Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Декоративное садоводство и цветоводство

  • ⌛ 2008 год
  • 👀 3051 просмотр
  • 📌 3012 загрузок
  • 🏢️ ГГУ им. Ф. Скорины
Выбери формат для чтения
Статья: Декоративное садоводство и цветоводство
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Декоративное садоводство и цветоводство» pdf
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» С.В. Жадько ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО И ЦВЕТОВОДСТВО ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО СПЕЦКУРСУ Гомель 2008 Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» С.В. Жадько ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО И ЦВЕТОВОДСТВО ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО СПЕЦКУРСУ для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» Гомель 2008 УДК 635.9 (075.8) ББК 42.37 я73 Ж 178 Рецензенты: Крук А.В., доцент, кандидат биологических наук, кафедра ботаники и физиологии растений учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Ж 178 Жадько, С. В. Декоративное садоводство и цветоводство [Текст]: тексты лекций по спецкурсу для студентов специальности 1 – 31 01 01-02 «Биология (научнопедагогическая деятельность)» / С. В. Жадько; М-во образования РБ, УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. – Гомель: «ГГУ им. Ф. Скорины», 2008. с. ISBN ISBN В текстах лекций рассматриваются основные этапы возникновения и развития садово-паркового искусства. Приведены законы и принципы композиционных построений садово-парковых объектов, элементов экстерьерного и интерьерного озеленения. Подробно раскрываются вопросы цветоводства открытого и закрытого грунта. Пособие предназначено для студентов биологического факультета, может быть полезно всем, интересующимся вопросами декоративного озеленения. УДК 635.9 (075.8) ББК 42.37 я73 © Жадько С. В., 2008 © УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2008 Содержание Введение………………………………………………………………. 1 История развития декоративного садоводства и основы композиции…………………………………………………………... Тема 1 История декоративного садоводства разных стран мира…. Тема 2 История садов и парков России……………………………... Тема 3 Основные принципы композиционных построений в садово-парковом искусстве……………………………………………….. 3 Основные виды зеленых устройств……………………………. Тема 1 Типы древесных насаждений и ассортимент для их создания……………………………………………………………...... Тема 2 Газоны………………………………………………………… Тема 3 Цветочные устройства……………………………………….. Тема 4 Вертикальное озеленение……………………………………. 4 Цветоводство открытого грунта………………………………... Тема 1 Основы цветоводства……………………………………….... Тема 2 Однолетние декоративные растения………………………... Тема 3 Двулетние декоративные растения…………………………. Тема 4 Многолетние декоративные растения………………………. 5 Комнатное цветоводство……………………………………......... Тема 1 Комнатные растения и их характеристика…………………. Тема 2 Основные способы размножения, меры по уходу и защите комнатных растений………………………………………………….. Тема 3 Комнатные растения в интерьере………………………….... Литература…………………………………………………………….. Введение В данных текстах лекций изложен теоретический материал, изучаемый студентами в рамках спецкурса «Декоративное садоводство и цветоводство», где изучаются вопросы не только ассортимента древесных, кустарников и травянистых растений для озеленения территорий, но элементы садово-паркового и ландшафтного дизайна. Знание основ садово-паркового строительства и цветоводства, а также особенностей видового состава декоративных растений и их биологии позволяет квалифицированно и творчески подойти к озеленению любого участка, а также помогает пополнить и расширить методическую базу преподавания биологии в школе. Знание цветочнодекоративных растений и организация современных декоративных устройств является неотъемлемой частью общей культуры специалиста-биолога. Целью текстов лекций является оказание помощи студентам в усвоении истории развития садово-паркового искусства, основных видов зеленых устройств и видов растений для их создания. Издание адресовано студентам биологического факультета, специализирующимся на кафедре ботаники и физиологии растений. Может использоваться для выполнения курсовых и дипломных работ соответствующей тематики, ландшафтными дизайнерами и архитекторами. 1 ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ САДОВОДСТВА И Тема 1 История декоративного садоводства разных стран мира 1.1 Декоративное садоводство в древности 1.2 Декоративное садоводство в средние века 1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран Проблема озеленения городов в современном понимании не существовала в древности. Она возникла в эпоху капитализма, вызвавшего к жизни огромные города, в которых на ограниченной территории, в условиях почти полного отсутствия зелени, сосредотачивались огромные массы людей. Но и в древности дворцы богачей и знати утопали в роскоши зелени, хотя до нас дошли лишь обрывочные сведения об их описаниях. 1.1 Декоративное садоводство в древности Древний Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Как самостоятельное государство он был основан в конце 4 тыс. до н. э. Социальные условия. Основные средства концентрировались во власти фараона. Ему принадлежала вся земля и огромное количество рабов. Свободные ремесленники и земледельцы также трудились на фараона и мало отличались от рабов. Природные условия. Очень засушливый климат, почти с полным отсутствием осадков и горячими, знойными песчаными ветрами. В сезон разлива Нил оплодотворял землю, но после необходим был искусственный полив. Растительность. На берегах реки – гигантские папирусы и тростники, образующие заросли; «водные поля» многочисленных лотосов – белых, розовых, голубых; из древесных пород – финиковая пальма, дающая плоды и тень; инжирное и гранатовое деревья, пальма Дум и акация. В садах произрастало двадцать различных древесных пород, многие названия которых не удается расшифровать и по- ныне. Все вышеперечисленные представители флоры употреблялись в пищу. На полях разводили ячмень, пшеницу, просо, а из технических культур – лен. Среди древесных пород предпочтение отдавалось в первую очередь деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу, во вторую – плодоносящим породам, а затем – видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов. Из цветов предпочитали гвоздики, маки, васильки. Широко использовались интродуценты – розы и жасмин. Для винограда создавались специальные остовы – перголы. Строительный материал. Древний Египет был богат известняком, розовым гранитом, песчаником и др. Из них возводились долговечные и великолепные строения, некоторые сохранились до наших дней. Архитектура Древнего Египта отличается целостностью, мощностью, статичностью, колоссальностью, грандиозностью, контрастом с пейзажем пустынь. Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:  священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;  озеленение улиц;  сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);  сады при жилых домах знати. Египетский сад – образец регулярного стилевого направления. Он органично сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции. Обычно сад окружали стеной, отдельные части его также отделяли одну от другой стенами и воротами. Аллеи, виноградники, цветочные клумбы и рабатки, водные бассейны, открытые павильоны связывались в единый композиционный узел. Широко применялась кадочная культура. Характерной чертой является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли «из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси». Используются светотени, эффект перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств (имеются в виду закрытые помещения и дворы). Пальмы, папирус, лотос в стилизованном виде – главные элементы отделки зданий. Водоемы (бассейны, каналы, пруды) – неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размера территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления. Типичный сад при жилом доме знатного человека (рисунок 1) был небольшим, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркивали пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксами). Участок окружали типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделяли друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти «загородки» служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью — крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду располагались четыре водоема и две беседки симметрично по сторонам входной аллеи. Рисунок 1 – Сад Древнего Египта. Схема планировки: 1 – вход; 2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 – бассейны Ассирия и Вавилония Социальные и политические условия. Для стран Двуречья характерны постоянные войны грабительного характера, концентрация больших средств в руках властелина и бесплатная рабочая сила рабов. Географическое положение и природные условия. Ассирия и Вавилония – это государства Двуречья, в долине рек Тигр и Ефрат. Рельеф преимущественно равнинный. Растительность и развитие парков. В государствах Двуречья издавна существовала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию различной флоры. Ассирийские цари со второй половины 8 в. до н. э. восхваляют сады и парки в письменах и на барельефах. На увлажненной почве росли кипарисы, пальмы, фруктовые деревья, виноградники и пряности. Основным строительным материалом был сырцовый кирпич – непрочный и недолговечный. Градостроительство и архитектура. Города строились по регулярному плану, обычно их окружали толстые крепостные стены с зубчатыми башнями. Стены иногда были двойными или даже тройными. Однако площадь самих городов значительно меньше, чем в Египте, а застройка плотнее. Сады и парки Двуречья подразделялись на основные типы:  сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;  охотничьи и увеселительные парки или леса;  «висячие сады». Дворцы возводились на террасах-платформах. Многие помещения, включая внутренние дворы, располагались асимметрично. Применялось поперечное развитие пространства. Существовавшие обширные парки, предназначенные для прогулок верхом и охоты, могут считаться прообразом современных лесопарков. Городскими доминантами, являлись храмы – зиккураты – очень высокие ступенчатые башни, где верхнюю часть – платформу завершало архитектурное сооружение-храм. Нижние части платформ по периметру озеленяли растениями, высаженными в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Возможно, зиккураты стали прообразом «висячих садов». Самые известные из них – «Висячие сады» Семирамиды (рисунок 2). Это сооружение связано с именем ассирийской царицы Семирамиды (10 в. до н. э.). Но никто не знает точно, кем они были сооружены. Предполагают, что нижняя терраса была размером 45 х 40 м, вторая – 40 х 30 м. Первый этаж имел высоту 8 м, включая 2 м растительной земли, следующий – 13 м, при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м земли. Весь ансамбль состоял из 14 сводчатых залов, размещенных по обе стороны также сводчатого коридора. Рисунок 2 – Сад Семирамиды Выработанный прием такого устройства садов дошел до наших дней в виде садов на крыше. Сады Персии В 6 в. до н. э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, весь Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. Эту громадную державу назвали Персией со столицей Пасаргады. Уже тогда начали создаваться сады для охоты, смотров, проведения празднеств. Парки доминировали в сознании их владельцев, утрачивалось понятие о самом жилище – дворце, а резиденция царя обозначалась одним словом «парадиз» (райский сад). Природные условия и растительность. Сухое и знойное лето Персии сменялось резкими зимними холодами, во время которых снег держался долго. Страна небогата растительностью. Преобладали небольшие оазисы из платанов, кипарисов, дубов, фруктовых деревьев. Садоводство в Персии занимало значительное место и считалось занятием знати. Персию считали родиной царицы цветов – розы. Отсюда происходят также сирень, лилия, тюльпан, нарцисс. Древнеперсидские сады, изображенные на коврах, регулярной формы. Сады разбивали на четырехугольные участки и кварталы различной формы и величины, не связанные единым композиционным замыслом. Сады оформлялись полноводными каналами и фонтанами. Павильоны декорировались золотом, богатыми тканями и живописью. Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы:  аллеи;  сады при виллах;  дворцово-парковые комплексы. Садово-парковое искусство Персии имело характерные особенности:  появились обширные парки – «парадизы»;  использовался рельеф местности (террасы, каналы и бассейны);  применялся богатый ассортимент растительности, экзотических и фруктовых деревьев, а также огромного количества цветов;  включались павильоны и гроты в общую композицию. Античная Греция Социальные условия. Историю культуры и искусства Древней Греции принято делить на пять эпох, каждая отражала различные социальные взгляды. Природные условия. Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделяет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан. Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воздух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на большом расстоянии». Растительность. Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. Характерны: маслины, сосна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, тополь, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное деревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с природой. В конце 5 в. до н. э. появляется руководство по разведению цветов и садовому делу. Из цветочных растений греки выращивали розы махровые, левкои, хризантемы, что в переводе означало «золотой цветок», гвоздику, анютины глазки. Строительный материал разнообразный – белый, голубоватосерый мрамор и темно-фиолетовый мраморный известняк. Градостроительство и архитектура. Греция архаического периода представляла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. Эпоха рабовладельческой демократии характеризуется наивысшим расцветом культуры. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы. В 4 в. до н. э. царь Македонии Александр Великий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. Александр основал много городов и организовал в них парковые территории, образованные в единые зеленые пояса, где вместе с парками располагались научные центры – ботанические сады и зоопарки. Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения: 1 Священные рощи (нимфеи и герооны) Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре, украшенным скульптурой, колоннами или небольшим сооружением садового типа. Героон – первоначально роща, посвященная герою. Служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Позже его украсили статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей в героонах устраивались гимнастические игры и состязания. Это прообраз спортивных парков. 2 Гимнасии преобразованы из героонов. Они служили местом для занятий физическими упражнениями. Позже – публичные места для собраний (наблюдений за гимнастическими упражнениями, встреч или философских бесед), постепенно перерастали в философские сады. 3 Озелененные территории общественного значения (городские площади, улицы). Данные объекты появились в 5 и 4 вв. до н. э. Их оформление зеленью складывалось в основном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений. 4 В философских садах, которые находились в парках из платанов, маслин и тополей, велись ученые беседы и проводились занятия. Они формировались в близком к пейзажному стиле. 5 Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, с элементами художественно-декоративной обработки. Внутренние дворики украшались цветами, скульптурой или фонтаном. Садово-парковое искусство античной Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и паркостроения в целом, т. к.: – здесь была разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля-пропорции как соотношение частей и целого; – принципы равновесия, ритма и симметрии; – использовалась горная местность для устройства террас; – создавались искусственные гидросооружения – фонтаны, бассейны; – в парках применяли цветы, архитектурные формы и скульптуры, специально приспособленные к фону зелени или гротам. Древний Рим Социальные условия. По своим социально-экономическим условиям Древний Рим – это рабовладельческое государство. Природные условия сходны с греческими. Климат средиземноморский. Рельеф гористый. Большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, холмы, равнины чередуются между собой. Леса преимущественно лиственные. Растительность разнообразна: различные виды сосен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, каштаны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, поддающиеся фигурной стрижке, – самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах выращивали цветы, соответствующие временам года (лилии, левкои, анемоны, астры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздики, ирисы, туберозу, тюльпаны и др.). Любимые цветы римлян – фиалка и роза. Очень ценился плющ. Если у владельца сада не хватало средств для скульптур из мрамора или иного строительного материала, то он украшал свой сад «зеленой скульптурой». Формовка крон была делом садовника – топиариуса, отсюда и появление термина «топиарное искусство», что означает фигурную подстрижку деревьев и кустарников (рисунок 3). Для античного Рима характерен синтез искусств, т. е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства. Сформировались следующие типы садов:  cвященные рощи – сады, связанные с религиозным культом.  городские общественные сады устраивали вблизи театров и других общественных зданий. Прогулочные аллеи организовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурами, оснащались источниками или бассейнами. Рисунок 3 – Подстрижка деревьев в Древнем Риме Во времена императора Августа в результате строительства водопровода и очень значительных благоустроителъных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров; около роскошного здания терм Агриппы был разбит парк с обширным проточным искусственным озером и каналом. В парке было до 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах устраивались праздники с целыми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения. 3 Частновладельческие городские сады при дворцах и виллах, назначение которых было от хозяйственных до увеселительных. Следует отметить, что было три типа вилл:  «рустика» – сельскохозяйственная вилла;  «урбана» – дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений,  «фруктуария» – вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев. Наружные стены жилого дома по климатическим условиям редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировывались вокруг открытого дворика. У входа располагался атриум, что-то вроде вестибюля с бассейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колоннадами (перистили). Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они напоминали настоящие садики. В садово-парковом искусстве Древнего Рима появляются новые планировочные элементы – ксист, перистиль и ипподром. Ксист – плоский сад, представляющий собой небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники с четкой осью построения. Он располагался перед зданием виллы и подчинялся планировке и архитектуре здания. Ксист и перистиль насыщались декоративными формами, по размеру же были небольшими 20 х 10 м. Ипподром занимал территорию 60 х 160 м или 70 х 200 м на плоском рельефе. Он представлял собой эллипс, один округлый конец которого срезан. Планировка регулярная с четкой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, цветов, газонов, скульптур, фонтанов, беседок. Однако, в целом в древнеримских садах и парках отсутствовало композиционное единство. 1.2 Садово-парковое искусство в средние века Эпоха античности с ее архитектурой, искусством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха феодализма, или период средневековья (5–15 вв.). В эпоху средневековья происходят формирование европейских государств, постоянные междоусобные войны, восстания. Именно в это время утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем. История архитектуры средневековья подразделяется на три периода: 1) раннесредневековый (4–9 вв.); 2) романский (10–12 вв.); 3) готический (конец 12–14 в). Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего существования мирной обстановки, поэтому в условиях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов резко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как-то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутренний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой. Во внутреннем саду выращивали декоративные и плодовые насаждения, а также лекарственные травы. Деревья росли ровными рядами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты. Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь). Прообразом современных цветников были регулярные грядки с лекарственными и декоративными растениями: мальва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы. В средневековье появляются следующие основные типы садово-парковых объектов:  монастырские сады;  сады при замках;  университетские сады;  первые ботанические сады при академических центрах. В монастырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре части. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о мученической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план. Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные растения, назывался клуатром. Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элементами и небольшого размера. Небольшие внутренние садовые территории привели к возникновению нового приема – лабиринта – участок из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывался в какую-нибудь геометрическую форму, обычно квадрат или шестиугольник. Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представляли себе, что совершают далекое паломничество. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад. Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры) Позднее средневековье характеризуется развитием науки, и открытием первых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые ботанические сады, открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения. Итак, особенности садово-паркового искусства Средневековья в центральной Европе следующие:  простота и геометричность планировки внутренних садов;  разработка нового приема – лабиринта;  появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в. Испано-мавританские (арабские) сады Важную роль в развитии мирового ландшафтного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Палестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании. Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличается величественной монументальностью, схематизмом и абстрактностью. В ранний период развития исламского зодчества помещения мечетей, духовных учебных заведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими до наших дней, являются сады в Испании. Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую систему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Испанию в цветущий край. В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавританский (патио). Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумноперистильный сад Древнего Рима. Патио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение помещений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративными элементами являлись бассейны, каналы, миниатюрные фонтанчики. Уделялось большое внимание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организовано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зеленый, желтый, как бы смягчающие зной. Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставляло прибегать к ирригации. Частые суховеи, песок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен. Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым породам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и мандариновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина. Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основном их ценили за ароматичность. Особенно популярны были роза и жасмин. Широко применялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы. Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изобилием в нем воды. Она обычно достигала кромки водоема и даже переливалась через нее. Правильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала стабильность. Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды. Фонтаны изначально использовались в качестве фильтров – для очищения воды от личинок насекомых, но далее, когда оценили изменчивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха». Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:  каналы,  узкие потоки-полосы,  бассейны,  фонтаны. Специфические черты садов этого времени заключаются в:  композиционной взаимосвязи архитектуры здания и садов;  отсутствии общего осевого построения. Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внутри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали одинаковыми растениями. 1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран На смену мрачному и суровому Средневековью пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса. Возрождение связано с возвращением к античным образам, развитием производительных сил и производственных отношений, стремлением человека освободиться от подавляющего гнета церкви, созданием новых великолепных городских ансамблей, общественных сооружений, возведением дворцов и храмов. Эпоха Ренессанса существовала недолго, лишь 200 лет, и включает три периода: 1) раннее Возрождение (14–15 вв.); 2) высокое Возрождение (вторая половина 15 в.); 3) позднее Возрождение (16 в.). Каждый период характеризуется своими чертами. Природные условия Италии. Климат мягкий средиземноморский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов. Растительность. В аллеях росли платаны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины. Для создания зеленых стен применялась флора, сохраняющая форму после стрижки: самшит, мирт, лавр, тис, туя западная. В декоративных кадках выращивали цитрусовые. Для пергол применяли вьющиеся розы, плющи, виноград. Цветочный декор был сдержанным, и в то же время в ассортименте встречаются многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженого буксуса, украшались скульптурами и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи и беседки. Строительный материал – мрамор, туф, травертин. В проектировании и строительстве ряда садов участвовали видные зодчие страны: Палладио, Виньолу, Джакомо делла Порта, Браманте, Альберти, Брунеллески, Микеланджело, Леонардо да Винчи, художник Рафаэль. Они изобрели много новых художественных приемов. Например, амфитеатр – высокая стена, замыкающая часть сада. Она богато оформлялась нишами со скульптурой, стенными фонтанами, с венчающей балюстрадой и пластическим декором. В плане это полукружие. Вогнутое полукружие углубляет перспективу, а также разнообразит игру светотеней. Архитектурно-планировочное решение итальянских садов  регулярное, террасированное и расположенное на склоне холма. Подпорные стены, лестницы, боскеты, фонтаны, расположены вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяются в строгой последовательности. Они рассчитаны на создание разнообразных эффектов. Основным типом сада в Италии эпохи Ренессанса является сад при вилле (рисунок 5), планировка которого формировалась следующим образом:  сад размещался на террасированном склоне. Дом был планировочным акцентом, на него (акцент) ориентирована главная композиционная ось;  осевое построение – главная особенность сада. Продольная ось проходила поперек террас. Поперечные оси направлены перпендикулярно ей. Основными композиционными узлами являются: дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения. Эти объекты могли находиться на пересечении осей или завершать их;  насаждения в боскетах занимали основную часть сада;  рельеф служил основополагающим в организации партеров. Они размещались по главной оси, либо перед домом, либо у подножия склона. Римский сад-ксист нашел отражение в итальянских партерах и явился продолжением дома;  амфитеатр или свободно растущие группы деревьев замыкали плоскую часть сада; Рисунок 5 – Перспектива садов д’Эсте с птичьего полета (фото с гравюры)  появился новый элемент – изолированный участок или небольшой сад для отдыха, получивший название «секретный сад»,  целостное решение каждого композиционного узла;  использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада;  сдержанная монументальность, последовательность и уравновешенность сада;  органичная и богатая обработка рельефа, воды, малых архитектурных форм;  учет световых и цветовых эффектов;  продуманность пропорций (например, соотношений малых архитектурных форм и их фона, ширины аллей и высоты деревьев и т. п.). В целом, облик сада – «театрализованная декорация». С открытием прямой перспективы стали организовываться сады таким образом: ближе к зрителю «актеры» окружали архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднем плане – вид прекрасной местности, куда невозможно попасть, но можно созерцать ее. В композиции итальянских садов эпохи барокко, утвердившейся в 80-е годы 16 в. и ставшей искусством разбогатевшей буржуазии, появляется новый элемент – лучевые, или радиальные, аллеи, тогда как в виллах эпохи Возрождения принимались только квадратные членения территории. Основные принципы построения композиции регулярного сада барокко:  нарочитая усложненность архитектурно-пространственных решений;  неожиданность эффектов;  утонченный эстетизм;  декоративно-стилизаторская деформация проемов и форм;  свобода в формообразовании;  развитие композиции в глубину;  использование контрастов светотени, стриженой зелени и рядовых посадок кипарисов для создания зеленых театров и размещения скульптур;  украшение партера сложными узорами и арабесками;  применение приемов живописного оформления фонтанов и каскадов, добиваясь своеобразного синтеза различных видов искусства;  создание нового типа сада по функции и по композиционнопланировочным параметрам – ботанический сад. В целом итальянские сады эпохи Возрождения и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства всей Европы, а в первую очередь – Франции. Возрождение и барокко во Франции охватывают период со второй половины 15 в. до начала 18 в. Итальянский Ренессанс сильно повлиял па французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садовопарковом строительстве. Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Ровный рельеф покрыт об- ширными лесными массивами с преобладанием лиственной флоры – граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Широко культивировались фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др. В садах появляется новый элемент берсо – крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой (рисунок 6). Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в 17 в. превратились в роскошные кружевные партеры – бродери (рисунок 7). Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал – уголь, толченый кирпич, песок и пр. Рисунок 7 – Берсо Замки строились в основном вблизи рек и всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с рекой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал становится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции. Для красочности и оживления в садах содержали павлинов. Чтобы уберечь цветники от птиц, по периметру устанавливалась невысокая стенка или палисад. Высота ограждения устанавливается на высоту локтя человека. Эта, казалось бы, маловажная деталь очень существенна и ложится в основу развития следующего понятия: лучшая точка восприятия цветника или партера. Рисунок 7 – Кружевной партер в парке Тюрильи (Франция) Зодчие использовали малейшие перепады рельефа для обогащения композиции. Это привело к появлению таких устройств как боуленгрин и вертюгаден. Боуленгрин – партер с простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих дорожек. Вертюгаден – это своеобразный итальянский «амфитеатр», представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках (рисунок 8). Объекты садово-паркового искусства Франции 16–17 вв. были четырех типов:  обширные парки охотничьих замков и дворцов;  небольшие сады около домов;  широкие бульвары;  ботанические сады. Основные черты французского классицистического парка (на примере Версаля):  наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив; Рисунок 8 – Садовый театр (вертюгаден)  размещение на плоском рельефе;  симметричность композиции по отношению к центральной оси (рисунок 9);  индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;  использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;  применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);  интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;  центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов; использование партеров-вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;  умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко;  основным украшением служила парковая аллея из 2 или 4 рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность. Регулярные сады и парки Англии Влияние садового искусства Франции на Англию было чрезвычайно велико, потому что садоводство там являлось излюбленным делом. Рисунок 9 – Версаль. Схема генерального плана (автор А. Ленотр, архитекторы: Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар. 1660-1700 гг.) 1 – площадь Армии и почетные дворы; 2 – центральные партеры и боскеты; 3 – оранжерея и оз. Швейцарцев; 4 – фонтан Апполона и Большой канал; 5 – Большой Трианон; 6 – Малый Трианон Природные условия Англии разнообразны. Она расположена на Британских островах. На западе и севере преобладает горный рельеф. На юго-востоке и в центре – холмистые равнины. Климат умеренный, океанический, влажный. Осенью и зимой частые туманы, придающие садам и паркам особенную романтичность. В стране много зелени. Основными растениями считаются: кедр, липа, можжевельник. Основной тип объектов садово-паркового искусства в Англии – парк при поместье. Для садово-паркового искусства Англии первой половины 18 в. характерны следующие черты и приемы:  продолжение старых традиций – подстрижка деревьев и кустарников (стены, арки из зелени);  использовался широко прием боулингрина, позаимствованный у французов;  пруды помещались ниже окружающей плоскости и нередко окружались стрижеными палисадами. Изредка эти пруды достигали больших размеров и украшались фонтанами;  создание уютных мест отдыха, замыкаемых выстриженными беседками или стенами. В голландских садах, небольших по размерам и распланированных строго симметрично (рисунок 10), в шахматном порядке, было распространено цветочное оформление в виде причудливо устроенных клумб и цветников. Кроме того, особенностью этих садов было также большое количество каналов, которых в некоторых голландских садах было иногда больше, чем дорожек. Сады и парки Германии Германское садово-парковое искусство оказалось тоже под влиянием Версаля и желания «превзойти соседних властвующих князей». Владельцы разных княжеств «соревновались» между собой в блистательности своих резиденций. В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Красота масс в архитектуре Германии почти всегда прикрыта обилием украшений. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «извитыми кариатидами», а рисунок орнаментов асимметричен. Рисунок 10 – Сад в Голландии Природные условия Германии. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобладают невысокие горы. Основными типами объектов садово-паркового искусства Германии были:  городские дворцово-парковые ансамбли;  городские сады;  загородные дворцово-парковые комплексы. Основные особенности германо-австрийских садов и парков:  дворцы были небольшими, а представительность и размах достигались созданием крупных садов и парков;  композиция парков являлась выразительной, но простой;  парки были в форме правильного прямоугольника с одноосевой системой;  значительную роль в парках играли водоемы – плоские зеркальные бассейны и каналы. Китайские сады и парки Понимание природы в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе. Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов. Природно-климатические условия Китая. Китай – «страна гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин. Растительность. Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны. В стране насчитывают 6 типов садов:  при императорских дворцах;  при императорских гробницах;  при храмах;  сады естественных пейзажей;  домашние сады;  сады ученых, или литературные. Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства. Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павильон с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду плавали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изгибалась, подобно спине слона, и нависала над водой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыхали и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, создавая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабиринты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильоны и искусственные холмы, соединенные мостами. На лужайках росли душистые цветы, целебные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы. Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружающим ландшафтом и как бы постепенно вырастал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Рисунок 11 – Древнекитайский сад Пейзажи садов и парков Китая делились на три основных вида:  устрашающий;  смеющийся;  идеалистический, или романтический. Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде». Китайские зодчие умело использовали законы воздушной перспективы, эффекты, композиционные приемы. Идеологическая основа садово-паркового искусства  религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением явлений природы (конфуцианство и даосизм). Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:  «инь» – действовать в зависимости от местных условий;  «цзе» – максимально использовать окружающую природу;  определять главное и второстепенное;  применять контраст;  в малом добиваться большого эффекта;  стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов;  учитывать фактор времени при восприятии пейзажа. Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных стенах, так называемых проникающих окон (рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и становились рамкой для пейзажа. Философия китайского сада лучше всего воплощена в «садах ученых», или «литературных садах». Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:  активное использование камня;  обилие водных поверхностей;  большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;  тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;  создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;  подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, воротами;  включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. Рисунок 12 – Арка «лунные ворота» Сады и парки Японии История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было главной целью японского ландшафта. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется теория контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – активной и пассивной. Высокий камень – господствующее, активное начало, камень лежащий – пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева. В Японии существовали в основном четыре типа садов:  императорские;  сады при монастырях;  миниатюрные садики при жилых домах;  сады чайных церемоний. Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырехугольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций. Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:  символизм;  использование мотивов, подсказанных природой;  включение в композицию озер и потоков, камней;  подстрижка деревьев;  мягкость общего тона;  введение на небольших территориях карликовых деревьев – бонсай (рисунок 13); Рисунок 13 – Городской бонсай  составление и украшение интерьеров: икебана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих растений;  широкое применение национальных традиций, в частности таких, как чайная церемония;  создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;  формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий. Тема 2 История садов и парков России 2.1 Развитие садово-паркового искусства на Руси 2.2 Пейзажные парки второй половины 18 и начала 19 веков 2.3 Регулярный и пейзажный стили создания садов и парков 2.4 Сады и парки 20 века 2.1 Развитие садово-паркового искусства на Руси Древнейшие истоки будущих русских садов и парков лежат в обожествлении природных явлений, ритуальном восприятии некоторых ландшафтных урочищ, введении системы строгих запретов на их хозяйственное использование. Древнерусские объекты садово-паркового искусства можно подразделить на следующие типы:  сакральные сооружения на вершинах;  священные рощи;  пантеоны – ритуальные урочища;  увеселительные рощи и гульбища;  городские усадьбы;  монастыри. Так, расположение сакральных святилищ Саяно-Алтая указывает на их связь с культом снежных вершин – местами проживания божеств высшего ранга. Они расположены под открытым небом на невысоких вершинах, часто при водных источниках, а наскальные рисунки  петроглифы  были обращены в сторону более высоких снежных вершин. Столбообразные груды камней на вершинах гор, перевалах, особо опасных местах, чем-то выдающиеся одиночные деревья также становятся иногда первыми объектами поклонения обитателей божеств – хозяев природы. Древние лабиринты из камней, где вокруг большого валуна или валунов, выложены башенки из камней, а также каменные кольца поминальных очажков. Например, лабиринт на островке Анзер (Соловецкий архипелаг). В Киевской Руси объектами поклонения и ритуальных игр нередко становились священные рощи, даже отдельные деревья. Дубы, культ которых уходит своими корнями в глубокую древность, посвящались Перуну (богу грома и молний). Они всегда особенно выделялись и украшались (например, кабаньими челюстями, клыками). Другим почи- таемым деревом в период становления Киевской Руси (9–13 вв.) была береза  символ добра и плодородия. Подле берез, в особенности, если они росли у источника, совершались ритуальные действия. Пантеоны под открытым небом аналогично были прообразами садов и парков. В древнерусских городах долгое время сохранялись луга, пустоши и рощи, открытые берега рек и озер, крутые и потому ничем не занятые склоны возвышенностей и оврагов. Это были первые, практически общедоступные парки. В 1637 г. рощи и сады присутствовали во всех районах города Киева. Сады при русской усадьбе (1516 вв.) были в основном плодовые с огородами. Они преследовали утилитарные цели и являлись придворцовыми, великокняжескими или боярскими. В них устраивались рыболовные пруды, водоемы для домашней птицы, встречались и пасеки. Городской красный (т. е. красивый) сад зажиточных посадских людей, купцов  это обычное дополнение жилых хором, устроенное тоже в основном в хозяйственно-бытовых целях. Он огорожен был тыном и засажен яблонями, вишней, крыжовником, малиной и другими плодовыми деревьями и кустарниками. Ближе к входу в дом или же, напротив, по краям сада встречались нарядные кустарники: сирень, боярышник, черемуха, калина, шиповник. Большую часть сада, обычно поодаль от хором, занимали собственно огород, грядки для овощей, крытые слюдой парники. В более крупных усадьбах имелось по несколько прудов для водоплавающей птицы, поливки и купания после бани, могла встретиться и липовая рощица с лужайкой для игр детей и теневым навесом. Сад имел простую, рациональную планировку с прямыми дорожками, связавшими вход в дом с воротами и всеми хозяйственными объектами усадьбы. «Красоту» не отделяли от «пользы». Сад-вертоград в стенах монастыря, а иногда и вне монастыря, но тоже ограниченный особой стеной, являлся символом небесного рая на Земле. Он имел нравственно-воспитательный смысл. Яблони, водный источник или бассейн у крестообразного пересечения дорожек, душистые цветы, птицы на ветвях деревьев  все это атрибуты райской жизни. Монастырские сады имели культовые и практические цели, являлись источниками лекарственных трав, овощей и плодов К 14–15 вв. монастырские сады становятся крупнее, сложнее по планировке, включают много декоративных элементов беседки, трельяжи, скамьи, фонтанчики и пр. Отдельные площадки таких садов разделяются друг от друга каменными оградами. Характерной особенностью монастырского сада является тесная связь с архитектурой зданий, замкнутость в пределах высоких монастырских стен и построек. Монастырские сады были двух типов:  большие плодовые сады за стенами монастыря;  малые, в основном декоративные палисадники вблизи келий и церквей внутри монастыря. Самые обширные сады светской ветви в 16–17 вв. были сосредоточены в Москве и вокруг нее. Многие из них не ограничивались хозяйственными функциями, а имели определенное представительское и просветительское назначение. Среди них можно выделить следующие типы:  государевы и боярские сады;  аптекарские огороды;  верховые сады;  хозяйственные и увеселительные усадьбы;  зверинцы. Государевы и боярские сады были фрагментированы и не несли определенной художественной идеи. Здесь отсутствовала связь с архитектурой, а сами сады в своем устройстве отражали умирающие формы бытового уклада. Влияние Европы на садово-парковое строительство было незначительным. В садах появляются новые декоративные элементы: беседки-«чердаки», терема, шатры, галереигульбища, скамьи («сиделки»), кресла («троны»), богато расписанные и украшенные резьбой, пруды-сажалки, деревянные скатные горы, каталки на озерах, хороводные поляны. Флора скудная, обусловленная суровым климатом. Характерно окружение сада высокими стенами, окрашенными и расписанными «обманными перспективами» (обманками). Широко распространены рощи из одной породы деревьев. В садах присутствуют регулярные элементы, которые свободно размещены в плане, но осевое решение в планировке отсутствовало. Все планировочные части усадеб располагались свободно с учетом природных условий территории. Аптекарские огороды появились в 16–17 вв. В некоторых из них стали заниматься выведением особо урожайных и качественных сортов фруктов и овощей. В середине 17 в. в Москве было четыре аптекарских огорода. Аптекарские огороды и старые монастырские сады стали зародышами ботанических садов, которые появились в России в начале 18 в. Верховые увеселительные сады создавали при богатых хоромах на специальных каменных сводах. В 17 в. в Московском Кремле существовала два больших и несколько малых прикомнатных верховых садов на крышах и террасах дворца. Красные сады-огороды, устроенные для «прохлады», были одновременно и декоративными и включали в себя плодовые деревья, кустарники, аптекарские травы, цветы, малые и большие деревья, которые составляли единую композицию, без искусственного размежевания декоративных и плодовых растений. Русские садовые мастера умели видеть красивое в обыденном, могли, например, сложить выразительный, насыщенный цветом и движением форм и оттенков живой ковер из одних только злаков  овса, пшеницы, проса, ячменя и т. д. Среди подмосковных царских вотчин 17 в. выделялось Измайлово. Это была не просто летняя резиденция монарха, а образцовое по тем временам хозяйство (рисунок 14, 15). Там опробовались новые способы полеводства, проводились опыты с заморскими огородными и плодовыми культурами. Здесь впервые была создана сложная система полива, многочисленные рыбные пруды-сажалки, водяные мельницы. Впервые появились увеселительные сады. В комплексе со зверинцами, «потешными палатами», «комедийными» теремами ограниченные территориально и не связанные друг с другом, но четко спланированные и художественно организованные. В 1663 г. царь Алексей Михайлович поощрял нововведения в полеводстве, садоводстве, пчеловодстве. По его распоряжению в виде копаней и запруд создается более 30 водоемов для разведения рыбы, птиц. В 1665–1666 гг. из числа стрельцов выбираются люди, имеющие опыт в садоводстве. Они ездят по русским городам, славящимся своими успехами в выращивании фруктов, и отбирают лучшие плодовые деревья для посадки в Измайлове. Рисунок 14 – План просянского сада в Измайлово Рисунок 15 – План круглого аптекарского сада в Измайлово Петр 1 внес черты более реалистичного подхода в устройство регулярных парков. Каналы имели не только декоративное значение, но и служили путями подъезда с моря и реки. Скульптура не только украшала аллеи, но и просвещала публику. Парки Петровской эпохи органично сливались с ландшафтом. Природа не подавлялась, а входила непосредственно в парк. Вся композиция носила более открытый характер. Очень характерна морская ориентация ансамблей (рисунок 16). Рисунок 16 – Летний сад в 1716 году Выразительность парков подчеркивали фонтаны и стриженные деревья. Часто выбор участка для закладки парка зависел от возможностей водоснабжения фонтанов. Регулярные композиции не были геометрически правильными. Для сохранения некоторых особенностей местного ландшафта мастера охотно отступали от нее. Здесь широко использовались цветы местной флоры, одноцветный газон, бордюр из брусники, искусственные сыпучие материалы. В боскетах выращивали плодовые культуры. 2.2 Регулярный и пейзажный стили создания садов и парков Понятие о стилях садово-паркового строительства исторически сложилось под влиянием двух направлений: пейзажного и регулярного. В основе одного – пейзажного, ландшафтного или английского – лежит естественная красота природы. Главное в создании садов – достичь более полного и гармоничного развития декоративных особенностей выращиваемых растений. Изменения внешней формы растений в связи с их возрастом не нарушают общей идеи сада, а приближают ее к задуманному образцу. Основа стиля  естественность формы декоративной растительности, используемой в свободной планировке и расположении. Так, группы древесных растений и всевозможные посадки цветочного оформления имеют очертания свободных форм. При этом особо подчеркивается естественность обстановки. Пейзажное направление – это не просто подделка "под пейзаж", а целое "искусство скрывать искусство". И к тому же, что стиль – это не столько формальные требования к подбору и высоте растений, сколько определенная концепция жизни, которая должна соответствовать и вкусам хозяина, и окружающему ландшафту, и национальной традиции. Другое направление – регулярное, геометрическое или французское – исходит из чисто архитектурных идей – достичь наивысшего художественного эффекта за счет сочетания форм и красок декоративных растений. Растения служат строительным материалом, их рассматривают только с точки зрения величины, формы, фактуры и цвета, не обращая внимания на исторически сложившиеся связи этих растений с определенными природными ландшафтами. Этот стиль характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль с из- менениями и дополнениями сохранился до настоящего времени. Этот стиль, благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создает чувство торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах – на площадях и скверах. Основой регулярного стиля является архитектурное сооружение, а растениям отводится подчиненная роль. Поэтому необходимо поддержание постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место ландшафтным, искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. Смешанный стиль характеризуется комбинированием пейзажного и регулярного стилей, причем последний чаще всего присутствует в парадных частях сада. Растительность в саду размещают с учетом комбинационных принципов и колоритных факторов, в соответствии с возможностями совместного произрастания растительных видов в данной природной среде. 2.3 Пейзажные парки второй половины 18 и начала 19 веков В России никогда не существовало регулярных садов в чистом виде. У нас всегда считалось возможным соединять регулярные сады с так называемыми пейзажными. На смену барокко пришла эпоха классицизма – с отказом от регулярного и утверждением пейзажного начала. Разрастаясь, становятся тенистыми регулярные парки. А сами регулярные элементы используются только на небольших парадных частях. С конца 18 до первой половины 19 вв. широко распространилось и укрепилось пейзажное направление. Исчезла обособленность сада, и он строился «в согласии с природой». Модным было увлечение флористикой. Парк воспринимается как определенная последовательность, непрерывность, перетекание пространств, которые лучше рассматривать с определенных точек обзора. Это последовательный ряд зрительных образов и впечатлений. Наиболее яркими примерами парков романтического стиля данного периода считают Гатчина и Павловский парк. Они построены по канонам классических пейзажных парков с живописными очерта- ниями озерных и речных берегов, с извилистыми дорожками, ведущими от одного живописного места к другому. Общие принципы планировки русских усадеб, сохранились вплоть до начала 20 в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении: у бровки холма, на краю речной террасы или у пруда. Ниже располагаются служебные корпуса, которые ставятся в определенном порядке, так, чтобы поддержать центр ансамбля. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно – с "зелеными кабинетами", ровными подстриженными кустарниками, фонтанами, аккуратными цветниками и прогулочными дорожками между ними. Центральная аллея, прямая и широкая, плотно засаженная высокими деревьями, постепенно уходила в лес или в "загадочную даль". Таким образом, регулярность сада постепенно переходила в живописный пейзажный стиль, без резких переходов и контрастов. Лишь за ним начинается собственно пейзажный парк. Иногда имелся один или несколько фруктовых садов с "плодовитыми деревьями" и сад-огород. В саду-огороде росли фруктовые деревья, ягодные кустарники и овощи, цветы и травы. Здесь устраивались любимые сиделки для отдыха, любования цветущими деревьями, наслаждения пением птиц и запахом созревающих плодов и пряных трав. В усадебных садахогородах не гуляли. Для прогулок и исполнения обрядов, календарных и православных праздников выбирались рощи, дубравы, берега рек, поляны в окрестностях. Они были общими для дворян и крестьян и, позже, всех сословий городского населения. Польза не отделялась от красоты, поэтому прижились в провинциальных усадьбах террасирование (удерживало землю на склонах), прямые аллеи (удобно для сбора и транспортировки плодов); обсадка липами или "нарядным кустарником" (место обитания птиц, необходимых для уничтожения вредителей, и защита от холодных ветров нежных фруктовых деревьев); разнообразные по форме и местоположению пруды (для разведения рыбы и хозяйственных нужд), причем, именно в саду, а не перед домом; беседки-гроты, являвшиеся одновременно погребами для хранения фруктов из тех же садов и т.п. Лишь немногие заимствованные элементы в саду имеют чисто эстетические цели. Это иерархия аллей с выделением главной, как правило, въездной, или идущей от крыльца, куда выходят двери гос- тиной; и цветочный партер перед домом, который выполняет роль своеобразной детской площадки. Таким образом, на территории усадьбы принято было различать три зоны – сад, парк и лес. Сад примыкал к главному зданию и служил естественным переходом от архитектуры к природе. Парк находился в некотором отдалении от основных владений и плавно переходил в окружающий лес. Как правило, парки создавались на основе естественных рощ и лесов, и появились далеко не сразу и не во всех усадьбах. Группы деревьев и кустарников тщательно подбирали по цвету листвы и фактуре кроны. В дендрологическом составе в основном преобладали лиственные породы деревьев: липа, дуб, ясень, клен и др. Порой встречались и экзотические растения. Каждая из аллей имеет особый характер благодаря не только ведущей породе деревьев, но и типу солнечного освещения, продольному профилю, видам на прилегающие окрестности и т. д. Аллеи могли заканчиваться круглыми беседками-миловидами, поставленными на бровке террасы, либо вести непосредственно к воде. На берегу устраивали каменные лестницы и грот. В аллеях и по краям партеров устанавливались парковые скульптуры (статуи, монументы) античной тематики – они одухотворяли пейзажи. Парк создавался в истинно русском духе. Не подстриженные лужайки, а поляны с полевыми цветами и густой подлесок остался с грибами, ягодами. Многочисленные поляны плотно увязывались с сетью прогулочных аллей. В русских садах существовали особые музыкальные развлечения. Хозяева вместе с гостями ходили "слушать птиц". Для этого внутри сада устраивались специальные площадки, со всех сторон окруженные тесными рядами лип. Тесная посадка деревьев была не случайной. Они давали приют певчим птицам, защищая их от ястребов и других хищников. Между аллеями лип оставляли подлесок, в котором обитали соловьи. Очень ценился натуральный шум воды в каскадах и водопадах. В садах не было простых "внесюжетных" украшений. Цветы и растения, даже населявшие сад птицы и животные являлись символами, не говоря уже о садовых скульптурах и композициях. В этот период достигает наивысшего расцвета искусство построения прогулочных дорог, вдоль которых пейзажи формируются так, чтобы вызвать последовательный ряд зрительных образов и впе- чатлений. Парк мыслится как некая программа восприятия картин природы в движении. Таким образом, общие принципы построения русских усадебных садов заключались в следующем: – универсальность – польза, красота и естественность. Эти черты характерны для сада во все периоды его существования; – утилитарность – обязательно высаживали плодовые деревья и кустарники (яблони, вишни др.); – экономичность и невысокая стоимость. В садах не было сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее; – симметрия не соблюдалась в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она. Особенности садово-паркового искусства конца 19–начала 20 в.:  парки уютные, камерные, приспособленные к бытовым процессам;  аллей мало, они короткие, часто меняют профиль и направление, не являются решающими в композиции;  целостность композиции сменяется фрагментарностью, парадность – интимностью;  абсолютное и гипертрофированное значение растительности в парковом ансамбле;  большое количество малых архитектурных форм, скульптур, художественных оград, вносящих стилистическую определенность;  появляются моносады, арборетумы, альпинарии, садовые участки дикой флоры. 2.4 Сады и парки 20 века На территории СССР для садово-паркового искусства были характерными следующие черты:  озеленение направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешнегородскую среду. Вопросы формирования природного ландшафта отходят на второй план, идет поиск новых форм;  появляются парки нового типа – парки культуры и отдыха;  появляются мемориальные парки-комплексы типа парков Победы;  развитие парков Дружбы;  развиваются районные парки в память общественных событий и знаменательных дат;  осваиваются крыши зданий и подземные пространства;  рекультивируются разрушенные территории. Можно выделить ряд основных тенденций развития садовопаркового искусства конца 20 – начала 21 в. 1 Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т п.), вводятся искусственные элементы, например искусственное формирование рельефа – геопластика. 2 Разработка озелененных территорий специального назначения (создание выставочных, спортивных, мемориальных комплексов, аква-парков и т. п.). Появляются сады и парки одно-функциональные – тематические. 3 Введение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, патуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий – под крышами. 4 Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естественной» природы. 5 «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, – стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада, посетитель избавляется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, торговыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями. 6 Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение неразрывности человеческой культуры и природы. 7 Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационности и пр.). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идет по пути экспериментов, иногда неожиданных. 8 Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вводятся интересные композиционные и художественные решения из традиционных и новых материалов. 9 Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устроенные по такому принципу, а на Востоке расширяется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков. 10 Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов производственных предприятий – зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом. Озеленяется все – не только участки между зданиями, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо вертикальным озеленением, автодороги и автостоянки, инженерные коммуникации. 11 Возврат к традициям прошлых эпох – создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженые формы используются как в обширных парках, так и в садах при коттеджах, эфемериды популярны зимой в новогодние праздники. 12 Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «расчет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, экскурсионные программы, шоубизнес, рекламу и пр. В садово-парковом искусстве рассматривают резкие, контрастные сопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от зеркальных стен зданий и пр.
«Декоративное садоводство и цветоводство» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 30 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot