Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема лекции: «Экономическая безопасность спортивных мероприятий, проводимых на региональном уровне»
План лекции:
1. Спортивные мероприятия, проводимые на региональном уровне
2. Сравнительный анализ затратности проводимых спортивных мероприятия в субъектах РФ и странах зарубежья
3. Организация экономической безопасности спортивных мероприятий, проводимых на региональном уровне.
Рекомендуемая литература по теме лекции:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"
2. Большаков С.Н. К вопросу о регулировании регионального экономического развития//Управленческое консультирование. 2002. №2. С.14.
3. Голов В.А. Функции и социально-политическая деятельность государства в сфере физической культуры и спорта//Фундаментальные исследования. - 2007
4. Зуев, В.Н. Региональное олимпийское движение в проекте «Сочи-2014» : учебное пособие / В.Н. Зуев, Ю.Н. Юрьев. – М. : Физическая культура, 2014. – 136 с.
5. Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике// Вестник академии, 2013, №2. С.47-50
Актуальность темы лекции:
Спорт называют социально-экономическим феноменом ХХ и начала XXI вв., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной культуры. Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене. Также необходимо учитывать, что развитие спорта в России является одним из важнейших направлений модернизации страны.
Крупные спортивные мероприятия сопровождаются существенными затратами на их организацию и проведение. Поэтому всегда возникает вопрос об оптимизации расходов, в частности, и экономической безопасности спортивных мероприятий, в целом.
Одной из наиболее опасных угроз экономической безопасности указанного процесса является широкое распространение теневого сектора экономики, теневых процессов, а также коррупционная деятельность, которая в значительной мере снижает эффективность государственной деятельности и увеличивает себестоимость государственных проектов. Востребованность комплексного регулирования по экономической безопасности в сфере физической культуры и спорта при проведении официальных спортивных соревнований в субъектах РФ, обусловлена не только требованиями федерального законодательства, но также и международными правовыми актами (Олимпийская хартия, Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями и др.).
Вопрос 1. Спортивные мероприятия, проводимые на региональном уровне
Предваряя рассмотрение темы лекции, необходимо рассмотреть ряд ключевых понятий.
Спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.
Официальные физкультурные и спортивные мероприятия - физкультурные и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона о спорте Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий является документом, определяющим перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий (далее также - ЕКП), перечень спортивных мероприятий, перечень международных спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, а также перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям и обеспечения участия спортивных сборных команд Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях.
ЕКП утверждается до начала соответствующего календарного года Министерством спорта Российской Федерации.
Включению в ЕКП подлежат различные физкультурные и спортивные мероприятия, признаком которых является финансирование за счет средств бюджетов различного уровня.
Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы развития физической культуры и спорта, с 54 субъектами Российской Федерации Минспортом России заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, предметом которых в том числе являются вопросы развития физической культуры и массового спорта (с 29 регионами работа по заключению соглашений продолжается).
Субъектам Российской Федерации выделяются субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение деятельности по осуществлению установленных федеральным законом полномочий в сфере развития физической культуры и спорта (общий объем ассигнований — 600 млн рублей в 2014 году).
Субъекты спортивной подготовки на региональном уровне:
• государственные учреждения – центры спортивной подготовки;
• региональные (межрегиональные) спортивно-тренировочные центры;
• Государственные училища (колледжи, техникумы) олимпийского резерва;
• Государственные детско-юношеские спортивные школы (в том числе олимпийского резерва).
Задачи субъектов спортивной подготовки на региональном уровне:
• Оказывают содействие в реализации программ спортивной подготовки другим организациям, осуществляющим спортивную подготовку;
• Обеспечивают подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта РФ;
• Обеспечивают сохранность и функционирование в своей структуре спортивные сооружения, на базе которых осуществляется специализированная централизованная подготовка спортивного резерва.
Создание спортивной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации осуществляется: с привлечением средств федерального бюджета при участии в федеральных целевых и инвестиционных программах, в том числе ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» (далее – ФЦП), программах социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий; за счет собственных средств и внебюджетных источников в рамках региональных планов и проектов; на иных условиях при участии в крупных социальных проектах (например, Программа «Газпром – детям» является всероссийской. Она охватывает 73 региона страны).
2. Сравнительный анализ затратности проводимых спортивных мероприятия в субъектах РФ и странах зарубежья
В России большую часть финансовой ответственности за развитие системы физкультуры и спорта берёт на себя государство. Сфера физической культуры и спорта в Росси в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0%. При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17 - 0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах.
По данным Минфина России, доля расходов бюджета на физическую культуру и спорт в общем объеме расходов консолидированного бюджета составляет 0,29%. Во Франции значение данного показателя составляет 0,16%, в Германии — 0,04%, в Великобритании — 0,02%. Доля расходов домохозяйств на физическую культуру и спорт в Российской Федерации — 6,4%, во Франции — 9%, в Германии — 12%, в Великобритании — 15,7%
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на физическую культуру и спорт в 2014 г составляют 173,9 млрд.руб, что составляет 1,7% в общей величине расходной части бюджета.
Дополнительно федеральным бюджетом предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ на оказание адресной поддержки спортивным организациям - 512,2 млн рублей, на внедрение комплекса "Готов к труду и обороне" - 127,4 млн рублей, на строительство объектов массового спорта - 2,5 млрд рублей.
На сегодняшний день для поддержки отрасли спорта только бюджетных финансовых средств недостаточно. Ежегодные расходы бюджетов всех уровней составляют около 0,7% к общей сумме расходов и согласно данным федерального бюджета РФ на 2013-2015 гг. предполагается уменьшение доли финансирования физической культуры и спорта на 0,6% к ВВП.
Мировой опыт показывает, что физическая культура и спорт относятся к числу наиболее динамично развивающихся и прибыльных отраслей мировой экономики.
В развитых в спортивном отношении странах сфера физической культуры и спорта разделена на массовый спорт, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. В развитии массового спорта приоритетную роль играют органы местного самоуправления (муниципальный уровень) и общественные физкультурно-спортивные организации (физкультурно-спортивные общества).
Исходя из анализа зарубежного законодательства, к основным источникам финансирования физической культуры и спорта относятся:
• средства государственного бюджета;
• средства региональных и местных бюджетов;
• средства из различных общественных фондов;
• оплата населением физкультурно-спортивных услуг;
• отчисления от проведения лотерей и спортивных тотализаторов;
• собственная коммерческая деятельность физкультурно-спортивных организаций.
Согласно данным Совета Европы, правительство выделяет на развитие спорта от 2% (Германия), 5% (Великобритания), 8 % (Швейцария) до 46 % (Португалия) и 65 % (Венгрия) от общей суммы. Остальную часть финансируют местные бюджеты (от 35 % до 98 %). Их средства используются в основном на массовый и детский спорт, что наглядно демонстрирует таблица 2 государственных субсидий на развитие спорта в ряде европейских государств.
При этом не учитываются взносы бизнеса, которые в различных странах составляют от 15 до 40% общего бюджета физической культуры и спорта.
Рассмотрим соотношение объема финансовых затрат на развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах:
Страна
Доля правительства, %
Доля местных органов власти, %
Германия
2
98
Великобритания
5
95
Швейцария
8
92
Швеция
10
90
Финляндия
15
85
Франция
23
77
Испания
24
76
Португалия
46
54
Венгрия
65
35
По данным Олимпийской спортивной конфедерации Германии, в стране действуют около 91,0 тыс. спортивных обществ и клубов, составляющих организационную основу системы регионального физического воспитания населения. Их членами являются более 27,8 млн немцев, или свыше 32% общей численности населения.
Структурно региональные спортивные общества, ведущие основную работу с населением, объединены в земельные спортивные общества и земельные профильные союзы, которые входят в Олимпийскую спортивную конфедерацию Германии. Основным источником финансирования представленных физкультурно-спортивных организаций являются членские взносы. Средний размер взноса — 250–300 евро в год, что позволяет на муниципальном уровне сконцентрировать достаточные объемы финансовых средств для строительства спортивных сооружений и организации физкультурно-спортивной работы. Обладающие статусом общественно-полезных некоммерческих организаций спортивные общества имеют преференции по уплате налога на прибыль, налога на землю; на льготных основаниях выделяются земли под строительство объектов спорта.
3. Организация экономической безопасности спортивных мероприятий, проводимых на региональном уровне
Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г. предполагает увеличение количества людей, занимающихся спортом с 15% до 40%, количество стадионов, спортивных комплексов и спортивных площадок.
В этих условиях осуществляется активный поиск дополнительных средств для строительства объектов спортивных объектов, повышения эффективности использования бюджетных средств на эти цели и обеспечения эффективного сочетания интересов бизнеса и государства.
В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно-частное партнерство.
В связи с этим для массового и профессионального спорта необходимы значительные инвестиции, как государственного, так и частного секторов экономики.
Система обеспечения экономической безопасности и борьба с преступлениями экономической направленности при подготовке и проведении спортивных мероприятий, проводимых на региональном уровне включает в себя такие направления как:
1) выявление и пресечение посягательств на бюджетные средства, выделяемые на строительство олимпийских объектов и объектов инфраструктуры (на стадиях отведения участков земли для строительства олимпийских объектов и инфраструктур, проектирования объектов, строительства объектов, эксплуатации объектов, постолимпийского распоряжения объектами, созданными на бюджетные средства);
2) защита и целевое расходование бюджетных средств, выделяемых на подготовку спортсменов и всех команд к спортивным мероприятиям;
3) выявление и пресечение фактов незаконного использования символики.
На основе результатов анализа опыта международного сотрудничества можно сделать следующий вывод:
С целью эффективной борьбы с правонарушениями и преступлениями экономической направленности при подготовке и проведении спортивных мероприятий целесообразно осуществить:
- организацию многостороннего международного сотрудничества в сфере унификации национальных законодательств;
- обмена информацией в части прогнозирования тенденций и регионального развития экономической преступности и ее форм, профессиональным опытом;
- выработки рекомендаций по противодействию (в том числе в ходе проведения совместных мероприятий) и организации превентивных мер.
В связи с этим в целях повышения эффективности борьбы с экономической и налоговой преступностью в России представляется целесообразным разработать Комплексную программу аналитических исследований по наиболее важным проблемам экономической безопасности Российской Федерации при подготовке к спортивным мероприятиям в сфере деятельности органов внутренних дел с последующим ее учетом в среднесрочной перспективе (3—5 лет) в перечне программ, финансируемых из федерального бюджета.