Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Своеобразие овладения основными движениями дошкольниками с нарушением зрения

  • 👀 184 просмотра
  • 📌 163 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Своеобразие овладения основными движениями дошкольниками с нарушением зрения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Своеобразие овладения основными движениями дошкольниками с нарушением зрения» doc
Лекция Тема: Своеобразие овладения основными движениями дошкольниками с нарушением зрения I. Специфика овладения ходьбой дошкольниками с нарушением зрения Овладение основными движениями является одним из показателей уровня двигательной подготовленности детей с нарушением зрения в возрасте от 3 до 7 лет. Дошкольники с нарушением зрения отстают по уровню развития движений от своих нормально видящих сверстников, что наглядно проявляется при овладении ходьбой как одним из основных движений. Так, при ходьбе у них наблюдается: -  большое мышечное напряжение тела в целом, - голова опущена вниз, - несогласованность движений рук и ног, - широкая постановка стоп при передвижении.  При этом темп ходьбы неравномерный, из-за нарушения равновесия такие дети вынуждены останавливаться, что может затем сопровождаться потерей направления. У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зритель­ного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формиро­вания основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения. Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в пе­риод окклюзии при косоглазии у дошкольников с ФРЗ, а также снижении остроты зрения у сла­бовидящих детей. Также для детей характерна некоторая волнообразность в ходьбе: движения то в одну сторону, то в другую стороны. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны ок­клюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев при­жата к туловищу. Еще большие сложности испытывают такие дошкольники при ходьбе по огра­ниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения, они все же опираются на зрительную ориентацию, поэтому ходьба характеризуется большей волнообразностью, а линия движения у них приближается то к одной стороне ограничений, то в отдельных участках заходит за них, затем снова приближается ближе к ис­ходной. Все это создает впечатление о ходьбе «из стороны в сторону». Это связано с тем, что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создает плоскостное восприятие пространства. Нарушения ходьбы в ограниченном пространстве вызваны и снижением остроты зрения, слабовидящий ребенок не может проследить и воспроизвести движение без ошибок, которые про­являются в нарушениях координации рук и ног, несогласован­ности действий правой и левой руки. Этим же объясняется то, что рука прижата к туловищу или же вытянута вперед для того, чтобы определить направление движения во время ходьбы, этим приемом могут пользоваться и слепые дети. Во всех видах ходьбы у дошкольников с нарушением зрения обнаружена неправильная поста­новка стоп. Так, более чем у 20 % детей наблюдается параллельная по­становка стоп, 40 % таких дошкольников стопы ставят носками внутрь, тогда как у нормально видящих сверстников отклонения в постановке стоп отмечаются лишь в 15 % случаев. Своеобразие ходьбы у детей с нарушением зрения может быть вызвано нарушением рав­номерности при ходьбе, которая определяется длиной шага. Установлено, что с начала ходьбы шаг детей более равномерный, чем на последующих отрезках. Снижение прямоли­нейности, нарушение равновесия и координации, зрительное утомление вызывают снижение длины шага. У детей с наруше­нием зрения длина шага при ходьбе во всех возрастных группах ниже нормы на 4 - 5 см.  Длина шага у детей в норме равна: 2 года — 32 см, 4 года — 40 см, 5 лет — 47 см, 6 лет — 49 см, 7 лет —53 см. Также необходимо учитывать, что слепые дети первоначально овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие, — к концу первого года жизни. Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно. Поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у слепого ребенка уверенности в безопасности движения, что достигается обеспечением безопасных условий для передвижения и помощью взрослого. Таким образом, качественные нарушения ходьбы (прямолинейность, длина шага, постановка стоп, равномерность) у детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих, с ФРЗ) влекут за собой снижение количест­венных показателей и оказывают неблагоприятное воздействие на формирование других локомоций. Также необходимо помнить об особенностях овладения ходьбой, характерных для определенной возрастной группы дошкольников (в условиях нормы): Возрастная группа Особенности выполнения движения Младший дошкольный возраст При ходьбе у ребенка: ноги полусогнуты, наступает всей ступней, туловище наклонено вперед, голова опущена, смотрит себе под ноги. Наблюдается отсутствие согласованности движений рук и ног, а также сформированности ступни (дети «шлепают ею во время ходьбы). Темп ходьбы не устойчив. Средний дошкольный возраст Ходьба вполне уверенная, с четким соблюдением намеченного направления. Движения рук еще недостаточно энергичны и выполняются с маленькой амплитудой. При ходьбе плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова приподнята. Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов. Но в цело ходьба еще недостаточно совершенна: часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения. Старший дошкольный возраст При ходьбе отмечается согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо).   Программное содержание процесса обучения ходьбе дошкольников с нарушением зрения Младшая группа Ходьба: - обычная, на носках, на пятках, за педагогом (на звуковой сигнал); - в условиях ограниченной плоскости: по прямой дорожке, доске, ребристой доске (с поддержкой и без); - перешагивая через предметы. Используются построения: врассыпную, в круг и колонну по одному (при помощи взрослого и использовании специальных ориентиров). Средняя группа: Ходьба: - обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом; - чередование ходьбы с бегом; - со сменой темпа и направления; - по наклонной поверхности с сохранением равновесия. Используются построения: в пары, колонну по одному, круг (при использовании специальных ориентиров). Старшая группа: Ходьба: - обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, приставной шаг в правую и левую стороны (с заданием, изменением направления по сигналу), с перекатом с пятки на носок; - в сочетании с движениями с предметами; - по веревке, доске, гимнастической скамейке (с поворотом, перешагиванием предметов); - по наклонной доске с сохранением равновесия. Используются построения: в шеренгу, колонну по одному, по два, круг; самостоятельное смыкание и размыкание.          Подготовительная группа: Ходьба: - обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, приставной шаг, в полуприседе, змейкой; -  в сочетании с движениями с предметами; - по гимнастической скамейке (с поворотом, перешагиванием предметов), боком приставным шагом; - по наклонной доске с сохранением равновесия. Используются построения: в колонну по одному, по два, круг; перестроение из одной шеренги в две; самостоятельное смыкание и размыкание приставным шагом. II. Специфика овладения бегом дошкольниками с нарушением зрения Особенности двигательной подготовленности детей с наруше­нием зрения также проявляются при выполнении различных вариантов упражнений, связанных с бегом, который, как и ходьба относится к основным движениям циклического типа, что обуславливает наличие сходства в трудностях становления этих движений в условиях зрительной депривации. Однако необходимо отметить, что бег характеризуется чередованием периодов опоры и полёта, а также более высокой по сравнению с ходьбой скоростью передвижения. Наличие периода полёта обусловлено активным отталкиванием опорной ноги и махом коленом вперёд-вверх маховой ноги. Если ходьбой ребенок в условиях нормы овладевает к 1 году, то бегом -ближе к 2 годам, при этом будут иметь место боковое раскачивание корпуса, наличие лишних движений, короткий шаг, шарканье ногами, нечёткость и неустойчивость темпа, а также ритма движения. В условиях нарушенного зрения для появления бега будут характерны более поздние сроки появления (после 3 лет) и менее интенсивные признаки становления. Несформированность бега отмечается у 64 % дошкольников с нарушением зрения, что характеризуется: - низким наклоном головы, - неправильным положением туловища, -излишним напряжением ног и рук, а также нарушением согласованности в их движениях, -  широкой по­становкой стоп, - шарканьем, которое свидетельствует о пассивной постановке стоп на опору, слабом выносе маховой ноги бедром вперёд-вверх; - раскачиванием корпуса из стороны в сторону, -отсутствием равномерности, темпа, прямолиней­ности при передвижении. Так, скорость бега у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзии уже ниже нор­мы на 13-21 %, а в условиях глубокого нарушения зрения показатели скорости могут иметь еще более низкие значения. Также необходимо помнить об особенностях овладения бегом, характерных для определенной возрастной группы дошкольников (в условиях нормы): Возрастная группа Особенности выполнения движения Педагогические требования по обучению движению Младший дошкольный возраст В процессе бега дети еще не могут в достаточной мере оттолкнуться от поверхности, наступают на всю ступню. Бег характеризуется как «тяжелый», с мелким шагом, координация движений развита слабо. Трудным является для детей коллективный бег («стайкой», «врассыпную»), когда необходимо учитывать всю площадь пространства (зала, группы, площадки). Необходимо приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками. Обращать внимание на осанку детей во время бега, а также индивидуальный темп бега каждого ребенка. Длительность бега составляет 30-40 секунд. Бег следует сочетать с отдыхом и другими видами движений.   Средний дошкольный возраст В процессе бега по-прежнему дети могут наступать на всю ступню. Испытывают трудности при беге друг за другом, когда необходимо подстраиваться под темп впереди бегущего. Особое внимание следует обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы. Необходимо упражнять в беге с остановками, поворотом - по сигналу педагога. Длительность бега составляет 40-70 секунд. Бег следует сочетать с ходьбой и другими видами движений. Старший дошкольный возраст Бег характеризуется как свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд, при этом грудь и плечи развёрнуты. При движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. Обращается внимание на правильную технику выполнения бега. Длительность бега может составлять 2-3 минуты. Бег в разном темпе следует сочетать с другими видами движений. Выполнение заданий с бегом может иметь соревновательный характер.   Основные виды бега 1.     Обычный бег Техника выполнения: Бег свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд. Грудь и плечи развёрнуты. Положение рук: при движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. !!! В дошкольном возрасте нужно научить детей как с нормальным, так нарушенным зрением: - туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед; - согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку с правой ногой; - бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок; - сохранять направление бега. 2.     Бег на носках Техника выполнения: ноги следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола, при этом шаг широкий, темп быстрый. Положение рук: движение рук свободное, они должны быть расслаблены и двигаться в такт с шагом. 3.     Бег с высоким подниманием колен Техника выполнения: в процессе бега следует поднять согнутую в колене ногу под прямым углом; ставить её мягким, эластичным и в тоже время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Положение рук: на поясе. Данный вид бега проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, наряду с показом и объяснениями особенно активно применяют имитацию движений (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д) 4.     Бег в быстром темпе Техника выполнения: выполняется на переднюю часть стопы или на носках, при этом шаг стремительный, широкий, туловище наклонено вперёд по ходу движения.  Положение рук: активны, двигаются в такт с беговым шагом, согнуты в локтях. 5. Медленный бег Техника выполнения: выдерживается небольшой темп (не ускорять и не замедлять), шаги делаются короткие, нога ставится на переднюю часть стопы. Положение рук: спокойные руки согнуты в локтях. 6. Челночный бег Техника выполнения: широкий, стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце. При движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Положение рук: естественны движения, помогающие передвижению. Вид бега, характеризующийся многократным прохождением одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлении. Программное содержание процесса обучения бегу дошкольников с нарушением зрения Младшая группа Бег: - обычный, на носках по прямой, в рассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя правильную осанку); - парами, в колонне по одному (стараться не сталкиваться друг с другом). !!! При низкой остроте зрения необходимо более детальное ознакомление детей с техникой выполнения бега, дополнительная стимуляция к переходу с ходьбы на бег, выполнение бега в паре со взрослым, а также осуществление самостоятельного бега по одному по специальной дорожке или с опорой на звуковой ориентир.          Средняя группа: Бег: - обычный, на носках по прямой, в рассыпную; - с обеганием предметов, с ускорением и замедлением скорости движения, с преодолением препятствий; - в чередовании с ходьбой. !!! При низкой остроте зрения рекомендуется обычный бег по прямой; бег парами; бег в колонне по одному с соблюдением дистанции.      Старшая группа: Бег: - обычный, на носках, с высоким подниманием колена (в колонне, врассыпную, змейкой); - бег по наклонной плоскости, в сочетании с ходьбой и другими движениями, с изменением скорости передвижения; - с преодолением препятствий; - челночный бег; - бег наперегонки. Подготовительная группа: Бег: - обычный, на носках, с высоким подниманием колена (в колонне, врассыпную, змейкой); - в чередовании с ходьбой и с другими движениями; - челночный бег; - бег на скорость (на 30 метром); - бег наперегонки с ловлей и увертыванием, с преодолением препятствий. III. Специфика овладения прыжками дошкольниками с нарушением зрения Особенности двигательной подготовленности детей с наруше­нием зрения также проявляются при выполнении разных видов прыжков, которые относятся к основным движениям ациклического типа, что указывает на отсутствие повторяющихся циклов при их выполнении. Существуют разнообразные виды прыжков, обучение которым осуществляется в дошкольном возрасте в условиях ДОУ: - подскоки на месте; - подскоки с продвижением; - прыжки с места и с разбега в длину и в высоту;   -прыжки в глубину (спрыгивание) - прыжки через скакалку и т. д. Каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определённой последовательности движение. Поэтому в прыжке различают четыре фазы движения:  -  подготовительную,  -  отталкивание,  -  полет  - приземление. Подготовительная фаза предполагает создание наиболее выгодных для отталкивания условий, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад.  В подготовительной фазе прыжков с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.           Фаза отталкивания выступает как наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Оно должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину (спрыгивание) не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой. !!! В работе с дошкольниками не следует стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.           В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.           Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Основная задача этой фазы прыжка - погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног. Неумение координировать движения и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку. Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.       Все виды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные с преодолением препятствий, и прыжки с разбега, когда разбег приходится сочетать с отталкиванием в обозначенном месте и дальнейшим переходом через планку.       !!Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности, характерной как для детей с нормальным, так и нарушенным зрением 9при отсутствии противопоказаний): ·        самые простые виды прыжка – подпрыгивание и спрыгивание с высоты; ·        затем более сложные виды прыжка – прыжок в длину с места; ·        завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега. Выполнение прыжков как простых, так и сложных детьми с нарушением зрения затруднено и имеет свои особенности. При выполнении прыжка в длину с места отмечается низ­кая техническая подготовка, ошибки могут быть допущены во всех фазах (толчке, полете, приземлении) выполнения движения. Большинство детей с нарушением зрения не имеют навыков правильного отталки­вания. Это связано с тем, что зрительный контроль за действиями ног усилен, голова наклонена вперед, а руки при толчке безучаст­ны, поэтому сила толчка получается слабой. Кроме того, отмечается, что при­земляются дошкольники данной категории сначала на одну ступню, затем приставляют дру­гую. Это вызывает нарушение равновесия, а в отдельных случаях может привезти к их падению, что может быть обусловлено нарушением координационных отношений правой и левой ноги. Также может иметь место тяжелое приземление на обе ноги с сильными боковыми раска­чиваниями. Это объясняется тем, что слабовидящие и дети с монокулярным зрением затрудняются в определении расстояния, управлении собственным телом, а некоторое превышение в весе также осложняет регулирование положением своего тела при дви­жении в пространстве. Затруднения в ориентации при прыжках связаны и с тем, что у дошкольников с монокулярным характером зрения нарушено стереоскопическое видение, а слабовидящие затрудняются в ана­лизе расстояния, поэтому не соразмеряют свои действия с прост­ранством. В процессе прыжка ребенку дольше приходится ориен­тироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается ана­лиз и контроль за своими движениями. В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из-за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений. У детей с нарушением зрения снижен зрительный обзор своего тела при движении, а в связи с тем, что они контроли­руют себя в ограниченном поле обзора, количественные показатели прыжков у детей с патологией зрения ниже нормы. Программное содержание процесса обучения прыжкам дошкольников с нарушением зрения (при отсутствии офтальмологических показаний) Младшая группа Прыжки: - на двух ногах на месте; - на двух ногах с продвижением вперед; - через невысокие предметы (слепые дошкольники выполняют с помощью педагога); - спрыгивание (с высоты 10-15 см), удерживая равновесие.          Средняя группа Прыжки: - на двух ногах на месте; - на двух ногах с продвижением вперед; - поочередно на правой и левой ноге (с помощью педагога и без нее); - с короткой скакалкой; - через невысокие предметы (слепые дошкольники выполняют с помощью педагога, а затем без нее самостоятельно); - в длину с места («через ручеек); - спрыгивание (с высоты 20 -25 см), удерживая равновесие. Старшая группа Прыжки: - на двух ногах в чередовании с ходьбой, разными способами; - на одной ноге попеременно, на месте и с продвижением; - спрыгивание (с высоты 20 - 30 см), удерживая равновесие; - в длину с места и с разбега; - через короткую скакалку на двух ногах, на одной ноге. Подготовительная группа Прыжки: - на двух ногах, на месте разными способами и с продвижением; - на одной ноге;  - спрыгивание (с высоты 20 - 30 см), удерживая равновесие;  - в длину с места и с разбега;  - через короткую скакалку.
«Своеобразие овладения основными движениями дошкольниками с нарушением зрения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot