Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №3. Тема: «Дискуссии о творческом методе и художественном многообразии советской литературы. Формирование понятия «социалистический реализм.
1. История возникновения и развития понятия «социалистический реализм».
До 1932 года в советской стране было множество самых разных объединений, организаций и групп. Разрозненность между ними порождала споры и вражду. Время от времени власть обращала внимание на писательские дела, но единомыслия в идеологически-эстетической сфере она достичь не могла, отчасти из-за занятости иными проблемами. С наступлением мира после гражданской войны, подавления всех очагов военного сопротивления режиму и относительной материальной устойчивости, обеспеченной нэпом, после кровавой коллективизации и с началом жестоко проводимой индустриализации настала пора обратиться к проблемам идеологического свойства, всеобъемлющей пропаганды принципов советского строя и сплошной агитации за него в целях воспитания масс в духе коммунистических идей. Вследствие этого коммунистическая партия и Сталин решают объединить всех писателей в один Союз советских писателей и выпускают резолюцию о перестройке писательских организаций. Во исполнение этих решений создаются Союз писателей и другие профессионально-творческие союзы (композиторов, художников, архитекторов, впоследствии кинематографистов и пр.). Создание Союза писателей преследует несколько целей. Главные из них — идеологические: приведение страны советов к единомыслию через коммунистическое воспитание, охватывающее всех членов советского общества, всего населения. Никакая другая идеология, кроме коммунистической, не допускалась. Лишь коммунистическая идеология признается научной и истинной. Следовательно, все жители становятся советскими.
Одной из центральных проблем, дискутировавшихся на протяжении почти двух лет, предшествовавших I съезду писателей, было теоретическое определение творческого метода советской литературы.
Пройдя почти двадцатилетний путь развития, новая литература советского периода, претендовавшая на особое литературное направление и на своеобразный творческий метод, не имела ни «имени» литературного направления, ни научного термина, определявшего ее художественный метод. Накануне Всесоюзного съезда писателей были предприняты попытки такого теоретического обоснования новаторства литературы, рожденной российскими революциями. Рапповцы заговорили об особом творческом методе литературы, который они назвали «диалектико-материалистическим». Как это было свойственно руководителям пролетарской литературы, они допускали вульгаризацию, впрямую перенося философские категории в искусство без учета специфики их проявления в художественном творчестве. В результате дискуссий с рапповцами наука сформулировала понятие о художественном (творческом) методе, которое используется и в наши дни.
Художественный (творческий) метод — это «инструмент художественного мышления» (Ю. Борев), общие принципы отношения художника к познаваемой действительности и ее преломления в творчестве; иначе говоря, это основные принципы отбора, изображения и оценки явления действительности в творчестве. В поисках названия художественного метода советской литературы предлагались различные формулировки: реализм «пролетарский», «монументальный», «романтический», «социальный», «новый», «реализм с социалистическим содержанием» и другие. Характерна ориентация всех участников дискуссии на эстетические принципы реализма как наиболее соответствовавшие мировоззрению пролетариата и грандиозности решаемых им задач преобразования мира.
В мае 1932 года на собрании литкружковцев Москвы, а затем в публикациях «Литературной газеты» впервые в широкой аудитории прозвучал термин «социалистический реализм». Его одобрил Сталин, и тем самым вопрос о названии творческого метода советской литературы и его основных чертах из предмета дискуссии обрел постоянство и надолго вошел в научный, учебный и бытовой оборот. Достоинства термина «социалистический реализм» объяснялись его краткостью, понятностью и указанием на преемственность в развитии литературы, так как главным в названии является слово «реализм». Таково было благое намерение, которое, кстати, в теории отстаивали наиболее умные, образованные и утонченные марксисты — Мих. Лифшиц и Дьердь Лукач. Определение «социалистический», по замыслу тогдашних теоретиков, было призвано показать своеобразие литературы, развивающейся в новых исторических условиях, отображающей жизнь в свете социалистического идеала. Художественный метод должен был открыть перспективу творчества для всех советских писателей, определить то, что объединяло их. Поэтому представлялось важным подчеркнуть именно социалистический (а не только пролетарский) характер искусства. Все, однако, произошло иначе: главным словом оказалось слово «социалистический», а слово «реализм» — второстепенным. На первый план в оценке произведений художественной литературы выдвинулась идеология – социалистическая направленность искусства слова. Итак, термин «социалистический реализм», обозначающий метод и направление советского искусства, в данном случае — художественной литературы советского периода, исследователи связывают с возникновением Союза советских писателей.
Считается, что принципы, положенные в основу М. Горьким в ряде его произведений («Мать», «Враги» и др.), были подхвачены и развиты в той или иной мере А. Серафимовичем, А. Фадеевым, Д. Фурмановым, Ф. Гладковым, Н. Островским, А. Макаренко, Ф. Панферовым, А. Гайдаром, Б. Горбатовым и другими писателями, отчасти А. Веселым, А. Неверовым, А. Малышкиным и др. Специфически они проявились в исторической прозе А. Толстого, А. Чапыгина, О. Форш и др. Именно эти писатели, составили, по мнению советских критиков, фундамент литературы социалистического реализма. Конечно, тогда же возникли попытки включить в число «социалистических реалистов» (для придания новому методу большего веса и авторитета) других, не менее, а, может быть, и более талантливых авторов, чем А. Серафимович, А. Фадеев, А. Гайдар и не очень одаренные Д. Фурманов, Ф. Гладков, Н. Островский, А. Макаренко, Ф. Панферов, Б. Горбатов, — Маяковского, Есенина, Шолохова, Пришвина, Леонова, Федина, Твардовского, но они (попытки), как правило, наталкивались на непреодолимые препятствия: без существенных оговорок зачислить их по ведомству социалистического реализма оказалось невозможным. И не только потому, что их творчество было многообразным, но и вследствие того, что они нарушали складывавшиеся и довольно рано сложившиеся каноны социалистического реализма. А поскольку наиболее талантливые писатели не стремились соблюдать писанные и неписанные, но всегда твердые каноны социалистического реализма, то представлять социалистический реализм в литературе доверялось писателям среднего или даже очень низкого уровня, таким, как Е. Мальцев, С. Бабаевский, В. Кочетов, которых власть щедро награждала премиями и ставила в пример остальным.
Как только все писатели стали советскими и объединенными в общий Союз писателей, тут же возникли некоторые трудности: единым методом советских писателей был объявлен социалистический реализм. Термин впервые появился в советской печати в «Литературной газете», 23 мая 1932 года. С одной стороны, не всех советских писателей, т.е. проживающих в СССР, можно было назвать соцреалистами, а с другой, было ясно, что все советские писатели должны быть соцреалистами. Это было противоречие, которое в течение всего существования советской власти не удалось разрешить и преодолеть. В тех случаях, когда писатель не нарушал «правил» поведения, с ним обходились просто: писателя считали советским, но как о соцреалисте о нем не упоминали.
2. О содержании понятия. Наиболее точное определение социалистического реализма дано в уставе Союза советских писателей: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».
Прежде чем говорить об основных особенностях социалистического реализма, необходимо разграничить два литературных явления, которые обозначаются этим термином. В первом случае речь идет о литературе, продолжающей и развивающей после Октября традиции русского реалистического искусства. В условиях новой исторической реальности, новых социальных идеалов литература стремилась постигнуть изменившийся мир и место человека в нем. Примером подлинного искусства писателей-реалистов стал эпический и трагический «Тихий Дон» М. Шолохова. В этом смысле есть все основания говорить о социалистическом реализме как об одном из этапов, исторических периодов одного из направлений и методов русской литературы — реализма. Таким образом, за классическим реализмом следует «неореализм», «новый реализм», а за ним — та разновидность реализма, который назвали «социалистическим реализмом» (возможно, ему будет найден более точный термин, имеющий сугубо эстетическое, а не идеологическое содержание).
В последние годы в литературоведении вместо понятия «социалистический реализм» возобладало понятие «соцреалистический канон». Оно подразумевает некую мертвенность, нарочитость, надуманность соцреализма. Сторонники этого понятия (Е. Добренко, К. Постоутенко, Г. Белая, И. Есаулов, Б. Гройс, В. Паперный, И. Голомшток, М. Рыклин, Х. Гюнтер, К. Кларк, Т. Лахусен, Б. Менцель и др.) считают, что соцреализм искуссвенно насаждался сверху, являясь неким прокрустовым ложем для писателей разных убеждений и творческих методов. В 2000-м году перечисленные исследователи выпустили монографию «Соцреалистический канон». Изданию предшествовала работа пяти научных конференций в Университете и Центре междисциплинарных исследований Билефельда (Германия) в 1994–1998 годах. Предисловие кураторов проекта гласит: «В предлагаемом издании впервые предпринята попытка системного описания соцреалистического канона (прежде всего на материале литературы).
Вместе с тем некоторыми современными исследователями социалистический реализм мыслится разновидностью модернизма, в частности, продолжением и своеобразным развитием авангардизма. Например, в книге Б. Гройса «Утопия и обмен» (М., 1993; см. также его труд Gesamtkunstwerk Stalin. Hanser. Munchen, 1988) социалистический реализм определяется как «позднеавангардистское направление в русском искусстве 30–40-х годов», а его крупнейшим представителем объявляется Сталин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Опроеделите основные вехи формирования и развития социалистического реализма как метода и художественного направления.
2. Назовите основные принципы соцреализма.
3. Назовите писателей, которые стремились воплотить в художественной практике принципы соцреализма.
4. Назовите сюжетные и стилевые клише в романах писателей-соцреалистов.
Основные понятия
Социалистический реализм, идея целесообразности, социально-ис-торический детерминизм, отражение черт будущего в настоящем, социальный гуманизм, роман, герой-интеллигент, традиция, трансформация романтических приемов создания образа, герой-большевик, романтический пафос, психологизм, сюжетная ситуация выбора, соцреалистический канон, сюжетные и стилевые клише, литературный манифест.