Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цивилизация Византии

  • 👀 619 просмотров
  • 📌 561 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цивилизация Византии» doc
Цивилизация Византии 2-я лекция Византийская культура оказала большое влияние на средневековое общество всей Европы, Востока, формирования Древнерусской культуры. Истоками Византийской культуры были 3 разные традиции. Эллинистическая (потому что Византийская империя была монархией, унаследовавшей греческо - античную традицию классики). Вторая традиция – это Римская. Потому что, с приходом древнего Рима, Византия получила свою государственность, право и особенности менталитета. Третья традиция: восточно – христианская. Понятие этноса было второстепенным. Эта культура была наднациональной. Например, литургия, которая была важнейшим элементом богослужения. На западе литургия осуществлялась исключительно на латинском языке. В Византии допускалось литургия на языке других народов. Например, у славян – на древнеславянском, коптов – коптском. Но язык, на котором говорили византийцы и котором строили свое повседневное общение, с языком литературным – редко расходились. Официальным языком до 6 века был латинский. Языком законодательства был латинский, к которому добавлялись греческие слова. Т.к. основная часть населения была греческая. Начиная с 7 века, греческий язык стал официальным языком. Но это не тот язык, на котором говорили на улице. То, о чем говорили на улице – было просторечьем, происходившим от койне (на котором написано евангелие). Литературный язык строился на основе аттического диалекта. Был искусственным. Изучался в школе и до университетов. Этот язык обозначал принадлежность к Византийской культуре, элите. Если мы возьмем византийский текст 15 столетия и попытаемся его прочитать, то это будет такой же язык, на котором писали в 5 веке до н.э. 20 веков разницы. Для чего это нужно было? Во-первых, Византия была страной традиционалистской. Традиция была важной и формообразующей. Во-вторых, нужно было отделить элиту от не элиты. Это нужно было для того, для чего нужен был и французский язык для русской аристократической среды. Когда человек владел этой знаковой системой – он находился на определенном уровне социальной иерархии. Консерватизм в Византии. Он проявлялась во всем: в обрядности, литургии и богословии. Консерватизм был заложен в идеологии государства, системе власти. Новаторство считалось осуждаемым. Отношение к молодости: не считалась похвальным преимуществом. Когда кого-то хотели побранить за какие-то неправильные деяния, то говорили, что он по-мальчишески поступил. Это считалось осуждением. У власти должны были стоять умудренные жизненным опытом. Порядок, который отождествлялся словом «таксис» - это миропорядок, установленный, идеальный, как творение Бога. Таксис должен существовать в государстве. Он освещен традицией. Византийская религиозность. Страна была глубоко религиозной, и молитва была не только прошением, но и признанием справедливости божественного порядка. В идею молитвы вкладывался смысл сопричастности: Мира Существующего и Мира Горнего. Византийская риторика играла большую роль, чем в современности и средневековье до эпохи Возрождения. Письма писались в формах риторики. Так как письмо литературное - это не то, что письмо современное. В современном письме мы сообщаем информацию, а византийское письмо было меньше рассчитано на сообщение информации. А больше для проявления своей образованности, риторской подготовки. Поэтому в риторики на многих страницах может быть описано отношение: чувства, описание. Информационная часть скрыта под формой красивого, правильного, грамотного изложения. Чем это достигалось? Это достигалось Византийской системой образования. Его не везде можно было получить. Начиналось оно со школы. Были вступительные науки. Византийский юноша получал образование с 6 до 9 лет. В частной школе (частный учитель), церковной. Изучали: чтение, счет, таблички (восковые), на которых школьник записывали упражнения. На основе псалмов (заучиваемых), Гомеровские стихи. Такого образования было достаточно, чтобы занять низшую иерархию (стать ремесленником). Образование было платным, но дешевым. Вторая ступень образования. Грамматика, ритора, философия. Частная школа. Изучение аттического языка. Добавилась математика, учение о мистических числах. Образования иностранных языков не было. К нему относились, как к чему - то подозрительному. Латинян, говорящих на своих диалектах, рассматривали, как варваров. Эти языки не изучались. Частные учителя собирали круг людей, которые проходили обучение. Оно было качественным и хорошо построенным: на основе бесед, лекций, общение учителя – ученика (тесный контакт). Высшая школа. Она была непостоянной. Не всегда можно было найти места, где можно было изучать вершины наук. Но можно было найти в Константинополе. В 425 году, Император Феодосий II основал Высшую школу – Аудитория. В нее входил 31 профессор. Они были на государственной службе. Читали лекции, вели обучение, читали серьезные философские трактаты, изучали Аристотеля и Платона, Византийскую математику, медицину, право и т.д. высшая школа возглавлялась Ипатом. Интересный факт: если начальная и средняя школа были платными, то высшая – бесплатна. Была открытой. Любой человек мог в ней заниматься. Императоры это поддерживали. Но получить образование мог тот, кто получил среднее образование. Император Константин Мономах в 1045 году основал нечто похожее на университет с двумя кафедрами: кафедра права, философии. Там объяснялись тексты. Именно текстология была силой Византийского образования. Но университеты средневековые и более поздние - основаны на глубокой междисциплинарности. Патриаршая Академия с конца 11 века. По государственной инициативе. Византийское образование было филологичным, в котором гуманитарные науки превалировали. Но не было их дифференциации. Например, там не преподавалась история. Она постигались из чтения текстов. Это человек должен был постигнуть сам. Связь гуманитарных наук с богословием была очень тесной. Вершиной образования считалась Теология. Уровень грамотности византийцев был высок. У человека, получившего начальное образование, книгой для чтения был Псалтырь, Жития Святых. Византии, в отличие от Европы, разрешалось читать всем Священное Писание. А люди, высокообразованные читали все произведения. Для этого были Византийские библиотеки. Переписать книгу могли только высокообразованные люди. Первая, созданная книга - папирусная. Потом пергамент. Далее бумага (с 13 века). Византийские рукописи позволяют понять, что было важным, ценным. Многословие считалось положительным качеством человека. Когда человек изъясняет свою мысль, он должен ее изъяснить во всех опосредованиях, красотах. Мы должны обраться к античной классике. Для византийца очень важна его память, обращенная в прошлое. Он начинает создавать аллюзии, мыслительные ряды. Они для нас неявны. Мы их не понимаем, потому что не знаем всю среду этой культуры. Это под силу только очень образованному человеку. Византия была страной противоречий. Эти противоречия походили через всю систему ценностей, повседневную жизнь. Для византийцев характерна высокая набожность и деловой профетизм. Человек, который хорошо владел пером – Михаил Пселл (живший в 11 веке), был придворным и советником большого количества византийских императоров. Он приспосабливался к каждому из них. Когда он написал свою хронографию, то кроме первого и последнего – он обо всех писал плохо. Он был советником для каждого Императора. И чаще всего они слушались его. Но все они осуждались им. Восхвалялся только Василий II или тот, при котором жил Михаил VII. Потому что «приспособленчество» диктовало такой модуль поведения. Когда хорошо только то, что делается при ныне царствующем государе. А то, что при его предшественниках - не совершенно. Но он был блестящим писателем, владел своим языком. Византийская культура была дуалистичной: столица была противопоставлена провинции, Константинополь вызывал зависть у провинциалов. Антропоцентриская культура: большим достижением является то, что человек был поставлен в центре мироздания. Человек – молитвенник воспевался в Византии. На него могут обрушаться несчастья, которые он стоически переносит, добродетелен. Т.е. добродетель – является главным, а не внешняя красота. Аскетизм является особо восхваляемым и похвальным. Что дала Миру Византия? Прежде всего, это распространение культурного влияния на варварский Мир. 1. Христианизация была оформлена, как философия Иоанном Дамаскиным (жившим на рубеже 7 и 8 веков). Сочинение точного изложения Православной веры в 8 столетии. А на Западе этот синтез был произведен только в 13 веке Фомой Аквинским. 2. Огромное достижение Византии, выработки определенного типа мышления духовного переживания. 3. Храмовое зодчество, мозаика, иконопись. 4. Идея и представления об Империи, которая впоследствии будет унаследована монархами, с кодификацией Римского права. 5. Современные основы права. 6. Сохранение и передача античного наследия. 7. Вершины религиозной философской мысли. 8. Высокая филологическая культура. Почему Византия не смогла сохранить свои позиции? Как такое государство могло долго прожить? Ведь оно было постоянно окружено противниками. Арабы, оравы, варварские набеги… Постоянно это была огромная угроза. С перевесом сил у варваров. Поэтому обороняться, сохраняться было трудно. Также, Византия пережила три крупнейших экономических кризисов. В середине 11 века, накануне 4 крестового похода, в конце 12 начале 13. Третий – в 14 веке, который подорвал Византию. Он связан был с феодализацией государства. И Византийская империя исчерпала свои ресурсы к 14 столетию.
«Цивилизация Византии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot