Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экологическое образование периода дошкольного детства

  • 👀 476 просмотров
  • 📌 461 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экологическое образование периода дошкольного детства» pdf
1 Лекция №2 Экологическое образование периода дошкольного детства Цель занятия: познакомиться с программами экологического образования в ДОО. Основные понятия: экологическое обучение, экологическое образование, экологическая культура, комплексная программа, парциальная программа, ФГОС ДО, предметно-пространственная среда, образовательная область, компоненты экологического воспитания, экологические представления, окружающий мир. По мнению М.М. Каримова, все разнообразие определений культуры может быть сведено к четырем основным определениям: - культура — творческие способности человека; - культура - творческая деятельность человека, специальные усилия людей, в результате которых их субъективные способности, созидательные таланты превращаются в объективно существующие духовно - материальные ценности; - культура - вся совокупность когда-либо и где- либо созданных человеком, имеющих значение для его духовной жизни; - культура - процесс духовного обогащения человека, динамика превращения существующих ценностей в его личное духовное достояние, в творческие силы и способности. Экологическая культура - это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Образовательный стандарт по экологическому воспитанию и обучению. Экологическое воспитание и образование - одно из направлений обязательной образовательной программы. В целом ФГОС ДО состоит из 2 системы требований, обязательных для внедрения в образовательный процесса (ОП) Первыми являются требования к структуре и объему образовательной программы ДО. Вторая группа требований – это условия реализации ОП ДО. Третья – результаты освоения ОП ДО. Диверсифицированное развитие – это один из принципов ФГОС ДО. Реализация ОП учитывает индивидуальные особенности детей, которые определяют условия и возможности получения образования на различных этапах. ФГОС ДО направлен на решение задач, среди которых можно проследить характерную направленность на экологическое образование. Это такие задачи как:  создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Реализация задач экологического образования (ЭО) в соответствии со стандартом осуществляется двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (6о% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную (40% учебного времени). 3 Развитие экологического сознания – одна из главных целей ЭО. В ОП ДО существует пять образовательных областей и через все можно реализовать ЭО. Организация образовательного процесса и определение содержания предполагает деятельностный подход по ФГОС ДО. Таблица 1 Экологическая направленность образовательных областей Развитие осуществляется экологическое через сознания, деятельностный экологической подход, который культуры зависит от индивидуальных возрастных особенностей детей. Экологически направленная деятельность – это форма активности, которая проявляется в трех сферах: Таблица 2 4 Характеристика сфер экологической направленности Предметно-пространственная среда должна быть правильно спланирована и организована. Это одно из требований ФГОС ДО. «Развивающая максимальную предметно-пространственная реализацию образовательного среда потенциала обеспечивает пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (п. 3.3 ФГОС ДО). За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. 5 6 7 8 9 На основании исследований Н.А. Рыжовой проведён анализ, который позволяет выделить различные подходы к формулировке целей и задач формирования экологических представлений дошкольников:  воспитание определенного уровня осознанного отношения к природе, которое выражается в детском поведении, взаимосвязи с природой, отношении к себе, людям и месту в жизни;  формирование ответственного отношения к самой природе;  вырабатывание у ребёнка потребности в улучшении и сохранении природы, воспитание его творческого потенциала;  воспитание у дошкольников соответствующего данной проблеме сознания. С.Н. Николаева полагает, что формирование экологических представлений начинается со становления осознанного и правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, созидающим и охраняющим её. На основе этого природного богатства формируются материальные и духовные ценности ребёнка. Обобщив представленные определения, целью формирования экологических представлений дошкольников на наш взгляд является: 10  нравственное отношение, которое включает формирование гуманного отношения к природной среде;  интеллектуальное развитие, включающее создание системы экологических знаний и представлений;  развитие эстетических чувств, которое включает умение видеть и чувствовать природную красоту, умение восхищаться ею, иметь желание сохранить её;  готовность дошкольников к участию в доступной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природной среды. Такие исследователи как Л. Бобылева и О. Дупленко отмечают, что очень важно для формирования экологических представлений создание основ экологической культуры. Под основами экологической культуры понимается правильное отношение ребёнка дошкольного возраста к окружающей его природе, к самому себе и другим людям как к части этой природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми пользуется ребёнок. Подобное отношение опирается на элементарные знания экологического характера. Формирование благоприятной направленности отношения дошкольника к окружающему его миру – это наиболее существенный результат формирования экологических представлений в дошкольный период. И если вместе с этим, ребёнком изучены первичные сведения о живом и освоены умения взаимодействовать с объектами природы, то благодаря этому его добрые намерения олицетворяются в гуманном поступке в природной среде. Вышесказанное даёт нам возможность утверждать, что дошкольник, таким образом, приобретает экологическую воспитанность личности. К компонентам экологического воспитания можно отнести следующее:  изучение норм и правил экологически аргументированного взаимодействия с окружающей природой, переход их большей части в постоянные привычки; 11  присутствие потребности в усвоении экологических знаний и нацеленность на их практическое применение;  необходимость во взаимодействии с представителями растительного и животного мира, симпатии им, возникновении доброты, чуткости и милосердия к людям, природе, осторожное отношение ко всему, что окружает ребёнка;  возникновение эстетических чувств, умение и потребность наблюдать и замечать прекрасное, необходимость в самовыражении и в творческой деятельности;  демонстрация активности в решении экологических проблем ближнего окружения ребёнка. Результатом формирования экологической культуры являются экологические знания и взгляды ребёнка на природу. Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовнонравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое культура? 2. Требования ФГОС ДО к экологическому образованию дошкольников. 3. Программы по экологическому образованию в ДОО.
«Экологическое образование периода дошкольного детства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot