Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Детско-родительские
отношения
Главныe задачи семьи.
Формирование:
первой социальной потребности ребенка,
базового доверия к миру,
привязанности в младенчестве;
предметно-орудийной компетентности в раннем
возрасте,
социальной компетентности в дошкольном возрасте,
самостоятельной учебной деятельности в школьном
возрасте
создание условия развития автономии и
самосознания в подростковом и юношеском возрасте.
Эмоциональные отношения
Природа любви различна:
Родит ель - отцовская или материнская
любовь,
Ребенок – привязанность,
затем сыновняя
или дочерняя
любовь.
Родительская любовь
Не врожденное качество.
Формируется в ходе практики
родительства.
Способность, дающая переживание
счастья, полноты самореализации и
завершенность идентичности.
Материнская и отцовская любовь
Мат еринская
любовь имеет
биологические, природные
предпосылки, т.е.
материнское поведение
запрограммировано.
От цовская любовь –
требовательная, условная,
которую ребенок должен
заслужить. Формируется
в течение первых лет
жизни ребенка.
Нарушения любви или инверсии
ролей приводят к нарушениям в
развитии личности.
Властная мать +
зависимый отец
Недостаток материнской
зависимость от матери, отсутствие
дисциплины, автономии, ответственности
центрация на матери,
жажда безусловной любви, брать, не отдавая
Холодная, отстраненная
мать +
строгий отец
Ориентация на отца, закон, порядок,
дисциплина, карьера, у девочек проблемы
с поло-ролевойидентичностью
Родители сдержаны
друг с другом
«социально провоцирующий» тип личности,
постоянный страх, тревога, замкнутость в себе
Типы привязанности ребенка
Формирование
привязанности
к близкому
взрослому
связывается
С
потребностью
ребенка в новых
впечатлениях
(отеч. психол.)
С
удовлетворением
сексуального
влечения
(Фрейд)
С
формированием
чувства базового
доверия к миру
(Эриксон, Хорни)
Этапы формирования привязанности
0-6 месяцев – начало реализации потребности в контакте
и близости со взрослым, необходимых для выживания
ребенка, в форме поведенческой модели привязанности;
6-12 месяцев – на основе формирования «сохранения
объекта» сохранение образа матери как объекта
поведенческой модели привязанности. Начало отделения
своих от чужих. Интернализация образа матери и четкое
выделение фигур привязанности,
до 2 (3) лет – возникновение и развитие реакции на
сепарацию и разлуку с матерью. Сепарация в этом
возрасте выступает как фактор риска, провоцирующий
развитие невротической потребности в любви.
Типы привязанности, Эйнсворт
Надеж ная
удовлетворяет потребность в
безопасности, высокая степень
позитивного эмоционального
взаимопринятия, близость,
интенсивность взаимодействия,
реакция дистресса на сепарацию и
положительной эмоциональной
реакцией на воссоединение, высокой
степенью познавательной активности
ребенка.
Тревож но-амбивалент ная
неуверенность ребенка в получении
поддержки со стороны взрослого,
тревожность, поиск контакта и близости
со взрослым, реакция выраженного
дистресса на отделение от взрослого и
амбивалентное реагирование на
воссоединение, реакцией резкого
снижения познавательной активности в
угрожающей ситуации.
Тревож но–избегающая
характеризуется тревожностью.
Ребенок ожидает отвержения со
стороны взрослого. Предпочитает
стратегию избегания взрослого. При
воссоединении демонстрирует
избегание или отвержение взрослого.
Познавательная активность также
ограничивается стратегией
избегания.
Тревож но-дезорганизованны й
восприятием ребенком мира как
враждебного и угрожающего. Страх
вызывает и близкий взрослый и
предметная ситуация.
Доминирование тревоги и страха
вызывает дезорганизацию,
непредсказуемость и хаотичность
поведения.
Причины нарушений
родительской любви
Фрустрация жизненно важных потребностей родителя
в связи с воспитанием ребенка.
Искажение образа ребенка в результате проекции
негативных качеств значимой для родителя другой
личности (супруга, прародителя)
Проявление посттравматического стресса. Ребенок
выступает как символ травмирующей ситуации
Личностные особенности родителя (инфантильность,
акцентуации характера и др.)
Симметричность отношений
Взаимные,
симметричные
отношения
Эмоциональное
взаимное
принятие
Симметричная
негативная
установка
Невзаимные
асимметричные
отношения
Односторонняя
родительская
любовь
Односторонняя
привязанность
ребенка