Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Динамика семьи
Жизненный цикл семьи
• Семья имеет свой жизненный цикл,
который начинается с момента заключения
брака, которая проходит через
определённый жизненный этап, исчезая в
2-х вариантах:
• Развод
• Смерть одного из членов семьи
Классификация этапов
жизнедеятельности семьи. Основные
стадии.
• 1 ст адия — этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения
семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Основные задачи развития на
этой стадии — проблемы адаптации молодых супругов друг к другу.
Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение.
Многие молодые семьи этого не выдерживают — пик разводов в этом
возрасте.
• Причины высокой частоты разводов:
• неподготовленность к супружеству
• плохие бытовые условия
• отсутствие жилой площади
• вмешательство родственников во взаимоотношения молодых
2-я стадия — семья с
несовершеннолетними детьми.
• От рождения первого ребёнка и завершается, когда
последний ребёнок покидает семью. Это
центральный этап жизненного цикла, длительностью
минимум 18 лет.
• Воспит ательная функция — основная
особенност ь ст адии. Характерны перегрузки
супругов, перенапряжения их сил и отсутствие
возможности восстановиться. Дилемма — что
сохранять — себя или семью. Необходимость
адаптации к постоянным изменениям структуры
отношений и функций в семье
Подстадии, зависящие от
возраста детей:
•Семья с младенцем
•Семья с дошкольником
•Семья с школьником до 12 лет
•Семья с подростком — юношей (1221год)
Синдром «пустого гнезда»
•
Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также
знаменуется пиком разводов.
•
Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил
для детей, а теперь поживу для себя — начать новую семью.
•
Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи
(седина в голову, а бес в ребро), с другой — это ситуация, когда
внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей — кризис
эго идентичности — поиск себя; папе с мамой под 40 — у них кризис
достижений).
•
Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые
имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа
утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное
давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис
может оказаться фатальным, семья распадается.
3-й этап — завершающий
Кризис пустого гнезда
•
Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и
начинает трудовую деятельность
•
Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в
конце зрелого, начале пожилого возраста.
•
Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление
повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия.
Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери.
Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение,
проблема здоровья.
•
Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам.
Основная проблема этого возраст а — удовлет ворение
пот ребност и в признании, уваж ении, особенно со стороны
детей.
Примерная схема характеристики семьи
для воспитателей, педагогов:
• Первичны е (ф ормальны е)
данны е о семье
• Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных
данных о ее членах:
• Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность,
контактные телефоны матери, отца или людей, которые их
заменяют.
• Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся
ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек,
дедушек, братьев, сестер и других.
Жилищно-бы товы е
характеристики
семьи
Количество
комнат,
наличие
отдельной
комнаты
у ребенка,
•
наличие отдельного места для отдыха.
• Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность
уборки, захламленность помещения и т. д.
• Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой
деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или
игрушек.
• Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность
развития ребенка.
Социальны е особенност и семьи
• Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком,
данные об усыновлении или опеке над ребенком.
• Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к
зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или
правонарушениям.
• Распределение обязанностей и основных функций (бытовых,
финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и
др.).
• Кому принадлежит формальная или фактическая роль в
воспитании ребенка.
Психологические характерист ики семьи
• Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный)
и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение,
требовательность, любовь и другие.
• Описание психологического климата в семье: устойчивость,
напряженность, стабильность обстановки, преобладающие
эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие,
страх, спокойствие и т. д.).
• Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями
ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной
деятельности.
• Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в
семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или
дочери.
Задание для студентов:
•Составление характеристики
конкретной семьи по
заданной схеме.
Делаем с удовольствием!