Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Целеполагание как важный элемент урока.

  • 👀 492 просмотра
  • 📌 445 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Целеполагание как важный элемент урока.» docx
Лекция 8. Целеполагание как важный элемент урока. Умение согласования целей субъектов деятельности (учите​ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не​обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив​ной, для него выступит как субъективная. Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои. Логика урока ИЯ определяется его целенаправленностью, т.е. соотнесенностью урока с его целью. Примеры формулировок цели урока, в соответствии с требованиями ФГОС: - Составить диалог-обмен мнениями по вопросам защиты окружающей среды в городской местности, учить выражать личную точку зрения и обосновывать ее, выражать согласие/несогласие с мнениями партнеров. - Ознакомительное чтение текста «-» с целью обобщения информации, содержащейся в абзацах в единое смысловое целое с ее воспроизведением в устной (письменной) форме. - Понимание основного содержания небольших аутентичных текстов в рамках темы «-» [Или: выделить основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.] - Составление с опорой на образец личного письма зарубежному другу: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о нем. - Комментировать факты из прослушанного (прочитанного) текста, выражая свое отношение к предмету речи. - Узнавать в письменном (устном) тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения «-» в пределах изучаемой темы «-». - Выражать побуждение с помощью повелительного наклонения в ситуации «-» в пределах изучаемой темы «-». - Выражать в диалоге свое отношение к действию, описываемому при помощи [модальных] глаголов и их эквивалентов; запрашивать информацию о действиях товарища при помощи [этих же] глаголов. - Контроль сформированности грамматических (лексических) умений и способность обучающихся пользоваться грамматическими (лексическими) средствами в устном (письменном) общении в пределах изучаемой темы «-». - Контроль сформированности умений в аудировании (говорении, чтении, письме) в пределах изучаемой темы «-». При проектировании цели урока методическим конструктором могут выступать «Примерные программы по учебным предметам. ИЯ.». (См. раздел «Характеристика основных видов деятельности ученика»). Не допускается замена целей содержанием или темой урока. Ориентиром цели урока выступает деятельность обучающихся, а не запланированная деятельность учителя. Цель урока должна быть конкретна и может быть применима для сравнения с реальными результатами. (Например, такая цель, как развитие аудитивных умений не может быть достигнута за время урока). Возможные приемы целеполагания: 1.​ Тема-вопрос (план): Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. 2.​ Работа над понятием: Учащимся предлагается название темы урока, а им необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяется цель урока. 3.​ Ситуация яркого пятна: Среди множества однотипных предметов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. 4.​ Исключение Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель. 5.​ Домысливание: Учитель называет тему урока и просит сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. 6.​ Группировка: Разделить ряд слов на группы. Изучение признаков, в основе классификации, и будет целью урока. 7.​ Прием  «знаю - не знаю»: Учащимся предлагается тема урока и они должны вспомнить, что они уже знают по этой теме, и определить, что они хотят узнать по ней еще. 8.​ Подводящий диалог: На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. 9.​ Проблема предыдущего урока: В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.  10.​ Мозговой штурм: Учащимся предлагается заполнить кластер, или решить ситуацию. Каждый предлагает свой вариант, обосновывая его. 11.​ «Отсроченная отгадка»: Предложить загадку, кроссворд или пословицу. Поиск правильного решения  и станет целью урока. 12.​ «Лови ошибку!»: Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила. 13.​ «Незаконченные предложения»: Учащимся предлагаются незаконченные предложения. При выполнении задания учащиеся выходят на проблемную ситуацию. 14.​ Проблемная ситуация: Учащимся предлагается заполнить письма, поставив глагол в нужной форме. В первом письме изменение глагола-связки по лицам в настоящем времени им уже известно. А во втором письме уже должно быть изменение глаголов действия, которое им не знакомо. При сравнении с эталоном учащиеся отмечают, что глаголы некоторые изменяются, а некоторые нет. Возникает вопрос, почему происходит изменение. Чтобы решить данную проблему учащиеся обращаются к справочнику и выводят модель данного правила. Пример урока Тема: Present Simple of action verbs and the Verb “to be” (Настоящее простое время глаголов действия и глагола-связки) Учитель: Richard has a pen friend. This is a letter from him. Working in groups read it and write the verbs in the right forms. Dear Tom, I (to be) Richard. I (to be) from England. My grandparents (to be) from London. I (to be) a schoolboy. I (to be) good at English and Maths. My mother (to be) a teacher. My father (to be) a doctor. I have got a pet. It (to be) a cat. Its name (to be) Kitty. I like playing computer games. I (to be) mad about my bike. Учащиеся преобразовывают глагол To be: am, am, are, am, am, is, is, is, is, am. Учащиеся читают по цепочке предложения, комментируя ответ. Учащиеся составляют предложение, как правило - правильно. Учитель: Tom is writing the answer. Help him to put write the verbs in brackets in the right form. Dear Richard, I (be) Tom. I (come) from Scotland. My grandfather (live) in York. I (go) to school. I (love) my school very much. I (do) many subjects at school. I (be) good at Maths and History. My mother (teach) music at school. My father (be) also a teacher. I (have) got a pet. It (be) a dog. Its name (to be) Spot. I (spend) a lot of time with my dog. I (like) reading comics. Учащимся предлагается готовый эталон. Учащиеся видят не совпадение своих ответов. У учащихся возникает вопрос, почему изменяются глаголы? Учащиеся самостоятельно ищут ответ на вопрос, в каких случаях глаголы изменяются и составляют модель предложения. I, You, We, They He, She, It I . -S . Обязательными условиями использования  приемов целеполагания является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. Предлагаю рассмотреть  самые распространенные ошибки, которых следует избегать при планировании урока: Завышение цели урока. Цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, то есть цель, которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Если же цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта конкретная цель. Следовательно, на урок необходимо ставить предельно конкретные (локальные) цели. Подмена цели средствами урока. Например, на уроке по теме «What to visit in London» педагог продемонстрировал целый ряд педагогических приемов, все обучающиеся были вовлечены в активную работу, наблюдалась как индивидуальная, так и групповая работа, урок был оснащен наглядностью, использовались и технические средства обучения, и игровые формы. Но, несмотря на столь грамотно организованный  урок, осталось неясным: Какой вывод сделали учащиеся? Зачем они просмотри фильм, выполнили ряд упражнений, прослушали текст и.т.д. Следовательно, на начальном этапе урока необходимо предъявить учащимся конкретные цели и способы их достижения. Формальный подход при постановке целей. Расплывчатость и неопределенность спроектированных  целей приводит к их непониманию  как учащимися, так и самим преподавателем, что делает их достижение невозможным, а урок малоэффективным. Чтобы избежать подобных ошибок при планировании урока, необходимо помнить, что каждая цель должна быть: • Конкретна • Достижима • Реальна • Измеряема • Ориентирована на конкретный результат • Ориентирована по времени Сформулировать четкую и ясную цель может помочь метод SMART (с английского «умный»), имеющий следующие критерии: S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки. M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся. R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся. T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели. Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но и это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего эти цели будут достигнуты. Чтобы цели преподавателя стали целями учащихся используются различные приемы целеполагания. Возможные приемы целеполагания: • Тема-вопрос - план • Работа над понятием • Ситуация яркого пятна • Исключение • Домысливание • Проблемная ситуация • Группировка • Прием «знаю - не знаю - хочу знать» • Подводящий диалог • Исключение • Проблема предыдущего урока • Скрытая ошибка Тема-вопрос - план Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Ими выдвигается множество мнений и предположений, чем больше, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, можно задать вопрос «Would you like to know what music  your groupmates prefer to listen? (Хотели бы вы узнать, какую музыку предпочитают ваши одногруппники?». Как это сделать? 1. Спросить 2. Послушать рассказ одногруппника 3. Прослушать отрывок из музыкального произведения Так формулируются  конкретные учебные цели и способы их достижения. Работа над понятием Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Countable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»). Что в формулировке темы уже известно? (Например, известно, что означает «noun», учащиеся могут назвать множество существительных на английском языке.) Как вы думаете, что обозначают понятия «исчисляемые» и  «неисчисляемые»? Знаете ли вы, как используются исчисляемые и неисчисляемые существительные  в английском языке? Хотели бы сегодня узнать? Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. В итоге, диалог сводится к тому, о чем студенты не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Таким образом, возникает ситуация, в которой возникла потребность в  дополнительных исследованиях или действиях. На этом этапе и ставится цель. Например, предъявляем тему урока: «The differences between the country and thecity (Различия между деревней и городом)». Возможные варианты заданий: • заполнить таблицу, вписывая преимущества и недостатки жизни в  городе и деревне • составить словесную паутину • выбрать  из предложенных слов те, что описывают город, деревню • записать 7-10 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город или деревню Выясняем, все ли  различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока. Ситуация «Яркого пятна» Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или  фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, посредством  зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете. К примеру, тема занятия «PastSimple» (Простое прошедшее время), на доске выписаны пары глаголов: make-made, begin-began, come-came, go-went, read-read, write-wrote, become-became…, глагол COOK-COOKEDнаписан крупным шрифтом, окончание –ed выделено. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока. Группировка Учащимся предлагается разделить на группы ряд слов или понятий. К примеру, тема занятия «Shopsandshopping» (Магазины и поход по магазинам). Задание: Мы идем в магазин. У нас с собой список продуктов. Согласно списку нам надо купить “Meat”(Мясо), “Fish”(Рыбу), “Fruit”(Фрукты) andVegetables (Овощи)”. Врамкеслова: beef, carp, apple, marrow, banana, plum, onion, veal, cod, lemon, radish, pork, chicken, date, bean, carrot, potato, lamb, grape, mango, pear, tomato, herring, eel, cucumber… Распределите все покупки по отделам: Meat Fish Fruit Vegetables         Исключение К примеру, тема занятия «Сountable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»). На доске пишется список слов: sugar, salt, banana, milk, water, coffee, tea, rice, coke, buckwheat etc. Задание: Определите, что объединяет все эти слова.  Какое слово является лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили? Домысливание  Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов. Преподаватель называет тему урока, например «Character and appearance» («Характер и внешность»), затем просит учащихся сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. Учащиеся, к примеру, предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих одногруппниках,  уметь рассказать о себе и своем друге. Проблема предыдущего урока В конце урока  предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Прием «Знаю (Know)…. Не  знаю (Don’t know)… Хочу  знать (Want to know)…» Предъявляется  тема урока, например  «Hobbies» («Хобби»). На доске чертится  таблица из трех  колонок: Знаю (Know) Не знаю (Don’t know) Хочу знать (Want to know)       Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме  (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что  они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а  во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.  Отсроченная отгадка. Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос,  но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить.  Поиск правильного решения  и станет целью урока.  Скрытая ошибка.  Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют  грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц. Например, работая над темой «Present Continuous» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание: Исправьте ошибки: 1. Mary cooking lunch at the moment. 2. Simon is smileing. 3. My father are playing football. 4. I live in Brighton at the moment. 5. I reading an interesting book now. Использование подобных  приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять, принять и даже сформулировать цели урока, сделает  урок эффективным и эмоциональным, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить не только отвечать на них, но и  придумывать свои. Цель необходимо записывать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать текст, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели. В зависимости от этого формулируется  домашнее задание. В заключение хотелось бы отметить, что обязательными условиями использования  перечисленных приемов является: • учет уровня знаний и опыта учащихся • доступность, т.е. разрешимая степень трудности • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность  Задание для зачета: Разработайте фрагмент урока с использованием одного из элементов целеполагания с использованием УМК вашей школы.
«Целеполагание как важный элемент урока.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot