыли:
1. Стимулирование деловой активности
2. Финансирование
инвестиционной
активности
3. Профилактика
несостоятельности
(банкротства)
4. Формирование доходов госбюджета
Источники прибыли фирмы:
1. Монопольная власть
2. Маркетинговая активность
3. Инновационная активность
4. Эксплуатация персонала
Показатели демографии фирм на отраслевых рынках
Норма входа
Мв – число вошедших за год на рынок новых фирм, единиц
Мв+д – общее число фирм, действующих в отрасли на конец года,
единиц
Норма
проникновения
Ввх – объем выпуска (или продаж), вошедших на рынок фирм, рублей
Ввх+дв – объем выпуска продукции в отрасли, рублей
Норма выхода
Му – число ушедших с рынка фирм на конец года , единиц
Мо – число оставшихся на конец года на рынке фирм, единиц
Норма
выживаемости
Мвз – число вошедших на рынок фирм три года назад, единиц
Моз – число оставшихся на рынке фирм, вошедших на него три года
назад, единиц
1.2.
Экономические границы отраслевых рынков
Отрасль российской экономики – все российские производители
аналогичного товара (для целей расследования, предшествующего введению
антидемпинговой меры или компенсационной меры) или непосредственно
конкурирующего товара (для целей расследования, предшествующего
введению специальной защитной меры) либо те из них, доля которых в
общем объеме производства в Российской Федерации соответственно
аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара
составляет большую часть (Статья 2, Федеральный закон от 08.12.2003 N
165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товаров»)
Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара
иностранного производства), который не может быть заменен другим
товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе
географических) исходя из экономической, технической или иной
возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар,
и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами
(Статья 4, Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите
конкуренции»)
Типы границ рынка:
— продуктовые: взаимозаменяемость товаров в потреблении. Отражает
способность товаров заменять друг друга в потреблении, для определения
границ используется показатель перекрестной ценовой эластичности и
изменения выручки от цены. Если : Е = 1 товары заменители Е = -1
взаимодополняемые товары Е = 0 товары из разных отраслей;
— временные: временной интервал. Характеризуют исследуемый временной
интервал, также границы эксплуатации продаваемого товара;
— локальные: в качестве критерия принадлежности разных территорий к
одному экономическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции,
такие как наличие таможенных барьеров, национальные или местные
предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки, замещаемость
предложения
Рыночная принадлежность товара
Рынок – это совокупность товаров, удовлетворяющих однородные
потребности (в том числе в производстве)
коэффициент перекрестной эластичности спроса по
цене
показывает
соотношение
относительного
изменения спроса на i-ый товар и относительного
изменения цены j-го товара
товары i и j являются взаимозаменяемыми, повышение
цены j-го товара ведет к увеличению спроса на i-ый
товар
товары i и j
являются взаимодополняющими,
повышение цены j-го товара ведет к падению спроса на
i-ый товар
товары являются независимыми, повышение цены
одного товара не влияет на величину спроса другого
товара
Отраслевая принадлежность фирм
Отрасль – это совокупность фирм, предлагающих свои товары на одном
рынке, где высоки их ценовая и количественная перекрестные эластичности
– коэффициент перекрёстной ценовой
эластичности спроса на товары, предлагаемые
фирмами i и j;
qi – величина спроса на товар фирмы i;
pj – цена товара фирмы j;
Чем выше этот показатель, тем выше однородность
выпускаемых фирмами товаров, тем в большей
степени они взаимозаменяемы, тем больше
оснований отнести эти фирмы к одной отрасли, а
товары к одному рынку
– коэффициент количественной перекрёстной
эластичности спроса на товары, предлагаемые
фирмами i и j;
Чем выше этот показатель, тем более сильная
взаимозависимость фирм, тем более основательно
отнесение их к одной отрасли
Формальная система классификации видов экономической деятельности
(отраслей) и видов продукции действующая в Российской Федерации может
рассматриваться в качестве основы определения отраслевой принадлежности
фирм и рыночной принадлежности продукции:
1. "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от
31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 24.12.2019)
2. "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом
Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 24.12.2019)
Территориальные границы рынка
- большая доля (свыше 75%) потребляемого продукта производится на
данной территории;
- большая часть (свыше 75%) производимого продукта потребляется там, где
производится;
- высокие транспортные расходы, как в целом, так и на единицу
перевозимого груза;
- цены в различных регионах на один и тот же продукт резко различаются
между собой;
- стабильность долей рынка ведущих фирм региона;
- признание региона рынком со стороны ведущих агентов рынка (фирмпроизводителей и крупнейших покупателей);
- административные ограничения на вывоз или ввоз товара.
1.3.
Факторы формирования рыночных структур
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого из них исключается или
ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке (статья 4, Федеральный закон "О защите конкуренции" от
26.07.2006 N 135-ФЗ)
Видовое отличие конкуренции определяется по двум ключевым
разграничительным линиям:
первая – отношение к нормам права и деловой этики. Недобросовестная
конкуренция при широком распространении на практике приводит к сжатию
деловой и инвестиционной активности, и экономической стагнации
отраслевых рынков.
вторая – инструмент конкуренции. Цена в качестве инструмента
конкуренции легка в применении и напрямую определяет прибыль (убыток)
фирмы. Неценовые факторы, такие как качество и новизна товара и сервиса,
требуют от фирмы дополнительных временных, производственных и
коммерческих усилий, а также оригинальности, т.е. защиты от оперативного
повтора конкурентами.
Отраслевая конкуренция
Добросовестная
Недобросовестная
Ценовая
Неценовая
Факторы отраслевой конкуренции по М.Портеру
Микроэкономическая классификация рыночных структур
Переменные
Чистая
конкуренция
Монополистическая
конкуренция
Олигополия
однородность
однородная и
однородная
дифференцированная
продукции
дифференцированная
количество
фирм и их много (микро)
много (малые)
мало (крупные)
масштаб
легкость
входа
и
легкий
легкий
барьеры
выхода
контроль над
ценополучатель
небольшой
значительный
ценами
Монополия
уникальная
одна (крупная)
барьеры
устанавливает
цену
Классификация рыночных структур по Г.фон Штакельбергу
Предложение
много
несколько
один
много
Совершенная
конкуренция
Олигополия
предложения
Монополия
предложения
Спрос
несколько
Олигополия
спроса
Двусторонняя
олигополия
Ограниченная
монополия
предложения
один
Монополия спроса
Ограниченная
монополия спроса
Двусторонняя
монополия
Классификация рыночных структур по В. Ойкену
Формы
предложения
Конкуренция
Формы спроса
Конкуренция
Частичная
олигополия
Олигополия
полная
конкуренция
частичная
олигополия
предложения
олигополия
предложения
двусторонняя
частичная
олигополия
частично
олигополистиче
ская,
ограниченная
олигополия
предложения
Частичная
олигополия
Олигополия
Частичная
монополия
Монополия
частичная
олигополия
спроса
олигополия
спроса
частичная
монополия
спроса
монополия
спроса
частично
олигополистиче
ская,
ограниченная
олигополия
спроса
частично
олигополистиче
ская,
ограниченная
монополия
спроса
частично
олигополистиче
ская,
ограниченная
монополия
спроса
двусторонняя
олигополия
Частичная
монополия
частичная
монополия
предложения
частично
олигополистиче
ская,
ограниченная
частичная
монополия
предложения
олигополистиче
ская,
ограниченная
частичная
монополия
предложения
Монополия
монополия
предложения
частично
олигополистиче
ская,
ограниченная
монополия
предложения
олигополистиче
ская,
ограниченная
монополия
предложения
олигополистиче
ская,
ограниченная
частичная
монополия
спроса
двухсторонняя
частичная
монополия
частично
монополистичес
кая,
ограниченная
монополия
предложения
олигополистиче
ская,
ограниченная
монополия
спроса
частично
монополистичес
кая,
ограниченная
монополия
спроса
двусторонняя
монополия
Классификация рынков по Чемберлину и Бейну:
чем выше величина Е, тем привлекательней рынок для новых фирм, тем вероятнее их вход на
рынок, и наоборот. Но фирмы, действующие на привлекательном рынке могут быть защищены
естественными и искусственными барьерами, препятствующих вхождению новых фирм.
Тип строения рынка
Взаимозаменяемость
товаров,
Взаимозаменяемость
фирм,
Условие входа
рынок, Е
на
Чистая (совершенная)
конкуренция
Монополистическая
конкуренция
Однородная
олигополия
Неоднородная
олигополия
Чистая монополия
,
но
блокирован
вход
Факторы, определяющие рыночную структуру
1.
Минимально объем производства (сбыта), соответствующий минимуму средних
эффективный выпуск издержек отрасли. Эффективное число фирм рынка определяется как
отношение размера рынка (спроса в отрасли) к минимально эффективному
выпуску. При одинаковом спросе - чем больше величина МЭВ, тем
меньшее число фирм допускает отрасль. Величина МЭВ определяется, как
правило, технологическими особенностями производства, хотя в издержки
могут входить также расходы на рекламу, НИОКР, излишние
административные затраты, расходы на излишнюю дифференциацию
товара.
2.
Вертикальная соединение в рамках одной фирмы последовательных стадий
производства товара. Вертикальная интеграция создает дополнительную
интеграция
рыночную власть фирмы на обоих рынках технологического процесса, не
допуская конкурентов либо к факторам производства, либо к рынкам
сбыта, сокращая тем самым напряженность конкуренции на рынке.
выпуск в рамках одной фирмы разного рода продукции, связанной
3. Диверсификация
технологически. Диверсификация способствует укреплению позиций
производства
данной фирмы на всех рынках и используется как метод проникновения
на новые рынки. Снижая риск банкротства, диверсификация ведет к тому,
что временные трудности на одном из рынков могут компенсироваться
устойчивыми доходами от деятельности на других рынках.
4.
Дифференциация выпуск различных марок какого-либо товара одной фирмой. В рамках
дифференциации возможна специализация фирмы на одной-двух
товара
товарных нишах - относительно небольших группах потребителей,
предпочитающих данные товарные марки. Критериями дифференциации
служат внешний вид товара, качество товара, дополнительные услуги по
сбыту, предоставляемые фирмой, сроки гарантии, места продажи товара.
Дифференциация товара усиливает рыночную власть фирмы путем
создания и поддержания стереотипов поведения потребителей, их
приверженности определенной товарной марке. С другой стороны,
дифференциация может оказаться и новым методом конкурентной
борьбы, поскольку различия между товарными марками зачастую
являются скорее иллюзорными, ограничиваются внешним видом, а не
реальными преимуществами высокого качества или принципиально иного
назначения товара. Поэтому можно говорить о двойственном влиянии
продуктовой дифференциации на структуру рынка.
Чем больше эластичность и чем выше темпы роста спроса (изменения
числа потребителей данного товара), тем меньше оказывается рыночная
власть фирмы. Эластичность спроса ограничивает возможности
5. Эластичность и
увеличения цены, поскольку в условиях эластичного спроса рост цен не
темпы роста спроса
компенсирует падение объемов сбыта: совокупная выручка фирмы при
увеличении цены начинает падать. Тем самым обостряются проблемы
конкуренции для фирм, действующих на рынках с эластичным спросом.
Наличие дополнительных конкурентов на рынке (в том числе и
иностранных) сокращает рыночную власть отдельной фирмы, увеличивая
степень конкуренции на рынке. Появление иностранной конкуренции
требует при анализе рынка учета объемов продаж внешних агентов. Если
6. Иностранная
же крупный отечественный производитель отрасли сбывает на внутреннем
конкуренция
рынке лишь небольшой объем своего выпуска, он может не оказывать
значительного влияния на внутренний рынок, что также увеличивает
остроту конкуренции. Изменение импортно-экспортных тарифов имеет
непосредственное воздействие на присутствие в отрасли иностранных
конкурентов и структуру рынка в целом.
Рост расходов на рекламу может, с одной стороны, увеличивать
минимально эффективный выпуск отрасли, так как, при наличии рекламы,
увеличиваются расходы, необходимые для входа на рынок и организации
безубыточного производства. С другой стороны, реклама, постоянно
7. Расходы на рекламу
воздействуя на потребителя, способствует созданию имиджа фирмы. И то
и другое укрепляет позиции отдельной фирмы на рынке. Поэтому расходы
на рекламу играют роль инструмента увеличения рыночной власти фирмы
и снижения ценовой конкуренции.
8. Поведение фирмы в Фирмы могут уйти с рынка и войти на другой рынок. Способы входа на
долгосрочном периоде рынок: прямые инвестиции, слияние (горизонтальное, вертикальное,
конгломератное),
поглощение
(горизонтальное,
вертикальное,
конгломератное), совместное производство. Способы выхода с рынка:
банкротство(ликвидация, реорганизация, поглощение), прекращение
производства, продажа активов.
Государственная антимонопольная политика может положить предел
9. Политика
доминирующему положению отдельных фирм и стимулировать
государства
установление более конкурентной структуры рынка
Литература:
1. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. В 2 ч. Ч.1: учебник для
академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019
2. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. В 2 ч. Ч.2: учебник для
академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019
3. Рой Л. Анализ отраслевых рынков. – М.: ИНФРА-М, 2008
4. Джуха В.М., Штапова И.С., Курицын А.В. Экономика отраслевых
рынков: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: КНОРУС, 2012
5. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,
2009
6. Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002
7. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков.
Учебник. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 320с.