Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека на нашей
планете будет зависеть от ее прогресса.
Ф. Дрё
Лекция № 1
Тема: Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии.
Целью освоения дисциплины «Экология» является ознакомление студентов с основными понятиями, законами, проблемами и методами, применяемыми в общей, теоретической и прикладной экологии.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей; слушать и понимать речь других.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого обучающегося на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач.
План:
1.1. Понятие экологии.
1.2. Структура экологии.
1.3. Методы экологических исследований.
1.4. История становления и развития экологии как науки.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Термин «экология» впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Само слово восходит к греческому
«ойкос» - дом, жилище, - поэтому экологию можно трактовать как изучение
«домашней жизни» живых существ. За рубежом входу определение науки, данное Кребсом (1972): «Экология – это научное познание взаимодействий, определяющих распространение и численность организмов».
На сегодняшний день существует более 140 определений науки Экология.
Вот лишь некоторые из них:
«Экология – одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания»;
«Экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества»;
«Экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы»;
«Экология – наука о структуре природы, характеризующаяся энергетическим подходом к исследования природных явлений» - Е. Одум (1963);
«Современная экология – это наука о путях приспособления видовых популяций к изменяющимся условиям внешней среды, наука о становлении, преобразовании и развитии видовых популяций, о законах их интеграции в биологические системы более высокого порядка, специфически приспособленные к наиболее эффективному использованию энергии в конкретных условиях среды» - С.С. Шварц (1967).
Предметом экологии являются объекты организменного, популяционно- видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой.
Задачи общей экологии – изучение двусторонних связей в системах: организм – среда; популяция – среда; сообщество – среда; биосфера – географическая оболочка; а также выяснение особенностей внутривидовых и межвидовых отношений. В общей (классической) экологии можно выделить крупные разделы (уровни экологии): экологию особей (аутэкологию); экологию популяций (демэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Каждый из разделов имеет свои собственные задачи. Аутэкология изучает отношения организмов к условиям среды. В этом же разделе
экологии рассматриваются характеристики факторов среды и способы приспособления (адаптаций) организмов к различным условиям среды. Демэкология – это экология отдельных видов, представленных в природе популяциями (популяция - есть форма существования вида). Синэкология – экология сообществ.
Среди методов используемых в экологии, по особенностям их применения, можно выделить как общенаучные, так и частные, только экологические методы. В соответствии с другой классификацией, методы экологии можно подразделить на: лабораторные и полевые. Последние, в свою очередь, делятся на следующие методы: маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные. Полевые исследования в экологии наиболее значимы, поскольку именно они позволяют изучать экологические явления непосредственно в природной среде. Они позволяют установить взаимосвязи организмов со средой, выявить экологические факторы среды и определить адаптации живого к среде.
Среди общенаучных методов выделяют: наблюдение и описание; сравнительный метод; исторический метод; экспериментальный метод; метод моделирования; статистический метод, и т.д.
Наблюдение и описание – по сути методы неразделимые, заключаются в длительном отслеживании состояния объекта или явления и последующей записи, фиксирующей всевозможные его/их изменения.
Сравнительный метод – основан на анализе сходства и различия изучаемых объектов и явлений.
Исторический метод – заключается в анализе хода развития исследуемого объекта.
Экспериментальный метод – помогает изучать объекты и явления природы в заданных условиях.
Метод моделирования – делает возможным описание объектов и явлений природы относительно простыми моделями, воссоздаваемыми в лабораторных условиях. Модель – это абстрактное описание какого-то явления реального мира. Модели используются для прогнозирования динамики явления, для определения воздействия экологических факторов на объект, для оценки последействия антропогенного вмешательства в среду.
Статистический метод – позволяет усреднять полученные данные, и тем самым получать более объективную информацию о количественных и меристических признаках изучаемых природных объектов и явлений.
Среди экологических методов в науке чаще сталкиваешься с методом мониторинга; с микроскопическими методами исследования; с методом изоферментного анализа; с рентгеноструктурным анализом; с методом биоморфологического анализа; с методом группового анализа; с методом морфофизиологических индикаторов; с интродукционным методом; с методами индикации загрязнения среды; с методами инвентаризации природных ресурсов; с методом дистанционного исследования экосистем; с методом атомноадсорбционной спектрофотометрии и другими.
Мониторинг - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Основные задачи мониторинговых исследований: наблюдение за состоянием биосферы; оценка и прогноз состояния природной среды; выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду и пр. Выделяют следующие типы мониторинга: глобальный (биосферный), геофизический, климатический, биологический, экологический. Основа сети глобального мониторинга – биосферные заповедники. Экологический мониторинг – основа глобального мониторинга,
- он включает наблюдения за различными компонентами биосферы, и в первую очередь за растительными и животными организмами.
Микроскопический метод – позволяет оценивать воздействие факторов среды на организм на анатомическом уровне. Для исследований сегодня применяется не только световой микроскоп, но и электронный микроскоп, сканирующий микроскоп, и компьютерные микроскопические приставки.
Изоферментный анализ дает возможность определить ферменты у особей одного и того же вида различающихся по морфолого-физиологическим признакам, с целью установления родства между ними. Наличие или отсутствие определенного изофермента широко используется как генетический маркер для определения принадлежности особи к определенной группе, а анализ частот изофермента одного белка – для определения границ популяций.
Рентгеноструктурный анализ – используется для получения информации о микроструктуре аморфных объектов. Основан на возможности рентгеновских лучей проникать сквозь материалы. Широко используется сегодня для изучения структуры белковой молекулы, и ее изменений под воздействием вирусов и мутагенов.
Биоморфологический анализ – определение состава и соотношения жизненных форм в конкретном таксоне или фитоценозе.
Метод группового анализа – используется в целях характеристики таких признаков популяции, которые в силу относительно высокого варьирования у отдельных особей, не поддаются точному учету. Метод часто используется при определении возраста животных. Оценка признака производится путем изучения кривых его распределения в популяции.
Метод морфофизиологических индикаторов – позволяет по отдельным показателям, установленным для организма, оценить общее состояние особи. Например, количество гемоглобина и эритроцитов, содержание протеинов в плазме, - могут свидетельствовать о недоедании животного.
Инвентаризация природных ресурсов – это учет количества, качества, динамики запасов и степени эксплуатации естественных ресурсов. Инвентаризация включает картографирование объектов исследования, статистический учет и учет качественного состава, степень эксплуатации и определение режима охраны.
Индикация загрязнений среды – качественное обнаружение и количественное определение физико-химических веществ в объектах
окружающей природной среды. Помимо ландшафтных индикаторов (снег, торф, вода) существуют биоиндикаторы, позволяющие определять степень загрязнения среды различными антропогенными токсикантами. Например, хвойные растения являются биоиндикаторами на кислые осадки, являющиеся выбросами ТЭС, работающих на жидком и газообразном топливе. Нарушения хвойных пород фиксируются в радиусе 10-12 км от предприятия. В радиусе 3 км происходит их полное отмирание и замена мелколиственными породами. Сосна обыкновенная и ель европейская являются индикаторами на загрязнение воздуха диоксидом серы и фтористым водородом. Так, при загрязнении атмосферы диоксидом серы у сосны происходит побурение кончиков игл хвои.
Интродукция – комплекс работ по переносу растительных или животных объектов из дикого состояния в состояние культуры. Интродукция – начальный этап акклиматизации, являющейся одной из мер по обогащению местной флоры или фауны, и по сохранению биоразнообразия на конкретной территории.
Дистанционное исследование экосистемы – это получение информации о природных экосистемах бесконтактными (телеметрическими) методами, с помощью спутников, самолетов, космических кораблей. Спутниковое дистанционное зондирование позволяет дать оценку степени воздействия антропогенных факторов на растительный покров суши; выявить влияние лесных пожаров на природные экосистемы; помогает определить первичную продуктивность и биомассу фитоценозов. Так, например, с помощью спутника «Космос» установлены состояние лесо-болотного комплекса Западной Сибири и степень воздействия на наго хозяйственной деятельности человека.
Атомноадсорбционная спектрофотометрия – это комплекс методов, позволяющий в лабораторных условиях оценить содержание в биологических объектах любых элементов из таблицы Менделеева, в том числе содержание тяжелых металлов.
Термин «Экология» появился значительно позднее времени рождения самой науки, которое датируется приблизительно Ш веком до нашей эры. Первыми экологами можно назвать поэтов и философов Древней Греции и Древнего Рима: Платона, Аристотеля, Теофраста, Сенеку, Плиния Старшего. Так, например, в трудах Аристотеля (385-322 гг до н.э.) имеется классификация животных, основу которой составляют группы организмов связанные обитанием в разных средах: водные, сухопутные, земноводные. В трудах Теофраста Эрезийского (371-280 гг до н.э.) содержится много сведений по экологии растений. Именно он обрабатывал те растительные и частично животные материалы, которые привозил из своих завоевательных походов Александр Македонский. В главном труде своей жизни
«Исследования о растениях» Теофраст излагает наблюдения за зависимостью формы роста растения от климата, почвы и способов возделывания. Интуитивно Теофраст подразделяет растения на жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Он замечает, что при пересадке растений из высокогорий
на равнину меняется их облик, - они становятся больше и красивее на вид. В трудах крупнейшего адмирала римского флота и ученого-натуралиста Плиния Старшего (23-79 гг н.э.) приводятся сведения по экологии наземных и водных животных, дикорастущих и сельскохозяйственных растений. Им описываются не только конкретные организмы, но и целые ландшафты, причем в состоянии динамики. Именно ему принадлежит первенство в описании извержения вулкана Везувия.
В эпоху Средневековья экологические знания можно найти в трудах Авиценны (980-1037), Альберта Великого (1206-1280) и Фридриха П. Гогенштауфена (ХШ в). В трудах Авиценны (Ибн-Сины) содержится много сведений о культивировании лекарственных растений, об их отношению к фактору увлажнения, к свету и температуре. Авиценна не только занимался врачеванием, он по сути был популяризатором идей Аристотеля. Альберт Великий, также испытавший на себе влияние идей древнегреческого ученого, главное внимание уделял изучению морфологических и физиологических особенностей растений. Он первым описал явление «зимнего сна» у растений. Особенности размножения и роста растений он ставил в зависимость от условий местообитания, от особенностей почв и количества солнечного тепла. Германский император Фридрих П Гогенштауфен был заядлым охотником, и в то же время описывал анатомические особенности птиц. Им также была отмечена закономерность морфологической изменчивости теплокровных животных в зависимости от низких температур. Впоследствии это наблюдение положили в основу правила Бергмана, в соответствии с которым размеры тела северных животных изменяются в направлении уменьшения теплоотдачи, что выражается в укорочении выступающих частей тела животного – ушей, морды, ног.
Во времена Возрождения экологический оттенок имели труды таких естествоиспытателей, как, Френсис Бэкон, Роберт Бойль, Франческо Реди, Джон Рей.
Без сомнения зарождение науки в ХУШ-Х1Х веках связано с такими именами, как К. Линней (1707-1778), Ж.Б. Ламарк (1744-1829), А. Гумбольдт (1769-1859), К. Рулье (1814-1858), Н.А. Северцов (1827-1885), А.Ф.
Миддендорф (1815-1894), Ч. Дарвин (1809-1882), Э. Геккель (1834-1919), В.В. Докучаев (1846-1903), и многие другие.
В ХУШ-Х1Х столетии большой вклад в накопление фактического материала и развитие экологических воззрений внесли натуралисты и естествоиспытатели России: И.Г. Гмелин (1709-1755); В.Ф. Зуев (1754-1794); С.П. Крашенинников (1711-1755); И.И. Лепехин (1740-1802); П.С. Паллас (1741-1811); Г.В. Стеллер (1709-1746). Участвуя в академических экспедициях по России, они изучали жизнь животных и растений в различных природных условиях Урала, Сибири, Дальнего Востока. Среди перечисленных ученых наиболее ценные материалы по экологии собрал В.Ф. Зуев. Естествоиспытатель самородок, солдатский сын, ставший впоследствии академиком Российской Академии наук, изучал влияние температуры окружающей среды на температуру тела животных, ведущих различный
образ жизни. В.Ф. Зуев – автор первого российского учебника по естествознанию. В начале Х1Х века в связи с бурным накоплением данных в области биологии происходит вычленение из ее недр ботаники и зоологии.
К. Линней – великий натуралист, посвятил свою жизнь идее создания системы о разнообразии живых организмов. Заслугой ученого является введение в науку бинарной номенклатуры. Он же стал использовать при обозначении организмов латинский язык. В труде «Экономия природы» Линней указывал на связь организмов с условиями среды. Он считал, что в природе существует равновесие, которое поддерживается гибелью организмов, выразив эту мысль точнее, - гибель одного организма делает возможным существование других.
Ж.Б. Ламарк – выдающийся биолог эволюционист, задолго до Ч. Дарвина в труде «Философия природы» выдвинувший свою концепцию исторического развития организмов. В основу большинства работ ученый заложил идею об адаптации видов к условиям существования. Он писал о переработке неорганического вещества на планете живыми организмами. Ламарк различал несколько функциональных групп организмов, тех которые производят органическое вещество, и тех, которые его перерабатывают.
А. Гумбольдт – великий путешественник, разработал концепцию о физиономических типах организмов, фактически о жизненных формах растений. Одним из первых среди ученых пришел к понятию биосферы. Ученый обосновал идею горизонтальной зональности и высотной поясности растительности, сформулировал мысль о том, что высотная поясность есть повторение широтной зональности при движении с юга на север. Он писал о необходимости построения целостной картины мира. Гумбольдт лично посетил Северную и Южную Америку, был в Центральной Европе, Китае, несколько раз в России (в том числе на Урале и в Сибири). Своими трудами Гумбольдт фактически создал новую науку – географию растений. Весь растительный покров Земли он делил на растительные области, выделение которых ставил в зависимость от климатических факторов. Причины современного распределения животных и растений по поверхности Земли он связывал с современными условиями их существования и с прошлым планеты.
Ч. Дарвин опираясь на идеи Мальтуса создал учение об естественном отборе, который исключает перенаселение в природе за счет дифференцированного выживания и размножения особей и одновременно служит основным механизмом адаптации организмов к условиям среды. В главном труде своей жизни «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» Дарвин показал, что «борьба за существование» является движущим фактором эволюции. Ученый сформулировал понятие об искусственном отборе, который человек ведет с утилитарных позиций. Он также высказал мысль о том, что в ходе искусственного отбора сорта растений и породы животных теряют свою приспособленность к жизни в естественных условиях и не могут вернуться в дикую природу.
Без сомнения, работы российских ученых Х1Х внесли немалый вклад в экологию. Академик Александр Федорович Миддендорф был зоологом широкого диапазона. Основные материалы для своих научных построений он собрал в Северной и Восточной Сибири, куда по поручению РАН в 1842-44 гг он проделал большое и трудное путешествие. Целью этой поездки была не только инвентаризация фауны позвоночных этого региона, но и изучение условий существования животных в арктических и субарктических районах Сибири, исследование особенностей их строения и образа жизни. Ученый анализировал особенности строения покровов и окраски северных животных в связи с климатическими условиями. Большое внимание А.Ф. Миддендорф уделял вопросам размножения северных видов. Одним из первых в России ученый положил начало применению к зоологическим объектам учения А. Гумбольдта о жизненных формах.
Карл Францевич Рулье и его ученик и последователь Николай Алексеевич Северцов работали в МГУ. Они продолжили исследования А.Ф. Миддендорфа, однако подходили к проблемам с эволюционных позиций. По сути своей деятельности, К.Ф. Рулье был первопроходцем. Можно сказать, что именно ему принадлежит заслуга разработки общих концепций современной экологии, постановки задачи о всестороннем изучении и объяснении жизни животных в ее сложных взаимоотношениях с окружающим миром. Всего Рулье было написано 126 сочинений. Среди них:
«О влиянии наружных условий на жизнь животных», «Сомнения в зоологии как науке», «Общая зоология» - являются общепризнанными научными исследованиями. В одном из своих трудов Рулье изложил свое понимание того как надо изучать жизнь животных. Изучение жизни животных, писал автор, надо проводить в двух направлениях. Согласно одному изучать жизнь особи индивидуальную, т.е. выбор пищи, постройка жилища, географического размещение. Согласно другому «групповому», - изучать надо взаимоотношения родителей и потомства, уход за птенцами, отношение животного к животным одинакового с ним вида, отношение к прочим животным, отношение животного к растениям, и наконец отношение животных к человеку и человека к животным. Рулье рассматривал периодичность в явлениях жизни животных (суточные, сезонные, погодичные). Очень много внимания ученый зоолог уделял вопросам эволюции и вымирания видов животных. Существенно то, что Рулье обращал внимание на необходимость изучения микроэволюции: изменений особей и того, что теперь называется популяцией.
Деятельность Н.А. Северцова была связана как с его работой в МГУ, так и с экспедициями с 1837 по 1853 гг в Воронежскую губернию и с 1856 по 1879 в Среднюю Азию. Н.А. Северцов полагал, что основной задачей изучения мира животных представляется исследование их образа жизни и их отношение к внешним условиям. В своих работах Северцов на фоне анализа внешних условий разбирал явления миграций, сезонного и биотопического размещения, а также размножение и линьку позвоночных животных. Анализируя фауну Воронежской губернии Северцов подходит к
экологической классификации животных по жизненным типам или жизненным формам. Он первым говорит о необходимости установления корреляций между продолжительностью жизни вида и плодовитостью и т.п. Северцов высказал ряд предположений о связи климатических условий обитания животных с формообразованием и был одним из очень немногих зоологов того времени, который внимательно учитывал географический критерий вида. Он одним из первых прибегал к анализу внутривидовой изменчивости. Им было дано объяснение явлений миграций и различных перемещений животных на большие расстояния (приведено по Г.П. Дементьеву, 1970).
В.В. Докучаев рассматривал почву как природно-историческое тело, как результат взаимодействия комплекса факторов почвообразования, главными из которых являются климат, растительность, животные, и материнская порода. Большую роль в почвообразовании играют также возраст территории и ее рельеф. По сути своих высказываний ученый стоял у истоков генетической классификации почв. Он описал почвы России, от подзолов до серых лесных и черноземов, от каштановых до бурых пустынных почв.
В Х1Х экология по своей сути являлась биологической наукой. Э. Геккель под экологией понимал «общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда относятся в широком смысле все условия существования. Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие … имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к среде… Каждый организм имеет среди остальных своих друзей и врагов, таких, которые способствуют его существованию, и тех, что ему вредят. Организмы, которые служат пищей остальным или паразитируют в них, во всяком случае, относятся к данной категории органических условий существования» (Шилов, 1998).
Появление в биологической науке нового термина «экология» послужило толчком для развития самостоятельной науки – экологии. С этого времени экология, обособившись от других биологических дисциплин – ботаники, зоологии, географии растений и животных, начинает свое быстрое развитие. Это развитие характеризуется, в том числе, появлением нового экологического терминологического аппарата. Так, в 1877 году немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908), изучая условия жизни устриц в Северном море, впервые сформулировал понятие биоценоза – сообщества разных видов, особи которых теснейшим образом связаны друг с другом и непрерывно владеют определенной территорией. В 1895 году датский исследователь Е. Варминг (1841-1924) в книге «Ойкологическая география растений» сформулировал основы экологии растений, ее предмет и задачи, доказав, что новую науку вполне можно считать самостоятельной.
В России в данный период развивается новое научное направление – фитоценология. Основы этой науки были сформулированы Г.Ф. Морозовым (1867-1920) и В.Н. Сукачевым (1880-1967). Сначала Г.Ф. Морозов в труде
«Учение о лесе» определил лес как «общежитие – биоценоз живых существ
(растений и животных), взаимно приспособленных друг к другу и к окружающей среде». Затем В.Н. Сукачев на базе учения о лесе развил идею биогеоценологии. Термином биогеоценоз он назвал сообщество животных и растений вместе с соответствующими ему условиями почвы и атмосферы. В. Н. Сукачев создал Ленинградскую школу исследователей, успешно разрабатывающую учение о биогеоценозе как о едином комплексе автотрофных и гетеротрофных организмов и компонентов их абиотического окружения (почвы, атмосферы), в котором они взаимодействуют друг с другом.
Одновременно в Англии близкие проблемы экологии разрабатывал профессор Кембриджского университета А. Тенсли (1871-1955). В 1935 году он ввел в литературу термин «экосистема», понимавшийся как совокупность сосуществующих видов и условий среды их обитания. Термин «экосистема» прочно вошел в научный обиход. В дальнейшем была сформулирована концепция экологической сукцессии – процесса изменения состава экосистемы под влиянием жизнедеятельности составляющих ее организмов, и климакса – как устойчивого равновесного с климатом состояния, к которому «стремится» любая экосистема. Данные термины были сформулированы Ф. Клементсом (1874-1945), и в дальнейшем развиты А. Тенсли и Р. Уиттекером.
Приблизительно в это же время в России появляется классификация Л.Г. Раменского (1884-1953) отражающая отношения видов к благоприятности условий среды, в соответствии с которой он делит организмы на ценобиотические группы, названные им виолентами, патиентами и эксплерентами. В 30-е годы В.И. Вернадский (1864-1945) разрабатывает концепцию биосферы как живой оболочки планеты. Именно в ней гениальному русскому ученому удается обосновать геологическую роль живого в эволюции Земли. В те же 30-е годы профессором Оксфордского университета Ч. Элтоном (1900-1990) формулируется концепция экологической ниши, понимаемой как «профессия» вида, включающая: место
«работы», ресурсы, необходимые для выполнения «работы»; график
«работы»; тип выпускаемой «продукции» и характер отношений с другими
«работниками», участвующими в совместном «производственном» процессе. Ч. Элтон также развивает популяционную экологию, считая, что главной задачей экологии является изучение динамики численности особей в популяции.
В ХХ веке из биологической дисциплины экология становится, по сути, междисциплинарным комплексом. В 1910 году на Ш Международном ботаническом конгрессе, проходившем в Брюсселе экологию делят на два раздела: экологию особей (аутэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Под экологией также понимают науки изучающие влияние человека и его деятельности на окружающую среду. Появляются глобальная и региональная экологии; экология человека; прикладная экология; медицинская экология; промышленная и сельскохозяйственная экология; экология питания; этноэкология и социальная экология. В 1980 году в книге
«Экологические закономерности эволюции» академик С.С. Шварц пишет:
«экология – наука о жизни природы возникла как учение о взаимосвязи организма и среды. Постепенно она трансформировалась в науку о структуре природы, о том, как функционирует живой покров планеты в его целостности». По мнению Шварца, экология все более и более становится теоретической основой, определяющей поведение человека индустриального общества в природе. В конце 80-х возникают экологическое право и экология культуры. И все это происходит на фоне уже существующих с 20-х годов экологии растений и экологии животных, а также появившейся чуть позднее экологии микроорганизмов. Любопытно, что наряду с дифференциацией науки, способствующей тому, что возникли самостоятельные научные направления, изучающие экологию отдельных таксонов, например экологию моллюсков, или экологию голосеменных, - происходила интеграция, приведшая к появлению смежных наук, таких как биоэкология, геоэкология, экология почв, и т.д. В последнюю четверть ХХ века выходят монографии и учебники по экологии, среди которых необходимо отметить следующие:
«Глобальная экология» М.И. Будыко (1977); «Популяционная экология» А.М. Гиляров (1990); «Экология растений» Т.К. Горышина (1978);
«Экология» Ф. Дрё (1976); «Экология» Ю. Одум (1986); «Общая экология» И.Н. Пономарева (1994); «Экология» Р. Риклефс (1979); «Экология» Н.М. Чернова, А.М. Былова (1988, 2004); «Экология и контроль состояния природной среды» Ю.А. Израэль (1984); «Человек и ноосфера» Н.Н. Моисеев (1990); «Экология. Особи, популяции и сообщества» М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд (1989); «Наука об окружающей среде» Б. Небел (1993);
«Региональная экология» В.Н. Большаков, Г.И. Таршис, В.С. Безель (2000);
«Основы общей экологии» Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова (2005). В последнем учебнике, в разделе посвященном современному периоду развития экологии отмечается, что многие экологические законы, выявленные на протяжении Х1Х-ХХ вв имеют ограниченные области экстраполяции. Оказалось, что принцип экологической индивидуальности видов и их независимого распределения по градиентам среды в соответствии с симметричной колоколовидной кривой оказался не соответствующим действительности. Наиболее продуктивными и богатыми видами, как установлено сегодня, могут быть не только климаксовые сообщества, но и те которые находятся на одном из этапов сукцессионной серии. Сами сукцессии, как уже подтверждено многочисленными фактами, оказались стохастическими, а не жестко детерминированными процессами, в ходе которых виды сменяют друг друга в четкой последовательности (в ходя сукцессии не обязательно происходит улучшение условий, повышение биологической продукции и видового разнообразия, - возможно ухудшение условий среды и соответственно снижение биологической продукции и видового богатства). Далее стало ясно, что математической модели «хищник – жертва», предложенной А.Д. Лоткой и В. Вольтеррой, и заключающейся в том, что при пульсации численности популяций жертв и хищников пики численности хищников запаздывают по отношению к пикам численности их жертв, -
отказались подчиняться большинство пар хищников и жертв в реальных экосистемах. Во-первых, хищники, как правило, переключаются на потребление других жертв, во-вторых, на динамику численности популяций хищников и жертв действует множество других факторов, которые не учтены моделью (паразиты, биоритмы и т.д.). «Число Р. Линдемана», характеризующее эффективность перехода энергии с одного трофического уровня на другой, может превышать 10%, и значительно, т.е. на высших трофических уровнях даже достигать 50%. Принцип конкурентного исключения не универсален, - в одной экологической нише при наличии сдерживающего фактора, виды могут сосуществовать, и т.п. Далее авторы резюмируют, что к концу ХХ в. стала очевидной сложность создания системы «универсальных законов» экологии, и родилась новая «универсальная методология». Внимание исследователей переключилось на изучение более частных пространственных и временных закономерностей, «механизмов» организации популяций и экосистем (Миркин, Наумова, 2005).
Алгоритм подготовки к семинару: «Современный экологический кризис»
1. познакомиться с темой «Современный экологический кризис» по учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе, для приобретения широкого видения проблемы;
Темы для самостоятельного изучения по теме «Современный экологический кризис»
1. Экологические кризисы в истории Земли: причины и последствия.
2. Формирование экологического кризиса в период научно-технической революции.
3. Основные признаки современного экологического кризиса и пути выхода из него.
4. Современные экологические катастрофы.
2. выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему;
3. сверить основные понятия, (выполнить основные понятия в виде ментальной карты), определения со справочниками, энциклопедиями;
4. подготовить план-конспект + презентация раскрытия данной проблемы;
5. выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;
6. составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;
7. проанализировать собранный материал для дополнительной информации по теме семинара.