Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Динамика благосостояния населения

  • 👀 2607 просмотров
  • 📌 2555 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Динамика благосостояния населения» pdf
ЛЕКЦИЯ 3. Динамика благосостояния населения 1. Материальное благосостояние населения 1.1. Понятие, формирование, показатели благосостояния Народное благосостояние рассматривается как сфера жизнедеятельности людей, связанная с удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Благосостояние – это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами (предметами, услугами, условиями, удовлетворяющими определенные потребности). Уровень благосостояния зависит от развития производства и одновременно воздействует на него. Возьмем три аспекта (точки зрения, с которых рассматривается предмет, явление) процесса формирования благосостояния. Первый – это ресурсы, создаваемые в сфере производства. Они предназначены для удовлетворения потребностей человека. Второй – доступность потребительских благ отдельным группам и слоям населения. Третий – состояние здоровья населения, окружающей его социальной и природной среды. Ресурсы для потребления как результат производства потребительских благ и услуг являются источником благосостояния. Они определяются величиной произведенного обществом национального дохода. Доступность потребительских благ характеризуется уровнем и структурой потребления. Поэтому вторым существенным аспектом формирования народного благосостояния являются условия и механизмы распределения, находящие свое выражение в дифференциации оплаты труда и доходов населения; в реальном потреблении и степени удовлетворения потребностей семей; в имущественной и жилищной обеспеченности различных групп и слоев населения. Третьим аспектом формирования благосостояния является динамика состояния населения по основным наиболее важным с точки зрения его жизнедеятельности параметрам (рождаемость, заболеваемость, смертность), а так же динамика показателей социальной и природной среды, включая условия труда. Эти показатели можно отнести к показателям, характеризующим качество жизни населения. Перед нами стоит задача: рассмотреть вторую и третью стороны формирования процесса благосостояния населения, а именно признать факт реальности, что распределение доходов, справедливое с позиций рынка, оказывается далеко несправедливым с точки зрения отдельных категорий населения. Материальное благосостояние или материальная обеспеченность населения характеризуется уровнем и качеством жизни. Повышение уровня и качества жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающее выживание. Повышение уровня и качества жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях. Уровень жизни – это потребление материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени экономического развития. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют потребности духовные и социальные. Потребность – это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Рост уровня жизни создает возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потребления товаров и услуг, выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т. д. Следовательно, качество жизни характеризуется уровнем образования и медицинского обслуживания, характером труда, состоянием окружающей среды. По большому счету, в рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения. Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных. В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: • реальные доходы на душу населения; • реальная заработная плата; • доходы от вторичной занятости и реализации продукции личного подсобного хозяйства; • дивиденды, проценты по вкладам; • пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов. Доходы населения – материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы включают оплату по труду всех членов семьи; пенсии, пособия, стипендии; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы. Натуральные доходы включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги. Номинальная (начисленная) заработная плата в России в июне 2001 г. – 3304 руб., что составило 144% к июню 2000 г. (113 долларов). Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы – располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен. Еще ориентируются на такой показатель как реальная заработная плата – составная часть реальных доходов, она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен (в июне 2001 г. – 117% к июню 2000 г.). Индекс потребительских цен – изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде. Важное место занимают индикаторы, характеризующие дифференциацию доходов. Дифференциация позволяет оценить происходящие социальные изменения. Уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны. Дифференциацию доходов характеризуют следующие показатели: 1. показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая 20% или 10% группа населения - распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения (1998 г. – у 10% наиболее обеспеченных – 40,5% совокупных денежных доходов, а у 10% наименее обеспеченных – 2,6%); 2. децильный коэффициент – соотношение среднедушевых денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (13,9 раз в 2000 г., 15,5 раз в 1998 г.); 3. коэффициент дифференциации заработной платы – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней; 4. коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ. К частным показателям уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности продуктами питания и др. Выделяют натуральные и стоимостные показатели. Натуральные характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами (данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с нормами). Стоимостные отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых и т. д. Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей. К интегральным показателям качества жизни относятся: индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения. Индекс развития человеческого потенциала IPЧП – средняя арифметическая трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни Iж, уровня образования Iо и валового внутреннего продукта на душу населения (ВВПн) (в долларах). Этот показатель в Канаде – 0,96, в России – 0, 76, в Эфиопии – 0, 252 (см. Россия и страны мира. – М.: Госкомстат России, 1998. – с.53-54). По ВВП на душу населения Россия на 55 месте, Китай на 94, Германия – 14, Канада – 6, США – 2, Япония – 11 (Экономика и жизнь. - №30. – 2001). Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране. Учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке, удельный вес затрат на науку. В 1989 году показатель составлял 0,71, а 1997 г. – 0,47. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения. Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Ниже 1,5 баллов означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. Всемирная организация здравоохранения определила в 1995 г. определила, что коэффициент жизнеспособности российского населения 1,4. Высший балл 5 баллов не имеет ни одна страна в мире: 4 – Швеция, Дания, Голландия, Бельгия; 3 – США, Япония, Германия, Тайвань, Сингапур и Южная Корея; 2 – Китай, Вьетнам, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция; 1,6 – Сомали, Гаити, Бирма; 1,5 балла – Босния, Западная Сахара. Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные показатели: 1. социально-демографические (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности); 2. экономической активности населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины); 3. развития социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение); 4. социальной напряженности (участие в забастовках, динамика преступности, теневая экономика); 5. экологические показатели (содержание вредных веществ, доля затрат на экологию в ВВП). Все рассмотренные показатели, как общие, так и частные, используются для анализа уровня и качества жизни в стране. 1.2. Экономическое расслоение российского общества Снижение уровня и качества жизни происходило в течение всего периода постсоветских рыночных реформ. Индекс развития человеческого потенциала снизился с 0,848 в 1992 г. до 0,78 в 1996. По этому показателю Россия была отброшена в число развивающихся стран. Резко ухудшились частные показатели качества жизни, рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость. Ухудшились многие формы социального обеспечения, состояние окружающей среды. О снижении уровня жизни свидетельствует и то, что в структуре расходов населения повысился удельный вес затрат на питание при общем снижении его калорийности. За годы реформ были разрушены многие отрасли социальной сферы, сократилась доля расходов населения на платные услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение и отдых стали недоступными для значительной части населения. Общее снижение уровня жизни в стране выразилось в существовании значительного слоя граждан реальные доходы, которых, так и не достигли прожиточного минимума. Усилились межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении оказались отрасли социальной сферы, сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность, машиностроение, в которых установилась самая низкая заработная плата. Значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии. К причинам дифференциации регионов можно отнести специфику размещения производства по территории страны, разные темпы экономической реформы. С самого начала реформ было ясно, что в заведомо выгодное положение попадают территории, где расположены отрасли, чья продукция имеет экспортную направленность, т. е. отрасли добывающего комплекса. И, наоборот, к беднейшим регионам относятся те, в которых либо низкая доля промышленного сектора, либо они находятся в критическом положении, связанном с низкой конкурентноспособностью выпускаемой продукции. Уровень экономического положения индивида, социальной или демографической группы населения, определяемый по доходам понимается как экономический статус. Изменение экономического статуса сопровождается экономическим расслоением и влечет за собой социальную стратификацию общества, определяемую различием социального статуса как соотносительного положения индивидов или групп в обществе по различным признакам, первый из которых – экономический. Иначе говоря, дифференциация экономического статуса есть основа социального расслоения общества. Различается экономический статус отдельного человека, семьи или общности, страны в целом. Рассматривая изменения экономического статуса отдельных групп населения во времени, можно говорить о динамике экономического расслоения, или экономической стратификации общества. Стратификация – это, с одной стороны, процесс непрерывно идущий в обществе, а, с другой, одновременно результат процесса изменения экономического положения личностей, групп и слоев. Таким образом, можно выделить следующие виды дифференциации доходов: 1. дифференциация между различными социальными слоями и группами населения; 2. отраслевая дифференциация; 3. региональная дифференциация. Остановимся на первом виде дифференциации. Специалисты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) выделяют следующие слои населения: • бедные – это те, у которых душевой доход ниже величины прожиточного минимума (ПМ); • малообеспеченные – к ним относят семьи с душевым доходом, составляющим 2- 2,5 ПМ. Данный душевой доход считается минимальным потребительским бюджетом; • средний слой – это те, чей душевой доход укладывается в 3-5 ПМ; • обеспеченные и богатые – это обладатели бюджета высокого достатка в 6-7 ПМ и выше. По данным ВЦУЖ слой бедных в России составлял: в 1998 г. – 47,8%, 1999 г. – 54,7%, а в 2001 г.- 27%. Разница в доходах – это естественно. Но она становится опасной, если разрыв слишком большой и при этом уровень бедности очень низкий, неприемлемый для жизни. Для разных обществ эта точка различна и зависит от их размеров, окружения, характера распределительных отношений, высоты планки потребностей, исторического и культурного развития и т.д. Как только общество приближается к точке перенапряжения, создается социальная напряженность, которая заканчивается революцией или своевременной реформой. Определить момент перенапряжения в обществе чрезвычайно сложно. Для понимания степени экономической дифференциации населения на уровне, близком к индивидуальному, особое значение имеет децильный коэффициент, т. е. соотношение средних доходов 10% самого богатого к 10% наиболее бедного населения. Середины 80-х годов в обществе начала нарастать дифференциация и стал, стремительно расти этот показатель: 1985 г. – 5,35, 1988 – 8,2, 1995 – 15. Следующие данные характеризуют дифференциацию доходов различных групп населения, чьи доходы не превышали величины ПМ (Госкомстат, 1998 г.): • молодежь от 16 до 30 лет – 19,7%; • мужчины в возрасте от 31 до 59 лет – 19,2%; • женщины в возрасте от 31 до 54 лет – 22%; • женщины старше 55 лет – 7,3%; • мужчины старше 60 лет – 2,1%. Доля семей со среднедушевым доходом ниже ПМ (в процентах к числу семей соответствующей группы, 1999 г.): • супруги без детей – 39%; • супруги с детьми до 18 лет - с одним - двумя детьми – 64%; с тремя и более детьми – 82%; • неполные семьи с детьми до 18 лет- с одним - двумя детьми – 69%; с тремя и более детьми – 83%. Остановимся на рассмотрении второго вида дифференциации – отраслевой дифференциации. Как считают специалисты, доходы большинства трудоспособного населения мало зависят от того, как они работают. Куда важным фактором является, где они работают. В особенно тяжелом положении оказались отрасли социальной сферы, в которых установилась самая низкая заработная плата. Значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Больше всего среди бедных – наемных работников, живущих на заработную плату. Ниже порога бедности доходы у пенсионеров и тех, кто живет на стипендию и пособие. По данным Госкомстата на февраль 2001 г. средняя зарплата в рублях по отраслям составляла: • газовая промышленность – 11287; • нефтедобывающая промышленность – 10499; • угольная промышленность – 4389; • наука – 3092; • здравоохранение – 1625; • образование – 1567. К причинам дифференциации регионов (третьего вида дифференциаций) можно отнести: специфику размещения производства по территории страны, разные темпы экономической реформы. Главным фактором является выход на рынок. С самого начала реформ было ясно, что в заведомо выгодное положение попадают территории, где расположены отрасли, чья продукция имеет экспортную направленность, т. е. отрасли добывающего комплекса. И, наоборот, беднейшие регионы – это те, в которых либо низкая доля промышленного сектора, либо они находятся в критическом положении, связанном с низкой конкурентноспособностью выпускаемой продукции. Помимо Москвы, являющейся финансовым центром России (здесь сосредоточено 30% предприятий, головных офисов компаний и банков, и всего 6% населения страны), к наиболее обеспеченным относятся регионы, связанные с топливно-энергетическим комплексом: Тюменская, Свердловская, Самарская области, Красноярский край, Татарстан, Санкт-Петербург. Наименее обеспеченными регионами являются: Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Алтай, Адыгея, Чукотка (данные за 2000 г.). 1.3. Оценки уровня обеспеченности Одной из наиболее острых проблем переходного периода большинство экспертов называют падение уровня жизни и широкое распространение бедности. Понятия «прожиточный минимум» и «черта бедности» стали самыми часто употребляемыми социальноэкономическими терминами. Несмотря на то, что за последние годы написано немало работ, посвященных данным вопросам, понятие бедности остается дискуссионным. Диапазон мнений достаточно широк: от установления границ бедности на уровне жесткого физиологического минимума средств существования до вполне комфортных условий жизни в высокоразвитых странах. Теоретические разработки базируются на одном из двух подходов – абсолютной или относительной концепции бедности. Уровень бедности в обоих подходах определяется через фиксацию пороговой точки («черты бедности»), которая делит всех граждан независимо от степени удаленности от этой черты на две категории – бедных и обеспеченных. Абсолютная концепция бедности ориентирована на определение минимума средств существования. Методика расчета этого показателя является ключевым моментом этого подхода. Согласно другому подходу, относительной бедностью или процессом обеднения, является наличие в обществе массовых групп, считающих свой уровень жизни неоправданно более низким, чем у других. И, как правило, они будут чувствовать и вести себя, как бедные, независимо от абсолютной величины их доходов. В соответствии с относительной концепцией бедности, бедным признается тот, чей доход не позволяет жить по признанным и преобладающим в данном обществе стандартам потребления. Задача реализации данного подхода сейчас не стоит. В настоящее время особую роль приобретает социальная защищенность наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности. Практическая реализация подхода согласно абсолютной концепции бедности предполагает решение двух задач. Первая задача заключается в определении объема минимальной потребительской корзины и фиксация на его основе «черты бедности», то есть прожиточного минимума. Вторая – в определении параметров (величины) располагаемых материальных ресурсов, которые будут сравниваться с прожиточным минимумом. Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой показатель потребления человеком важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне. ПМ рассчитывается исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. В то же время ПМ является основой при определении минимальных размеров заработной платы, пенсии, пособий и других выплат, а так же для оказания гражданам государственной социальной помощи. В нынешней социально-экономической ситуации в России финансовые возможности государства не позволяют обеспечить минимальные социальные гарантии на уровне ПМ. В международной и отечественной практике формирования ПМ используются различные методы: 1. статистический – ПМ устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 1020% самых малоимущих граждан страны; 2. нормативный – ПМ определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину; 3. комбинированный или нормативно-статистический – продукты питания определяются по нормативам, а остальное по его доле в общих расходах; 4. субъективный – ПМ устанавливается на основе социологических опросов населения о необходимом минимальном доходе; 5. ресурсный – исходящий из возможностей экономики обеспечить ПМ. Известны и другие методы определения величины ПМ. Например, Европейская статистическая комиссия (Евростат) оценивает уровень бедности в странах европейского сообщества следующим образом. Порогом бедности считается величина, равная половине медианного дохода населения страны. Медианный доход – это наиболее часто встречающийся уровень материального достатка в той или иной стране (практически он соответствует среднедушевому доходу населения). Люди, имеющие величину дохода ниже половины медианного, признаются малоимущими и подпадают под соответствующую систему социальной защиты. В некоторых страна, в частности, в США, при расчете ПМ применяется нормативностатистический метод, при котором нормативным методом определяется стоимость продовольственного набора, а остальные составляющие включаются посредством оценки приходящейся на них доли расходов беднейших слоев населения. При этом ориентируются на соотношение 3:1. Однако необходимо иметь в виду, что фактические расходы на питание в средней американской семье не превышают 15% всех потребительских расходов. Методика исчисления ПМ в России содержит перечень товаров, услуг для определения уровня потребительских цен; минимальный набор продуктов питания и разработочные таблицы по расчету величины ПМ. Структура ПМ включает стоимость потребительской корзины (ПК), расходы по обязательным платежам и сборам (приблизительно 10% от ПК). Определение стоимости потребительской корзины в настоящее время осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями от 17 февраля 1999 г. разработанными специалистами Министерства труда и социального развития. В основу рекомендаций заложен нормативно-статистический метод. Потребительская корзина состоит из продовольственного набора, непродовольственных товаров и услуг. Рассчитывается ПК один раз в пять лет. Продовольственный набор для расчета ПМ разработан специалистами Института питания АМН РФ. Набор базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в России особенности потребления продуктов. Продовольственный набор включает 33 наименования продовольственных товаров, объединенных в 11 групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйцо, сахар, масло растительное, прочие (соль, перец). Набор обеспечивает, по мнению специалистов, полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам населения (трудоспособные мужчины и женщины, пенсионеры мужчины и женщины, дети до 6 лет и от 7 до 15 лет). Продовольственный набор прошел экспертизу во Всемирной организации здравоохранения и получил положительную оценку. В частности, минимальный продовольственный набор включает: • картофель для трудоспособного мужчины – 150 кг в год, женщины – 95, пенсионера – 90; • мясопродукты – для мужчины – 35 кг в год, женщины – 28, пенсионера – 23. Вторая составляющая ПК – минимальный набор непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп – включает непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования. Стоимость предметов первой необходимости, санитарии и лекарств принимается равной 10% от стоимости минимального набора непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования. Третья часть ПК – стоимость услуг (жилищно-коммунальных, транспортных)определяется на основании установленных норм потребления и их стоимости. После определения стоимости трех составляющих частей ПК и, добавив, расходы по обязательным платежам и сборам, составляющим около 10% от ПК, можно определить стоимость прожиточного минимума. Сейчас при расчетах ПМ методика предполагает использование средних цен покупки, ежемесячно представляемых Госкомстатом России по данным бюджетных обследований семей в 16 регионах страны. К преимуществам этого вида цен следует отнести то, что они наиболее отражают реальную цену товара, по которой он преимущественно покупается населением. К недостаткам использования средних цен покупки относят недостаточную оперативность их представления, в результате чего, величину ПМ по России можно получить лишь по истечении месяца, следующего за отчетным; недостаточную представительность. Этих недостатков лишен метод, основанный на использовании цен регистрации, которые еженедельно отслеживаются по определенному набору продуктов в 132 городах России. В каждом субъекте РФ рассчитывается ПК, затем в течение полутора месяцев она проходит экспертизу: • в Министерстве здравоохранения – минимальный набор продуктов питания; • в Министерстве экономического развития и торговли – минимальный набор непродовольственных товаров: • в Государственном комитете по строительству и жилищно-коммунальному комплексу – набор услуг. Затем экспертная комиссия дает заключение и ПМ включается в закон субъекта РФ. Стоимостная оценка ПМ приводится один раз в квартал. В мировой практике применяются несколько подходов к определению (оценке) параметров (величин) располагаемых ресурсов – решение второй задачи, стоящей на пути реализации подхода на основе абсолютной концепции бедности. 1. Определяются душевые ежемесячные денежные доходы. 2. Определяются душевые ежемесячные денежные расходы. 3. Экспертная оценка душевых доходов (расходов). 4. Экспертная оценка накопленного материального потенциала семьи. В России при определении располагаемых ресурсов опираются на первый подход, то есть определяют душевые ежемесячные денежные доходы. 2. Основные меры по повышению доходов населения 2.1. Социальная помощь Социальная помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и др. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» был принят 17 июля 1999 года. Названный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам со среднедушевым доходом ниже величины ПМ. Фактически речь идет об оказании строго адресной социальной помощи. Помощь эта может быть предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров. Основные понятия: 1. под социальным пособием Закон подразумевает безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов; 2. субсидия – это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг; 3. компенсация – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. Таким образом, социальная помощь может выражаться как в виде денежной выплаты (пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другое). Установленные виды социальной помощи являются дополнительными гарантиями. Это означает, что данный Закон не отменяет действующие законодательные акты, предоставляющие социальные льготы, гарантии и другие виды выплат. Источниками оказания государственной помощи могут быть средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины ПМ, установленного в регионе. Социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев. Размер этой помощи зависит от суммы доходов ее получателей: определяется в пределах разницы между суммой величин ПМ и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Для того, чтобы получить социальную помощь, нужно обратиться с письменным заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Письменное уведомление о назначении или отказе должно быть направлено заявителю в течение 10 дней после его обращения. В случае проведения дополнительной проверки сведений ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления. Принят так же федеральный закон «О порядке исчисления среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающих граждан». В целях усиления адресности предоставления социальной помощи наиболее нуждающимся семьям, в данный проект включены правовые нормы по учету различных видов доходов. Государство значительно расширяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в определении приоритетов при оказании социальной помощи. Следовательно, механизм обеспечения адресной государственной социальной помощью полностью будет зависеть от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, занятости населения. У регионов появилась возможность сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически не самостоятельных домохозяйств. Таким образом, социальная помощь предоставляется на основе принципа адресности за счет средств субъектов РФ. 2.2. Социальные льготы Льготы – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение о выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Социальные льготы – предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. (Национальный доход распадается на фонд потребления и фонд накопления). Льготы выполняют важные социальные функции: 1. средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам); 2. способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих); 3. компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.); 4. средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.). Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот. Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются: 1. «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. № 181; 2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 г. № 81 (с изм. И доп.); 3. «О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» от 10.12.95 г. № 195; 4. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 11.12.96 г. № 149); 5. «О ветеранах» (в ред. от 02.01.2000 г. № 40) и другие; Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы. Приведем категории граждан, имеющих право на льготы: 1. инвалиды; 2. участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей; 3. ветераны труда; 4. граждане, награжденные государственными наградами; 5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации; 6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма; 7. реабилитированные граждане и их родственники; 8. многодетные семьи 9. дети. Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие. Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу. Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Так же они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерей получают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет) в размере 140% минимальной заработной оплаты труда. В числе льготников вы можете увидеть и такую категорию как социальные работники. В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г. №122, социальные работники, работающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, имеют право: • на бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение; • повышение квалификации за счет работодателя; • бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг при проживании в сельской местности. Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования. Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения. В сфере занятости: • при трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов; матери-одиночки, имеющие ребенкаинвалида и другие категории населения; • предоставляются льготные условия труда (например, беременным женщинам); • при организации и оплате труда: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинские работники и др.); • льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки); • льготы по месту работы (различные виды страхования, обслуживания, обеспечения). В сфере социального обеспечения и обслуживания: • пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) – шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.; • медицинское обслуживание, предоставление бесплатных и частично оплачиваемых лекарственных препаратов – участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, ветераны труда; • жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата жилья, услуг, телефона, радио; • система льготных цен (магазины и отделы). Льготное налогообложение: льгота по уплате подоходного налога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие. Согласно российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны. Насчитывается их около 150 видов, и охватывают они около 68% населения страны (почти 100 млн. чел.). Система социальных льгот построена на уравнительных принципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказалась неэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. Вследствие этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей: • рационального использования бюджетных средств путем их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся; • замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями (например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском транспорте); • приведения социальных обязательств государства в соответствие с финансовоэкономическими возможностями. Итак, предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот. Первая группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При замене натуральных льгот компенсациями необходимо разработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или роста стоимости соответствующих услуг. Финансирование из средств ФБ. Вторая группа – граждане, которым намечается предоставлять меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие. Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи. Финансирование за счет средств субъектов РФ. Третья группа – лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций. С целью перевода льгот (по оплате жилья, коммунальных услуг и телефонов) в форму оплаты труда и денежного довольствия готовится проект федерального закона «О переводе в денежную форму некоторых социальных льгот и внесение изменений и дополнений в законодательные акты РФ». Таким образом, предоставление социальных льгот будет опираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены на три группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.
«Динамика благосостояния населения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot