Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цели и принципы подтверждения соответствия

  • 👀 3458 просмотров
  • 📌 3440 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Цели и принципы подтверждения соответствия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цели и принципы подтверждения соответствия» docx
4 Подтверждение соответствия Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. 4.1 Цели и принципы подтверждения соответствия Подтверждение соответствия осуществляется в целях: • удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров; • содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: • доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; • установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; • уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. 4.2 Формы подтверждения соответствия Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: • принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия); • обязательной сертификации. Графически формы подтверждения соответствия можно показать на схеме (рис. 4.1). Рис. 4.1 Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия: 1) национальным стандартам, 2) предварительным национальным стандартам, 3) стандартам организаций, 4) сводам правил, 5) системам добровольной сертификации, 6) условиям договоров. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Образец декларации о соответствии представлен на рис. 4.2. Рис. 4.2 Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Образцы сертификатов соответствия при добровольной и обязательной сертификации представлены на рисунках 4.3 и 4.4. Рис. 4.3 Рис. 4.4 4.2.1 Знаки соответствия Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации. На рисунке 4.5 представлены знаки соответствия, применяемые на территории РФ. а б в а – знак соответствия при обязательной сертификации; б – знак соответствия при декларировании соответствия; в – знак соответствия при добровольной сертификации Рис. 4.5 Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Существуют два знака обращения продукции на рынке: • знак обращения продукции на рынке (используется на территории РФ); • единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (используется на территории Евразийского экономического союза). Указанные выше знаки представлены на рисунке 4.6. а б а – знак обращения продукции на рынке; б – единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза Рис. 4.6 4.3 Система сертификации. Основные участники и их функции 4.3.1 Общие положения Система ГОСТ Р создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услугой обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации. В Системе ГОСТ Р по тем же правилам и процедурам может проводиться также добровольная сертификация. В Системе ГОСТ Р проводятся работы по регистрации деклараций о соответствии принятых изготовителями (продавцами, исполнителями) В Системе ГОСТ Р сертифицируются: • товары для личных (бытовых) нужд граждан; • продукция производственно-технического назначения, в том числе средства производства; • строительная продукция; • выполняемые работы и оказываемые услуги населению; • системы качества; • производства. Объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р и объекты подтверждения соответствия, на которые в Системе ГОСТ Р регистрируются декларации о соответствии определены перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, а также другими перечнями, утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации на основе соответствующих федеральных законов. Объектами добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р могут быть любые виды систем качества, производств, продукции, работ, услуг, предлагаемые заявителем и входящие в область аккредитации органов по сертификации Системы ГОСТ Р. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р составляют национальные и межгосударственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Обозначения конкретных нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация в Системе ГОСТ Р, содержатся в «Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация», публикуемой Росстандартом России, а также в документах систем сертификации однородной продукции, работ, услуг. Нормативную базу подтверждения соответствия при добровольной сертификации составляют стандарты различных категорий, строительные нормы и правила, технические условия и другая техническая документация на продукцию, работы, услуги, предложенная заявителем. В Системе ГОСТ Р предусматривается сертификация отечественной и импортируемой продукции, по единым правилам. Система ГОСТ Р обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети аккредитованных в установленном порядке органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке для проведения обязательной сертификации, вправе осуществлять добровольную сертификацию. Система ГОСТ Р является открытой для участия в ней других федеральных органов исполнительной власти, различных организаций, признающих и выполняющих ее правила. Взаимодействие Системы ГОСТ Р с другими системами сертификации, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти осуществляется на основе соглашений, заключаемых Росстандартом России с соответствующими органами (организациями), если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Система ГОСТ Р вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов, знаков соответствия и протоколов испытаний. Система ГОСТ Р включает в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции (работ, услуг), в которых осуществляется сертификация определенной продукции (работы, услуги) с учетом специфики ее производства и использования, а также с учетом требований международных систем сертификации и соглашений, участником которых является Российская Федерация. Объективность и достоверность сертификации в Системе ГОСТ Р обеспечивается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также аттестацией экспертов в установленном порядке. Система ГОСТ Р имеет собственные формы сертификатов и знаки соответствия. 4.3.2 Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников Организационную структуру Системы ГОСТ Р образуют: • Росстандарт России; • центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг); • органы по сертификации; • испытательные лаборатории (центры). 4.3.2.1 Росстандарт России Росстандарт России выполняет следующие функции: • формирует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и управляет ими непосредственно или через центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг); • организует и координирует деятельность участников Системы ГОСТ Р; • утверждает организационно-методические документы Системы ГОСТ Р; • создает системы сертификации однородной продукции (работ, услуг), правила (порядки) сертификации в этих системах; • определяет центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг); • осуществляет контроль за деятельностью центральных органов систем сертификации однородной продукции (работ, услуг), технического центра Регистра систем качества, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); • устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и правила их применения, а также формы других документов, необходимых для функционирования системы; • устанавливает порядок оплаты работ по сертификации по согласованию с компетентными органами; • взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации; • взаимодействует с соответствующими органами других стран и международными органами по вопросам сертификации. Для подготовки предложений, касающихся функционирования Системы ГОСТ Р, совершенствование деятельности ее участников, нормативно-методического обеспечения и т.п., Росстандарт России формирует Совет Системы ГОСТ Р из представителей: центральных органов систем сертификации однородной продукции (работ, услуг) (далее – центральные, органы); технического центра Регистра систем качества; научно-методических центров; отдельных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Совет Системы ГОСТ Р является совещательным органом и действует в соответствии с положением, утверждаемым Росстандартом России. Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и по другим вопросам при Росстандарте России формируется апелляционная комиссия. Государственный реестр Системы ГОСТ Р ведется подразделением Росстандарта России, которое регистрирует участников и объекты сертификации, а также осуществляет архивное хранение материалов по государственной регистрации. На базе научно-исследовательской организации Росстандарта России создает научно-методический центр Системы ГОСТ Р, который осуществляет следующие функции: • разрабатывает предложения по развитию и совершенствованию Системы ГОСТ Р; • разрабатывает проекты основополагающих организационно-методических документов Системы ГОСТ Р и изменения к ним; • проводит экспертизу документов систем сертификации однородной продукции (работ, услуг); • оказывает методическую помощь участникам Системы ГОСТ Р. 4.3.2.2 Центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг) Центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг) определяются Росстандартом России. Центральными органами могут быть структурные подразделения Росстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также другие компетентные организации. Центральный орган: • организует и координирует работу органов по сертификации и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации однородной продукции (работ, услуг); • готовит предложения по правилам системы сертификации однородной продукции (работ, услуг); • рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), участвующих в данной системе сертификации однородной продукции (работ, услуг); • выявляет потребность в органах по сертификации, испытательных лабораториях и экспертах; • разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры продукции (работ, услуг), сертифицируемой в данной системе сертификации однородной продукции (работ, услуг). При необходимости Росстандартом России по представлению центрального органа создается научно-методический центр системы сертификации однородной продукции (работ, услуг) из числа компетентных в данной области научно-исследовательских организаций. Научно-методические центры системы сертификации однородной продукции (работ, услуг) осуществляют: • разработку организационно-методических документов систем сертификации однородной продукции (работ, услуг) и изменений к ним; • сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертификации в системе сертификации однородной продукции (работ, услуг) и предоставление ее центральному органу; • методическую помощь участникам системы сертификации однородной продукции (работ, услуг). Функцию центрального органа при сертификации систем качества и производств выполняет Технический центр Регистра систем качества. 4.3.2.3 Органы по сертификации и испытательные лаборатории Организации, которые претендуют на участие в Системе ГОСТ Р в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы Федеральной службой по аккредитации. Требования к органам по сертификации установлены в ГОСТ ISO/IEC Guide 65-2012 «Общие требования к органам по сертификации продукции». Требования к испытательным лабораториям (центрам) установлены в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Право на проведение работ в Системе ГОСТ Р имеют аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), включенные Росстандартом России в установленный реестр. Функции, выполняемые органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации. За аккредитованными органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) предусмотрен инспекционный контроль, осуществляемый Росстандартом России. Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных в Регистре Системы сертификации персонала, образованном Росстандартом России. 4.4 Порядок проведения сертификации продукции 4.4.1 Общие положения Сертификацию продукции проводят органы по сертификации. Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Росстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие: • провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др. • полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования. Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции. Схемы (способы, формы – далее схемы), применяемые при обязательной сертификации, определяются Росстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции. При выборе схемы сертификации следует использовать схемы, обеспечивающие необходимую доказательность сертификации, в том числе принятые в зарубежной и международной практике. Рекомендуемые схемы сертификации, применяемые при проведении сертификации в Российской Федерации, приведены в приложении. Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации. 4.4.2 Требования к нормативным документам на сертифицируемую продукцию В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию. Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характеристики) и методы испытаний для конкретного вида продукции содержались в одном нормативном документе. Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях. Содержание и изложение этих сведений должно позволить различным лабораториям получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний, если эта последовательность влияет на результаты испытаний. Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить идентификацию продукции, а также содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знака соответствия. Маркировка продукции должна осуществляться на русском языке. При сертификации продукции следует применять официальные издания нормативных документов. 4.4.3 Проведение сертификации Сертификация продукции включает: • подачу заявки на сертификацию; • принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы; • отбор, идентификацию образцов и их испытания; • оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации); • анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее – сертификат); • выдачу сертификата; • осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации); • корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия; • информацию о результатах сертификации. 4.4.3.1 Подача заявки на сертификацию и принятие решения по заявке Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Росстандарта России или в Росстандарте России. При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Росстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указываются схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель. 4.4.3.2 Отбор, идентификация образцов и их испытания Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний. Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продукции. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий). Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в документах, устанавливающих порядок сертификации однородной продукции, Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции. При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории. Заявитель представляет в орган по сертификации документы, указанные в решении по заявке, в том числе документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, если это установлено законодательными актами Российской Федерации. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ по сертификации продукции). Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации. После проверки представленных документов, в том числе: соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, - орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах. 4.4.3.3 Оценка производства В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состояния производства продукции (схемы 2а, 3а и 4а), сертификация производства или системы качества (схемы 5 и 6). Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Результаты анализа состояния производства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата. Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства или сертификации системы качества указывают в сертификате на продукцию. 4.4.3.4 Выдача сертификата соответствия Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схемой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав: • группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям; • изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате. При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует требованиям нормативных документов, установленных для данной продукции. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года. Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции. В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи сертификата. 4.4.3.5 Применение знака соответствия Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) на основании сертификата или декларации о соответствии, зарегистрированной в органе по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку – на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком. Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.). Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способами, обеспечивающими четкое изображение этих знаков, их стойкость к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции. Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых и нему требований. 4.4.3.6 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т.д. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в порядке сертификации однородной продукции. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат. Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ: • анализ поступающей информации о сертифицированной продукции; • создание комиссии для проведения контроля; • проведение испытаний и анализ их результатов; • оформление результатов контроля и принятие решений. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях: • изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний; • изменения конструкции (состава), комплектности продукции; • изменения организации и (или) технологии производства; • изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества – если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации. Решение о приостановлении действия сертификата принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется аннулируется. Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Росстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородной продукции. Порядок и сроки доведения этой информации устанавливаются порядком сертификации однородной продукции. 4.4.3.7 Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации: • приостанавливает действие сертификата; • информирует заинтересованных участников сертификации; • устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; • контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий. Изготовитель (продавец): • определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушением продукции, модель, номер и размер партии; • уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции. После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации: • указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки; • информирует заинтересованных участников сертификации. При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата. 4.4.3.8 Информация о результатах сертификации Орган по сертификации представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции. 4.5 Схемы сертификации продукции в РФ Схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям. Схема сертификации – схема подтверждения соответствия, применяемая при сертификации продукции. 4.5.1 Общие положения Схема сертификации является определяющей частью процедуры сертификации, характеризующей необходимый уровень доказательности соответствия продукции установленным требованиям. Схема сертификации может содержать одно или несколько предпринимаемых действий (модулей), результаты которых используют для принятия органом по сертификации общего решения о соответствии (несоответствии) продукции установленным требованиям. Такими действиями в общем случае могут считаться: • анализ представленной документации; • исследования, испытания продукции; • оценка производства (системы качества); • инспекционный контроль. Анализ документации в различной степени должен присутствовать во всех схемах сертификации и может быть представлен следующими основными видами: • анализ представленной документации для идентификации продукции; • анализ представленной документации для определения пригодности ее использования в качестве дополнительных доказательств соответствия; • исследование проекта. Испытания могут быть представлены следующими основными видами: • испытания образцов продукции, предусмотренной к серийному (массовому) производству; • испытания партии; • испытания единицы продукции. Оценка производства может быть представлена следующими основными видами: • анализ состояния производства; • оценка системы качества; • сертификация системы качества. Инспекционный контроль различают по составу входящих в него операций: • испытания образцов сертифицированной продукции; • анализ состояния производства; • инспекционный контроль системы качества. Схемы сертификации должны быть известны заявителю до начала сертификации. Их устанавливают в правилах сертификации определенных видов продукции, содержащихся в технических регламентах, или в документах системы добровольной сертификации. В технических регламентах или в документах системы добровольной сертификации, как правило, устанавливают несколько схем сертификации, которые считают равноценными для принятия решений с учетом предусмотренных условий их применения. Общий состав (набор) схем сертификации приведен в таблице 4.1. Таблица 4.1 № схемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) 1 Испытания типа1 - - 1а Испытания типа Анализ состояния производства - 2 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца 2а Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства 3 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у изготовителя 3а Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства 4 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя 4а Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства 5 Испытания типа Сертификация производства или сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя2 Продолжение таблицы 4.1 № схемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) 6 Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества 7 Испытание партии - - 8 Испытания каждого образца - - 9 Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами - - 9а Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Анализ состояния производства - 10 Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами - Испытания образцов, взятых у изготовителя и (или) у продавца 10а Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя и (или) у продавца. Анализ состояния производства 4.5.2 Применение схем сертификации Схемы сертификации 1 - 6 и 9а - 10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схема 7, 8, 9 – при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия. Схемы 1 - 4 рекомендуется применять в следующих случаях: схему 1 – при ограниченном, заранее оговоренном, объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска); схему 2 – для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию; схему 3 – для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения; схему 4 – при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства. Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой: • реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции; • технологические процессы чувствительны к внешним факторам; • установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции; • сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории; • характерна частая смена модификаций продукции; • продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя. Условием применения схемы 6 является наличие у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества. Схему 6 возможно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемым в Российской Федерации. Схемы 7 и 8 рекомендуется применять тогда, когда производство и реализация данной продукции носят разовый характер (партия, единичные изделия). Схемы 9 - 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) продукции установленным требованиям - декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям. В декларации о соответствии изготовитель (продавец) в лице уполномоченного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям. Декларация о соответствии, подписанная руководителем организации-изготовителя (продавца), совместно с прилагаемыми документами, направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации. Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые органами исполнительной власти в пределах своей компетентности и т.д.). Одновременно орган по сертификации сопоставляет образец продукции с представленными документами. При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия. Условием применения схем сертификации 9 - 10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов. Данные схемы целесообразно применять для сертификации продукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации неповторяющихся партий небольшого объема отечественной и зарубежной продукции. Схемы 9-10а рекомендуется применять в следующих случаях: • схему 9 – при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества, или единичного изделия, комплекта (комплекса) изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных и иных объектов, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий; • схему 9а – при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля; • схемы 10 и 10-а – при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска. Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями. Необходимым условием применения схем 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства. При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят. При проведении обязательной сертификации по схемам 5 или 6 и наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или систему качества (по той же или более полной модели, чем та, которая принята при сертификации продукции) сертификацию производства или системы качества соответственно повторно не проводят. Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования. Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации. 4.5.3 Использование дополнительной информации в схемах сертификации В схемах сертификации, если это не противоречит правилам системы сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации. При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия по отношению к качеству сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями, и т.п. В зависимости от видов сертифицируемой продукции используются следующие дополнительные документы: • протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т.п.); • гигиеническое заключение (гигиенический сертификат); • документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства; • сертификат пожарной безопасности (на продукцию); • сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов; тары, упаковки; • паспорт поля или сертификат качества почв земельного участка, выданный агрохимической службой; • заключение регионального центра станции защиты растений и агрохимической службы о применении средств химизации (удобрений, пестицидов, стимуляторов роста, биопрепаратов, мелиорантов); • заключение органа по карантину растений в случае проведения обработки против карантинных объектов; • ветеринарный сертификат (свидетельство); • зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщика; • сертификат происхождения; • протоколы испытаний в зарубежных лабораториях; • техническую документацию изготовителя (конструкторскую, технологическую, эксплуатационную и т.п.). Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности содержащейся в них информации.
«Цели и принципы подтверждения соответствия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

МЕТРОЛОГИЯ
#Лекция

Метрология. Определение метрологии. Виды средств измерений. Основные характеристики средств измерений. Диапазон измерения. Цена деления шкалы и значение единицы младшего разряда. Точность. Характеристики, отражающие влияние прибора на объект. Виды и методы измерений. Представление результатов измерений. Составляющие погрешности измерения. Запись результата измерения. Вычисление погрешностей измерения. Стандартизация. Определение стандартизации. Цели стандартизации. Принципы стандартизации. Методы стандартизации. Виды стандартов. Национальные органы по стандартизации. Международное сотрудничество в сфере стандартизации. Сертификация. Определение сертификации. История сертификации. Подтверждение соответствия. Цели подтверждения соответствия. Принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия.

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot