Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Диагностика психических
состояний
Психические состояния
Определение: временная
динамическая характеристика
психической деятельности
человека
Классификация
по
Н.Д.
Левитову:
состояния,
относящиеся к познавательной
деятельности, эмоциям и воле
Зачем?
Определения пригодности в
экстремальных ситуациях
Оценка надежности в сложных и
опасных ситуациях
Предотвращение срывов
Выработка рекомендаций по коррекции
состояний
Трудности диагностики
Многоуровневость, большое число и разнообразие факторов
Рассматривая состояния как сложную системную реакцию человека на
воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки. Обычно
выделяют 3 группы:
Физиологические
Поведенческие
Субъективные
Другая классификация: физиологические и психологические
Физиологические методы оценки состояний
Параметры работы ЦНС, вегетативные сдвиги
Электроэнцефалограмма
Электромиограмма
Кожно-гальваническая реакция
Частота сердечных сокращений
Тонус сосудов
Величина диаметра зрачка
Проблемы – установление эталонного уровня, необходимость спецаппаратуры, сложной
техники проведения измерений, вариативность физиологических параметров разных людей.
Достоинства – точность, объективность.
Психологические методы
Функциональные пробы
Опросники
Будущее – за комплексным
подходом
Психические состояния человека рассматриваются как
синдром, в структуру которого входят:
1) субъективные переживания
2) изменения в психической деятельности на любом из
уровней психической активности (общении, поведении,
деятельности)
3) соматические проявления
Что соответствует 3 основным компонентам проявления
данного синдрома: эмоциональному, поведенческому,
физиологическому.
Соответственно изучение психических состояний
ведется в 3 направлениях:
1. Изучение осознаваемых компонентов, данных в
субъективных переживаниях
2. Изучение выразительных компонентов,
проявляющихся в особенностях поведения и
пантомимики, и в результатах деятельности.
3. Изучение неосознаваемых проявлений,
отражающихся в вегетативных изменениях.
При этом на каждом из направлений для описания состояния
человека могут быть использованы 6 видов информации:
1) словесные самоотчеты и самооценки, констатация
интуитивного опыта
2) данные клинических наблюдений
3) «молярные» компоненты поведения (позы, жесты, мимика,
речевые характеристики)
4) реакции на действие различных стрессоров
5) изменение (чаще ухудшение) качества деятельности
6) изменение вегетативных и физиологических функций
Тревога/т ревож ность и их роль в ж изни человека
Разные условия жизнедеятельности вызывают эмоциональное напряжение у человека
в результате несоответствия этим условиям его потребностей или когда
рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.
Тревога, воспринимается как:
– ощущение неопределенной угрозы;
– чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
– неопределенное беспокойство,
Тревога воспринимается как ощущение угрозы - центральный элемент тревоги и
обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Тревога может играть охранительную и
мотивационную роль, сопоставимую с ролью
боли.
С возникновением тревоги связано усиление
поведенческой активности человека, изменение
характера
поведения
или
включение
механизмов внутрипсихической адаптации.
Тревога может не только стимулировать
активность, но и способствовать разрушению
недостаточно
адаптивных
поведенческих
стереотипов,
замещению
их
более
адекватными формами поведения.
Тревога, по интенсивности и длительности
не адекватная ситуации, препятствует
формированию адаптационного поведения,
приводит к нарушению поведенческой
интеграции и всеобщей дезорганизации
психики человека.
Тревога лежит в основе любых изменений
психического состояния и поведения,
обусловленных стрессом.
Диагностика тревоги, тревожности, депрессии –
социально значима, поскольку эти состояния
- связаны с продуктивностью учебной,
профессиональной деятельности и в целом
жизнедеятельности человека
- могут нести угрозу его жизни и здоровью
- патогномичны при психических заболеваниях
- значимы при терапии соматических заболеваний
Методы оценки т ревоги/т ревож ност и
•
Методики для диагностики тревоги и тревожности
•Методики для диагностики тревоги и тревожности у дошкольников
•Методики для диагностики тревоги и тревожности у школьников
•Тест школьной тревожности Филлипса
•Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)
•Шкала учебной тревожности
•Методики для диагностики тревоги и тревожности у взрослых
•Шкала ситуативной (реактивной) тревожности
•Личностная шкала проявления тревоги (тревожности)
•Шкала тревожности
•Шкала личностной тревожности (опросник Спилбергера)
•Диагностика профессиональной и родительской тревожности
•Шкала для определения тревоги и депрессии
Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент
•Методики для диагностики личностных свойств у дошкольников и школьников
•Графическая методика «Кактус»
•Тест «Рука»
•Методика «контурный С.А.Т.—Н»
•Детский апперцептивный тест (ДАТ)
•Тест «Рисунок семьи»
•Методики для диагностики личностных свойств у взрослых людей
•Тест «Дом. Дерево. Человек»
•Тест «Самооценка психических состояний» Айзенка
•Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)
•Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI
•Тест «Несуществующее животное»
•Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний
•Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения
•Опросник характерологической акцентуации личности и нервно-психологической неустойчивости
•Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)
Шкала реактивной тревожности Спилбергера
Направлена на диагностику реактивной тревожности
или тревожности как параметра психического
состояния человека.
Опросник состоит из 20 суждений, таких как "Я
спокоен", "Мне ничто не угрожает", "Я нахожусь в
напряжении" и т.д.
Каждое суждение нужно оценить по 4-х балльной
шкале: "Вовсе нет", "Пожалуй так", "Верно",
"Совершенно верно
https://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера
Методика САН (Самочувствие - Акт ивност ь - Настроение)
Методика направлена на диагностику таких важных параметров психического состояния человека как
самочувствие, активность и настроение.
В стимульном материале представлено 30 пар характеристик человека, таких как "Самочувствие хорошее самочувствие плохое", "Чувствую себя сильным - чувствую себя слабым" и т.д.
Между парами слов расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3, а задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать и
отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. К каждой категории:
самочувствие, активность и настроение относится по 10 пар слов.
При расшифровке заполненной карты оценки признака перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл 3,
соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, приобретает значение 1,
балл 0 оценивается цифрой 4, балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее
настроение, приобретает значение 7.
Положительные и отрицательные характеристики расположены как с правой, так и с левой стороны.
Подчеркивание всех клеток в одном и том же вертикальном столбце является основанием для отбрасывания
карты.
Суммированые показатели располагаются в промежутке между 10 и 70, при этом значение показателей от 10 до
30 рассматриваются как низкие, от 30 до 50 - средние, от 50 до 70 - высокие.
https://psylab.info/Опросник_«Самочувствие,_активность,_настроение»
Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»
Методика разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова и предназначена для
первоначального выделения лиц с признаками нервнопсихической неустойчивост и.
Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки
личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и
проявлений в поведении и деятельности человека.
Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или
«нет».
Анализ ответов может уточнить отдельные биографические
сведения, особенности поведения и состояния психической
деятельности в различных ситуациях.
https://psylab.info/
Анкета_оценки_нервно-психической_устойчивости_«Прогноз-2»
Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»
• Если мне не грозит штраф и машин
поблизости нет, я могу перейти улицу там,
где мне хочется, а не там, где положено.
• Я считаю, что моя семейная жизнь такая
же хорошая. как у большинства моих
знакомых.
• Мне часто говорят, что я вспыльчив.
• В детстве у меня была такая компания, где
все старались всегда и во всем стоять друг
за друга.
• В игре я предпочитаю выигрывать.
• Последние несколько лет большую часть
времени я чувствую себя хорошо.
• Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и
Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация
Т.А.Немчина)
• Опросник состоит из 50 утверждений. Он может
предъявляться испытуемому либо списком, либо как
набор карточек с утверждениями
• Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я
пытаюсь что-либо сделать.
• У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
• Меня весьма тревожат возможные неудачи.
• Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда
я точно знал, что мне ничто не угрожает.
• Мне трудно сосредоточиться на работе или на какомлибо задании.
• Я работаю с большим напряжением.
• https://psylab.info/
Личностная_шкала_проявлений_тревоги_Тейлора
Методика самооценки тревожности, ригидности и
экстравертированности (по Д.Моудсли)
• Бывает ли у вас так, что вы настолько взволнованы какимито мыслями, что не можете усидеть на одном месте?
• Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль»,
которая все время вертелась в голове?
• Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо?
• Считаете ли вы, что на ваше слово можно положиться?
• Можете ли вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться
в хорошей компании?
• Бывает ли у вас часто так, что вы приняли решение
слишком поздно?
• https://
revimed.do.am/publ/metodika_samoocenki_trevozhnosti_rigid
nosti_i_ehkstravertirovannosti_po_d_moudsli/1-1-0-881
Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров)
• Методика выявляет депрессивное состояние (главным
образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она
дает возможность установить тяжесть депрессивного
состояния на данный момент.
•
•
•
•
А)Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
Б)Теперь иногда бывает.
В)Оно часто бывает у меня.
Г)Это чувство у меня теперь практически не проходит.
• http://www.gurutestov.ru/test/74
Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова)
•
•
•
•
1
2
3
4
- никогда или изредка;
- иногда;
- часто;
- почти всегда или постоянно.
Я ощущаю подавленность.
Утром я чувствую себя лучше всего.
У меня бывают периоды плача или близости к слезам.
У меня плохой ночной сон.
Аппетит у меня не хуже обычного.
Мне приятно смотреть на привлекательных женщин
разговаривать с ними, находиться рядом.
• Я замечаю, что теряю вес.
• Меня беспокоят запоры.
•
•
•
•
•
•
• https://psylist.net/praktikum/00324.htm
(мужчин),
Методики оценки негативны х проявлений стресса
• Методика «Уровень социальной фрустрированности»
• https://psylab.info/Методика_«
Уровень_социальной_фрустрированности»
•
•
•
•
•
Опросник выгорания К. Маслач
https://psylab.info/Опросник_выгорания_Маслач
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
https://psylab.info/Тест_фрустрационных_реакций_Розенцвейга
Уровень невротизации и психопатизации, создан в 1974 году
И.Б. Ласко и Б.И. Тонконогим в НИИ им. Бехтерева
• https://psylab.info/Уровень_невротизации_и_психопатизации
• Шкала враждебности Кука – Медли
• https://psylab.info/Шкала_враждебности_Кука_-_Медли
• Колумбийская шкала серьёзности суицидальных намерений
• https://psylab.info/
Колумбийская_шкала_серьёзности_суицидальных_намерений
Методы оценки способов совладания со ст рессом
• Опросник «Способы совладающего поведения»
Лазаруса
• https://psylab.info/Опросник
_«Способы_совладающего_поведения»_Лазаруса
• Опросник совладания со стрессом (адаптацию
опросника COPE, созданного К. Карвером, М.
Шейером
и
Дж.
Вейнтраубом
на
основе
теоретических
представлений
Р.Лазаруса
и
собственной теоретической модели)
• https://psylab.info/
Опросник_совладания_со_стрессом
• Тест жизнестойкости (С.Мадди)
• https://psylab.info/Тест_жизнестойкости
Методики оценки психических состояний как ресурсов
• Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта
• https://psylab.info/
Шкала_позитивного_аффекта_и_негативного_аффек
та
• Шкала психологического благополучия Рифф
• https://psylab.info/
Шкала_психологического_благополучия_Рифф
• Шкала субъективного счастья Любомирски
• https://psylab.info/
Шкала_субъективного_счастья_Любомирски
• Шкала удовлетворённости жизнью
• https://psylab.info/
Шкала_удовлетворённости_жизнью