Цели и задачи дополнительных образовательных программ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
от 11 декабря 2006 г.
N 06-1844
О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России,
подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению
Программы
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
на
среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и Плана действий Правительства
Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к
программам дополнительного образования детей для использования их в практической
работе.
Директор Департамента
А.А.Левитская
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании"
(далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования
определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются
основные и дополнительные образовательные программы, направленные на решение
задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе,
на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных
образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные
программы различной направленности, реализуемые:
-в
общеобразовательных
учреждениях
и
образовательных
учреждениях
профессионального образования за пределами определяющих их статус основных
образовательных программ;
-в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются
основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от
7 марта 1995 г. N 233);
-в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в
конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой
(образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим
образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
-интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества;
-воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования
своих
выпускников
несет
образовательное
учреждение
в
установленном
законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь
является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание
дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
достижениям
мировой
культуры,
российским
традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному
общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчете на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
-укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие
структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление
и
содержание
структурных
элементов
программы
дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
-наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная
образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:
-направленность дополнительной образовательной программы;
-новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может
содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через
краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы составлен в соответствии с ГОСТ (список
литературы для педагогов и список литературы для детей и родителей)