Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Досуговая
деятельност ь в ДОУ
Содерж ание
лекции
1.
ПОНЯТИЕ,
С О Д Е РЖ А Н И Е
И
ФУ Н К Ц И И
Д О С У ГА :
И С Т О Р И КО -
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.
Ф И З И Ч Е С КО Е
В О С П И ТА Н И Е
О Б РА З О В А Т Е Л Ь Н О Й
П Р О Г РА М М Ы
В
РА М К А Х
Д ОУ
"ОТ
Т И П О ВО Й
РОЖ Д Е НИ Я
ДО
Ш КОЛ Ы »
3.
О Р ГА Н И З А Ц И Я
Т Е Х Н И К К А РА Т Э
СПОРТИВНОГО
Д О С У ГА
С
ПРИМЕНЕНИЕМ
Понятие, содержание и функции досуга:
историко-социологический аспект
ДЛЯ
ЭТОГО
В
И С Т О Р И Ч Е С КО М
АСПЕКТЕ
ПРИВЕДЕМ
О Б З О Р О С Н О В Н Ы Х П О Д ХО Д О В К Е Г О О П Р Е Д Е Л Е Н И Ю .
СЛОВО «ДО СУГ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ УПОТРЕБЛЯЛО СЬ УЖЕ В XV ВЕКЕ,
Т О ГД А К А К В Ы РА Ж Е Н И Е « С В О Б О Д Н О Е В Р Е М Я » В П Е Р В Ы Е П О Я В И Л О С Ь
ЛИШЬ
В
Н АЧ А Л Е
П Р О И СХОД И Т
ОНО
ОТ
О З Н АЧ А Е Т
«ДОСУЖЕСТЬ»
XX
ВЕКА.
ГЛ А Г ОЛ А
ДРЕВНЕЕ
« Д О С Я ГАТ Ь » ,
ВОЗМОЖНОСТЬ
ЕСТЬ
СЛ А ВЯ Н С КО Е
ЧТО-ТО
ДОСТИЖЕНИЕ
СЛОВО
«ДОСЯГНУТЬ».
СОВЕРШИТЬ,
ЧЕГО-ТО,
НА
«ДОСУГ»
БУ К ВА Л Ь Н О
«ДОСЯГНУТЬ».
ЧТО
ТРЕБУЕТСЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н Н Ы Й Т Р УД И В Р Е М Я . С Л Е Д О В АТ Е Л Ь Н О , Д О С У Г О С М Ы С Л Я Л С Я
К А К В Р Е М Я , К О ГД А М О Ж Н О Ч Е Г О - Т О Д О С Т И Ч Ь .
Достаточно глубоко
проблему досуга и
свободного времени
рассмотрел
древнегреческий
мыслитель
Аристотель (384-322
гг. до н.э.). «Вся
человеческая жизнь,
- писал он, распадается на
занятия и досуг..., а
вся деятельность
человека направлена
частью на
необходимое и
полезное, частью на
прекрасное...
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься
делами и вести войну, но, еще предпочтительнее,
наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все
необходимое и полезное, а еще более того - прекрасное. Досуг
- неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с
потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья,
блаженства и т.п. Досуг - не просто свободное время, а время,
заполненное разнообразными занятиями: философским
умосозерцанием,
играми,
упражнениями,
забавами,
вызывающими ощущение приятности и удовлетворения,
искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг
требует многих предметов широкого потребления, поэтому
рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит
от форм государственного устройства. Счастье царей - в
досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии».
А. Шопенгауэр,
представитель
общественной мысли Нового
времени, называл досуг
венцом человеческого
существования, так как
только он делает человека
полным обладателем своего
«я». Саморазвитие
личности, овладение ею
достижениями культуры и
создание культурных
ценностей - все это
связывалось
непосредственно со
свободным временем.
Определяя ведущие
ценности идеального
общества, К. Маркс в
качестве основной его
ценности называл
свободное время:
«Свободное время представляющее собой
как досуг, так и время
для более возвышенной
деятельности,
превращает того, кто
им обладает, в иного
субъекта, и в качестве
этого иного субъекта он
и вступает затем в
непосредственный
процесс
производства».
Ины ми словами , К . Маркс вы деляет в свободном
времени два важ нейших структ урны х элемента :
1) досуг, выполняющий восстановительные
функции (отдых, развлечения, семейное и
товарищеское общение);
2) более возвышенную деятельность, связанную с
развитием человека, с раскрытием его
способностей (учеба, участие в потреблении и
создании духовных ценностей).
Т .Г . Киселева и Ю .Д . Красильников отмечают
следующие два условия для обеспечения досуга :
во-первых, общество должно перестать управлять
организацией досуга посредством общих ритуальных
обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов
досуговой деятельности должны не попадать под категорию
коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой
заботой каждого индивидуума;
во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на
жизнь, должна стоять в стороне от других ее видов, то есть
организоваться таким образом, чтобы ее легко можно было
отделить как теоретически, так и практически от свободного
времени.
Понятие «досуг », «свободное время » в отечест венной
социологии рассмат ривались в работ ах Б .А . Грушина , А .В.
Неценко , Г .П. Орлова , В.Н. Пименовой и др.
Г. Орлов, развивая положение К. Маркса, на котором
мы достаточно подробно останавливались выше,
определяет досуг как «совокупность занятий в
свободное
время,
с
помощью
которых
удовлетворяются
непосредственно
физические,
психические и духовные потребности», в основном
рекреационного характера, а «более возвышенную
деятельность» - как «совокупность видов свободной
деятельности как самоцели, в процессе которой
наиболее эффективно совершенствуется личность».
« Труд и досуг»
Английский социолог Н. Андерсон в работе «Труд и досуг»
выделяет по существу три понятия: внерабочее время,
свободное время и досуг.
При этом свободное время определяется путем исключения из
внерабочего времени на сон, еду и гигиену. По Н. Андерсону, и
домашний труд представляет составную часть свободного
времени. Но не все элементы внерабочего времени можно в
полном смысле назвать отдыхом, например, домашний труд
(стирка, уборка помещения) вряд ли возможно назвать отдыхом.
Хотя, по толкованию Н. Андерсона, домашний труд включается
в свободное время лишь на том основании, что он не входит в
«рабочее время».
Развит ие личност и
Важно отметить: несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье
«досуг четко разграничивается с такими видами
деятельности, как религиозные, общественные, семейные и
другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом,
наряду с отдыхом и развлечением, он говорит и о функции
развития личности.
Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о
том, что досуг не отождествляется исследователем с
бесполезным проведением времени, исключительно с
«ничегонеделанием».
человека направлена на
самого себя
Немецкий ученый Г. Клут говорит:
«Свободное время начинается там, где
открывается возможность создать
противоположный работе мир, с его
собственными ценностями и
притязаниями, такой мир, в котором
активность человека направлена на отдых,
на смягчение напряжения, на самого себя».
Досуг - част ь
свободного времени
Более убедительной выглядит позиция, которой
придерживается Г.И. Минц:
«Досуг - часть свободного времени. К досугу
относятся только те часы, которые используются для
отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе,
общественной работе, детям и разным творческим
занятиям, является частью свободного времени, но к
досугу не относится».
Свободное время
Свободное время - часть временного
бюджета личности, которая освобождена
от непреложных временных затрат, т.е. от
обязательной работы, настоятельных
семейных, общественных обязанностей,
бытовых забот, а также от необходимой
физиологической жизнедеятельности (сна,
питания и пр.).
Досуг
Досуг - часть свободного времени, совокупность
занятий, выполняющих функцию восстановления
физических и психических сил человека;
деятельность ради собственного удовольствия,
развлечения, самосовершенствования или достижения
иных целей по собственному выбору, а не по причине
материальной необходимости. В зависимости от
выбора конкретных форм деятельности, досуг может
заключать возможности самосовершенствования и
развития.
Как социально-исторические
категории « свободное время» и
« досуг»
характеризуются параметрами, среди которых, прежде всего,
выделяют объем, структуру и содержание.
Некоторые исследователи в качестве параметров досуга
указывают также продолжительность, место и способ его
проведения.
В этой связи представляются интересными разработки А.Ф.
Воловик и В.А. Воловик, авторов нового направления в
исследовании досуга -педагогики досуга. На основании
специфических особенностей досуговой деятельности как
критериев ее качественного анализа исследователи выделяют
следующие уровни досуговой деятельности: потребление,
творчество, экстериоризация.
К конкрет ны м видам досуговой
деятельност и мы будем от носит ь:
1) занятия, связанные с потреблением культурных
ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного
характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением
(физически активный (в том числе занятия физкультурой и
спортом, не связанные с профессиональной деятельностью)
и пассивный отдых, общение, развлечение в компании,
пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия
антикультурного характера - пьянство, азартные игры и
др.);
2) занятия творческого характера - не связанные с
профессиональной деятельностью - любительский труд по
различным ремеслам и пр.
ТИПЫ ДОСУГА
Таким образом, при характеристике досуга, исследователи
выделяют его типы, которые отличаются друг от друга
-объемом (продолжительностью);
-содержанием (типичным набором досуговых занятий);
-активным, деятельным или пассивным характером;
-планируемостью или стихийностью,
-импровизированностью;
-пространственной локализацией (домашний досуг или
внедомашний, связанный с перемещениями по городу);
-особенностями круга общения;
-индивидуальным, групповым или массовым характером
занятий;
-соотношением рекреативной, развивающей и деструктивной
функций.
Типология досуга В.Н. Пименовой
Типология, предложенная отечественным
исследователем В.Н. Пименовой, дифференцируется
на три основных типа:
1) культурно-творческий тип (общий признак создание или воспроизводство материальных и
духовных ценностей);
2) культурно-потребительский тип (общий
признак - потребление духовных ценностей);
3) рекреативный тип (объединяет различные виды
отдыха и развлечений).
Типология досуга Г.В. Осипова и Ю.П. Коваленко
Типологии досуговой деятельности предложенные Г.В. Осиповым и Ю.П.
Коваленко подразделяются:
- характеризующийся участием в современных формах культурного досуга
и ориентацией на расширение этого участия;
- характеризующийся неучастием в современных формах досуга и
выраженной ориентацией на такое участие;
- характеризующийся участием в современных формах культурного досуга
и отсутствием ориентации на его расширение;
- характеризующийся неучастием в современных формах культурного
досуга и отсутствием ориентации на участие в них.
Приведенная типология представляет пересечение культурных занятий
досуга и отношение к ним.
Типология досуга А .С. Пашкова
Ученый А.С. Пашков выделяет два основных типа
досуга горожан:
«молодежный досуг» (досуг несемейной молодежи
не старше 25 лет, характеризующийся большим
объемом, высокой пространственной мобильностью,
интенсивностью общения),
«информационно-домашний», свойственный
семейным горожанам, имеющим детей, и
организуемый в основном в кругу семьи.
Культ ур
а досуга
это набор
ценностных
ориентации и форм
поведения,
способствующих
самореализации
внутренних
творческих
потенций личности
в свободное время.
Формы досуговой деятельност и отличаются по
своим функциям
Функции досуговой деятельности довольно многообразны, и
в самом общем плане можно выделить:
во-первых, рекреационную (отдых, восстановление
физической и психической энергии);
во-вторых, развивающую (физическое, интеллектуальное,
художественное, нравственное развитие личности);
в-третьих, деструктивную (явления антидосуга - хулиганство,
азартные игры, злоупотребление спиртными напитками,
просто «ничегонеделание»).