Детская активность и детская инициатива на практике
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Детская активность и детская инициатива
на практике
1
Инициативность, активность, самостоятельность
Активность ребенка представляет собой участие
в любой деятельности, в то же время активность
служит условием этой деятельности и развития
ребенка в целом.
Инициатива ребенка проявляется в том, что он
сам создает намерение и придумывает способы
его реализации — в ситуации, когда взрослый не
ставит перед ним такой задачи.
Самостоятельность ребенка проявляется в том,
что он может осознанно следовать правилам,
введенным в группе, присваивая их.
2
Условия проявления инициативы
Доступность среды
Индивидуализация
образования
Партнерские
отношения взрослого
и ребенка
Трансформируемость
среды
Достаточное время
для свободной
деятельности
3
Современные технологии, способствующие
развитию инициативности
Круг
Безопасность и
риск
Событийный
формат
Нормотворчество
Праздники
Голос
ребенка
4
Технология круг
Круг (утренний сбор, детский совет) – это
ежедневная спланированная и структурированная
практика, которая создает условия для
социального, эмоционального и интеллектуального
развития каждого члена сообщества группы. Круг –
участие(соучастие) детей в обсуждении проблем и
принятии решений, осознанный и ответственный
выбор (право детей выражать свои взгляды и свое
мнение по всем вопросам, касающихся их жизни)
Условия и параметры
атрибуты
Время,
продолжительность
правила
Флипчарт/плакат
5
Педагог-модератор
место
Технология круг: инициатива и активность
• Новости дня: дети делятся личными событиями и впечатлениями.
• Установка правил группы: решение возникшей проблемы.
• Планирование: «что я хочу научиться делать», «во что я сейчас буду
играть», выбор и планирование проектов.
• Мозговой штурм: «что случиться, если не будет осени».
• Рефлексия: «что мне понравилось, а что нет», «чем я отличаюсь от
других», «что делает меня грустным», «мои добрые поступки»,
«почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «что делать, если
хочется подраться», «что я люблю делать, а что не люблю».
Ценность предложений,
гипотез, мнения
для сообщества!!!
6
Событийный формат
Событийный формат – альтернатива тематическому планированию.
•
•
•
•
•
•
•
•
Есть чёткие временные границы.
Есть завязка и развязка.
Нет жёсткого конспекта, которому надо следовать.
У педагога есть рамочный план, который меняется
в зависимости от ситуации.
Событие пронизывает всю детскую
деятельность.
Дети – создатели события.
Задача педагога – удержать
образовательные задачи.
Самые распространенные мотивы:
помочь, спасти, узнать, сделать.
7
Событийный формат: инициатива и активность
•
•
•
•
•
•
Реакция на завязку: первоначальная инициатива
Что делать: сбор предложений и их обсуждение
План действий: пошаговое планирование
Реализация: конкретное воплощение пунктов плана
Цель достигнута / не достигнута: коллективное решение
Развязка: «мы смогли, мы сумели, мы – молодцы»
Командообразование,
работа в команде,
работа в малых группах!!!
8
Праздники для ребенка
Праздник – не отчетный концерт, отрепетированный заранее.
Праздник – эмоционально значимое для ребенка событие:
«радость, волшебство, сладости, веселье»
•
•
•
•
Разные формы: сказка, спектакль, квест, народный праздник, фестиваль
игр, ярмарка ремесел, эстафеты и т.п.
Участие родителей, братьев, сестер.
И отрепетированные сцены (танцы, песни), и моменты импровизации
объединены в единый сюжет
Важна подготовка, праздник - кульминация
9
Праздники: инициатива и активность
• Подготовка: коллективное объявление, приглашения
• Танцы: участвуют все желающие дети, не выделяются «лучшие» танцоры,
уделяется внимание взаимодействию детей в танце
Песни: по выбору детей
•
• Герои праздника: обращаются к детям, отвечают на их вопросы, учитывают их
идеи и предложения
• Задания на импровизацию: участие по желанию
• Родители: дети могут сидеть вместе с родителями, семейные игры, задания для
родителей
• Костюмы: готовят дети
• Рефлексия: что понравилось, что не
•
понравилось, что изменить на
следующем празднике
Оформление группы: дети
участвуют в праздничном
оформлении, придумывают, как
украсить помещение группы
Ощущение праздника,
а не стресс!!!
10
Нормотворчество
Дети не понимают, почему в саду есть определенные правила.
Минимум – надо обосновать все правила.
В идеале – заниматься нормотворчеством вместе с детьми.
Создание правил:
Выявление
нежелательных
цикличных
ситуаций
Создание стратегий
поведения
Обсуждение с
детьми
Изображение
нежелательных
ситуаций
Описание своего
рисунка
Изображение
правила
Описание своего
изображения
Выполнение
«знака»-правила
11
Нормотворчество: инициатива и активность
•
•
•
•
•
•
•
•
Открытые вопросы
Свое видение ситуации
Свое отношение к ситуации
Варианты решения проблемы
Голосование – способ принятия решения
Собственная мотивация
Говорящие стены
«Своя» группа
Поощрение индивидуальности
способствует развитию
инициативности!
12
Голос ребенка
«Голос ребенка» — это проявление участия детей в построении
собственного образования. Это любые свидетельства детской
самостоятельности, творчества, проявления инициативы
высказывания,
сказки, вопросы и
предложения
самодельные
календари, схемы и
планы
предложенные
детьми и
нарисованные
правила
рисунки и поделки,
созданные по
собственному
замыслу
фотографии детей в
деятельности
• Ребенок чувствует, что его уважают
• Появляется внутренняя мотивация
• Воспитатели лучше понимают каждого ребенка
13
Голос ребенка
«Голос ребенка» должен быть виден при входе в группу: фотографии на шкафчиках,
не однотипные рисунки, приглашения и объявления, сделанные с участием детей,
правила, нарисованные детьми, выставки детских работ-рисунков на уровне глаз
детей, наличие папок-портфолио, разные высказывания детей, календарь с
отмеченными мероприятиями, днями рождения, детские опросы-таблицы и т.п.
14
Физическое развитие
Опасность – неконтролируемая ребенком ситуация (внешняя и внутренняя).
Внешняя: занозы, мокрый пол, острые углы в местах активных передвижений.
Внутренняя: импульсивные действия, недостаток двигательной активности.
15
Безопасность и риск
«Вижу, ты хочешь
попробовать, но
немного испуган. Это
трудно – пробовать чтото новое. Если тебе
нужна помощь, я буду
рядом»
«Не пытайся сделать это
сам, это слишком
трудно и опасно,
займись чем-нибудь
более простым и
безопасным»
•
•
•
•
•
лучше ждать, чем действовать
лучше сделать тайком, чем вместе
мне не доверяют
у меня не получится
новое опасно
•
•
•
•
•
прилагать усилия не бесполезно
учиться и пробовать новое
интересно
можно рассчитывать на помощь
других
мне доверяют
я способный
16
Безопасность и риск: активность и инициатива
•
•
•
•
•
•
•
•
Удерживать равновесие, перескакивая с камня на
камень.
Продумывать свои действия, залезая на дерево.
Чувствовать контроль над своим телом и
ситуацией, даже когда залез на «горку для
больших».
Понимать, что падения и небольшие травмы
неизбежны.
Развивать уверенность в себе и координацию
движений.
Сделать что-то самому, даже если знаешь, что
другим это может не понравиться.
Чувствовать, что можешь сделать абсолютно все,
хотя сначала может быть трудно.
Видя, как взрослые оказывают поддержку и
сопереживают, брать с них пример и проявлять то
же самое по отношению к окружающим.
Разумный риск и пробы
нового способствуют
детскому развитию!
17
Инициатива есть!
• Дети задают вопросы;
• Отвечают на вопросы, на которые возможны
разные ответы;
• Рисуют решение задачи, выдвигают гипотезы в
рисунках, рисуют схемы, чертежи, карты;
• Пытаются планировать;
• Придумывают танцы, спектакли, мероприятия;
• Делают фото- и видеосъемку, сами выбирая, что
именно должно попасть в кадр;
• Сочиняют истории;
• Играют.
18
Личность
А.Ф. Лосев: личность – это индивидуальность,
утвержденная в глазах других
o Индивидуальность
o Утверждение (вера в самоэффективность)
Когда появляется личность
А.Ф. Лосев
1893-1988
признание
индивидуальность
реализация
личность как
социальная роль
19
Зачёт
Определите, что проявляет ребенок: самостоятельность, активность, инициативу или
что-либо еще. Обоснуйте свой ответ в каждом конкретном случае.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ребенок предложил играть в прятки.
Ребенок попросил воспитателя налить воду в тазик.
Ребенок рассказал, как провел вчерашний день.
Ребенок спросил, почему надо надевать шапку, если на улице тепло.
Ребенок залез на крышу домика, хотя воспитатель это запрещает.
Ребенок помог одеть шапку своему другу.
Ребенок придумал правило: «Кто выше, тот и главный».
Ребенок налил себе воду для рисования в игрушечную кастрюлю и по дороге
пролил.
Воспитатель сказал ребенку завязать шнурки, и ребенок завязал шнурки.
Дети объединились и написали на стене свои имена, а кто не умел писать – тем
помогли друзья.
Придумайте по три собственных ситуации (всего девять), когда воспитатель
способствует проявлению ребенком: • самостоятельности,
• активности,
• инициативности.
20