Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Девиации как социально-педагогическая проблема

  • 👀 3622 просмотра
  • 📌 3549 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Девиации как социально-педагогическая проблема
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Девиации как социально-педагогическая проблема» doc
Лекция № 5. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА План: 1. Понятие девиации. 2. Причины формирования отклоняющегося поведения. Концепции девиации. 3. Формы проявления нарушения поведения. Литература 1. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой – М.: Владос, 2000. – 416 с. 2. Социальная педагогика. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А.Никитина. – М.: Владос, 2000. – 270 с. 1. Понятие девиации В литературе о переходном возрасте часто фигурируют понятия «трудный подросток». Но что значит – «трудный»? для кого, чем и почему? «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. - Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований». «Трудный подросток» - подчас всего лишь неудобный для взрослых. Имея в виду эту предрасположенность взрослых к собственному психологическому удобству в отношениях с подростком, осторожнее будет начать с характеристики не самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение и будет темой нашего рассмотрения. Девиация (отклоняющееся поведение) – термин, раскрывающий поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. «Отклоняющееся» поведение в последнее время часто называют – девиантным (от лат. devitio – отклонение). Под отклоняющимся поведением понимается систе­ма поступков или отдельные поступки, действия человека, нося­щие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (не­гативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиации включают различные виды отклоняющегося поведения: • девиантное; • делинквентное; • криминальное. Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося пове­дения, связанный с нарушением соответствующих возрасту со­циальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются си­туационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции: • демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематиче­ское отлынивание от учебы или трудовой деятельности; • систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; • ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; • антиобщественные действия сексуального характера; • попытки суицида. 3. Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующие типы делинквентного поведения: • агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности человека; • корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду; • распространение и продажа наркотиков. Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов, и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов (потом их бросают где попало). К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом России, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства и причиной административных взысканий. Однако школьники могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины - недостаток воспитания прежде всего. Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера. Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть различными. У одних (неустойчивый подросток) кражи – чаще всего путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий. Кражи гипертимного подростка могут носить «престижный характер», то есть, предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство. Третьи воруют, имея целью не присвоение материальной ценности, но иногда сам риск, острые ощущения (холодок) в процессе совершения кражи доставляют им трудно описуемое наслаждение. Среди шизоидов встречаются «символические» кражи (присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания), кражи во имя «восстановления справедливости» или в целях пополнения собираемой коллекции. 4. Криминальное поведение определяется как противоправный по­ступок, который по достижении возраста уголовной ответ­ственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодек­са. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска. Почему? Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля, детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли. 2. Причины формирования отклоняющегося поведения. Концепции девиации 1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: а) неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся: - генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям; - физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе. б) эмоционально обусловленные отклонения активно-волевой сферы; Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. в) незавершенность процесса формирования личности. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение. 2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка возникает в силу недостаточного сдерживания или стимулирования развития тех или иных возмож­ностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сфе­рах, развития компенсаторных механизмов, позволяющих пре­одолеть недостатки и пр. 2. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка возникает в силу недостаточного обеспечения наиболее целесообразного и оптимального воспитательного воздействия с учетом проблем, характерных для этого возраста. Неслучайно, наиболее сложным в воспитании выступает под­ростковый, (11-13, 14-15 лет) – переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. 3. Негативные факторы среды формирования личности: а) проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, и др.; б) безнравственная обстановка в семье; в) негативные факторы семьи, семейной обстановки, способствующие формированию у ребенка, подростка отрицательного от­ношения к дому, семье, родителям; Сюда можно отнести и стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних: - дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие; - нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей г) негативные факторы средового воздействия на человека в про­цессе его развития; факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность. А также морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. д) отрицательное влияние ближайшего окружения, и, прежде всего, антипедагогическое поведение старших, родителей, негативное поведение сверстников и пр. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения. е) негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции и др. 5. Недостатки в воспитании ребенка, подростка: а) «тепличные» условия; отстранение ребенка от сложных жиз­ненных проблем, любой активной деятельности; б) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе; Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной не успешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии: 1. - учебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; 2. - школьной дезадаптации – состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; 3. - социальной дезадаптации – состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками; 4. - криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер. в) негативные нравственные ориентиры воспитания; г) привитие ребенку, подростку определенных негативных моделей жизни и деятельности; д) средовые негативные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагоприятной семьи, имеющему соответствующее окружение, нарушающего дисциплину и пр.; е) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, а также семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.; ж) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде). 6. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка: а) отклонения в самооценке подростка; б) отклонения в личностных притязаниях подростка; в) безразличие к нравственному самосовершенствованию; г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении у под­ростков с отклонениями в поведении, нездоровое соперни­чество; д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши по­требности и активное желание в самоисправлении; Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Концепции девиации • биологические, своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); • психологические: особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); • социологические: девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон и др.). 3. Формы проявления нарушения поведения 1. Прогулы уроков, бесцельное времяпрепровождение вне дома, среди таких же сверстников, утративших уважение и любовь к родителям, игнорирующих требования учителей одна из самых распространенных форм безнадзорности учащихся. Следует признать, что иногда существуют объективные причины ухода учеников с урока - это: - плохая организация педагогом учебно-воспитательного процесса. Если учитель не может заинтересовать подростков своим предметом, если он не пользуется авторитетом, постоянно вступает в конфликты с учащимися, то его уроки пропускают не только среднее и слабоуспевающие ученики, но и те, кто учится хорошо. Они объясняют свое поведение примерно так: «Все равно учитель рассказывает только то, что написано в учебнике. Это все я могу сам прочитать за 5-10 минут, так чего я буду целый урок сидеть?»; - конфликтная обстановка в школе или в классе (издевательство сверстников). В группу, пропускающую уроки по субъективным причинам, входят те учащиеся, которые пропускают не только уроки «нелюбимых» учителей, но и целые учебные дни. Эта группа малочисленная, однако, более сложна для воспитателя. Обычно сюда входят слабоуспевающие ученики, для которых пребывание в школе стало мучительной, давно надоевшей повинностью, они выполняют ее только под страхом наказания. Как только такие ученики чувствуют ослабление контроля со стороны взрослых, они начинают пропускать уроки, все более втягиваются в атмосферу бездумного, бесцельного времяпровождения, никак не контролируемого педагогами или родителями. 2. Наиболее яркой формой проявления безнадзорности детей являются побеги из дома (бродяжничество). Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип». Исследования показывают, что среди причин побуждающих детей покинуть родной дом, можно выделить несколько: 1. Отклонения в развитии психики Расстройство влечений, характеризуется тягой к смене мест пребывания. Страдающие этим дети нуждаются в специальных мерах медико-педагогического воздействия. Пограничная форма между отклонениями в функционировании психики и психической нормой – акцентуации характера детей, которые не являются заболеванием, и коррекции поведения таких учеников основными оказываются не медицинские, а социально-педагогические меры воздействия. 2. Поиски приключений Эти причины характерны для младших подростков с романтическим представлением о мире, с пылким воображением, увлекающихся всем необычным, таинственным. Побег из дома – игра, сопровождающаяся долгими, строго засекреченными приготовлениями, подробными обсуждениями маршрута, что уже само по себе доставляет удовольствие. Количество учащихся, бегущих из дома по этой причине, во многом определяется социальной ситуацией. Таких учащихся нельзя назвать безнадзорными. Обычно это дети из хороших семей, в которых ребенка окружают любовью и заботой, прививают ему правильные социальные установки. Уходя из дома, такие подростки оставляют записки, объясняют причину своего поступка и просят, чтобы родители не волновались за них. В разлуке с семьей они скучают по родным, но считают своим долгом подчинять личные чувства более высокой, по их мнению, цели путешествия. Побеги таких детей, как правило, продолжаются не более нескольких дней, так как обеспокоенные родители быстро принимают меры, чтобы найти беглецов. 3) Неблагополучие и конфликты в семье Как свидетельствуют исследования отечественных психологов, побеги детей из дома в 50% случаев возникают по мотивам протеста против несправедливого отношения к ним со стороны взрослых. Влияние этого фактора можно отметить и в том случае, когда родители деспотически относятся к детям, имеются в виду те семьи, где мать и отец придерживаются мнения о необходимости строгой регламентации поведения ребенка. Здесь за малейшую провинность ребенка жестоко наказывают, приучая к повиновению, но в таких семьях дети действительно бывают послужными, но вырастают пассивными слабохарактерными, легко поддающимися влиянию людей с сильной волей. Бывает, что рано или поздно дети не выдерживают атмосферы насилия, не хотят больше мириться с тем, что родители не считаются с их мнением, а только приказывают; долго копившиеся обида взрывают привычно сложившиеся формы поведения, и подросток, которого раньше наказывали за 10 минут опоздания с прогулки, вдруг совсем уходит из дома, не предупреждая родителей. 4. Детский гедонизм (чрезмерная приверженность к удовольствиям, веселому времяпровождению, развлечениям). Ученики пропускают уроки, а затем и убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои обязанности, в которые входят: учеба, общественно-полезный труд, помощь родителям в быту и т.п. 5. Низкая успеваемость детей, в силу их плохой подготовки к школе, средних способностей и т.п. и отсутствия правильного педагогического руководства, в разряд неуспевающих еще в младших кассах. Если ребенок искренне старается хорошо учиться, но получает низкие оценки, то это вызывает у него протест, он думает: «Как же так, я старался, я же хорошо учил, а оценка плохая!» Педагогу следует всегда учитывать, что школьник оценивает качество своей подготовки к урокам не столько по объему усвоенных знаний и навыков, сколько по степени затраченных им усилий. ... У школьника все чаще возникает мысль о том, что учитель не справедлив. В ответ на несправедливость (с точки зрения школьника) оценки взрослых, у него формируется завышенная самооценка. Сложная ситуация, создавшаяся для ребенка в школе, часто усугубляется неправильным отношением родителей (не умея или не желая) понять трудности сына или дочери, родители упрекают их в недобросовестности, наказывают за плохие оценки. У ребенка создается впечатление, что его «никто не любит», что все к нему не справедливы, и «в знак протеста» он решается на побег из дома - поступок, который, по его мнению, заставит взрослых пересмотреть их отношение к нему. ... Только после серьезной ссоры с родителями (или конфликта в школе) он может докинуть дом в состоянии аффекта, не думая о том, что делает. Таким образом, хотя мотивация поведения подростков и имеет различные корни в социальной ситуации их развития, цель их уходов из дома одна - коренным образом изменить сложившиеся отношения в семье. Оставляя дом, эти ребята подсознательно надеются, что таким образом заставят взрослых задуматься об истинных причинах своего плохого поведения. Как бы агрессивно ни был настроен ребенок, как бы ни отрицал значимости для него предъявляемых нравственных норм, в глубине душевной всегда, тяжело переживает свою отверженность от благополучных сверстников. Пытаясь уйти от проблем, конфликтов с окружением, ученик выражает этим свое желание изменить создавшуюся ситуацию, надеясь (обычно неосознанно), что тогда, он и сам станет другим, добьется уважения, внимания, станет хорошим, любимым. Следовательно, уход подростков из дома, по причинам отнесенным к 4-5 группам, вызван прежде всего невозможностью удовлетворить свои актуальные потребности. Предполагается, что рост числа побегов связан с ростом числа разводов. Можно выделить следующие типы побегов у подростков. Эмансипационные побеги - стремление избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», легкой жизни. Поводом для первого побега нередко являются ссоры, вернее столкновения. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни толкает к побегу. Импунитивные побеги. Первые побеги являются следствием жестокого обращения, суровых наказаний. Побегу способствует положение изгоя или «Золушки» в семье. Во время побегов поведение подростков строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации, толкнувшей на бегство. Другие проступки во время побегов обычно всячески избегаются. Например, деньги на еду добываются собиранием бутылок, продажей собранных цветов, но не воровством. Демонстративные побеги. Их первый отличительный признак обычно относительно небольшой ареал; убегают недалеко или в те места, где надеются быть увиденными, пойманными и возвращенными. В побеге ведут себя так, чтобы обратить на себя внимание окружающих. Причиной таких побегов является стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внешнее, утраченное или ослабленное ввиду каких-либо причин. Но иногда подросток требует не только внимания, а каких-то преимуществ выполнения каких-то его желаний, определенных благ, особенно тех, которые позволили бы ему возвыситься в глазах сверстников. Дромоманические побеги. Этот вид побегов и бродяжничества является самым редким. Им предшествует внезапно и беспричинно изменившееся настроение (какая-то скука, тоска). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки, в дальние места. В побег пускаются в одиночестве, попутчики отсутствуют или приобретаются случайно. Ареал быстро расширяется от побега к побегу. Во время побега внезапно появляется желание вернуться домой – возвращаются измученные, притихшие, послушные. Причину побега объяснить не могут, поступка своего стыдятся и слишком большая настойчивость при расспросах может толкнуть на новый побег. Дромоманические побеги могут сочетаться со стремлением напиваться «до отключения». Некоторые школьники отмечали, что во время таких побегов резко снижается аппетит, спят гораздо меньше обычного, все время находятся в каком-то необычном, взвинченном состоянии. Характерны для подростков, особенно при быстром половом созревании (в течение 0,5-1 года). 3. Агрессивное поведение. Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно эксперементировать и отвечать за свои поступки жестокость для них своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня же считают слабым, а я вот что могу! Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется ("А я что? Я - как все!). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляет чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем объяснить не могут. Девочки не менее агрессивны, чем мальчики, но их агрессия выражается не в физической, а в словесной форме, для чего "используются сложнейшие и скрытые формы распускания слухов или преднамеренные оскорбления. Девочки, которые сами подвергались такой косвенной агрессии, признаются, что эту форму психологического воздействия подчас гораздо труднее перенести, чем физичёское оскорбление Наиболее опасным, по мнению специалистов, является то, что девочки очень легко усваивают навыки точечно – целевого словесного удара и способы его скрыть. Самая большая проблема, заключается в том, что в коллективе девочек очень трудно предотвратить нанесение такого удара и еще сложнеё ошибиться с его последствиями. В этой связи она приводит хрестоматийный пример. Как 12-летняя девочка распространила в школе слух о том, что одна из ее подруг якобы беременна. По мнению психиатра, только активное вмешательство родителей и администрации школы, которые решительно встали на защиту чести "потерпевшей", позволило предотвратить весьма вероятное трагическое развитие дальнейших событий. Еще одна опасностьсо­стоит в том, что словесная агрессивность в детском возрасте может приобрести хронический характер и в этом случае жертвами женщины -агрессора становятся прежде всего члены ее семьи, ближайшие подруги и коллеги по работе. 4. Суицидальное поведение. Суицид - самоубийство. Термин "суицидальное поведение", распространившийся в последние годы, объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения: I) что самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди II) что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийства. На самом деле подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным... Причем в большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними. Следует иметь в виду, что количестве суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. У подростков они предположительно соотносятся как 50:1 или даже 100:1. Поскольку большинство суицидальных попыток остаются неизвестными, многие специалисты считают даже эти цифры заниженны. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами.? В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти - не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни, для юношеского возраста это особенно характерно. Виды суицида следующие. Демонстративное суицидальное поведение - это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлеч или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих или доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома – родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов, при аресте - властям. Пишут предсмертные записки и оставляют их на видном месте. Демонстративное поведение характерно больше для девушек. Следует, однако, учитывать, что демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчета или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного требует тщательного анализа всех обстоятельств. Аффектное суицидальное поведение. Сюда относятся суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффекта, который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации растягивается на часы и сутки. Существует целая гамма переходов от импровизированного на высоте аффекта суицидального спектакля до почти лишенного всякой демонстративности истинного, хотя и мимолетного желания покончить с собой. Аффектное суицидальное поведение больше характерно для юношей Истинное суицидальное поведение. Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям "не помешали". В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый "эффект Вертера" - самоубийство под влиянием чего-либо примера (в свое время опубликование гетевского "Вертера" вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи). Среди социально-психологических факторов на I место выдвигается семейная дезорганизация. Подчеркивается значение утраты родителей, особенно в возрасте до 12 лет; распад семьи вследствие развода. Отец в семье вообще часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. Обращают также внимание "школьные проблемы", на роль дезадаптации в учебе и труде, особенно у мальчиков, на утрату контактов товарищами. Задача педагога - не только находить недостатки, но и определить лучшие стороны личности, чтобы, опираясь на них, воспитывать. Это намного сложнее. К сожалению, чаще всего мы начинаем беспокоиться об ученике лишь тогда, когда обнаруживаем явные признаки отклонений, когда на лицо недостатки в его поведении и взглядах.
«Девиации как социально-педагогическая проблема» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot