Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Досуговая деятельность в ДОУ

  • 👀 402 просмотра
  • 📌 384 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Досуговая деятельность в ДОУ» pptx
Досуговая деятельност ь в ДОУ Содерж ание лекции 1. ПОНЯТИЕ, С О Д Е РЖ А Н И Е И ФУ Н К Ц И И Д О С У ГА : И С Т О Р И КО - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 2. Ф И З И Ч Е С КО Е В О С П И ТА Н И Е О Б РА З О В А Т Е Л Ь Н О Й П Р О Г РА М М Ы В РА М К А Х Д ОУ "ОТ Т И П О ВО Й РОЖ Д Е НИ Я ДО Ш КОЛ Ы » 3. О Р ГА Н И З А Ц И Я Т Е Х Н И К К А РА Т Э СПОРТИВНОГО Д О С У ГА С ПРИМЕНЕНИЕМ Понятие, содержание и функции досуга: историко-социологический аспект ДЛЯ ЭТОГО В И С Т О Р И Ч Е С КО М АСПЕКТЕ ПРИВЕДЕМ О Б З О Р О С Н О В Н Ы Х П О Д ХО Д О В К Е Г О О П Р Е Д Е Л Е Н И Ю . СЛОВО «ДО СУГ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ УПОТРЕБЛЯЛО СЬ УЖЕ В XV ВЕКЕ, Т О ГД А К А К В Ы РА Ж Е Н И Е « С В О Б О Д Н О Е В Р Е М Я » В П Е Р В Ы Е П О Я В И Л О С Ь ЛИШЬ В Н АЧ А Л Е П Р О И СХОД И Т ОНО ОТ О З Н АЧ А Е Т «ДОСУЖЕСТЬ» XX ВЕКА. ГЛ А Г ОЛ А ДРЕВНЕЕ « Д О С Я ГАТ Ь » , ВОЗМОЖНОСТЬ ЕСТЬ СЛ А ВЯ Н С КО Е ЧТО-ТО ДОСТИЖЕНИЕ СЛОВО «ДОСЯГНУТЬ». СОВЕРШИТЬ, ЧЕГО-ТО, НА «ДОСУГ» БУ К ВА Л Ь Н О «ДОСЯГНУТЬ». ЧТО ТРЕБУЕТСЯ О П Р Е Д Е Л Е Н Н Ы Й Т Р УД И В Р Е М Я . С Л Е Д О В АТ Е Л Ь Н О , Д О С У Г О С М Ы С Л Я Л С Я К А К В Р Е М Я , К О ГД А М О Ж Н О Ч Е Г О - Т О Д О С Т И Ч Ь . Достаточно глубоко проблему досуга и свободного времени рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.). «Вся человеческая жизнь, - писал он, распадается на занятия и досуг..., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все необходимое и полезное, а еще более того - прекрасное. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т.п. Досуг - не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философским умосозерцанием, играми, упражнениями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». А. Шопенгауэр, представитель общественной мысли Нового времени, называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей - все это связывалось непосредственно со свободным временем. Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в качестве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства». Ины ми словами , К . Маркс вы деляет в свободном времени два важ нейших структ урны х элемента : 1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение); 2) более возвышенную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей). Т .Г . Киселева и Ю .Д . Красильников отмечают следующие два условия для обеспечения досуга : во-первых, общество должно перестать управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума; во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, должна стоять в стороне от других ее видов, то есть организоваться таким образом, чтобы ее легко можно было отделить как теоретически, так и практически от свободного времени. Понятие «досуг », «свободное время » в отечест венной социологии рассмат ривались в работ ах Б .А . Грушина , А .В. Неценко , Г .П. Орлова , В.Н. Пименовой и др. Г. Орлов, развивая положение К. Маркса, на котором мы достаточно подробно останавливались выше, определяет досуг как «совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственно физические, психические и духовные потребности», в основном рекреационного характера, а «более возвышенную деятельность» - как «совокупность видов свободной деятельности как самоцели, в процессе которой наиболее эффективно совершенствуется личность». « Труд и досуг» Английский социолог Н. Андерсон в работе «Труд и досуг» выделяет по существу три понятия: внерабочее время, свободное время и досуг. При этом свободное время определяется путем исключения из внерабочего времени на сон, еду и гигиену. По Н. Андерсону, и домашний труд представляет составную часть свободного времени. Но не все элементы внерабочего времени можно в полном смысле назвать отдыхом, например, домашний труд (стирка, уборка помещения) вряд ли возможно назвать отдыхом. Хотя, по толкованию Н. Андерсона, домашний труд включается в свободное время лишь на том основании, что он не входит в «рабочее время». Развит ие личност и Важно отметить: несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, наряду с отдыхом и развлечением, он говорит и о функции развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не отождествляется исследователем с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием». человека направлена на самого себя Немецкий ученый Г. Клут говорит: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя». Досуг - част ь свободного времени Более убедительной выглядит позиция, которой придерживается Г.И. Минц: «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится». Свободное время Свободное время - часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.). Досуг Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития. Как социально-исторические категории « свободное время» и « досуг» характеризуются параметрами, среди которых, прежде всего, выделяют объем, структуру и содержание. Некоторые исследователи в качестве параметров досуга указывают также продолжительность, место и способ его проведения. В этой связи представляются интересными разработки А.Ф. Воловик и В.А. Воловик, авторов нового направления в исследовании досуга -педагогики досуга. На основании специфических особенностей досуговой деятельности как критериев ее качественного анализа исследователи выделяют следующие уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация. К конкрет ны м видам досуговой деятельност и мы будем от носит ь: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в том числе занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью) и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера - пьянство, азартные игры и др.); 2) занятия творческого характера - не связанные с профессиональной деятельностью - любительский труд по различным ремеслам и пр. ТИПЫ ДОСУГА Таким образом, при характеристике досуга, исследователи выделяют его типы, которые отличаются друг от друга -объемом (продолжительностью); -содержанием (типичным набором досуговых занятий); -активным, деятельным или пассивным характером; -планируемостью или стихийностью, -импровизированностью; -пространственной локализацией (домашний досуг или внедомашний, связанный с перемещениями по городу); -особенностями круга общения; -индивидуальным, групповым или массовым характером занятий; -соотношением рекреативной, развивающей и деструктивной функций. Типология досуга В.Н. Пименовой Типология, предложенная отечественным исследователем В.Н. Пименовой, дифференцируется на три основных типа: 1) культурно-творческий тип (общий признак создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей); 2) культурно-потребительский тип (общий признак - потребление духовных ценностей); 3) рекреативный тип (объединяет различные виды отдыха и развлечений). Типология досуга Г.В. Осипова и Ю.П. Коваленко Типологии досуговой деятельности предложенные Г.В. Осиповым и Ю.П. Коваленко подразделяются: - характеризующийся участием в современных формах культурного досуга и ориентацией на расширение этого участия; - характеризующийся неучастием в современных формах досуга и выраженной ориентацией на такое участие; - характеризующийся участием в современных формах культурного досуга и отсутствием ориентации на его расширение; - характеризующийся неучастием в современных формах культурного досуга и отсутствием ориентации на участие в них. Приведенная типология представляет пересечение культурных занятий досуга и отношение к ним. Типология досуга А .С. Пашкова Ученый А.С. Пашков выделяет два основных типа досуга горожан: «молодежный досуг» (досуг несемейной молодежи не старше 25 лет, характеризующийся большим объемом, высокой пространственной мобильностью, интенсивностью общения), «информационно-домашний», свойственный семейным горожанам, имеющим детей, и организуемый в основном в кругу семьи. Культ ур а досуга это набор ценностных ориентации и форм поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время. Формы досуговой деятельност и отличаются по своим функциям Функции досуговой деятельности довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить: во-первых, рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии); во-вторых, развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности); в-третьих, деструктивную (явления антидосуга - хулиганство, азартные игры, злоупотребление спиртными напитками, просто «ничегонеделание»).
«Досуговая деятельность в ДОУ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot