Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цены и их роль в национальном счетоводстве

  • 👀 288 просмотров
  • 📌 238 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цены и их роль в национальном счетоводстве» pptx
Лекция 8. Цены и их роль в национальном счетоводстве Дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. 12–15 млн. фунтов 10 млн. фунтов 50 млн. фунтов 111 млн. долларов 10 тыс. фунтов 20 фунтов Эстимейт - предпродажная оценка стоимости какой-либо вещи, выставляемой на аукцион. Эстимейт составляется экспертами аукционного дома и выражает сумму, за которую данный предмет может быть продан на данном аукционе. Стартовая цена — начальная цена лота. Хаммер-прайс — результате торгов. цена, достигнутая в Блиц цена — цена, при достижении которой аукцион завершается досрочно. Резервная цена – наименьшая сумма, по которой продавец готов продать выставленный на продажу лот. Резервная цена не видна до момента ее преодоления участниками торга. Гарантированная сумма – сумма, которая будет отдана продавцу независимо от результата торгов. Если окончательная цена окажется выше гарантированной, аукционный дом удерживает в свою пользу двадцать пять процентов от суммы, превышающей гарантированную цену. эстимейт - 5−7 тысяч швейцарских франков: продано - 6,4 млн швейцарских франков (6,36 млн долларов США). С точки зрения макроэкономического анализа выделяют следующие виды цен: • Текущие цены – фактические цены конечной реализации на определенный момент времени; • Постоянны е цены – цены определенного периода, принимаемые за основу расчетов макроэкономических показателей в динамических рядах. Текущие цены могут быть основными и рыночными. Основны ми называются цены, включающие субсидии не включающие налоги на продукты. В основных исчислять выпуск в отраслевом разрезе: • Рыночная цена – Налоги на продукты + Субсидии Основная цена • Основная цена + Налоги на продукты – Субсидии Рыночная цена на продукты, но ценах принято на продукты = на продукты = Ры ночны е цена, наоборот, включают в себя налоги на продукты, но не включают субсидии. В рыночных ценах исчисляются показатели выпуска и валового внутреннего продукта на уровне экономики в целом. Из-за налогов и субсидий на один и тот же вид товара могут устанавливаться три различные цены, т.к. сумма, которую платит покупатель, и сумма, которую получает продавец, не являются идентичными: 1. Основная цена – сумма, которую должен получить производитель от покупателей за единицу произведенной продукции. Таким образом, она должна исключать любые налоги, взимаемые с этой продукции (т.е. налоги на продукты), и включать любые субсидии на выпущенную продукцию, которые получает производитель. Эта цена также не включает любые транспортные расходы, отдельно начисленные производителем. Измерение выпуска продукции в основных ценах лучше всего отражает ее себестоимость. 2. Цена производителя – это основная цена плюс налоги на выпущенную продукцию, взимаемые с покупателя, за вычетом субсидий, полученных производителем от органов государственного управления. 3. Цена покупателей – сумма, уплачиваемая покупателем за единицу произведенной продукции, за вычетом любых налогов, начисляемых продавцом, но подлежащих вычету с покупателя. Она должна быть равна цене производителя плюс транспортные расходы и торговые наценки на продукты, которые не начисляются отдельно. Если продукты не имеют рыночной цены, выпуск продукции рекомендуется измерять по себестоимости производства. Выпуск продукции, измеряемой по себестоимости производства, является суммой следующих компонентов: • Промежуточного потребления; • Оплаты труда работников; • Потребления основного капитала (что соответствует стоимости произведенных основных фондов, используемых при предоставлении услуг); • Других налогов на производство. Различия в ценах • Различия в ценах без различий в качестве товаров и услуг. Покупатели могут быть недостаточно информированы и покупать товары и услуги по более высоким ценам. Поиск низких цен может быть связан с дополнительными издержками. • Дискриминационные цены. Покупатели могут быть не свободны в выборе цен, потому что продавец может продавать одинаковые товары по разным ценам различным категориям покупателей. • Существование параллельных рынков. Т.е. на официальном рынке предложение данного товара ограничено (например, цены и количество подлежат контролю со стороны государства), а на вторичном (неофициальном) рынке предложение данного товара ничем не ограничено, кроме спроса со стороны потребителей. Разработчики национальных счетов используют дезагрегированные индексы цен, чтобы дефлировать изменения стоимости потребления, производства и инвестиций в качестве основного метода определения изменений объема этих агрегатов. Методы дефлирования могут быть подразделены на прямые (осуществляемые в явной форме) и косвенные (осуществляемые в неявной форме). • Прямые методы. 1. Метод сравнимых моделей – соотношения цен, которые используются для исчисления индексов динамики цен, должны измерять чистые изменения цен путем сопоставления цен репрезентативной выборки идентичных товаров и услуг в различные периоды времени. Если сравнимые выборки устарели или отсутствуют, то используют оценки относительных затрат на производство продукции в качестве основы для оценки их относительных цен. Также может применяться модельное ценообразование, т.е. сравнение цен нескольких стандартных типов продукции. 2. Гедонические индексы. Гедонические регрессионные уравнения связывают наблюдаемые рыночные цены различных моделей товаров с определенными ценообразующими характеристиками моделей. Если одновременно продается достаточно большое число различных моделей, могут использоваться оценки регрессионного уравнения, чтобы определить, насколько влияет на дифференциацию цен каждая характеристика модели, или чтобы определить цены на модели с различной комбинацией характеристик, которые не продаются в данном периоде. • Косвенные методы. 1. Нахождение на рынке товара сопоставимого качества и применение для расчета его цены. 2. Исчисление условным путем на основе группы схожих товаров, чьи цены могут меняться похожим образом. 3. Использование для сравнения цены устаревшей модели данного товара, продаваемой на рынке одновременно с новой моделью некоторый период времени. Метод экстраполяции заключается в умножении стоимости товаров и услуг в соответствующем предыдущем периоде на индекс, отражающий изменение физического объема товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с соответствующим предыдущим периодом. (считаем вперед) Метод дефлятирования заключается в делении стоимости товаров и услуг в текущем периоде на индекс, отражающий изменение цен на товары и услуги в текущем периоде по сравнению с ценами предыдущего года. (считаем назад) • Шарль Дюто описал модель ценовых индексов в 1738 году. • Почти параллельно с ним индекс цен построил в 1764 году итальянский экономист Карли, — по среднеарифметической формуле, без применения какой-либо системы взвешивания. • Индексы, построенные Дюто и Карли по принципу невзвешенной средней, применялись в теории и на практике того времени, однако порядок осреднения цен вызывал сомнения. История инфляции (революция цен) • После открытия Америки в европейские страны стало поступать много золота и особенно серебра из Мексики и Перу. За 50 лет с начала XVI века производство серебра возросло более чем в 60 раз. Это вызвало повышение к концу века товарных цен в 2,5-4 раза. • В конце 1840-х годов началась разработка калифорнийских золотых рудников. Вскоре после этого началась массовая золотодобыча в Австралии. Мировая добыча золота при этом возросла более чем в 6 раз, цены увеличились на 2550 %. Инфляция этого вида наблюдалась по всему миру. • В октябре 1923 года британское посольство в Берлине в одном из документов отметило, что количество марок, которые можно купить за один фунт, равно дистанции в ярдах от Земли до Солнца.Доктор Шахт, бывший в то время полномочным комиссаром по вопросам национальной денежной системы, объяснял, что за те же деньги, за которые в 1923 году можно было купить одно яйцо, пятью годами раньше, к окончанию мировой войны, теоретически можно было приобрести 500 000 000 000 яиц. К тому моменту, когда обстановка стабилизировалась, сумма бумажных марок, необходимых для покупки одной золотой марки, в точности соответствовала количеству квадратных миллиметров в одном квадратном километре. Однако подобные подсчеты вряд ли могли объяснить, что происходит в стране. • (Адам Фергюсон "Когда деньги умирают: кошмар гиперинфляции“) 1992 — либерализация цен, высокая инфляция 1993 — высокая инфляция, денежная реформа 1994 — Чёрный вторник (1994) — обвальное падение рубля по отношению к доллару 11.10.1994 г. 1994—1997 — падение темпов инфляции 1998 — 1000-кратная деноминация рубля, экономический кризис, дефолт, троекратный обвал курса рубля Методы измерения инфляции • Индекс потребительских цен • Прочие индексы : Индекс цен производителей (англ. Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI. Индекс расходов на проживание (англ. Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов. Индекс цены активов — акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют. Примером может служить индекс цен на недвижимость Кейса-Шиллера. Дефлятор ВВП (англ. GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров. С математической точки зрения, дефлятор является индексом Пааше, в котором набор товаров меняется в каждом периоде. Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют. Индекс цен онлайн магазинов строится на основе автоматической обработки (парсинга) страниц онлайн магазинов. Индексы среднего чека строятся на основе опросов потребителей, которые сканируют кассовые чеки, полученные в магазинах. Эрнст Луи Этьен Ласпейрес (1834 — 1913) В 1859 году Ласпейрес получил степень доктора философии в области политических наук и общественных финансов в университете города Гейдельберга. Всю дальнейшую жизнь Ласпейрес посвятил карьере ученого. Он занимал различные посты в высших учебных заведениях Гейдельберга, Базеля, политехническом институте Риги, университете Дерпта (Тарту). В возрасте 40 лет осел в университете Гессена, где возглавлял кафедру политологии вплоть до выхода на пенсию в 1900 году. В процессе своей деятельности Ласпейрес основал семинар по политической научной статистике, активно участвовал в работе Международного статистического института и регулярно принимал участие в его конференциях. Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам, к расходам на приобретение потребительской корзины базисного периода: Герман Пааше (1851 — 1925) Немецкий экономист и статистик, наиболее известный предложенной им моделью построения агрегатных индексов; профессор Марбургского университета. Занимался исследованиями в области товарных цен, наследственной аренды, сахарной промышленности, бумажно-денежным обращением и т.п. В 1874 году предложил формулу индекса с весами текущего периода. И хотя аналогичный индекс был построен английским экономистом Томасом Маном на две с половиной сотни лет раньше, в экономической литературе его принято называть индексом Пааше. Индекс Пааше — один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода: Ирвинг Фишер (1867 — 1947) Учился в Йельском университете (степень бакалавра, 1888, и степень доктора, 1891). Учился в Берлине и Париже. В 1893—1935 годах преподавал в родном университете, с 1898 года в качестве профессора. Президент Американской экономической ассоциации в 1918 году. Первый президент Эконометрического общества (1931—1934). Оставил ряд значительных работ по теории статистики, общего экономического равновесия, предельной полезности, но самый важный вклад был внесён им в теорию денег. Вывел «уравнение Фишера», обоснование формулу «уравнения обмена». Индекс Фишера – средняя геометрическая величина из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше. Идеальность заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса). Индекс цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации используется довольно редко (например, при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений). Индексы цен Расчет изменения цен осуществляется индексным методом на основе фиксированных наборов товаров. В теории индексов существуют и другие подходы, но практика расчетов базируется на подходе с использованием «корзинного» типа. Индекс удельной цены – это индекс, полученный путем деления цены отдельного товара или услуги в каком-либо определенном году на цену того же товара или услуги в том году, который используется для сравнения, и последующего умножения результата на 100. Для получения индекса цены отдельного товара или услуги статистические учреждения собирают данные о цене единицы этой продукции на протяжении длительного периода времени. Индекс цен характеризуется как функция соотношения цен и весов, при этом необходимые свойства этих отношений и весов (кроме собственно формулы индекса) определяются стоимостным агрегатом. К таким факторам относят: • Какие продукты следует включать в индекс; • Как определить цены этих продуктов; • Какие операции с этими продуктами следует включать в индекс; • Каким источником следует пользоваться для получения весов, используемых в выбранной формуле индекса. Основные индексы цен • Индекс • Индекс • Индекс • Индекс цен производителей потребительских цен экспортных цен импортных цен Принципы формирования показателей статистики цен: • организация наблюдения за ценами и тарифами по выборочной совокупности базовых организаций; • формирование наборов товаров и услуг-представителей при проведении наблюдения за ценами в различных секторах экономики с учетом максимального сближения номенклатуры позиций (формирование сквозной номенклатуры); • единые временные параметры регистрации цен и тарифов на товары и услуги (в конце отчетного месяца); • единые принципы формирования весов с ежегодным их пересмотром; • расчет индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и тарифов; • общие для всей системы индексов цен и тарифов основные формулы расчетов; • единая система видов рассчитываемых индексов; • построение всей системы индексов цен и тарифов в разрезе субъектов Российской Федерации.
«Цены и их роль в национальном счетоводстве» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot