Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
на тему:
Дети с нарушениями зрения
Учебные вопросы.
1. Дети с глубокими нарушениями зрения. Незрячие (слепые) и слабовидящие дети.
2. Причины стойких нарушений зрения у детей.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
4. Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Типы специальных учреждений для незрячих и слабовидящих детей.
5. Индивидуальный подход к детям с нарушениями зрения в условиях массовых учебно-воспитательных учреждений.
6. Профилактика нарушений зрения у детей.
1. Зрительное восприятие играет определяющую роль в формировании представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, в развитии познавательной деятельности ребенка. Такие признаки предмета, как цвет, величина, форма, протяженность в пространстве, мы определяем, прежде всего, при помощи зрения. Развитие ориентировки в пространстве также непосредственно связано с деятельностью зрительного анализатора. Зрительный контроль имеет большое значение для развития движения человека. При нарушениях деятельности зрительного анализатора у ребенка возникают гностические трудности в познании мира и ориентировке в нем, в осуществлении контактов с людьми, в разных видах деятельности.
Зрение играет огромную роль и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, развитие двигательной сферы), так как двигательные функции формируются под контролем зрения. Зрительно-пространственные представления имеют особое значение в процессе учебной деятельности ребенка. Процесс овладения буквами алфавита, цифровыми изображениями, ориентация в различных графических пособиях (географические карты, схемы, чертежи и др.) – все это требует определенного уровня развития пространственных зрительных представлений. Поэтому у детей с нарушением зрения возникают значительные трудности в процессе обучения.
Зрительный анализатор, с помощью которого осуществляется восприятие, анализ и синтез оптических раздражений, состоит из периферического отдела (глаз), проводящих нервных путей и центрального отдела (подкорковые и стволовые центры, зрительные области коры – в затылочных долях больших полушарий головного мозга).
У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в своеобразии эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к трудовой деятельности.
К лицам с нарушениями зрения относятся:
• Незрячие (слепые)с полным отсутствием зрения или с практической слепотой при наличии остаточного зрения (острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу);
• слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз с «очковой коррекцией»;
• дети с косоглазием и амблиопией.
У детей встречаются различные по характеру и степени выраженности нарушения зрения. К глубоким нарушениям зрительного анализатора у детей относятся слепота и слабовидение.
Различают абсолютную (тотальную) слепоту, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения, т.е. оба глаза лишены способности к цветоощущению и цветоразличению, и неполную слепоту. При неполной (т.н. практической) слепоте сохраняется остаточное зрение от светоощущениядо остроты зрения от 0,01 до 0,05 на лучше видящий глаз при применении обычных средств коррекции (очки).
Слабовидение– стойкое, частичное, двустороннее снижение зрения.
К слабовидящим относятся дети, у которых острота зрения на лучше видящий глаз с коррекцией очками составляет от 0,05 до 0,4. Кроме того, к категории слабовидящих относят детей с несколько более высокой остротой зрения, но при наличии нарушения других зрительных функций, например, сужения границ поля зрения.
2. Причины возникновения глубоких нарушений зрения у детей.
Выделяют врожденные и приобретенные нарушения зрения.
Врожденные нарушения зрения могут быть обусловлены генетическими факторами. К ним относятся, в частности, наследственные формы врожденных катаракт (помутнение хрусталика глаза), наследственные формы атрофии зрительного нерва и др.). Врожденная слепота может быть связана с внутриутробными поражениями органа зрения при токсоплазмозе, краснухе беременной и других тяжелых заболеваниях матери, особенно в первые месяцы беременности, когда идет процесс формирования органа зрения.
Приобретенные зрительные аномалии могут быть вызваны осложнениями перенесенных ребенком тяжелых инфекционных заболеваний (менингит, менингоэнцефалит, грипп, дифтерия и др.), различными заболеваниями глаз, травматическими повреждениями глаза, проводящих зрительных путей и зрительных центров, в том числе при тяжелых родовых травмах.
Наиболее частыми клиническими формами слепоты являются: атрофия зрительных нервов, глаукома (связанная с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза), катаракта, дистрофия сетчатки глаза, повреждения роговицы вследствие инфекций и травм; осложненная близорукость высокой степени.
В связи с широким развитием в нашей стране системы лечебнопрофилактических мероприятий (профилактика и эффективное лечение тяжелых детских заболеваний, борьба с детским травматизмом и др.) резко сократилось количество незрячих (слепых) детей.
Регулярно проводимые исследования учащихся специальных школ свидетельствуют о неуклонном сокращении числа слепых, особенно тотально слепых детей, которые составляют в настоящее время 810% от числа учащихся школ для слепых детей (М.И. Земцова). Большинство незрячих детей имеет остаточное зрение.
Более значительную по численности группу, по сравнению со слепыми, составляют слабовидящие дети. К наиболее распространенным клиническим формам при слабовидении у детей относятся аномалии рефракции (преломляющей способности глаза): высокая степень близорукости, высокая степень дальнозоркости и астигматизм. (Астигматизм– аномалия рефракции, при которой на сетчатке глаза не создается точечное фокусное изображение; обусловлен неравномерной кривизной роговицы или неправильной формой хрусталика.)
К другим клиническим формам слабовидения относятся: афакия (отсутствие хрусталика глаза в результате операции по поводу врожденной катаракты), а также заболевания нейрозрительного аппарата – атрофия зрительных нервов и дистрофия сетчатки глаза. При заболеваниях нейрозрительного аппарата, наряду со значительным нарушением остроты зрения, отмечается снижение и других зрительных функций (нарушение периферического зрения, цветового восприятия, зрительной работоспособности и др.). Дефекты зрения у детей подразделяются на прогрессирующие и стационарные. Примерами стационарных нарушений являются микрофтальм (врожденная аномалия, характеризующаяся уменьшением размеров глазного яблока), стойкое помутнение роговицы и др. При прогрессирующих дефектах зрения наблюдается постепенное ухудшение зрительных функций, связанное с течением патологического процесса. Это может наблюдаться при глаукоме, при незаконченной атрофии зрительного нерва, опухолях мозга и др. При нарушении гигиенических условий деятельности ребенка (недостаточное освещение, чрезмерные зрительные нагрузки, отсутствие необходимой коррекции и т.д.) может прогрессировать и зрительная недостаточность при аномалиях рефракции (при близорукости, дальнозоркости и др.).
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Глубокое нарушение зрения как первичный дефект вызывает целый ряд вторичных отклонений в психическом и познавательном, а также в физическом и общесоматическом развитии ребенка.
Отсутствие или резкое ограничение возможностей зрительного восприятия предметов и явлений действительности серьезно обедняет чувственный опыт ребенка, затрудняет ориентировку в пространстве, препятствует развитию образного мышления. Отсутствие достаточного чувственного опыта приводит к тому, что у слепых детей имеющийся запас отвлеченных (словесных) знаний часто не наполнен конкретным предметным содержанием. Особенности познавательного развития во многом зависят от времени возникновения дефекта зрения. В отличие от слепорожденных детей и ослепших в самом раннем возрасте, дети, потерявшие зрение после определенного периода нормального развития, сохраняют ранее сформированные зрительные представления. Такие «следы» прежних зрительных представлений благодаря образной памяти играют важнейшую роль в воссоздании образов предметов и явлений по их словесному описанию. Зрительные представления могут сохраняться в памяти ослепших детей в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.
Утраченная (отсутствующая) функция зрительного анализатора компенсируется за счет активной деятельности сохранных анализаторов – слухового, тактильного, двигательного и др. В процессе развития у слепых детей складываются новые способы восприятия и анализа действительности, ориентировки в окружающем.
Наличие остаточного зрения имеет большое значение в развитии восприятия и ориентировки слепых детей в пространстве. Благодаря наличию остаточного зрения, ослепшие дети способны воспринимать ряд световых и цветовых признаков предметов. Таким образом, наряду со слуховыми, тактильными, кинестетическими и другими видами восприятия они используют частично сохранные зрительные ощущения.
Своеобразие положения слепого ребенка среди окружающих, нередко чрезмерная опека со стороны взрослых, осознание ребенком своего дефекта и связанных с ним неудач и затруднений в разных видах деятельности и общения могут приводить к появлению отклонений в его личностном становлении и развитии (отсутствие самостоятельности, инактивность, проявления негативизма). Для успешного компенсаторного развития этих детей необходимо формирование у них адекватных социальных мотивов, воспитание сознательности и активности в разных видах деятельности, настойчивости и самостоятельности, формирование навыков общения с окружающими.
Особенности развития слабовидящих детей (в отличие от слепых) связаны, прежде всего, с тем, что они имеют возможность использовать в целях активного познания действительности и ориентировки в пространстве имеющееся у них, хотя и нарушенное зрение. Однако резкое снижение зрения у этих детей обусловливает замедленность процесса зрительного восприятия, сниженную точность, сужение поля восприятия; зрительный дефект может затруднять формирование навыков пространственной ориентировки.
Формирующиеся у слабовидящих детей зрительные представления менее четки и ярки, чем у детей с нормальным зрением, а в ряде случаев искажены.
Так, у слабовидящего ребенка с нарушением цветоощущения формируются обедненные представления о предметах и явлениях (с точки зрения богатства цветовых характеристик). При высокой степени близорукости и дальнозоркости, без специально организованного процесса зрительного восприятия, дети могут не уловить некоторых значимых, но неотчетливо выраженных признаков предмета.
У слабовидящих детей с врожденной колобомой сетчатки и сосудистой оболочки глаза (дефект ткани, располагающийся, как правило, книзу от зрачка) формируются неадекватные искаженные представления о предметах, так как при этом заболевании предмет воспринимается только верхними отделами сетчатки глаза.
При зрительной работе слабовидящие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Одновременно зрительное утомление приводит к снижению умственной и физической работоспособности.
Тем не менее, у слабовидящих (в отличие от незрячих) зрительный анализатор является ведущим; эти дети пользуются зрением как основным средством восприятия. У слабовидящих осязание и слух не замещают полностью зрительных функций, как это имеет место у слепых,
К особенностям слабовидящих детей (главным образом дошкольного возраста) относится то, что они не всегда достаточно осознают свой дефект. Неудачи и трудности в играх, обучении, общении с окружающими могут неправильно оцениваться ребенком, вызывая у него раздражительность, замкнутость, неуверенность, проявления негативизма и другие отрицательные характерологические черты личности.
Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в резком ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
Для психофизического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительной патологии. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, своеобразие психофизического развития. Отсутствие визуальной ориентировки сказывается на двигательной сфере, на содержании социального багажа, особенно у слепорожденных. Иногда для незрячих основным фактором ориентировки может быть звук.
Потеря зрения обусловливает своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в учебе, в игре, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, которые влекут за собой сложные переживания и негативные реакции. Своеобразие характера и поведения слепых обусловливают в одних случаях неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенную возбудимость, раздражительность, переходящую в агрессивность. Развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных также протекает с отклонениями от нормы. Нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляются в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него зрительных представлений, которые можно воссоздать на основе словесных описаний. Если не развивать зрительную память, зрительные образы могут постепенно угасать, «стираться». В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, тактильного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психофизических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия. Компенсация слепоты представляет собой своеобразное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, создающую слепому ребенку возможность овладеть различными видами деятельности. У слабовидящих имеется некоторая возможность использовать зрение при знакомстве с предметами, явлениями, при пространственной ориентировке и при движении. Однако зрительное восприятие их сохранно частично и не совсем полноценно. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен, неточен, поэтому зрительные представления имеют качественные своеобразия, цветовые ощущения нарушены, цветовые образы представления обеднены. У слабовидящих при косоглазии нарушено бинокулярное зрение, т. е. способность видеть двумя глазами.
Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и пр.) и помогает определить форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи, передаются в кору больших полушарий головного мозга. Так, незрячие и слабовидящие учатся «глядеть», «видеть» руками.
С помощью звуков – основного ориентира – незрячие и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. По звуку с большой точностью определяют его источник и местонахождение. В процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся специальные упражнения на дифференциацию, различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля. Успешность овладения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.
В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития. Исследования показывают, что речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. В большинстве случаев расстройства речи у детей с нарушениями зрения носят системный характер и затрагивают все ее основные компоненты (фонетико-фонематический, лексический и грамматический). Отмечаются: отсутствие необходимого словарного запаса, нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета; характерны «вербализации» в связи с неполнотой предметных образов действительности, возникают трудности удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильных грамматических конструкций предложений.
У слепых и слабовидящих детей отмечаются выраженные изменения со стороны двигательной сферы – движения детей неуверенные и некоординированные; особенно страдает моторика мелкой мускулатуры рук. Как правило, эти дети мало двигаются и уже с дошкольного возраста предпочитают больше сидеть. Вследствие этого среда отмечается значительный процент детей (около 30%) с дисгармоничным физическим развитием (избыточная масса тела, низкие показатели окружности грудной клетки и др.).
Имеющееся у слабовидящего человека зрительное восприятие играет существенную роль в его развитии, учебе, социально-трудовой адаптации. В коррекции познавательного и личностного развития слабовидящих детей особое внимание обращается на формирование у них целенаправленности умственной деятельности, процессов зрительного восприятия, активности и сознательности, расширения и углубления круга их интересов. При этом учеба и последующая работа должны сопровождаться постоянными консультациями врача-офтальмолога, тифлопедагога, психолога.
Косоглазие‒ расстройство зрения, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации взора. Помимо т.н. косметического недостатка, весьма проблемного в психологическом плане, косоглазие сопровождается серьёзным расстройством зрительных функций, это определяется тем, что бинокулярное зрение, осуществляемое содружественной работой обоих глаз, является основным вариантом зрительного восприятия окружающего мира, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность человека. Выделяют паралитическое косоглазие, вызванное поражением нервов, иннервирующих наружные мышцы глаза (парезы и параличи глазодвигательных мышц), и содружественное косоглазие, при котором нарушена иннервация конвергенции и фузии, но глазодвигательные мышцы почти не страдают.
Причинами содружественного косоглазия могут быть врождённые и приобретённые заболевания центральной нервной системы, аметропии, различие в анатомооптическом строении обоих глаз, резкое понижение остроты зрения или слепота на один глаз.
Различают следующие виды косоглазия: периодическое, постоянное, монолатеральное (косит на один глаз), альтернирующее (попеременно косят оба глаза), сходящееся и расходящееся.
Содружественное косоглазие ‒ наиболее распространённый вид данного нарушения зрительных функций. Оно характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от точки фиксации. Чаще косит один глаз. Иногда оба поочерёдно. При альтернирующем косоглазии, как правило, острота зрения не теряется. При монолатеральном косоглазии функция постоянно косящего глаза находится в состоянии стойкого торможения и «бездеятельности». Это приводит к резкому понижению остроты зрения этого глаза ‒ амблиопии.
Таким образом, амблиопия ‒ это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Это заболевание, при котором один из двух глаз почти не задействован в процессе зрения. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объёмную. В результате, он постоянно подавляет работу одного глаза. Поэтому очень важно активизировать "нерабочий" глаз.
Амблиопия обычно развивается при косоглазии, а также высоких степенях дальнозоркости.
Таким образом, амблиопия является сопутствующим заболеванием при косоглазии и дальнозоркости и выражается в резком понижении остроты зрения. Поэтому необходимо раннее выявление амблиопии и организация комплексного лечения косоглазия и амблиопии, что осуществляется средствами лечебной коррекции.
Одним из главных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в специальном детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребёнок окружён вниманием воспитателей и тифлопедагога, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача-офтальмолога, педагогическими средствами поддерживают интерес ребёнка к лечению.
Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми, с принципами воздействия на неё, понимая зрительные возможности ребёнка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребёнке интерес к лечению, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.
Методологической основой коррекционной работы в детских садах с нарушением зрения является психологическая теория развития аномального ребёнка, специальная педагогика со своей спецификой в принципах, содержании и методах обучения. Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения
Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии содержания, методов, приёмов и средств коррекции на психику ребёнка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, ручного труда, коррекционно-развивающих занятий и т.д.); в интеграции ребёнка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Целенаправленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счёт развития сохранных анализаторов, речи и мышления.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:
• специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;
• организация коррекционных упражнений на различных занятиях, в играх, бытовой деятельности.
Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.
Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к школе.
Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется педагогами с врачом-офтальмологом
4. Типы специальных учреждений для незрячих (слепых) и слабовидящих детей
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей предусматривают в своей структуре одно или 2х годичные дошкольные отделения и 12тилетнее школьное обучение, дающее право на поступление в высшее учебное заведение.
В школах для слепых детей обучаются как абсолютно слепые, так и дети с остаточным зрением, имеющие нормальный интеллект. Слепые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются отдельно, в специальных классах.
Слепые дети обучаются чтению и письму по системе Брайля. Незрячие с остаточным зрением в процессе усвоения учебной информации пользуются бисенсорным восприятием. (Это требует использования специальных средств наглядности, воспринимаемых как осязанием, так и остаточным зрением.) В учебных планах школ предусматриваются специальные коррекционные занятия, направленные на развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, остаточного зрения, осязания, речи и двигательных функций. С учетом своеобразия познавательной деятельности незрячих детей применяются специальные приборы, в том числе приборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые, тактильные, доступные для их восприятия.
В школах для слабовидящих дети получают общее среднее и политехническое образование в соответствии государственным образовательным Стандартом. Содержание обучения в целом соответствует содержанию обучения в массовой школе (за исключением изобразительной деятельности, черчения, а также содержания трудового обучения и физического воспитания). Сроки обучения удлиняются на один год. В учебный план включены индивидуальные и малогрупповые коррекционные занятия по развитию зрения, ритмике, развитию пространственной ориентировки, логопедические занятия.
Для слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, предусматривается обучение в коррекционных классах для детей с ослабленным и нарушенным зрением, где к этим детям осуществляется дифференцированный подход в процессе их обучения. Специфика обучения детей в этих классах включает: изменение темпа прохождения учебного материала; особый режим зрительных нагрузок; применение специальных форм и методов обучения; использование специальных учебных и наглядных пособий, оптики и тифлотехники с целью расширения зрительных возможностей детей; создание соответствующих санитарно-гигиенических условий обучения; организацию лечебно-восстановительной работы и др.
В специальных школах и классах для слабовидящих детей создаются специальные условия, направленные на охрану зрения, облегчение зрительного восприятия и предупреждение утомления. К ним относятся: использование назначенных офтальмологом средств коррекции – обычных и специальных (лупы, телескопические очки и др.), специальных учебников и учебных пособий, повышение освещенности рабочего места, рациональный режим зрительной работы.
При искусственном освещении лампы накаливания освещенность на рабочей поверхности должна достигать 500 Л (люкс), при люминесцентном – не менее 800 Л. Для освещения рабочего места ребенка в домашних условиях рекомендуются настольные лампы с абажуром молочного стекла.
Стены учебных помещений окрашиваются масляными красками различных оттенков зеленого и желтого цвета очень слабой интенсивности.
Используются учебники с крупным шрифтом, тетради с четкой разлиновкой; благоприятные условия зрительной работы обеспечиваются отсутствием резких контрастов в учебно-наглядных пособиях, четкостью схем, карт, отсутствием в них мелких элементов и т.д. На занятиях широко используются телеустановки и звукозаписывающая аппаратура.
Учебная работа, требующая участия зрения, чередуется с устными формами организации занятия. Для охраны зрения слабовидящих детей необходимо устраивать перерывы в зрительной работе (чтение, письмо, рассматривание иллюстраций) через каждые 1015 минут занятия. В процессе выполнения учебных заданий учитывается замедленная деятельность слабовидящих детей и снижение уровня работоспособности по сравнению с нормально видящими детьми. Для учащихся начальных и подготовительных классов рекомендуется предусматривать один раз в неделю «облегченный» день, сокращение числа уроков (до двух) и проведение полутородвухчасовой прогулки или экскурсии на природу.
Усвоение учебного материала осуществляется в процессе классных занятий; домашние задания допускаются лишь в самом небольшом объеме.
Для слабовидящих детей используются парты особой конструкции, позволяющие обеспечить правильную посадку, расположение книги и тетради на необходимом расстоянии от глаз, а также использование луп разного типа на подвижных шарнирах. Соблюдение гигиенических рекомендаций является непременным условием коррекционно-воспитательной работы специального детского учреждения и должно находиться под постоянным контролем со стороны медицинских работников и педагога.
Помимо рассмотренных категорий детей (слепые и слабовидящие), обучение которых требует создания специально организованных условий, есть дети с нарушениями зрения, которые могут находиться в дошкольных и школьных учреждениях массового типа.
Это, в основном, дети с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), недостатки зрения которых корригируются применением обычных средств коррекции. Такие дети должны находиться под систематическим наблюдением врача-офтальмолога.
В отношении этих детей необходимо следить за четким выполнением назначенных офтальмологом мероприятий по охране зрения (ношение очков, определение рабочего места в зависимости от характера и степени нарушения зрения, режим зрительных нагрузок, ограничение некоторых трудовых нагрузок и физкультурных упражнений – назначение специальной группы по физкультуре и др.). Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представленный на доске, на схемах, на карте, на наборном полотне, наглядные пособия и др. Учитывая, что у детей с аномалией рефракции отмечается снижение зрительной работоспособности, им по возможности нужно давать на занятии разные вида работы; необходим строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой.
5. В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья мероприятий важное место занимают: достаточное и рациональное освещение в учебных помещениях и в домашних условиях, правильная посадка во время занятий, регулирование продолжительности и характера зрительной работы, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления зрения, которое может повлечь за собой его расстройство, в частности близорукость.
Работа с наглядными пособиями в детском саду должна удовлетворять гигиеническим требованиям. Рассматриваемые предметы (книга, картинки и др.) следует располагать по отношению к глазам ребенка не ближе 30 см. Желательно, чтобы картинка находилась в наклонном положении под углом 45 градусов. Наглядные пособия и иллюстративный материал должны быть четко выполнены и достаточных размеров. Не следует использовать картинки на цветной бумаге: рассматривание их может утомить зрение детей; лучший фон – белый или серый.
Очень важно раннее выявление зрительных нарушений у детей. При этом необходимо учесть, что небольшая степень дальнозоркости нередко не замечается ребенком, так как она компенсируется путем усиления преломляющей способности глаза. Однако при отсутствии коррекции (очки) постоянное напряжение аккомодации приводит к явлениям утомления глаз, появлению головной боли, тупой боли в области лба и около глаз, чувства давления в глазах. Буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Перерыв в зрительной работе временно устраняет эти ощущения, но при возобновлении занятий они возникают снова. Эти явления обусловлены перенапряжением ресничной (аккомодационной) мышцы глаза. При появлении указанных симптомов необходимо обследование ребенка у врача-специалиста.
В ряде случаев нарушение зрения обусловлено наличием опухоли мозга. Чаще всего это врожденные доброкачественные опухоли, расположенные в области мозжечка. В связи с медленным ростом они в течение длительного времени не дают явных проявлений, но в дальнейшем, в определенный период развития, у ребенка появляются симптомы снижения зрения, головные боли, утомляемость и др. В этом случае также необходимо тщательное, прежде всего офтальмологическое обследование.
В раннем выявлении нарушений зрения у детей и в предупреждении зрительных расстройств большая роль принадлежит педагогам и воспитателям дошкольных и школьных учреждений.
6. К общим профилактическим мероприятиям, направленным на охрану зрения, относится проведение широких мер по охране здоровья матери и ребенка, борьба с детским травматизмом, предупреждению и своевременному рациональному лечению инфекционных и других тяжелых заболеваний, которые могут быть причиной стойких нарушений зрительных функций у детей.
К основным мероприятиям профилактики нарушений зрения относятся следующие.
Контроль за достаточной освещенностью класса (всех помещений воспитательской группы). Соблюдение санитарно-гигиенических норм освещенности помещений для учебных занятий и других помещений, в которых регулярно находятся дети; правильное использование как искусственного, так и естественного освещения. Контроль за состоянием осветительных приборов в помещениях образовательных учреждений.
Соблюдение детьми правильного режима дня, полноценное питание, достаточное (не менее 23х часов) пребывание на свежем воздухе в условиях естественного освещения.
Предупреждение переутомления зрения. Соблюдение рационального (адекватного с физиологической точки зрения для детей каждой возрастной группы) режима «зрительных нагрузок» – на учебных занятиях и вне их; при просмотре теле и видеопрограмм, при работе с компьютером (игры, развивающие занятия и др.). Правильное дозирование нагрузок на зрение – соблюдение «физиологических норм» непрерывной и общей зрительных нагрузок, установленных специальными медицинскими исследованиями, в частности, при восприятии наглядного материала, теле и видеопрограмм. Для старших дошкольников и младших школьников с ослабленным зрением «объем» непрерывной («одноразовой») зрительной нагрузки составляет не более 1215 минут; а общей – соответственно 2030 минут.
Правильная организация учебной и внеучебной (предметнопрактической) деятельности детей в плане предупреждения зрительных перегрузок и профилактики нарушений зрения у детей.
Соблюдение физиологических и гигиенических норм, регламентирующих правильное положение ребенка за учебным столом (правильная позиция, положение рук, туловища и головы), соблюдение оптимального расстояния от глаз до объекта восприятия (книга, тетрадь) или объекта, являющегося предметом практической деятельности.
Использование специальных методов профилактики нарушений зрения у детей, методов сохранения и укрепления зрения (специальных упражнений по методу У. Бейтса, по клинико-педагогическим системам М. Корбет, В.Ю. Базарного и др.). *
Профилактика детского травматизма. Предупреждение травм головы (как фактор «риска» возникновения нарушений зрения особенно опасны травмы затылочной области, а в отношении нарушений слуха – височной области доминантного полушария головного мозга), травматизма периферических органов зрения и слуха: глаз, наружного и среднего уха (механические повреждения, термическое и химическое воздействие и др.).
В связи с этим большое значение имеет правильная организация предметно-практической и игровой (прежде всего коллективной) деятельности детей, а также проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями детей, посещающих образовательные учреждения.
Контрольные вопросы и задания.
1. Дайте определение нарушений зрения, проходящих по сфере специальной педагогики и психологии.
2. Назовите основные категории (группы) лиц с нарушениями зрения.
3. Определите причины и последствия нарушения зрения. По каким признакам дифференцируют детей с нарушениями зрения?