Центробежные насосы. Устройство, принцип действия, классификация, основные параметры и область применения. Струйная теория движения жидкости в центробежном колесе. Треугольники скоростей.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПП.33 Судовые насосы, системы и их эксплуатация
Тема 2. Динамические насосы и их эксплуатация.
Лекция 2. Центробежные насосы. Устройство, принцип действия, классификация, основные параметры и область применения. Струйная теория движения жидкости в центробежном колесе. Треугольники скоростей.
Глава V ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАСОСЫ
§ 25. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НАСОСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Центробежные насосы в качестве основных узлов имеют рабочие колеса, корпуса, в которых расположены эти колеса, и устройства для' подвода и отвода жидкости. Рабочие колеса, снабженные лопастями, установлены на валах, вращаемых двигателями.
Жидкость, попадая в полости между лопастями и дисками рабочего колеса, получает вращательное движение. Под действием центробежных сил жидкость перемещается к внешней окружности рабочего колеса и выбрасывается за его пределы. Уход жидкости за пределы рабочего колеса освобождает пространство у его центра для притока новых объемов жидкости в полости рабочего колеса. Процесс этот непрерывный и равномерный. Так как в центробежных насосах в пределах рабочего колеса поток жидкости направляется лопастями, то эти насосы относятся к классу лопастных насосов.
Простота устройства, небольшое количество частей, высокая надежность, возможности получения больших производительностей и любых необходимых давлений, удачное сочетание большой частоты вращения рабочих колес насосов с быстроходными судовыми турбинами и электроприводами обеспечили широкое распространение центробежных насосов на морских судах. Достоинства центробежных насосов и возможности их самого разнообразного использования в судовых условиях привели за последние годы к вытеснению поршневых насосов, область применения которых на судах значительно сузилась. Отечественная насосостроительная промышленность выпускает любые типы лопастных насосов от больших, производительностью в десятки тысяч кубометров в час, до насосов весьма малой производительности. Наша промышленность обеспечивает все потребности отечественного судостроения, изготовляя разные типоразмеры питательных, конденсатных, циркуляционных, противопожарных, осушительных, балластных, топливных, грузовых и других Судовых насосов.
На рис. 73 представлена схема одноступенчатого консольного центробежного насоса с односторонним подводом жидкости при всасывании. Такие насосы нашли самое широкое применение в условиях, когда необходимо создание сравнительно небольших напоров и производи-тельностей.
Проточная часть насоса образуется тремя основными элементами: подводом 1, рабочим колесом 2 и отводом 3. По подводу 1 жидкость поступает из всасывающего трубопровода в рабочее колесо насоса 2, в котором она заполняет пространство между лопастями b с шириной
Рис. 73
Лопасти Ь, обычно отлитые заодно с задним (несущим) диском б и передним (ведомым) диском а, имеют определенные форму и кривизну, от которых существенно зависят напор и производительность насоса. Рабочее колесо благодаря воздействию (давлению) лопастей на жидкость, вращая поток жидкости, сообщает ему необходимую энергию. Жидкость движется от центрального всасывающего отверстия диска а к периферии. По спиральному отводу 3 поток направляется к нагнетательному патрубку 4. На диски рабочего колеса а и б с внутренней и наружной сторон действуют силы: с внутренней на диск б действуют.вправо сила гидродинамического давления от изменения направления потока и сила гидростатического давления, на диск а — сила гидростатического давления, направленная влево. Снаружи на диски а и б действуют силы давления, направленные соответственно вправо и влево. Сила, действующая влево, может быть весьма значительной, и для ее уменьшения в диске делают разгрузочные отверстия г.
На рис. 74 изображена схема установки вертикального центробежного одноступенчатого судового насоса, расположенного ниже ватерлинии судна. Такая установка является обычной для большинства насосов, подающих забортную воду (балластных, противопожарных, циркуляционных, санитарных и др.); она обеспечивает надежное заполнение водой всасывающего трубопровода 8 с запорным клин-кетом или клапаном 9, всасывающего патрубка 7, межлопастного пространства рабочего колеса 13, спирального корпуса (улитки) 5.
Рис. 74 Рис. 75
Рабочее колесо с задним диском 4, передним диском 6, ступицей 3 сидит на валу 1 насоса. Сальник 2 устраняет протечки жидкости наружу. В некоторых конструкциях, при расположении сальника со стороны всасывания, его назначение — устранять подсос воздуха.
При вращении колеса 13 жидкость под действием центробежных сил, двигаясь вдоль лопастей 12 от центра к внешней окружности колеса, выбрасывается в спиральный корпус 5 и через конический патрубок 10 поступает в нагнетательный трубопровод 11. Непрерывный выход жидкости за пределы рабочего колеса и наличие подпора обеспечивают устойчивый, безотрывный процесс всасывания, если в разреженном пространстве перед входом жидкости на рабочее колесо давление несколько выше давления паров при температуре жидкости во всасывающей трубе. В противном случае будет вскипание жидкости, образование паров и срывы в работе насоса.
С ростом напора,' развиваемого рабочим колесом насоса, растут и скорости жидкости на выходе за пределы рабочего колеса. .В связи с этим гидродинамические потери в спиральном отводе 3 (см. рис. 73) могут значительно возрасти. Для их снижения применяют специальные направляющие аппараты. На рис. 75 изображен центробежный одноступенчатый насос с двусторонним подводом жидкости при всасывании, с лопастным направляющим аппаратом на выходе жидкости за пределы рабочего колеса. Жидкость из камеры подвода 1 поступает на рабочее колесо 2 с двух сторон. Симметричный подвод жидкости практически устраняет усилия вдоль оси вала рабочего колеса. Жидкость, покидая рабочее колесо, со скоростями са по касательным поступает на лопасти.леподвижного направляющего аппарата 3. Последний обеспечивает частичное преобразование кинетической энергии потока в давление в пределах направляющего аппарата и лучшее направление потока в спиральный отвод 4. Количество неподвижных лопастей такого направляющего аппарата обычно делается на единицу больше или меньше числа лопастей рабочего колеса во избежание их одновременного совпадения. Одновременное совпадение подвижных и неподвижных лопастей, а затем несовпадение их изменяют сечение, приводят к пульсации потока и снижению к. п. д. насоса.
В одноступенчатых насосах при больших напорах скорости потока, уходящего за пределы рабочего колеса, значительно возрастают, и преобразование кинетической энергии потока в потенциальную в направ-
Рис. 76
ляющем аппарате и спиральном корпусе может быть связано со значительными потерями. Поэтому для создания больших напоров применяются многоступенчатые насосы, у которых на одном валу устанавливаются последовательно несколько обычно одинаковых рабочих колес. Жидкость из первого поступает на всасывание во второе рабочее колесо и т. д. В каждом колесе (в каждой ступени) напор повышается на определенную величину и общий напор насоса пропорционален числу последовательно подключенных рабочих колес. В некоторых конструкциях рабочее колесо первой ступени выполняется отличным от колес последующих ступеней.
На рис. 76 изображена схема проточной части четырехступенчатого насоса. Из подвода 1 жидкость поступает в рабочее колесо 2 первой ступени, затем в направляющий аппарат 3 и переводной канал 4. У многоступенчатых насосов направляющий аппарат должен обеспечить безударный прием жидкости на выходе из рабочего колеса, затем плавно изменить направление потока на осевое для обеспечения подвода к следующей ступени. Из канала 4 поток поступает в рабочее колесо второй ступени и т. д. Патрубок 5 подключен к нагнетательному трубопроводу. Для уравновешивания осевых сил в насосах с односторонним подводом жидкости при всасывании и многоступенчатых, выполненных в соответствии с рис. 76, применяются специальные разгрузочные устройства — гидравлическая цята 6. В пространство а жидкость поступает из нагнетательной полости насоса. Сила давления жидкости, действующая на пяту, направленная вправо, уравновешивает силу, вызванную неуравновешенностью рабочих колес, действующую влево.
Для устранения осевых сил в многоступенчатых (многоколесных) насосах нередко применяется взаимно противоположная установка рабочих колес, из которых одна половина имеет подвод жидкости для всасывания слева, а вторая половина — справа.
Следует обратить внимание на то, что все центробежные насосы (не имеющие специальных приспособлений) не могут создать разрежения, если проточная часть и приемный (всасывающий) трубопровод заполнены воздухом (насосы не обладают сухим всасыванием). Плотность воздуха при атмосферном давлении примерно в 800 раз менее плотности воды, и при той же частоте вращения рабочего колеса центробежные силы воздуха будут крайне малы, вследствие чего не будет и всасывания из приемного трубопровода. Поэтому в судовых условиях насосы устанавливаются по возможности ниже уровня жидкости (см. рис. 74) или снабжаются специальными приспособлениями (насосами), отсасывающими воздух из проточной части и всасывающего трубопровода.
Классификация центробежных насосов может быть выполнена по следующим внешним признакам применительно к параметрам и конструкции насосов морских транспортных судов.
По величине производительности м3/ч: .
Малой проп.чнодптелыюстп .... до 20
Средней от 20 до 100
Большой свыше 100
По развиваемому давлению (м вод. ст.):
Низкого давления . до 50
Среднего от 50 до 300
Высокого давления , свыше 300
По типу рабочего колеса:
С нормальными рабочими колесами, с диагональными
По количеству колес и ступеней:
Одноколесные и одноступенчатые
Одноступенчатые с параллельным подключением колес
Многоступенчатые, многоколесные с последовательным подключением колес
По наличию направляющих аппаратов с неподвижными лопастями:
Без направляющих аппаратов
С направляющими аппаратами на выходе жидкости из рабочего колеса
То же, на входе жидкости в рабочее колесо
То же, на входе жидкости в рабочее колесо и выходе ее из рабочего колеса
По способам подвода жидкости к рабочему колесу:
С односторонним всасыванием. с двусторонним всасыванием
По расположению оси вала насоса:
Горизонтальные, Вертикальные
По виду подаваемой жидкости:
Для подачи воды . Для подачи нефтепродуктов и вязких жидкостей
По способности всасывать:
Насосы, не имеющие приспособлений для сухого всасывания Насосы, имеющие приспособления для самовсасывания — отсоса воздуха из проточной части насоса и всасывающего трубопровода
Данная классификация отражает параметры и особенности устройства гидравлической части насосов.
Кроме отмеченных различий и особенностей, насосы могут отличаться конструктивным оформлением: конструкцией корпуса, наличием или отсутствием редуктора между валом двигателя и валом насоса и т. д.