Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Допуски и посадки подшипников качения

  • 👀 497 просмотров
  • 📌 458 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Допуски и посадки подшипников качения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Допуски и посадки подшипников качения» doc
ЛЕКЦИЯ № 15 Допуски и посадки подшипников качения ПЛАН ЛЕКЦИИ 15.1 Требования, предъявляемые к подшипникам качения 15.2 Классы точности подшипников качения 15.3 Допуски подшипников качения. Расположение полей допусков по присоединительным размерам 15.4 Выбор посадок колец подшипников 15.1 Требования, предъявляемые к подшипникам качения Подшипники качения нашли весьма широкое применение в технике. Они предназначены для установки вращающихся деталей с целью замены сил трения скольжения силами трения качения. Подшипник качения представляет собой сборочную единицу, состоящую из двух соосных колец (наружного и внутреннего) и расположенных между ними тел качения (шариков, роликов и др.). По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники качения разделяются на: - радиальные - воспринимающие только радиальную нагрузку; - упорные - предназначенные для восприятия только осевых нагрузок; - радиально-упорные - предназначенные для восприятия осевых и радиальных нагрузок. К подшипникам качения предъявляются следующие требования: - Высокая точность вращения; - Долговечность работы; - Минимальный уровень шума и вибраций; - Минимальный момент трения. 15.2 Классы точности подшипников качения Выполнение этих требований зависит от того, насколько точно сделаны дорожки качения подшипников и посадочные присоединительные поверхности. ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия.», в зависимости от допустимых предельных отклонений размеров и допусков формы, взаимного положения поверхностей подшипников, точности вращения устанавливает следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повышения точности: - нормальный, 6, 5, 4, Т, 2 - для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников; - 0, нормальный, 6Х, 6, 5, 4, 2 - для роликовых конических подшипников; - нормальный, 6, 5, 4, 2 - для упорных и упорно-радиальных подшипников. ГОСТ 3189-89 «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений.» устанавливает систему условных обозначений подшипников. Основное условное обозначение подшипника состоит из семи основных знаков, обозначающих следующие признаки: - размерную серию (серию диаметров и серию ширин) по ГОСТ 3478; - тип и конструктивное исполнение по ГОСТ 3395; - диаметр отверстия. Основное условное обозначение подшипника характеризует основное исполнение: - с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15; - класса точности 0 по ГОСТ 520; - с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации. Порядок расположения знаков основного условного обозначения подшипников приведен на схемах 1 и 2. Подшипники с диаметром отверстия до 10 мм, кроме подшипников с диаметрами отверстия 0,6; 1,5 и 2,5 мм Схема 1 Подшипники с диаметром отверстия 10 мм и более, кроме подшипников с диаметрами отверстия 22, 28, 32, 500 мм и более Схема 2 Например: Подшипник 1000094 - радиальный шариковый однорядный Подшипник 25 - радиальный шариковый однорядный Подшипник 32205 - радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами Слева от основного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности, группу радиального зазора, момент трения и категорию подшипников. Знаки располагают в порядке перечисления справа налево от основного обозначения подшипника и отделяют от него знаком тире, например: А125-3000205, где 3000205 - основное обозначение; 5 - класс точности; 2 - группа радиального зазора; 1 - ряд момента трения; А - категория подшипника. 0 класс точности в обозначении не указывается. Типоразмер подшипника несет информацию о его габаритных размерах, типе подшипника (радиальный, упорный, радиально-упорный). Подшипники нулевого класса наиболее употребимы в машиностроении. Более высокий класс подшипников - 6 применяют при повышенных требованиях к точности вращения, 5, 4 - при высоких частотах вращения и требованиях к точности вращения, 2 - для прецизионных приборов и в других особых случаях. 15.3 Допуски и посадки подшипников качения. Расположение полей допусков по присоединительным размерам Подшипники изготавливаются на специализированных заводах и их кольца по присоединительным размерам (диаметру, ширине) выполняются с весьма высокой точностью - 3 - 6 квалитет. Посадки по наружному кольцу создаются в системе вала, посадки по внутреннему кольцу - в системе отверстия (рис.90). Рисунок 90 – Схема расположения полей допусков по присоединительным размерам При этом поля допусков для колец шарикоподшипников располагаются в области отрицательных отклонений. Поле допуска наружного кольца hB совпадает с полем допуска основного вала, а поле допуска внутреннего КВ не совпадает с полем допуска основного отверстия HB, а располагается в минус от номинального размера, в отличие от поля допуска H. Последнее обстоятельство позволяет получать посадки с гарантированным натягом при использовании основных отклонений k, m, n. Эта особенность объясняется следующим. Для создания гарантированного натяга в сопряжении внутреннего кольца с валом не представляется возможным применять поля допусков валов от p до z, так как они имеют большие величины натягов, которые могут вызвать деформацию внутреннего кольца подшипника. Переходные посадки при расположении допуска в плюс (как принято в ЕСДП) от номинального размера не гарантируют в сопряжении натяга, результатом чего может явиться проворачивание вала во внутреннем кольце , особенно при больших радиальных нагрузках. С этой целью поле допуска внутреннего кольца подшипника принято располагать в минус от номинального размера, и тогда поля допусков под переходные посадки (кроме js) обеспечивают в соединении натяг, достаточный для предотвращения проворачиваемости вала во внутреннем кольце подшипника, т.е. переходные посадки выполняют роль посадок с гарантированным натягом. Устанавливаются следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности (рис.91): - для среднего диаметра отверстия подшипников - Ldm, L0, L6, L5, L4, L2; где Ldm - общее обозначение поля допуска на средний диаметр отверстия  подшипника; L0, L6, L5, L4, L2 - обозначение полей допусков для среднего диаметра отверстия по классам точности подшипников; - 0, 6, 5, 4, 2 - классы точности подшипников по ГОСТ 520-2011; L - обозначение основного отклонения для среднего диаметра отверстия подшипника; lDm, l0, l6, l5, l4, l2 - обозначение полей допусков для среднего наружного диаметра подшипников, где lDm - общее обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра  подшипника; l0, l6, l5, l4, l2 - поля допусков по классам точности; l - обозначение основного отклонения для среднего наружного диаметра подшипника Рисунок 91 - Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности Условные обозначения посадок подшипников указывают на сборочных чертежах и в отраслевой нормативно-технической документации. Примеры обозначений - посадок подшипников качения: Подшипник класса точности 0 на вал с номинальным диаметром 50 мм, с симметричным расположением поля допуска js6 ГОСТ 25347; Посадка - Ø50L0/ js6  (или Ø50L0 - js6). То же в отверстие корпуса с номинальным диаметром 90 мм, с полем допуска H7: Посадка – Ø90H7/l0   (или Ø90H7 - l0). Обозначения посадок подшипников на вал и в корпус соответствуют указанным на рис. 92 и 93. Рисунок 92 Рисунок 93 Допускается на сборочных чертежах подшипниковых узлов указывать размер, поле допуска или предельные отклонения на диаметр, сопряженный с подшипником детали, как показано на рис. 94 и рис. 95. Рисунок 94 Рисунок 95 15.4 Выбор посадок колец подшипников При выборе посадок должно выполняться следующее правило - относительно вращающейся детали кольцо должно сидеть неподвижно, т.е. с натягом. Если натяг выбранной посадки не обеспечит взаимной непроворачиваемости, то возникает очень быстрый износ поверхности детали, соединенной с кольцом подшипника, а также износ и самого кольца. Относительно неподвижной детали кольцо может сидеть свободно. Зазор между корпусом и кольцом не страшен, так как проворот исключен вследствие значительного преобладания момента трения скольжения между корпусом и наружным кольцом над моментом трения качения между кольцом и шариками. Правда под действием толчков и вибраций, как установлено практикой происходит незначительный проворот кольца (на один - два оборота за рабочий день). Но это только способствует равномерному износу дорожки качения кольца - меняется положение наименее нагруженных ее участков. Кроме этого свободная посадка облегчает сборку и разборку узла, способствует самоустановке кольца, позволяет регулировать радиальный зазор, может служить компенсатором тепловой деформации в осевом и в радиальном направлении. Точный выбор посадки осуществляется с помощью стандарта ГОСТ 3325-85 «Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки.» При выборе полей допусков деталей учитывают следующие требования: 1 Характер нагрузки, воспринимаемый кольцом: а) циркуляционная; б) местная; в) колебательная. 2 Режим работы подшипника: а) тяжелый; б) средний; в) легкий. 3 Характеристика толщины стенки детали, соединенной с кольцом: а) тонкостенная; б) толстостенная. 4 Класс точности подшипника. 5 Требования к точности положения оси подшипника относительно оси посадочной поверхности сопряженной детали, требования к возможности перемещения в процессе регулирования зазора в подшипниках, требования к повышенной жесткости. Характер нагрузки а) Циркуляционная - это такая, которая воспринимается последовательно всеми участками беговой дорожки кольца подшипника. б) Местная - та, которая воспринимается одним ограниченным участком беговой дорожки. в) Колебательная - возникает на наружном (неподвижном) кольце, если кроме действия силы F действует постоянная по абсолютной величине, но переменная по направлению сила P (наприме, от дисбаланса - центробежная сила). Результирующая сила совершает колебательное движение относительно направления силы F. Режим работы подшипника Он определяется нагрузкой на подшипник и типом подшипника. Чем тяжелее режим работы тем плотнее и точнее должна быть посадка. Характеристика толщины стенки. Оценка толщины стенки детали производится по следующей методике: если Dк/D = 1,25 - деталь толстостенная d/dв = 1,25 - деталь толстостенная. При тонких стенках поля допусков берутся точнее. Класс точности подшипника Чем точнее подшипник, тем меньше допуски посадочных размеров вала и корпуса.
«Допуски и посадки подшипников качения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Санников Игорь Николаевич
Автор(ы) Т.Н. Гребнева, Е.А. Куликова
Автор(ы) Т.В. Столярова, В.А. Кувшинова, О.В. Ковалерова
Автор(ы) Столярова Т. В., Кувшинова В. А., Ковалерова О. В.
Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot