Что такое организация
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Теоретический материал 28.03.2020г.
Что такое организация?
С одной стороны – система создания потребительской ценности (Потребительская ценность - соотношение получаемых потребителем выгод и издержек на приобретение и использование товара/пользование услугой). При этом структура этой ценности может быть достаточно сложной. Привести примеры.
С другой – сложная система, которую мы можем изобразить в виде «черного ящика». Но как нам разобраться, что внутри и как этой системой управлять?
Предметом менеджмента является целеполагание, структурирование, организация и управление деятельностью сотрудников организации, частей организации, организации в целом.
современный менеджмент — это сплав науки и искусства:
• науки построения регулярных (идентифицированных, описанных, систематизированных, регламентированных) решений менеджмента;
• искусства реального руководства деятельностью с применением регулярных решений.
Регуляризации поддается лишь часть деятельности. Там, где есть наработанные практики, сформированы модели и методики, удается провести последовательную систематизацию. В наблюдаемой истории менеджмента доля регуляризированной части постепенно растет. Регулярная часть менеджмента включает:
• довольно компактное ядро из относительно небольшого числа опорных регулярных решений — шаблонов, прототипов, моделей, методологий;
• большое числа локализаций опорных регулярных решений, формируемых под конкретные условия и ситуации.
Часть деятельности, и это тоже существенная ее часть, не поддается полной регуляризации и в существенной мере основана на опыте, навыках, компетенциях, искусстве принятия решений. С определенной долей условности такую деятельность можно назвать ситуационной.
Описания регуляризованной деятельности представляются в виде базовых моделей управленческих документов и методик их применения. Локализация решений регулярного менеджмента отражается в конкретных прикладных моделях и практиках.
Описания ситуационной деятельности отражаются в истории исполнения и результатах деятельности, содержатся в навыках и представлениях участников деятельности.
Конечные результаты любой деятельности складываются под влиянием одновременного применения регуляризованных и ситуационных решений.
Регулярные компоненты организации, управления и улучшения деятельности стали называться регулярным менеджментом.
Ключевыми компонентами регулярного менеджмента являются: целеполагание, структурирование деятельности, организация деятельности, управление деятельностью.
0. Целеполагание – постановка, уточнение и детализация целей деятельности. Подробно рассматривается в других курсах.
1. Структурирование деятельности — идентификация и описание деятельности с использованием принятых типовых форматов и моделей:
• бизнес-процессов (деловых процессов для органов государственного управления);
• проектов;
• функций;
• процедур;
• действий и операций;
• инструментов деятельности.
2. Организация деятельности — внутреннее устройство, упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей организации, обусловленная ее строением. В практике менеджмента широко используются следующие типовые представления организации деятельности:
• организационные звенья и организационные схемы;
• модели ответственности организационных звеньев за исполнение деятельности;
• организационные структуры и архитектуры.
3. Управление деятельностью — специальный вид деятельности (управленческая деятельность), предполагающий:
• выделение субъекта и объекта управления;
• распределение деятельности организации между входящими в нее субъектом и объектом управления;
• предусматриваемое властными полномочиями целевое (управленческое) воздействие со стороны субъекта управления на деятельность объекта управления;
• использование при исполнении управления прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления;
• обособление управленческой деятельности, разделение деятельности на управленческую и исполнительную. Механизмы управления — обособленный вид управления.
Система управления — выделенная система организации управленческой деятельности. Типовые компоненты систем управления [5]:
• организационные звенья и организационные схемы систем управления;
• модели ответственности организационных звеньев за исполнение деятельности с выделением управленческой и исполнительной деятельности;
• архитектуры систем управления.
Целеполагание, структурирование, организация и управление деятельностью представляют ключевые аспекты представления менеджмента. Объединение этих представлений осуществляют через понятие корпоративная архитектура организационной системы.
Функциональный подход vs процессный
Функциональный подход к управлению оптимален для предприятий с простой организационной структурой, когда весь бизнес-процесс (или его значительная часть) сосредоточен в рамках одной структурной единицы. Например, в случае промышленного предприятия, когда некоторая структурная единица выполняет полный цикл производства некоторого товара. В целом этот подход больше всего подходит предприятиям со стабильными бизнес-процессами, что присуще, например, предприятиям, действующим на рынках с низким уровнем конкуренции.
Но для современных предприятий характерна сложная организационная структура, в рамках которой ответственность за выпуск конечного продукта или услуги распределяется между многими структурными единицами. И в этом случае преимущества процессного подхода становятся очевидны, особенно для предприятий, которым приходится часто изменять свои бизнес-процессы, что характерно для рынков с высоким уровнем конкуренции,
Но оба подхода к управлению не исключают друг друга и могут вполне сочетаться при матричной структуре управления.
Игра: рассадить студентов и каждому назначить определённую функцию. А потом предложить выполнить какой-нибудь бизнес-процесс.
В системах менеджмента качества — TQM (Total Quality Management) внимание фокусируется на понимании процесса как организованной деятельности, предназначенной генерировать предварительно установленный определенному пользователю выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса. При такой точке зрения ресурсы, как и деятельность, включены в процесс, а входом являются приходящие извне потоки от других процессов.
Принципы выделения бизнес-процессов организации
1.Принцип наличия входа (входов) или выхода (выходов) бизнес-процессов является отражением основной цели бизнес-процесса, заключающейся в преобразовании входов (входа), то есть входящих в процесс ресурсов, необходимых для реализации процесса, в выходы (выход), то есть результат (продукт) процесса. Входы и выходы неоднородны, они делятся на первичные и вторичные. Первичные входы необходимы для начала процесса, а вторичные входят в процесс через его верхнюю границу, то есть появляются в ходе реализации процесса на составляющих процесс подпроцессах. В свою очередь, первичные выходы — это те, для получения которых существует процесс и которые предназначены его главным клиентам. Напротив, вторичные выходы — это побочные продукты процесса, получаемые в результате выполнения процесса, но не являющиеся причиной его существования. Отсутствие выходов или входов не позволяет говорить о процессе как таковом, поскольку не будет реализовываться его фундаментальная особенность — преобразование ресурсов. Поэтому бизнес-процесс определяется как некий объект, имеющий вход и выход.
2.Принцип наличия поставщика бизнес-процесса предполагает наличие поставщика ресурсов (результатов деятельности других бизнес-процессов), необходимых для осуществления процесса. В зависимости от характера входа процесса, для которого поставляется тот или иной ресурс, поставщики могут быть первичными и вторичными.
3. Принцип наличия клиента бизнес-процесса. Бизнес-процесс осуществляется для кого-то (чего-то). Потребитель результата процесса является клиентом процесса. Это положение отражает главную цель процесса — удовлетворение требований потребителей и клиентов процесса.
Потребителей, как конечных пользователей бизнес-процесса, делят на внешних и внутренних.
Внешние потребители — это юридические и физические лица, не участвующие в хозяйственной деятельности организации и являющиеся потребителями ее продуктов и услуг.
Внутренние потребители — это процессы, осуществляющие свою хозяйственную деятельность в рамках организации и использующие продукты деятельности других команд процессов.
4. Принцип наличия границ бизнес-процесса. Любой бизнес-процесс имеет свои границы — точки, в которых процесс начинается, заканчивается или соприкасается с другими процессами. Верхняя граница бизнес-процесса представляет собой точку, где выходы других бизнес-процессов стыкуются с рассматриваемым бизнес-процессом. К примеру, процесс управления можно рассматривать как отдельный процесс, выход которого стыкуется с входом основного бизнес-процесса (производство продукции). Нижней границей бизнес-процесса является точка, в которой выход процесса служит входом в другие процессы (выход процесса закупки сырья и полуфабрикатов является входом в процесс производства).
5. Принцип взаимодействия и взаимосвязи бизнес-процессов. Все бизнес-процессы в организации взаимосвязаны и находятся в тесном взаимодействии. Определение и анализ взаимосвязи и взаимодействия бизнес-процессов в организации позволяет представить общую картину деятельности.
6. Принцип измеряемости и управляемости бизнес-процесса. Тот или иной бизнес-процесс организации должен иметь параметры, отражающие его функционирование. Параметры процесса должны быть измеряемыми, то есть иметь количественные и качественные характеристики.
6.1. Показатели Результативности бизнес-процесса
Первая группа показателей характеризует результативность бизнес-процесса. Если бизнес-процесс приносит деньги или, другими словами, имеет доходную составляющую, то в качестве одного из показателей используется доход. Для производственных процессов в качестве показателя результативности может использоваться объем производства продукции. Часто показатели результативности бизнес-процесса называют показателями продукта. Данные показатели характеризую продукт, который является выходом рассматриваемого бизнес-процесса.
6.2. Показатели Стоимости бизнес-процесса
Второй группой показателей бизнес-процессов, определяющих эффективность и конкурентоспособность организации, являются показатели, характеризующие стоимость процессов или величину потребляемых процессами издержек.
Стоимость процесса — совокупность всех затрат, необходимых для однократного выполнения бизнес-процесса.
Стоимость бизнес-процесса прямым или косвенным способом определяет цену продукции и возможность более широкого охвата различных групп клиентов. Снижение издержек бизнес-процессов позволяет компании снизить свои операционные и финансовые риски и приобрести большую маневренность в конкурентной борьбе.
6.3. Показатели Времени бизнес-процесса
Показатели деятельности, относящиеся ко времени производства продукта, описывают уровень конкурентного преимущества производителя и являются основными внутренними показателями деятельности предприятия. Оценка затрат времени важна для предприятий по ряду причин:
• затраты времени на производство непосредственно влияют на эффективность и прибыльность предприятия. Размер этих затрат зависит только от времени, а не от количества произведенной продукции. Поэтому, если сократить время производства единицы продукции, то за определенный период можно произвести больше продукции;
• для всех видов бизнеса прибыль является функцией реакции на потребности рынка. Соответственно, время можно рассматривать либо в разрезе отражения гибкости производства, либо в разрезе поддержания оптимального размера запасов;
• время, затраченное на производство, определяет скорость оборота активов. Чем быстрее оборот капитала, тем меньше средств нужно держать в оборотном капитале. Это показатель определяет прибыльность деятельности предприятия.
Одними из наиболее часто используемых при оптимизации бизнес-процессов временных показателей являются:
• Длительность цикла процесса — время, необходимое для выполнения процесса, или промежуток времени между началом процесса и его завершением.
• Эффективность производственного или операционного цикла – MCE (Manufacturing Cycle Effectiveness), рассчитываемый как отношение суммарного времени выполнения всех операций процесса к длительности общего цикла бизнес-процесса. Данный показатель всегда меньше единицы, так как в процессах существуют временные разрывы.
6.4. Показатели Качества бизнес-процесса
Четвертной наиболее широкой группой показателей бизнес-процессов являются показатели качества. Оказывается, что качество тоже можно измерить с помощью количественных показателей. Если показатели времени и стоимости универсальны для различных процессов, то показатели качества достаточно специфичны, и для каждого бизнес-процесса они индивидуальны. Например, качество производственных бизнес-процессов может измеряться как процент брака. Качество бизнес-процессов продаж может измеряться такими показателями как процент рекламаций, процент повторных клиентов, степень удовлетворенности клиентов и т.д.
Существует две отдельные категории качества: качество продукта (Product Quality) и качество процесса (Process Quality).
Чтобы обеспечивать надлежащий уровень качества продукта или услуги, необходимо поставить во главу угла требования потребителей. Стремление к высокому уровню обслуживания не всегда оправдано – стоимость услуг может оказаться завышенной. С другой стороны, недостаточно качественное обслуживание может привести к потере части клиентов.
Качество процесса также имеет чрезвычайно важное значение, поскольку оно связано с результатами деятельности. Таким образом, основная цель обеспечения качества процессов заключается в производстве продукции или оказании услуг без каких-либо дефектов или нарушений технологии обслуживания.
Определение процесса дополняется рядом поддерживающих понятий:
• Выход (результат) процесса — продукция или услуги.
• Вход процесса — комплектация и поставки.
• Владелец бизнес-процесса – должностное лицо или орган управления, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет его выполнением и несет ответственность за его результаты и эффективность.
Владелец процесса имеет право:
• выставлять требования к входам своего процесса и их показателям;
• проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия для управления процессом, а также планируемые мероприятия для его улучшения;
• запрашивать ресурсы для обеспечения процесса, проведения корректирующих/предупреждающих мероприятий, а также для мероприятий по улучшению процесса;
• разрабатывать и вносить изменения в управляющую документацию процесса.
• Модель бизнес-процесса – графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процесса либо их взаимосвязанная совокупность.
• Участники бизнес-процесса — сотрудники, отделы, подразделения и организации, взаимодействующие в ходе выполнения процесса.
• Участники бизнес-процесса разделяются на внутренних и внешних.
• Внутренние участники бизнес-процесса — собственные сотрудники и структурные единицы предприятия, ответственные за выполнение одной или нескольких задач бизнес-процесса.
• Внешние участники бизнес-процесса — сотрудники и структурные единицы сторонних организаций.
• Потребитель бизнес-процесса:
а) внутренний – то есть находящийся в организации и, в ходе своей деятельности, использующий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;
б) внешний – то есть находящийся за пределами организации и использующий или потребляющий результат деятельности (выход) организации.
• Регламент бизнес-процесса – документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по его улучшениям.
• Границы процесса — определяют начальный и конечный интерфейсы проекта, интерфейс между процессом и его пользователем и потребителем.
• Граница выхода — располагается за последней операцией процесса.
• Граница входа — предшествует первой операции процесса.
• Выходные требования — отражение нужд и ожиданий потребителя.
• Входные требования — отражение требований к входу, обеспечивающих выполнение выходных требований.