Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция №2
Экологическое образование периода дошкольного детства
Цель
занятия:
познакомиться
с
программами
экологического
образования в ДОО.
Основные понятия: экологическое обучение, экологическое образование,
экологическая культура, комплексная программа, парциальная программа,
ФГОС ДО, предметно-пространственная среда, образовательная область,
компоненты
экологического
воспитания,
экологические
представления,
окружающий мир.
По мнению М.М. Каримова, все разнообразие определений культуры
может быть сведено к четырем основным определениям:
- культура — творческие способности человека;
- культура - творческая деятельность человека, специальные усилия людей,
в результате которых их субъективные способности, созидательные таланты
превращаются в объективно существующие духовно - материальные ценности;
- культура - вся совокупность когда-либо и где-
либо
созданных
человеком, имеющих значение для его духовной жизни;
- культура - процесс
духовного
обогащения
человека,
динамика
превращения существующих ценностей в его личное духовное достояние,
в творческие силы и способности.
Экологическая культура - это одно из новых направлений дошкольной
педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с
природой.
Образовательный
стандарт
по экологическому
воспитанию
и
обучению.
Экологическое воспитание и образование -
одно из направлений
обязательной образовательной программы. В целом ФГОС ДО состоит из
2
системы требований, обязательных для внедрения в образовательный процесса
(ОП) Первыми являются требования к структуре и объему образовательной
программы ДО. Вторая группа требований – это условия реализации ОП ДО.
Третья – результаты освоения ОП ДО.
Диверсифицированное развитие – это один из принципов ФГОС ДО.
Реализация ОП учитывает индивидуальные особенности детей, которые
определяют условия и возможности получения образования на различных
этапах.
ФГОС ДО направлен на решение задач, среди которых можно проследить
характерную направленность на экологическое образование. Это такие задачи
как:
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Реализация задач экологического образования (ЭО) в соответствии со
стандартом осуществляется
двумя путями: через основную программу,
которую разрабатывает учреждение, опираясь на ту или другую примерную
образовательную программу (6о% учебного времени), или через парциальную
программу, которая дополняет основную (40% учебного времени).
3
Развитие экологического сознания – одна из главных целей ЭО. В ОП ДО
существует пять образовательных областей и через все можно реализовать ЭО.
Организация образовательного процесса и определение содержания
предполагает деятельностный подход по ФГОС ДО.
Таблица 1
Экологическая направленность образовательных областей
Развитие
осуществляется
экологическое
через
сознания,
деятельностный
экологической
подход,
который
культуры
зависит
от
индивидуальных возрастных особенностей детей. Экологически направленная
деятельность – это форма активности, которая проявляется в трех сферах:
Таблица 2
4
Характеристика сфер экологической направленности
Предметно-пространственная
среда
должна
быть
правильно
спланирована и организована. Это одно из требований ФГОС ДО.
«Развивающая
максимальную
предметно-пространственная
реализацию
образовательного
среда
потенциала
обеспечивает
пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации
Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции недостатков их развития» (п. 3.3 ФГОС ДО).
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные,
направленные
на
всестороннее
развитие
детей,
и
парциальные,
обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития;
среди последних немало экологических.
5
6
7
8
9
На основании исследований Н.А. Рыжовой проведён анализ, который
позволяет выделить
различные подходы
к
формулировке целей и задач
формирования экологических представлений дошкольников:
воспитание определенного уровня осознанного отношения к
природе, которое выражается в детском поведении, взаимосвязи с природой,
отношении к себе, людям и месту в жизни;
формирование ответственного отношения к самой природе;
вырабатывание у ребёнка потребности в улучшении и сохранении
природы, воспитание его творческого потенциала;
воспитание у дошкольников соответствующего данной проблеме
сознания.
С.Н.
Николаева
полагает,
что
формирование
экологических
представлений начинается со становления осознанного и правильного
отношения к природе во всем её многообразии, к людям, созидающим и
охраняющим её. На основе этого природного богатства формируются
материальные и духовные ценности ребёнка.
Обобщив
представленные
определения,
целью
формирования
экологических представлений дошкольников на наш взгляд является:
10
нравственное
отношение,
которое
включает
формирование
гуманного отношения к природной среде;
интеллектуальное
развитие,
включающее
создание
системы
экологических знаний и представлений;
развитие эстетических чувств, которое включает умение видеть и
чувствовать природную красоту, умение восхищаться ею, иметь желание
сохранить её;
готовность дошкольников к участию в доступной для них
деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите
природной среды.
Такие исследователи как Л. Бобылева и О. Дупленко отмечают, что очень
важно для формирования экологических представлений создание основ
экологической культуры. Под основами экологической культуры понимается
правильное отношение
ребёнка дошкольного возраста к окружающей его
природе, к самому себе и другим людям как к части этой природы, к вещам и
материалам природного происхождения, которыми пользуется ребёнок.
Подобное отношение опирается на элементарные знания экологического
характера.
Формирование благоприятной направленности отношения дошкольника к
окружающему его миру – это наиболее существенный результат формирования
экологических представлений в дошкольный период. И если вместе с этим,
ребёнком изучены первичные сведения о живом и освоены умения
взаимодействовать с объектами природы, то благодаря этому его добрые
намерения олицетворяются в гуманном поступке в природной среде.
Вышесказанное даёт нам возможность утверждать, что дошкольник, таким
образом, приобретает экологическую воспитанность личности.
К компонентам экологического воспитания можно отнести следующее:
изучение
норм
и
правил
экологически
аргументированного
взаимодействия с окружающей природой, переход их большей части в
постоянные привычки;
11
присутствие потребности в усвоении экологических знаний и
нацеленность на их практическое применение;
необходимость
во
взаимодействии
с
представителями
растительного и животного мира, симпатии им, возникновении доброты,
чуткости и милосердия к людям, природе, осторожное отношение ко всему, что
окружает ребёнка;
возникновение
эстетических
чувств,
умение
и
потребность
наблюдать и замечать прекрасное, необходимость в самовыражении и в
творческой деятельности;
демонстрация активности в решении экологических проблем
ближнего окружения ребёнка.
Результатом
формирования
экологической
культуры
являются
экологические знания и взгляды ребёнка на природу.
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой,
нацелены на конечный результат — формирование целостной духовнонравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является
экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю,
свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое культура?
2. Требования ФГОС ДО к экологическому образованию дошкольников.
3. Программы по экологическому образованию в ДОО.