Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Дознание и административное расследование в ВС РФ

  • 👀 1274 просмотра
  • 📌 1210 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Дознание и административное расследование в ВС РФ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Дознание и административное расследование в ВС РФ» docx
« Раздел 1. Организационно – правовые вопросы защиты РФ Тема 4. Понятие законности, правопорядка и воинской дисциплины Лекция № 9. Дознание и административное расследование в ВС РФ Обсуждено на заседании кафедры «__ »__________ 20__ года Протокол № СОДЕРЖАНИЕ: Цели занятия: 1) Дать систематизированные основы научных знаний о порядке проведения дознания и административного расследования в ВС РФ, раскрывать состояние и перспективы развития правовой отрасли, профессиональной служебной деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2) Формирование теоретической базы общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Данная лекция служит формированию у обучаемых следующих компетенций (в соответствии с рабочими программами специальностей по учебной дисциплине «Правоведение»): Специальность 140801 – ОК-4. Специальность 161101 02 – ОК-1, ОК-2. Специальность 161101 03 – ОК-5. Специальность 190109 – ВПК-26, ВПК-27, ВПК-28. Специальность 200106 – ПК-1, ПК-3. Специальность 210602 01 – ОК-5. Специальность 210602 07 - ОК-5. Специальность 210701 – ОК-4. Специальность 230106 – ОК-7. ВРЕМЯ: 2 часа УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СИО-9 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Особенности проведения административного расследования в ВС РФ. 2. Дознание в ВС РФ. ЛИТЕРАТУРА: 1. УПК РФ (в части, касающейся организации дознания). 2. Наставление по правовой работе в ВС РФ (Приказ МО РФ № 10 от 31.01.2001 г.) (в части, касающейся проведения административного расследования). 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ВС РФ В качестве средства обеспечения правопорядка и законности командиры частей используют предоставленное им право проведения административных расследований и дознаний. Административное расследование проводится для установления фактов и обстоятельств совершения дисциплинарных проступков, других правонарушений, которые не содержат состава уголовного преступления, а подлежат мерам дисциплинарного, материального или административного воздействия. Проведение административного расследования поручается командиром компетентным в тех или иных вопросах офицерам и осуществляется оно в произвольной форме как письменно так и устно. В случае обнаружения действий, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления, совершенных военнослужащими или другими лицами на территории войсковой части, командиру предоставлено право возбуждения уголовного дела и производства дознания, которое осуществляется в соответствиями с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Условия назначения и порядок проведение административного расследования Под административным расследованием понимается деятельность командиров (начальников) воинских частей и назначаемых ими лиц по установлению фактических обстоятельств проступков (правонарушений) военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении в целях принятия законных и обоснованных решений. На практике административное расследование заключается в сборе доказательств о наличии юридически значимых для дела фактов (действий или событий). Названный вид расследования необходимо отличать от административного расследования, осуществляемого уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами по делам об административных правонарушениях. Наиболее существенным различием между ними является то, что упомянутые органы исполнительной власти осуществляют данную деятельность в отношении лиц, не подчиненных этим органам в служебном отношении, в то время как командиры (начальники) проводят административное расследование только в рамках отношений подчиненности. В сравнении с другими известными видами расследования - дознанием, предварительным следствием административное расследование, назначаемое командирами (начальниками) воинских частей, регламентируется нормами военно-административного законодательства. Так, в Вооруженных Силах Российской Федерации общие правила проведения административного расследования определены пп. 94-112 Наставления по правовой работе в ВС РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. N 10. Нормы Наставления регламентируют порядок назначения и проведения административного расследования по сравнению с уголовно-процессуальными нормами проведения дознания и предварительного следствия менее детально и четко. При возникновении на практике вопросов, не отраженных в данном Наставлении, они должны разрешаться должностными лицами воинской части в соответствии с общими требованиями уставов и положений, в пределах предоставленных им полномочий. Основанием для назначения административного расследования в случаях совершения правонарушений в воинской части является обнаружение указанных фактов, т.е. получение командиром (начальником) воинской части сведений, указывающих на их наличие. Источниками сведений о правонарушениях могут служить рапорты должностных лиц суточного наряда, караула, командиров подразделений, начальников служб, других военнослужащих, в том числе самих лиц, причинивших материальный ущерб, акты ревизий, проверок, другие документы, содержащие сведения о правонарушениях. День обнаружения правонарушения может не совпадать с днем его фактического совершения, так как правонарушения не всегда носят явный характер, а в ряде случаев могут скрываться недобросовестными военнослужащими и должностными лицами. Поводами для назначения административного расследования в воинской части могут послужить следующие обстоятельства: • причинение имуществу воинской части материального ущерба по вине военнослужащего; • любые случаи получения травм военнослужащими (травматизм личного состава); • совершение военнослужащими грубых дисциплинарных проступков; • утеря военнослужащими служебных и личных документов; • пожары и стихийные бедствия, связанные с причинением ущерба военному имуществу и др. Административное расследование назначается приказом командира (начальника) воинской части либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования. В любом случае решение командира (начальника) должно содержать в себе указание, кому и в какой срок следует провести административное расследование. Максимальный срок проведения административного расследования, который может быть назначен командиром воинской части, составляет один месяц со дня обнаружения правонарушения. В некоторых случаях отведенного для проведения административного расследования срока не всегда достаточно для выяснения всех обстоятельств по делу. Прежде всего это бывает связано с проведением дополнительных исследований, экспертиз, необходимостью опроса множества людей или невозможностью опросить очевидцев или причинителей вреда (например, при нахождении их в отпуске, дальней командировке, прохождении военной службы за пределами места расквартирования воинской части и т.п.). В таких случаях предусмотрена возможность продления данного срока вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц. Для продления срока расследования лицо, проводящее расследование, должно возбудить соответствующее ходатайство с изложением причин задержки перед командиром воинской части. При назначении административного расследования весьма важным является выбор командиром лиц, которым оно будет поручено. Правила, относящиеся к данному вопросу, установлены Наставлением по правовой работе в ВС РФ. В п. 96 Наставления предусмотрено, что административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию любым из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией. Непосредственный выбор конкретного должностного лица или состава комиссии должен быть осуществлен командиром (начальником) с учетом существа самого дела. Так, расследование сложных случаев (например, нарушение правил подготовки, эксплуатации боевой и другой техники и т.п.), требующих значительного времени и специальных технических знаний, рекомендуется поручать офицерам, имеющим опыт и соответствующую подготовку. Еще одним правилом выбора конкретных лиц для проведения административного расследования является обеспечение независимости такого расследования. Данное правило обеспечивается запретом, содержащимся в п. 97 Наставления, поручать административное расследование офицеру, являющемуся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицеру, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. Прямая или косвенная заинтересованность в исходе дела может выражаться в наличии родственных связей между расследующим и лицом, чьи действия расследуются, в возможном влиянии служебной деятельности расследующего на возникновение причин и условий правонарушения. Так, например, не следует поручать командиру роты проведение административного расследования по фактам утраты его подчиненными имущества роты, так как это могло произойти в том числе и по причине нарушения правил ведения ротного хозяйства, за которое отвечает ее командир. Практикой проведения административных расследований выработана определенная логическая последовательность действий офицера, назначенного для его проведения, которая условно может быть разделена на ряд этапов. Порядок проведения административного расследования. На первом этапе необходимо получить и изучить все имеющиеся по делу документы, в которых содержится первичная информация, на основании которой административное расследование было назначено. Это могут быть рапорты, заявления, акты приема-сдачи должности, материалы проверки, инвентаризации или ревизии и т.п. На втором этапе следует изучить все нормативные правовые акты, непосредственно относящиеся к расследуемым обстоятельствам. Помимо норм закона, в зависимости от особенностей конкретного дела, могут подлежать изучению нормативные правовые акты, содержащие, например, правила учета, получения, выдачи, сдачи, хранения, эксплуатации (использования) и списания материальных средств, их охраны и т.д. Без такого изучения зачастую бывает невозможно правильно квалифицировать действия военнослужащих и установить лиц, виновных в совершении правонарушения. На третьем этапе офицеру, проводящему административное расследование, необходимо продумать последовательность и характер предстоящих действий по установлению фактических обстоятельств дела. Заблаговременное планирование позволяет согласовать расследующему свои действия с деятельностью воинской части, ее подразделений и служб, а при назначении комиссии - деятельность ее членов. Кроме того, на данном этапе определяется необходимость привлечения дополнительных средств (автотранспорта, измерительных приборов и т.п.), в связи с чем следует сделать соответствующий запрос командиру (начальнику) воинской части. При необходимости на данном этапе составляется план проведения административного расследования, который представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению, наименований документов, которые должны быть приобщены к делу в качестве доказательств, а также расчет времени. На четвертом этапе непосредственно устанавливаются все фактические обстоятельства дела: например, имел ли в действительности место материальный ущерб воинской части; где, когда, кем, при каких обстоятельствах он был причинен; в чем выразился и с какой целью был причинен материальный ущерб; требования каких именно нормативных правовых актов при этом были нарушены; явились ли действия или бездействие военнослужащего причиной возникновения ущерба; наличие вины в действиях (бездействии) военнослужащего, а также степень вины каждого в случае причинения ущерба несколькими лицами; обстоятельства, влияющие на степень материальной ответственности; размер причиненного материального ущерба; причины и условия, способствовавшие причинению ущерба. Фактические обстоятельства дела устанавливаются путем: • опроса очевидцев и виновных лиц; • осмотра помещений, местности, техники, предметов и документов; • проведения экспериментов; • привлечения специалистов и экспертов. В соответствии с п. 106 Наставления при административном расследовании не проводятся обыски, выемки, допросы и некоторые другие действия, предусмотренные УПК РФ и характерные только для предварительного расследования. Правила опроса очевидцев и виновных лиц определяются п. 103 Наставления. Опрос осуществляется путем истребования объяснений в письменной форме. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается следующее: характер расследуемого проступка; данные на лицо, от которого требуется объяснение; вопросы, которые необходимо перед ним поставить. Объяснения принято адресовать на имя командира воинской части. Они должны быть записаны, по возможности, дословно офицером, проводящим административное расследование. По желанию опрашиваемого ему может быть предоставлена возможность изложить свои объяснения собственноручно. Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование (или лицом, которому поручено истребовать такое объяснение по запросу командира (начальника) другой воинской части). Случай отказа какого-либо лица из числа личного состава воинской части дать расследующему объяснения по делу Наставлением не предусмотрен. В таком случае необходимо прежде всего руководствоваться положениями общевоинских уставов: рапортом доложить о случившемся командиру воинской части. Однако если отказавшееся от объяснений лицо является причинившим материальный ущерб, на случай рассмотрения дела в суде или обжалования решения командира целесообразно составить такой рапорт с приложением объяснений двух свидетелей отказа. При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. В сложных случаях расследующим могут быть привлечены к делу специалисты воинской части. Проведение экспертизы в рамках административного расследования, проводимого в воинской части, Наставлением не предусмотрено, однако командир воинской части вправе при необходимости обратиться в соответствующие экспертные учреждения или к экспертам за заключением. При этом экспертиза производится в упрощенном виде по сравнению с судебной экспертизой по уголовным делам: эксперту предоставляются объект исследования и перечень вопросов, которые интересуют расследующего в рамках дела. По окончании экспертизы эксперт представляет свое заключение. Такая экспертиза проводится за счет воинской части. Во время проведения административного расследования офицер, его проводящий, должен соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Доклад результатов административного расследования командиру, начальнику На пятом этапе составляется письменное заключение по материалам административного расследования, которое докладывается командиру (начальнику) воинской части. Правила составления такого заключения установлены п. 108 Наставления. Оно составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную. В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил. В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследованного проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке совершено нарушение; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку. В резолютивной части должно быть изложено следующее: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела. Заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования, представляется командиру. К заключению прилагаются следующие документы: • рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования; • объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п. • справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов; • заключения специалистов и экспертов; • решение вышестоящего командира (начальника) о продлении срока административного расследования, если такой срок был продлен; • другие документы, собранные по делу. О прилагаемых к заключению документах делается соответствующая запись сразу за его резолютивной частью с указанием количества листов каждого документа. В соответствии с подп. "м" п. 12, подп. "ж" п. 14 Положения о юридической службе ВС РФ материалы административного расследования по фактам соврешения военнослужащими правонарушений перед представлением их командиру воинской части должны пройти правовую экспертизу у помощника командира воинской части по правовой работе. Свидетельством о прохождении правовой экспертизы служит виза помощника командира воинской части по правовой работе на заключении по материалам административного расследования. Решение командира по материалам административного (служебного) расследования Для принятия по материалам административного расследования решения командиру (начальнику) предоставляется срок продолжительностью не более трех дней. Принятое решение объявляется в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного воздействия). Решение командира может содержать в себе и отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от такой ответственности. Если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, командир воинской части обязан возбудить уголовное дело, о чем немедленно уведомить военного прокурора. В таком случае все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу. 2. ДОЗНАНИЕ В ВС РФ Формы предварительного расследования Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УПК). Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования УД. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие всегда может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления. Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией. Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование УД является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания - осуществление оперативно-розыскной деятельности. Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 УПК. При этом закон указывает, что расследование в форме дознания по указанным преступлениям осуществляется только при условии, что дело возбуждено против конкретного лица (ч. 2 ст. 223 УПК). Если же дело возбуждено по факту преступления, т.е. если лицо, его совершившее, неизвестно, то расследование должно осуществляться в форме следствия. Дознание проводится в более короткие сроки, и в его процедуре есть небольшие отличия от процедуры следствия. Но в целом порядок проведения следствия и дознания, в частности порядок производства следственных действий, принятия решений, является одинаковым. Понятие дознания и осуществляющие его органы В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством одной из форм предварительного расследования по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, является дознание, которое осуществляется уполномоченными на то УПК РФ государственными органами и должностными лицами. Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов. Деятельность органов дознания детально регламентирована разработанной Главной военной прокуратурой на основе положений уголовно-процессуального законодательства Инструкцией о процессуальной деятельности органов дознания ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной приказом Главной военной Прокуратуры от 18 января 2008 г. № 20. На органы дознания возложены следующие функции: 1. принятие необходимых розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; 2. принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, принятие по нему процессуального решения; 3. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; 4. производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя по уголовным делам, расследуемым органами военной прокуратуры; 5. в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление. Перечисленные функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют: - командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона; - начальники военных учреждений — по уголовным делам о преступлениях совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения; - начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ). Командир воинской части как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, уполномочен давать поручения о рассмотрении сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ. Порядок проведения дознания Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ (ст. 10 Инструкции). Один из них назначается старшим дознавателем: ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел. Дознаватели назначаются, как правило, из расчета: а) на полк (корабль 1 ранга) – 5-6 дознавателей; б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3-4 дознавателя; в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1-2 дознавателя; г) на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2-5 дознавателей. В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество дознавателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для расследования конкретного уголовного дела. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им. Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей заключается: а) в принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ; б) в производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела; в) в принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 145 (146) УПК РФ; г) в незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующих протоколов и постановлений. Розыскная деятельность органа дознания включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации меры, принимаемые для установления лица, подозреваемого в совершении преступления, и розыска обвиняемого, место нахождения которого неизвестно, а также общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, организацию в необходимых случаях его преследования по следам совершенного преступления, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления. Розыскные мероприятия проводятся во взаимодействии с военной прокуратурой и другими правоохранительными органами. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ), после получения согласия военного прокурора на возбуждение уголовного дела орган дознания - командир воинской части или дознаватель производит неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, и, кроме того, вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления. После направления уголовного дела военному прокурору орган дознания - командир воинской части или дознаватель производит отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению военного прокурора, следователя организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы Дознаватели уполномочены: а) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания (командира воинской части), санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ); б) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы. Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу. Руководство процессуальной деятельностью дознавателей (должностных лиц органов дознания) при производстве по уголовному делу осуществляет начальник органа дознания (командир воинской части), который вправе давать дознавателю указания. Письменные указания военного прокурора и начальника органа дознания (командира воинской части), данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания (командира воинской части) военному прокурору, а указания военного прокурора - вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 41 УПК РФ). В обязанности дознавателя входит: а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями Конституции, УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции; б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий, определять их последовательность и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию; в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами; г) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ); д) в письменной форме докладывать командиру воинской части обо всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению; е) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала ВС РФ; разъяснять личному составу законы РФ; ж) исполнять письменные указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке, установленном УПК РФ. Возбуждение уголовного дела. Порядок производства следственных действий Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 УПК является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Таким образом, уголовный процесс - это вид государственной деятельности, которая осуществляется в определенной законом форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения. Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом. Выделяют следующие стадии российского уголовного процесса: 1) возбуждение УД; 2) предварительное расследование; данные стадии процесса составляют досудебное производство (ч. 2 УПК); все остальные стадии процесса закон относит к судебному производству (ч. 3 УПК): 3) подготовительные действия судьи к судебному заседанию; 4) судебное разбирательство; 5) производство в суде второй инстанции (пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу в апелляционном и кассационном порядке); 6) исполнение приговора. Кроме этих шести основных существуют две исключительные стадии уголовного процесса. Их исключительность объясняется тем, что они могут осуществляться после вступления приговора в силу и его исполнения. Это производство в надзорном порядке и возобновление производства по УД ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела Первой стадией российского уголовного процесса является возбуждение УД. В соответствии со ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. От своевременности возбуждения УД во многом зависит успех его дальнейшего расследования. Волокита и ошибки, допущенные в этой стадии процесса, нередко влекут невосполнимую в дальнейшем утрату доказательств. Законное и своевременное возбуждение УД обеспечивает защиту интересов общества и государства, а также прав и законных интересов потерпевших от преступления. С другой стороны, законный и обоснованный отказ в возбуждении УД также является гарантией прав личности, ограждая ее от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Возбуждение УД имеет и важное процессуальное значение, так как только после этого становится возможным производство следственных действий, применение мер процессуального принуждения. До принятия решения о возбуждении УД закон допускает производство только трех следственных действий: осмотра места происшествия, освидетельствования и судебной экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК), если они необходимы для закрепления следов преступления и установления оснований для возбуждения УД. Сущность стадии возбуждения УД заключается в принятии компетентными должностными лицами заявлений и сообщений о преступлениях и возбуждении по ним либо отказе в возбуждении уголовных дел. Другими словами, сущность первой стадии процесса заключается в быстром и обоснованном реагировании уголовно-процессуальными средствами на все случаи обнаружения преступлений. Правом возбуждения УД в соответствии с УПК наделены в соответствии со своей компетенцией орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 146 УПК). Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу Для возбуждения УД необходимо: а) наличие законного повода; б) наличие достаточного основания; в) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Под поводом к возбуждению УД принято понимать предусмотренные законом источники, из которых компетентные должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Статья 140 УПК к поводам для возбуждения УД относит: • заявление о преступлении; • явку с повинной; • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Заявление о преступлении в соответствии со ст. 141 УПК может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. В протоколе указываются также данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения УД. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ. Явка с повинной в соответствии со ст. 142 УПК представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников, оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 УПК). По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, прокурор поручает провести проверку органу дознания или следователю. Редакция соответствующего СМИ обязана передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 144 УПК). Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд (ст. 144 УПК). УД частного (ч. 6 ст. 144 УПК) и частно-публичного обвинения (ст. 147 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. При отсутствии заявления потерпевшего такие дела могут быть возбуждены прокурором, только если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может самостоятельно защитить свои права и интересы (ч. 2 ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК). Помимо законного повода для возбуждения УД требуются достаточные основания. В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК основанием для возбуждения УД является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Таким образом, основания для возбуждения УД образуют фактические данные, свидетельствующие о совершении преступления. Для принятия решения о возбуждении УД не требуется установления всех признаков состава преступления. Достаточно установить наличие данных об объективной стороне преступления, данных, подтверждающих наличие события преступления. Отсутствие сведений о субъекте преступления не может служить препятствием к возбуждению УД. Если в заявлении или сообщении о преступлении отсутствует достаточная информация для того, чтобы сразу же возбудить УД или отказать в этом, дознаватель, следователь и прокурор проводят проверку достаточности оснований. Такая проверка может проводиться в течение 3 суток со дня поступления сообщения. Прокурор, начальник следственного отдела и начальник органа дознания могут продлить срок такой проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству следователя или дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток (ст. 144 УПК). УД не может быть возбуждено, если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу. Согласно ст. 24 УПК к таким обстоятельствам относятся: • отсутствие события преступления; • отсутствие в деянии состава преступления; • истечение сроков давности уголовного преследования; • смерть подозреваемого или обвиняемого, кроме случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего; • отсутствие заявления потерпевшего, если УД может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; • отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ и иных судей, депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, следователя, адвоката либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение УД в отношении соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ и иных судей. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокуpop согласно ст. 145 УПК принимают одно из следующих решений: 1. о возбуждении УД; 2. об отказе в возбуждении УД; 3. о передаче сообщения по подследственности или подсудности. Возбуждение УД осуществляется при наличии повода и основания. Это решение принимается в пределах установленной законом компетенции дознавателем или следователем с согласия прокурора или самим прокурором и оформляется соответствующим постановлением (ст. 146 УПК). В постановлении о возбуждении УД указываются: 1. дата, время и место его вынесения; 2. кем оно вынесено; 3. повод и основания для возбуждения УД; 4. пункт, часть и статья уголовного закона, на основании которых возбуждается УД. Дознаватель и следователь, вынеся постановление о возбуждении УД, незамедлительно направляют его прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) соответствующие протоколы и постановления. Прокурор либо незамедлительно дает согласие на возбуждение УД, либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение дела, либо о возвращении материалов для дополнительной проверки. Общая характеристика следственных действий и правил их производства Следственные действия - это производимые следователем в соответствии с уголовно - процессуальным законом процессуальные действия, целью которых являются собирание и проверка доказательств. Прежде чем приступить к проведению следственных действий, следователь или дознаватель обязан принять УД к своему производству. С этого момента он получает всю полноту процессуальных полномочий и начинает нести ответственность за всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Ряд следственных действий, наиболее существенно ограничивающих конституционные права и свободы личности (например, освидетельствование, обыск, выемка), требуют вынесения письменного решения (постановления) об их производстве. Как правило, такие следственные действия могут проводиться только с разрешения суда. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц. Следователь, привлекая к производству следственного действия участников УСП, должен разъяснить им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то они предупреждаются об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и ВД. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со ст. 166 УПК. Виды следственных действий К числу следственных действий относятся: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство судебной экспертизы. Осмотр (ст. 176—178 УПК). Закон различает несколько видов осмотра: осмотр места происшествия, местности, жилища, предметов и документов, осмотр трупа. Они производятся в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для УД. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения УД. Осмотр производится с участием понятых, за исключением, когда он проводится в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также если его проведение связано с опасностью для жизни людей. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов осуществляется на месте производства следственного действия. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к УД. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе. Осмотр трупа проводится на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием понятых и судебного эксперта. Освидетельствование (ст. 180 УПК) представляет собой осмотр тела человека с целью обнаружения на нем особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для УД, если для этого не требуется производство судебной экспертизы. Может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. О производстве освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого лица. Освидетельствование производится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста. При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом. Фотографирование, видеозапись и киносъемка при обнажении могут проводиться лишь с согласия освидетельствуемого. Следственный эксперимент (ст. 181 УПК) - это следственное действие, заключающееся в проведении специальных опытов с целью получения новых или проверки имеющихся доказательств, а также для проверки следственных версий о механизме совершения преступления, происхождении каких-либо фактов и следственных версий о механизме совершенного преступления. В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для УД, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц. Обыск (ст. 182 УПК) - следственное действие, содержанием которого является принудительное обследование помещений, местности и иных объектов либо отдельных граждан с целью отыскания и изъятия следов, орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также обнаружения разыскиваемых лиц и документов, имеющих значение для расследуемого УД. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для УД. Обыск производится на основании постановления следователя. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в соответствии со ст. 165 УПК. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве или же судебное решение, разрешающее его производство, и предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для УД. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц. С разрешения следователя при обыске может присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. При производстве обыска необходимо присутствие понятых и составление протокола. Выемка (ст. 183 УПК) - это следственное действие, заключающееся в изъятии у определенного лица предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно установлено, у кого и где они находятся. Выемка производится на основании мотивированного постановления следователя. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке ст. 165 УПК. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Выемка проводится в присутствии понятых и завершается составлением протокола. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК). Согласно ст. 23 Конституции ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию имеет своей целью задержать указанную корреспонденцию для получения доказательств об обстоятельствах, имеющих значение для дела, временного прекращения переписки соответствующих лиц и достижения Других целей расследования по делу. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся только на основании судебного решения (ст. 165 УПК). В ходатайстве следователя об аресте на почтово-телеграфные отправления указываются: данные на лицо и его адрес, а также основания наложения ареста, осмотра и выемки корреспонденции. При принятии судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее отделение связи. Осмотр, выемка и снятие копий с отправлений производятся следователем с участием понятых из числа работников данного учреждения. Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем не позднее окончания предварительного расследования с уведомлением суда, принявшего решение о проведении этого следственного действия. Контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК). При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по УД о тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании судебного решения (ст. 165 УПК). При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган на срок до 6 месяцев. Контроль прекращается не позднее окончания предварительного расследования. Следователь в любое время вправе истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором излагается имеющая отношение к УД часть фонограммы. Фонограмма в| полном объеме приобщается к материалам УД как вещественное доказательство и хранится в условиях, исключающих ознакомление с нею иных лиц. Допрос (187-191 УПК) представляет собой следственное действие, состоящее в получении показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Различают следующие виды допроса: 1. по возрасту допрашиваемого (несовершеннолетний, малолетний, взрослый); 2. по процессуальному положению допрашиваемого (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт, специалист); 3. по последовательности проведения допроса и объему информации (дополнительный, первоначальный, повторный); 4. по характеру следственной ситуации (в конфликтной ситуации, в бесконфликтной ситуации); 5. по составу участников допроса (без участия или с участием третьих лиц); 6. по месту проведения допроса (в кабинете следователя или лица, производящего дознание; в ином месте). Лицо вызывается на допрос повесткой, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные ст. 111 УПК. Перед допросом следователь обязан предупредить потерпевшего и свидетеля об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ отдачи показаний по ст. 307 и 308 УК. Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном следователь свободен при выборе тактики допроса. Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями. Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе, вправе давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы, которые следователь может отвести, но обязать включить в протокол допроса. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления также подлежат занесению в протокол допроса. Допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого. Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении УД, за исключением случаев, когда место нахождения подозреваемого не установлено, или с момента фактического его задержания. Он вправе пользоваться помощью защитника на допросе и иметь свидание с защитником до первого допроса. Очная ставка (192 УПК) - следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрашиваемых лиц по существенным для дела обстоятельствам, по поводу которых они дают противоречивые показания. Следователь выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. После дачи показаний следователь может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения следователя задавать вопросы друг другу. В ходе очной ставки следователь вправе предъявить ВД и документы. Оглашение показаний допрашиваемых лиц, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки этих показаний допускаются лишь после дачи показаний указанными лицами или их отказа от дачи показаний на очной ставке. В протоколе очной ставки показания допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давались. Каждое из допрашиваемых лиц подписывает свои показания, каждую страницу протокола и протокол в целом. Предъявление для опознания (193 УПК) - это следственное действие, состоящее в показе потерпевшему, свидетелю, подозреваемому или обвиняемому какого-либо объекта с целью установления тождества или различия с объектом, бывшим в прошлом предметом наблюдения опознающего. Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Для опознания может быть предъявлен и труп. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам. Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа. Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. При невозможности предъявления лица опознание может быть проведено по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходных с опознаваемым лицом. Количество фотографий должно быть не менее трех. Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных ему лиц или один из предметов, то опознающему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо или предмет. Наводящие вопросы недопустимы. Предъявление для опознания проводится при участии понятых. Проверка показаний на месте (ст. 194 УПК) — комплексное следственное действие, состоящее в показе ранее допрошенным лицом места и объектов, связанных с расследуемым событием, даче показаний по поводу происшедшего события и демонстрации отдельных действий в целях проверки имеющихся и отыскания новых доказательств. Задачами проверки показаний на месте являются: • обнаружение места и объектов, с которыми связано происшедшее событие; • установление ранее неизвестных свидетелей, потерпевших и подозреваемых; • подтверждение показаний имеющимися доказательствами на месте произошедшего события. Проверка показаний на месте производится в целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для УД. Показания, ранее данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием. Проверка показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для УД, демонстрирует определенные действия. Какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки и наводящие вопросы недопустимы. Не допускается одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц. Проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы вопросы. Производство судебной экспертизы (гл. 27 УПК). Судебная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее в производстве по поручению органов дознания, предварительного следствия и суда в установленной законом процессуальной форме специальных исследований объектов в отдельных областях науки, искусства или ремесла и даче заключения по вопросам, поставленным по существу дела. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в необходимых случаях возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются: 1) основания назначения судебной экспертизы; 2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза; 3) вопросы, поставленные перед экспертом; 4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им их права. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением. Назначение и производство судебной экспертизы обязательно для установления: 1) причин смерти; 2) характера и степени вреда, причиненного здоровью; 3) психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости; 4) психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; 5) возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для УД, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение. Следователь обязан ознакомить подозреваемого, обвиняемого и его защитника с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить права, предусмотренные ст. 198 УПК. При необходимости следователь получает образцы для сравнительного исследования. Постановление о назначении экспертизы и материалы, необходимые для ее производства, следователь направляет руководителю экспертного учреждения, который поручает производство экспертизы конкретному эксперту и разъясняет ему права, обязанности и ответственность за дачу заведомо ложного заключения. Получив заключение эксперта, следователь предъявляет его подозреваемому, обвиняемому и защитнику, разъяснив им право ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
«Дознание и административное расследование в ВС РФ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot