Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема №2. Дефект и компенсация. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации.
1. Понятие «дефект» и «компенсация». Учение Л.С.Выготского о дефекте и компенсации.
2. Теории компенсации. Сверхкомпенсация. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
Вопрос 1. Понятие «дефект» и «компенсация». Учение Л.С.Выготского о дефекте и компенсации.
Понятие дефекта – центральное для специальной психологии и педагогики – детально разработано в трудах Л.С.Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развитии иначе.
При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов – первично нарушенные функции, вторично задержанные и сохранные.
Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных нарушений, которые могут быть настолько выраженными, что маскируют ядерные расстройства. В таких случаях не исключена диагностическая ошибка.
Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.). Эти повреждения представляют собой первичные симптомы нарушений – первичный дефект.
Первичный дефект. Первичные, или ядерные, нарушения – это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Вторичные – отклонения, возникающие как следствие обусловленной первичным дефектом депривации, появляющейся у ребенка из-за социальных контактов. Первичный дефект может иметь характер недоразвития ли повреждения. Часто наблюдается из сочетание (например, при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а «основной» дефект, который определяется местом, занимаемый тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.
Вторичный дефект. По мнению Л.С. Выготского, вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.
Вторичные, или системные, нарушения – это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития. Разные первичные недостатки имеют сходные проявления: например, недостатки речевого развития наблюдаются при нарушениях слуха, умственной отсталости, детском церебральном параличе, других дефектах.
Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, - так называемое специфическое недоразвитие. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде.
Вторичные нарушения возникают на базе существующей на конкретный момент системы межфункциональных связей, и этим объясняется их системный характер: страдают различные звенья этой системы, хотя и в разной степени. Эти нарушения более обратимы под влиянием коррекционных мероприятий, но в ряде случаев возможно и спонтанное восстановление функций.
Соотношение первичного и вторичного дефектов. Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности коррекционной работы. Поэтому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.
В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Л.С. Выготский считал основной координатой вторичного недоразвития направление «снизу вверх» - это элементарных функций к более сложным. Однако ряд данных позволяет считать, что вторичное недоразвитие может наблюдаться не только в отношении высших, но и базальных функций. Известно, что в онтогенезе развитие идет не только «снизу вверх», но и «сверху вниз». В последнем случае развитие высших функций стимулирует перестройку базальных, внося в них новые задачи и цели. В случае дефекта высших уровней такого «подтягивания» не происходит, возникает вторичное недоразвитие базальных систем (недоразвитие «сверху вниз»).
Компенсация отклонений в развитии. Л.С. Выготский считал, что динамическое изучение ребенка с отклонениями в развитии не может ограничиваться установлением степени я тяжести недостатка, но непременно должно включать учет компенсаторных – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении. От исхода социальной компенсации, то есть конечного формирования личности в целом зависит степень ее дефективности и нормальности.
Все разновидности теории компенсации основываются на философских идеях о сущности человека и связаны с развитием научных физиологических исследований о возможностях человеческого организма закономерностях его функционирования.
Общие взгляды на человека как существо только биологические сформировали биологизаторское направление в теории компенсации. В этом направлении наиболее известно учение о викариате ощущений. Согласно ему, выпадение тог или иного вида ощущений влечет за собой автоматическое «изощрение» - повышение сохранных видов чувствительности. Происходит это благодаря якобы высвобождению «специфической энергии» пострадавшего анализатора, которая направляется в сохранные виды чувств, за счет чего автоматически повышается их чувствительность.
Другие представители биологизаторского направления утверждали, что повреждение какой-либо функции стимулирует появление в ЦНС качественных новообразований, становящихся материальным субстратом, базой нового, «шестого» чувства, компенсирующего утраченные, например зрение или слух.
Исследования всегда приходили к общему выводу: нет необходимости активного воздействия на человека с нарушенным зрением или слухом для того, чтобы помочь ему преодолеть последствия дефекта в психическом развитии.
Однако выделение биологических факторов при компенсации как основных несостоятельно, потому что органический дефект той или иной системы не может оказать глобального воздействия на психику. Изменение высших ее уровней возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, а обусловлены смещением в социальных связях и отношениях, создаваемым органическим дефектом. Только опосредованные таким образом недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности.
Отрицание биологизаторского подхода привело к другой крайности – социологизаторской интерпретации замещения нарушенных или утраченных функций. Социологизаторы игнорировали природное, биологическое начало в человеке и считали, что компенсация отклонений психического развития возможна лишь при создании для аномального субъекта условий обучения, идентичных условиях обычных учащихся.
Осознание односторонности как биологизаторского, так и социологизаторского подходов привело к попыткам объединить их.
Это сделал австралийский психиатр и психолог А. Адлер в своей теории сверхкомпенсации. Он считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в самом дефекте сочетаются как отрицательные, так и положительные потенции: неполноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему.
Борьбу неполноценного организма с внешним миром сопровождают повышенные заболеваемость и смертность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного их парных органов, другой парный орган принимает на себя его функции и компенсаторно развивается. Компенсацию непарного неполноценного органа берет а себя ЦНС, создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.
Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы – память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, то есть все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.
Л.С. Выготский выявил в теории А. Адлера противоречия. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, отмечал он, следовательно, всякий дефект есть благо. На самом деле сверхкомпенсация – только один из двух полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в полную асоциальность психологической позиции. Неудавшаяся компенсация проявляется в болезни, вызываемой защитной борьбой, то есть направляет по ложному пути.
Современное понимание компенсации строится в диалектико-материалистическом русле. Компенсация дефекта рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них являются деятельность и социальные отношения, в которые вступает человек в процессе жизни с недугом.
Человек – существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биологические и социальные факторы. И в компенсаторных процессах задействованы и те и другие, но на разных уровнях их соотношение различно, ведущая роль принадлежит социальным факторам.
Теоретические основы и принципы компенсации при нарушении функции разрабатывались на основе учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Свой вклад внесли отечественные физиологи и психологи П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Э.А. Асратян, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.
Вопрос 2. Теории компенсации. Сверхкомпенсация. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
Компенсация – это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:
1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматичных ситуаций;
2) проведение оценки степени нарушения функций;
3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;
4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;
5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается.
Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назначения.
Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека. Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.
Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.
Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз:
• обнаружение нарушения в работе организма;
• оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;
• формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;
• отслеживание реализации программы;
• закрепление достигнутых результатов.
Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились, приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой-либо из них. Аномальные же дети проходят особый путь психического развития, когда, благодаря усилиям специального обучения и воспитания, формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.
При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме. В процессе компенсации используются сохранные анализаторы, корковые замыкательные механизмы и эффекторные органы. В результате реорганизации функций образуются новые межфункциональные связи и отношения.
Этапы возрастного развития тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Длительность, роль и место каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии(его характера, структуры, состава нарушенных или недоразвитых функций), так и от социальных условий – содержания и методов обучения и воспитания, начала корригирующего воздействия, его комплексности и др. Поэтому дети одного возраста с однородным отклонением в развитии могут находиться на разных этапах компенсаторного процесса. Особое значение отводится активной и самостоятельной деятельности самого ребенка, так как это одно из необходимых условий восстановления нарушенных функций.
Л.С. Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: положительное своеобразие ребенка с отклоняющимся развитием создается в первую очередь не тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок добивается этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.
Принципиально важно рассматривать каждое из вторичных нарушений в картине отклоняющегося развития не только с негативной стороны, но и как некоторое проявление своеобразного поступательного хода развития той или иной функции.
Возрастные кризы, психогенные ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нервные стрессы и переутомления могут привести к срыву нервной системы и декомпенсации.
Декомпенсация. Это утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. При декомпенсации у ребенка резко снижается работоспособность, нарушаются темпы развития, усвоение учебного материала замедляется, различные задания выполняются неравномерно, изменяется отношение к окружающим, учебе, внимание становится неустойчивым. В таких случаях рекомендуется щадящий режим с ограничение учебной нагрузки.
Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:
• включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных действенных форм детского опыта;
• применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;
• специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребности в такой деятельности;
• включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;
• уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой – внешними социальными условиями.
К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:
• ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;
• правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;
• использование принципа соединения обучения с трудом;
• хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;
• правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;
• чередование методов обучения учащихся;
• использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.
Психофизиологическая и социально-психологическая составляющие компенсации дефекта.
Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивает организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.
В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются неравномерно – вначале адаптационные процессы обгоняют компенсаторные, затем последние догоняют адаптационные, уравниваются с ними; по мере старения сначала ослабевают адаптационные, а за ними и компенсаторные.
Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Выготский пришел к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой – возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов, а в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.
Компенсация может осуществляться во внутрисистемной и межсистемной форме. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда используются. При этом значительную роль играет коррекция первичного дефекта.
Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме невключаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере используются остаточные функции поврежденных анализаторов, но широко привлекаются также ранее сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой сохранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта.
Для понимания сущности компенсации при отклонениях в развитии важно различать первичный синдром нарушения или недоразвития функций и вторичные нарушения, которые могут быть очень вариативным. Л. Пожар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению моры проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например очки, слуховые аппараты и др.
Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, другие структуры личности для достаточно интенсивных и продолжительных упражнений и тренировок.
Психологическая компенсация – это процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности – «преодоление». Здесь компенсация – поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний со своими способностями.
Анализируя процессы психологической компенсации у слабослышащих детей, Л.С. Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктивную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается известных выгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности ответными агрессивными действиями по отношению к социальной среде.
Л.С. Выготский подчеркивал, что даже в случае реальной компенсации появляются большие трудности в воспитании: ребенок, выработавший в себе повышенную сообразительность и другие положительные качества, будет вырабатывать в себе и отрицательные черты. Это будет в значительной степени неблагополучный процесс; его нельзя назвать болезненным, потому что он ведет к здоровью, но нельзя назвать и здоровым, потому что он совершается болезненно.
Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии (А.Адлера – одного из направлений психоанализа). А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зрения, человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливается при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказываются не только минусом, но и плюсом – источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство малоценности, вплоть до неполноценности из-за неразвитости своих телесных органов, складываются жизненные цели ребенка, он самоутверждается.
Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фиктивны – становится асоциальной и невротичной.
В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни – та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности – своеобразным стержнем, на котором держится вся конструкция стиля, который определяет ее содержание.
Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих
рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается.
Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Если чувство неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает желание быть лучше других, быть умелым и знающим. А. Адлер выделял четыре вида компенсации любого нарушения – полная и неполная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь).
При неразвитом чувстве общности у детей формируются невротические комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполноценности, изменяет жизненный стиль ребенка, делая его тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее – взрослый человек) начинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого выгоду. Такой вид компенсации порочен: он останавливает личностный рост, формирует неадекватную, завистливую, эгоистичную личность.
В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности используют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально-ценных норм поведения.
При развитом чувстве общности дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказывается возможным компенсироваться за счет других людей, в основном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенсации и поэтому служат причиной изоляции ребенка, останавливают его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувством общности старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию, слабость оборачивается силой.
Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы». Сверхкомпенсация – это только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени компенсации…
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие/ В.М.Сорокин-СПб. «Речь», 2006.
2. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии [Текст] / В.М.Сорокин, В.Л.Кокорейко - СПб., 2005.
3. Специальная психология [Текст]: учеб. для вузов/Под ред. В.И. Лубовского. М., 2009.
4. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. для вузов/ Под ред. Л.В.Кузнецовой, Л.И.Солнцева и др. - М.: Академия, 2009.
5. Усанова О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. для вузов/ О.Н.Усанов - СПб.: Питер, 2008.
6. Основы специальной психологии. Под. Ред. Л.В.Кузнецовой.-М., 2002 http://pedib/ru/Books/3/0031/3 0031 – lshtml/
7. Официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО. Содержит информацию об истории института, его лабораториях и центрах, о приоритетных направлениях исследования.
8. http://www.ise. edu. mhost.ru/
1. Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о совеем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога; логопеда; психолога; описание игр для детей с различными заболеваниями; общение в форуме.
9. http://www.defectolog. ru.
2. Педагогическая библиотека. Собрание книг и статей по специальной психологии и коррекционной педагогике. httm://www.pedlib.ru.