Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
19.11.2016 – лекция № 14
Дидактика
Технология профессионально ориентированного образования
Педагогическая технология обучения
В 60 годы ХХ века термин педагогическая технология обучения, получил большое распространение. В 70 годы это понятие расширилось, с одной стороны ТО, стали подразумевать, как совокупность методов, приемов преподавателя и использование технических средств в обучении.
Опираясь на документы ЮНЕСКО: (определение)
Технология обучения – это совокупность методов, приемов, средств и форм обучения, а также способов социального взаимодействия преподавателя с учащимися и учащимися между собой, обеспечивающих наиболее эффективное формирование, как практических, так и профессиональных компетенций, предусмотренных учебной программой и учебным планом.
Между преподавателем и учащимися подразумевается:
• сотрудничество;
• партнерство;
• дискуссии;
• мозговой штурм;
• малые группы (Джон Дьюи).
ВСТАВИТЬ СХЕМУ!!!
Формы организации обучения
План:
1. Цели и функции лекции.
2. Методическая разработка учебной лекции.
3. Поведение лектора.
4. Восприятие лекции.
5. Критерии оценки лекции.
1. Цели и функции лекции
Лекция существуют более 250 лет. Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев, Дмитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов и многие другие, которые считали, что лекция должна быть.
Для чего нужна лекция: когда отсутствует материал, когда отсутствуют лекции, в этом случае, лекции необходимы.
Лекция – школа мышления.
Лекция – ориентировочная основа для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция должна закладывать основы понимания материала, сущность знаний и эмоциональное отношение к знаниям, чтобы она была школой мышления, на лекции следует задавать проблемные вопросы, и лекция должна подготавливать студентов к самостоятельной работе.
Лекция знакомит с основными принципами и закономерностями данного предмета изучения в целом.
Лекции знакомит не только с теоретическими положениями, но и с ее прикладной стороной. Существенным изложением материала является связь с личным творчеством преподавателя.
Лектор должен быть высокопрофессиональным специалистом не только в своей области и вести научно-исследовательскую работу, но и быть высокопрофессиональным мастером своего дела. Лектор должен обладать красноречием, не допускать речевых небрежностей, стараться вызвать интерес к предмету.
Иван Петрович Павлов писал: «Речь – это высший регулятор человеческого познания».
Методы построения и проведения лекции. Функции лекции
Лекция выполняет следующие функции:
• информативную
• обучающую
• воспитательную
• развивающую
В основе построения и проведения лекции лежат дидактические принципы обучения.
Лектор должен:
• Освещать существо вопроса на уровне современного развития науки;
• Раскрывать роль новых методов научного познания и научного исследования;
• Раскрывать современную прикладную сторону науки на основе связи теории с практикой;
• Изучать со студентами систематический курс и освещать перспективы развития данной науки;
• Соблюдать строго продуманную систему построения и изложения материала для того чтобы студенты могли его конспектировать или составлять тезисы (когда новое опирается на предыдущее);
• Учитывать связь лекционного курса с курсами смежных дисциплин.
Лекция должна быть посильна и доступна.
Лекция она должна быть обращена к границе высших интеллектуальных возможностей студентов. При подготовке лекции нельзя ориентироваться ни на слабых ни на сильных студентов, следует ориентироваться только на успевающих.
Функции лекции
Воспитывающие функции лекции заключается в следующем:
• Показывать на примерах роль отечественных ученых в развитии науки, как в целом, так и в данной отрасли;
• Воспитывать у студентов нравственное отношение к своей науке и к будущей профессиональной деятельности, к труду, к любви к Родине. При этом использовать коллективные формы обучения;
• Использовать наглядные средства обучения;
• Соблюдать деятельностный личностно-ориентированный характер учебного процесса и личностно ориентированный;
• Придерживаться индивидуального подхода к учащемуся;
• Формировать творческую личность, как индивидуальность;
• На младших курсах обучать ведению конспектов, составлению тезисов, резюме. Осуществлять информационный поиск литературы.
Развивающая функция
Существует большая роль лекции, как формы научного мышления.
Во время лекции нужно использовать новейшую технологию обучения и литературу.
Ставить перед студентами такие проблемные задачи, которые смогут обеспечить в дальнейшем усвоение новых знаний, носящих общий абстрактный характер, которые предшествуют более частным и конкретным знаниям, это способствует формированию творческого мышление, обобщенных способов действия, которые развивают концептуальное мышления.
Концептуальное мышление – формирование творческого мышления, нужно формировать общее мышление.
В процессе такого обучения, помимо творческого мышления развиваются все психические функции, творческие способности, потребности, мотивы, воля. Разрабатывали Василий Васильевич Давыдов, Исаак Яковлевич Лернер и др.
Валентина Яковлевна Ляудис отводит огромную роль в совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента при совместном решении творческих задач в центральное место.
2 декабря 15:00 занятие
2. Методическая разработка учебной лекции
1. Тема лекции.
1.1 Определение места и значения темы в системе данного курса.
1.2 Отбор содержания лекции.
1.3 Отбор библиографического материала по теме лекции, иллюстрирующие примеры, дидактические средства.
2. Форма организации лекции.
2.1 Аудитория. Характер и уровень подготовленности студентов, знание возрастных и психологических особенностей студента их интересы.
2.2 Цель лекции (основная идея лекции, определяющая все ее предметное содержание).
2.3 Задача лекции, реализующая ее основой замысел (эмоциональные позиции и отношение к содержанию, которое формирует преподаватель у студентов при решении задач).
2.4 Организационные формы лекции.
2.4.1 Монологическое высказывание лектора.
2.4.2 Монологическое высказывание с опорой на аудиовизуальные средства.
2.4.3 Монолог с элементами эвристической (творческой) беседы.
2.4.4 Эвристическая беседа, решение творческих задач.
2.4.5 Диалог-дискуссия двух преподавателей, выражающий противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме.
3. Содержание лекции.
3.1 План и конспект лекции.
3.2 Учебные средства.
3.3 Дидактические методы и приемы, обеспечивающие системность курса, систематичность, последовательность, доступность.
4. Целостный образ преподавателя в процессе чтения лекции.
4.1 Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задачи.
4.2 Языковая форма высказывания лектора (лексика (словарный запас), стилистика, грамматика, состоит из двух частей: морфология и синтаксис).
4.3 Культура речевого общения.
4.4 Эмоционально-выразительные не вербальные средства общения преподавателя со студентами (мимика, жесты, поза, ритм речи, голос).
4.5 Взгляд (мягкий, не должен быть пристальным).
5. Использование вспомогательных средств.
Динамика чтения лекции
Динамика включает 4 фазы:
1. Это первые 4-5 минут начал восприятия, у учащихся в этот период нет никакой сосредоточенности;
2. 25-30 минут оптимальная активность, в этом момент лучше давать трудный материал;
3. 10-15 минут – фаза усилий;
4. Фаза выраженного утомления.
3. Поведение лектора
Поведение лектора и его внешний вид:
1. Можно читать лекцию свободно, не пользуясь записями.
2. Во время лекции формулировать основные тезисы в де тезисов.
3. Иметь конспект лекции и использовать его для диктовки.
• студенты должны конспектировать лекцию
Иван Петрович Павлов писал: «Не записанная мысль, потерянная мысль»;
• доска в начале лекции должна быть чистой, не следует стирать записи рукой;
• преподаватель должен быть аккуратно одет, в одежде преподаватель не должно быть ничего, что могло бы отвлекать студентов.
4. Восприятие лекции
1. Для лучшего восприятия лекции материал необходимо группировать вокруг не более 5 проблем.
2. Следует учитывать следующие явления:
• дискретность восприятия речи;
• укрепление отдельных частей;
• апперцепция – прогнозирования (влияние прошлого опыта, возраста, интеллектуального уровня, владение родным языком, владения предметом, о котором идет речь);
• антиципация – предвосхищение.
3. Лекционный материал должен содержать до 70% избыточной информации.
4. Для сохранения материала в памяти, следует отдавать предпочтение началу и концу лекции, так называемый «эффект края».
5. Лектор должен формулировать свою мысль в начале и конце лекции, обобщая все содержание.
5. Критерии оценки лекции – анкета
Практические занятия
План:
1. Сущность практических занятий.
2. Структура практических занятий.
3. Семинары. Виды семинаров. Структура семинаров.
4. Критерии оценки семинаров.
5. Лабораторная работа.
6. Общие педагогические рекомендации.
1. Сущность практических занятий
Если преподаватель, читая лекцию закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, то практические занятия призваны расширять, углублять, детализировать знания, развивать мышление развивать практические и профессиональные компетенции. На практических занятиях осуществляется связь теории с практикой.
2. Структура практических занятий:
• вводное слово преподавателя;
• цель занятия;
• создание положительной мотивации;
• ответы студентов на вопросы преподавателя или самостоятельно подготовленные ответы;
• управляемые преподавателем дискуссии;
• заключительное слово преподавателя.
На практических занятиях учащийся должен иметь возможность раскрыть свой потенциал и проявить свои способности развивать творческое мышление.
3. Семинары. Виды семинаров. Структура семинаров
Семинар (по лат.) рассадник знаний, семинар в высшей школе развивает у студентов творческое мышление и речевое поведение.
Педагогические задачи семинара (Алексей Михайлович Матюшкин)
1. Развитие творческого профессионального мышления (проблемные вопросы).
2. Формирование познавательной мотивации.
3. Профессиональное использование знаний в учебных условиях:
3.1 Овладение языком соответствующей науки (понятия, термины, тезаурус);
3.2 Овладение навыками и умениями употреблять формулировки, понятия и определения;
3.3 Овладение навыками и умениями оперирования, постановки и решения интеллектуальных проблемных задач, опровержение, отстаивание своей точки зрения, частью семинара могут быть элементы «мозгового штурма» и использование форм сотрудничества и партнерства.
Преподаватель кроме того решает на семинаре частные задачи:
• повторение и закрепление знаний;
• контроль усвоения;
• педагогическое общение.
Виды семинаров:
Просеминар – начальная форма для проведения научной работы, на ограниченном материале. На просеминаре студент учится вести дискуссию на научную тему.
Проект-семинар – особая организационная форма, разработка и презентация результатов исследования, проведенного как в стенах университета, так и вне его.
Семинар-развернутая беседа. Все студенты готовятся одинаково, преподаватель руководит семинаров с помощью вопросов, разворачивается дискуссия. Вопросы задаются преподавателем заранее.
Семинар-конференция – каждый студент заранее получает различные вопросы. Предметом такого семинара является более сложная проблема или задача. Как правило, готовится два реферата и один ко-реферат (сопровождающий). Содержание реферата соответствует основе дискуссии по обсуждаемой проблеме.
Семинар-диспут. На семинар выносятся те вопросы и проблемы, которые исследуют сами студенты. Студенты выступают поэтапно. Во время выступления возникает дискуссия. Ту часть рефератов, которую не успевают заслушать на семинаре, преподаватель проверяет дома.
Семинар в виде комментирующего чтения. Студенты готовят материал заранее, заданный преподавателем и на семинаре комментируют его.
Коллоквиум (разговор, беседа) – выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет изучается 2-3 семестра бесконтрольно. Коллоквиум может быть назначен вместо итогового занятия. Коллоквиум служит для углубленной дискуссии по научно-практическим вопросам.
Туториум (тьютер – старший товарищ, сильный аспирант, студент) проводится успевающими студентами под руководством преподавателя для совместного управления в малых группах.
Тьюттер развивает свои педагогические компетенции, в частности, учится управлять групповой коммуникацией.
4. Критерии оценки семинара
5. Лабораторная работа
Лабораторная работа – в переводе с латинского – это трудная работа – трудность. ЛР интегрирует теоретико-методологические знания и практические компетенции студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.
Эксперимент – это очень важно!
6. Общие педагогические рекомендации
Общие педагогические рекомендации по проведению вышеуказанных форм:
1. Преподаватель должен проводить практические занятия, используя групповые (совместные) занятия в форме сотрудничества и партнерства.
2. Преподаватель должен давать достаточное количество упражнений, решение задач, графические задания.
3. Преподаватель должен стимулировать студентов к дальнейшей самостоятельной работе.
4. Преподаватель необходимо обращать внимание на формирование способностей к осмыслению и пониманию материала:
• учить самостоятельному формулированию понятий;
• необходимо учить студентов самостоятельно проводить занятия.