Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Цели, принципы деятельности и мероприятия Банка России по развитию финансовых рынков
Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый сектор, архитектура финансового рынка, поведенческий надзор на финансовых рынках, регулирующие технологии, искусственный интеллект, удаленная идентификация и аутентификация, платформа-маркетплейс, перспективная платежная система, система передачи финансовой информации.
2.1 Взаимодействие мегарегулятора с Правительством Российской Федерации
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, рядом основных федеральных законом, среди которых выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно статье 4 этого федерального закона Банк России в тесном взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации.
Взаимодействие Банка России с Правительством РФ заключается во взаимном участии в разработке и координации вопросов экономической и денежно-кредитной политики, информировании о предстоящих мероприятиях, имеющих общегосударственное значение, а также в проведение регулярных консультаций. Банк России играет важную роль в организации экономической политики страны, поэтому Правительство РФ заинтересовано в его надежности. Несмотря на то, что государство поддерживает тесную связь с Банком России, он сохраняет за собой право на свободную политику. Его независимость от правительства необходима для поддержания денежно-кредитной и валютной стабильности.
На основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» один раз в три года предусмотрена разработка основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации. План мероприятий («дорожная карта») по реализации «Основных направлений на период 2019–2021 годов» разработан Банком России и Правительством Российской Федерации, утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 27.03.2019 № СА-П13-2341.
Одним из приоритетных направлений работы Банка России является развитие финансового рынка. Его эффективная работа ведет к экономическому росту и повышению качества жизни в стране. Рост экономики невозможен без доступности инструментов финансового рынка для всех организаций и предприятий. Потеря некоторых внешних источников финансирования и падение цен на сырье усиливает роль внутренних источников финансирования, что доказывает важность задачи по стимулированию внутреннего инвестора.
Согласно «дорожной карте» сферы взаимодействия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации касаются следующих направлений:
• создание благоприятной среды для цифровизации финансовых рынков;
• развитие конкуренции на финансовых рынках;
• повышение финансовой доступности;
• развитие сегмента длинных денег и корпоративных отношений;
• противодействие недобросовестным практикам, профилактика и пресечение правонарушений;
• защита прав потребителей и инвесторов;
• повышение финансовой грамотности;
• обеспечение стабильности финансового рынка.
Перечисленные направления фактически являются ориентирами, уточняющими, каким образом Банк России достигает целей развития финансового рынка. Исходя из них, Банк России оценивает целесообразность инициатив по развитию. Общие задачи связаны с развитием всех индустрий финансового рынка – и банковского сектора, и других секторов: страхового, коллективных инвестиций и доверительного управления, микрофинансования.
Задачи обеспечения доступности финансовых инструментов направлены на повышение защищенности интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. При этом регулятор соблюдает общий принцип минимизации вмешательства в работу рыночных сил, за исключением случаев защиты участников от системных проблем, с которыми рынок не способен справиться самостоятельно.
Правительство Российской Федерации в качестве исполнителей совместных с Центральным банком Российской Федерации мероприятий внесло в дорожные карты по реализации направлений развития финансового рынка Российской Федерации следующие министерства и ведомства:
• Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), одна из функций которого - выработка и реализация политики государства и оказание госуслуг в сфере информационных технологий, а также обеспечение доступа к ним;
• Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), среди целей которого формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности финансового рынка (содействие достижению национальных целей развития в сфере экономики и роста реальных доходов граждан), а также улучшение условий ведения бизнеса и конкурентной среды;
• Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), реализующее государственную политику в секторах экономики, осуществляющее стратегическое планирование в Российской Федерации;
• Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), в вопросах ведения которого государственная промышленная политика, включающая в себя и региональную промышленную политику.
Приведен список иных исполнителей в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Иные исполнители мероприятий по реализации направлений развития финансового рынка
Иные исполнители
Федеральные органы исполнительной власти
Коммерческие организации
Министерство труда Российской Федерации (Минтруд России);
Министерство образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России);
Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России);
Росфинмониторинг;
ФАС России (Федеральная антимонопольная служба);
ФНС России (Федеральная налоговая служба);
ПФР России (Пенсионный фонд Российской Федерации);
ФСБ России (Федеральная служба безопасности Российской Федерации);
СК России (Следственный комитет Российской Федерации);
Росстат (Федеральная служба государственной статистики);
Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);
ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).
АО «Корпорация МСП»
АО «МСП Банк»
ПАО «Московская биржа»
Фонд развития промышленности, саморегулируемые организации
Важными исполнителями «дорожной карты» являются участники профессионального сообщества– саморегулируемые организации (далее-СРО) - относительно новый институт негосударственного регулирования предпринимательских отношений. Появление СРО на современном этапе развития экономики закономерно, но возникающие в связи с ними понятия, виды и формы в полной мере не определены. Эта форма регулирования становится третьей силой, которая поможет государству зафиксировать только необходимые правила и поддерживать их соблюдение наиболее эффективным образом. Таким образом с государства снимаются избыточные функции, что приводит к снижению бюджетных расходов. Легальное определение и основные функции СРО закреплены в части 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Согласно закону, к основным функциям относятся:
• разработка требований к вступлению и членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
• применение мер дисциплинарного воздействия на основании внутренних документов организации в рамках федеральных законов;
• осуществление анализа деятельности членов профессионального сообщества.
Примером совместных мероприятий является создание условий для сбора, хранения и обработки данных при внедрении инновационных бизнес-решений за счет совершенствования федеральных законов (исполнители Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, Банк России, ФАС России).
Наиболее значимым и эффективным механизмом для достижения целей является создание и согласование федерального законодательства, доклады в Правительство, представление федеральных законов Правительства в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, разработка и принятие нормативных актов Банком России, нормативно-правовых актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ).
Важными форматами для информирования и получения обратной связи как населения, так и развития диалога с участниками финансовых рынков являются совместные доклады для общественных консультаций, проведение исследований общественного мнения и мнения участников финансовых рынков через анкетирование и опросы общественного мнения, информационная поддержка при проведении ряда мероприятий, в частности при внедрении цифровых платформ. Совместная работа необходима при апробации изменении методологии в различных сегментах финансового рынка для учета индивидуальных особенностей участников финансовых рынков, а также при проведении мониторинга. Также проработка с разных сторон влияет на качество создаваемых методических материалов, инструкций и руководств, внедрение кодексов этики в различных сферах деятельности на финансовых рынках. Мероприятия сопровождаются также информированием и обучением во всех формах, включая и массовые для населения и целевые для групп участников финансовых рынков (вебинары, очные семинары и конференции, тренинги, консультации).
Банк России ожидает достигнуть следующих результатов при выполнении задач по направлениям «дорожной карты».
• Конкуренция:
1) снижение барьеров для входа на рынок новых участников и инновационных проектов;
2) снижение транзакционных издержек за счет распространения электронного взаимодействия с участниками рынка и мегарегулятором;
3) снижение территориальных барьеров и распространение удалённых каналов продаж для оказания финансовых услуг.
• Доверительная среда:
1) повышение финансовой грамотности населения;
2) ограничение в трудоустройстве недобросовестных финансовых лиц и создание условий для монетизации положительной деловой репутации;
3) оздоровление российского финансового сектора и создание рынка с добросовестными участниками;
4) выявление недобросовестных практик при помощи технологий Big Data.
• Финансовая стабильность:
1) обеспечение проактивного характера надзора с использованием стресс-тестирования;
2) улучшение методик макропруденциального стресс-тестирования для своевременного выявления потенциальных системных рисков;
3) введение дополнительных подходов для совершенствования производных финансовых инструментов (далее – ПФИ) и рынка страхования.
• Доступность финансовых услуг и капитала:
1) увеличение ликвидности финансового рынка и усиление конкурентоспособности;
2) рост объемов безналичных расчетов за счет развития дистанционных каналов продажи финансовых услуг;
3) системный подход к доступности: ценовая, физическая, ментальная и ассортиментная доступность;
4) совершенствование инструментов долгосрочного инвестирования.
Для мониторинга эффективности «дорожной карты» были разработаны индикаторы и ключевые целевые показатели в каждой сфере.
В заключении, реализация предлагаемых мероприятий будет осуществляется за счет объединения усилий, расширения линейки инструментов, упрощения процедур, повышения удовлетворенности населения качеством финансовых услуг, совершенствования подходов, распространения лучших практик, развития цифровых платформ, создания благоприятных правовых условий, усиления конкуренции на финансовом рынке, создания условий для развития конкурентной среды. Развитие финансового рынка, его участников, а также потребителей финансовых услуг является одним из важнейших направлений экономической политики.
2.2. Принципы и цели деятельности мегарегулятора по развитию финансовых рынков
Непрерывное совершенствование финансовой системы, повышение ее устойчивости являются необходимыми условиями реализации инновационного развития страны. От качественного взаимодействия всех участников финансовых рынков зависит развитие реального сектора экономики, создание необходимых условий для модернизации и обновления производства и индустрии услуг, а в конечном счете стабильность и благополучие государства и каждого его гражданина.
Все эти факторы учитываются Центральным Банком Российской Федерации и становятся основой принципов деятельности по развитию финансовых рынков на новом этапе деятельности в качестве мегарегулятора.
Центральный банка Российской Федерации получил функции мегарегулятора относительно недавно: 1 сентября 2013. Данная структура возникла после передачи функции Федеральной Службы по Финансовым рынкам (ФСФР) вновь созданным структурным подразделениям Банка России. С этого момента цели мегарегулятора по развитию и обеспечению стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации носят кросс-секторальный характер, то есть применяются не только для банковского сектора.
Основными принципами деятельности мегарегулятора являются:
• участие в развитии финансового рынка Российской Федерации и всей его инфраструктуры;
• участие в обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации, в том числе за счет оперативности выявления и создания механизмов противодействия кризисным ситуациям;
• проведение анализа ретроспективы, текущего состояния и перспектив развития финансовых рынков в части деятельности банков и некредитных финансовых организаций;
• формирование конкурентной среды на финансовом рынке РФ, выявление и участие в развитии факторов, в том числе технологических, способствующих «здоровой» конкуренции на рынках;
• регулирование, контроль и надзор за банковским сегментом рынка и сегментами деятельности некредитных финансовых организаций;
• уменьшение издержек финансовых посредников путем устранения избыточной регуляторной нагрузки и развитие инфраструктуры оценки рисков и совершенствование механизмов разрешения споров;
• защита прав и законных интересов участников финансовых рынков, а также потребителей финансовых услуг путем развития эффективной системы работы с обращениями потребителей (контакт-центры, специализированные интернет-ресурсы), постоянное совершенствование поведенческого надзора за инфраструктурными участниками рынков;
• внедрение современных методов корпоративного управления в практику российских акционерных обществ, усиление роли совета директоров в стратегическом управлении обществом, пересмотр подходов к раскрытию информации публичными обществами, усиление ответственности членов органов управления общества перед акционерами;
• дестимулирование недобросовестного поведения на финансовых рынках (усиление требований к деловой репутации руководителей и владельцев некредитных финансовых организаций, противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком).
Создание на базе Банка России мегарегулятора позволяет комплексно подходить к развитию финансовых рынков за счет повышения роли небанковского сектора на рынке. Подобное расширение способствует созданию и поддержанию справедливой конкурентной среды и условий для привлечения капитала с рынка, повышение доступности финансовых услуг для населения и предприятий малого и среднего бизнеса. Одновременно важным результатом деятельности мегарегулятора становится снижение регулятивной нагрузки. Примером таких улучшений является исключение дублирования в предоставлении отчетности участниками финансовых рынков и переход на безбумажные технологии. Совершенствование механизмов электронного взаимодействия обеспечивает рост производительности труда, снижение издержек, помогает в оценке рисков
Для совершенствования механизмов электронного взаимодействия Банк России уменьшается доля бумажного документооборота на финансовом рынке, расширять систему дистанционной идентификации потребителей финансовых услуг со стороны финансовых посредников. Также происходит поэтапное изменение автоматизированных процессов сбора и анализа всех видов отчетности поднадзорных организаций на базе формата XBRL (eXtensible Business Reporting Language – расширяемый язык деловой отчетности). Такой стандарт обмена данными основан на предоставлении отчетности в виде отдельных показателей и создании взаимосвязей показателей. Формат применяется для повышения качества предоставления отчетности и исключает дублирование отчетных данных.
Основными сторонами, заинтересованными в развитии продуктов и услуг, технологий и условий российского финансового рынка являются население и предприятия реального сектора российской экономики (крупные корпорации и предприятия малого и среднего бизнеса), а также представители всех сегментов финансовой индустрии.
Развитый финансовый рынок способствует росту реального сектора экономики за счет удовлетворения потребности в капитале и эффективного перераспределения финансовые ресурсы. Становясь полноценной отраслью российской экономики, финансовая индустрия способна расти выше среднеотраслевых показателей, способствуя диверсификации экономики, в целом.
Банк России выделил три приоритетные цели развития российского финансового рынка:
1. Повышение качества и уровня жизни граждан Российской Федерации благодаря применению инструментов финансового рынка. Реализация важных социально-экономических задач связана с необходимостью развития финансового рынка, способствующего улучшению качества и доступности финансовых услуг и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения.
2. Поддержание экономического роста за счет обеспечения конкурентного доступа субъектам российской экономики к долевому и долговому финансированию, инструментам страхования рисков. Необходимо создание условий, которые будут удовлетворять потребностям по долевому и долговому финансированию предприятий, находящихся на разных стадиях жизненного цикла – от зарождения до публичной компании. Постепенное устранение разрыва между потребностями экономики и возможностями финансового рынка достигается за счет улучшения качества конкурентной среды, уровня инфляции, наличия соответствующей инфраструктуры, а также от создания регулятивно-правовых условий для появления специфических финансовых инструментов, в том числе направленных на страхование рисков.
3. Создание качественных условий для роста финансовой индустрии. Рост финансовой индустрии позволит создать новые рабочие места, увеличить объем налоговых поступлений, повысить спрос на модернизацию и инновации, а также диверсифицировать российскую экономику и повысить эффективность финансовых ресурсов. Особое внимание в развитии финансового рынка России уделяется тем направлениям, которые особенно актуальны в сложившихся условиях социальной жизни и экономических реалиях, которые являются приоритетами работы правительства Российской Федерации и органов власти всех уровней. Создаваемые инновационные финансовые механизмы позволят мероприятиям придать комплексный характер. Особенно это актуально для реального сектора экономики, который учувствует в реализации проектов импортозамещения.
Таким образом, все эти цели могут быть успешно достижимы только при условии эффективного взаимодействия и качественного диалога с бизнесом. В ходе проведенной в 2013 году реформы регулирования на Банк России была возложена функция консолидации усилий по развитию финансовых рынков Правительства Российской Федерации, саморегулируемых организаций и самих участников финансовой индустрии.
Основные направления финансовых рынков Российской Федерации, учитывают вектор, заданный действующими стратегиями развития его отдельных сегментов. При этом важно учитывать риски, которые могут привести к невозможности реализации мероприятий, направленных на достижение целей, в полном объеме. К таким рискам относятся: асинхронность действий регулятора и индустрии, несвоевременная реализация законодательных инициатив, взаимодействие с судебными и правоохранительными органами в условиях высоких темпов изменения финансового законодательства и другие факторы, которые необходимо своевременно выявлять, чтобы снизить их влияние.