Бюджетный дефицит. Устойчивость бюджета. Подходы к сбалансированности бюджета
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Бюджетный дефицит. Устойчивость бюджета. Подходы к сбалансированности бюджета.
Бюджетный дефицит – это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году. Бюджетный профицит – превышение доходов бюджета над расходами.
Методы анализа устойчивости территориального бюджета.
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:
1) абсолютно устойчивым;
2) нормальным;
3) неустойчивым;
4) кризисным.
I метод определения степени устойчивости территориальных бюджетов:
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
Рм <Дс + Др ,
где Рм — минимальные расходы бюджета;
Дс — собственные доходы бюджета;
Др — регулирующие доходы бюджета.
2) Нормальное состояние
Рм = Дс + Др. (1)
3) Неустойчивое состояние
Рм = Дс + Др + ДД ,
где ДД — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки
бюджетных средств, внебюджетные средства и др.).
4) Кризисное состояние:
Рм >Дс + Др
4) кризисным.
II метод определения степени устойчивости территориальных бюджетов:
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при след.условиях:
Дс : Д = 60-70%,
Др : Д =30-40%,
З : Р= 10-15%,
где Д — общая сумма бюджетных доходов;
Р — общая сумма бюджетных расходов;
З — бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета).
2) Нормальное состояние бюджета: (2)
Дс : Д = 40-50%,
Др : Д =50-60%,
З : Р= 30-35%,
3) Неустойчивое состояние:
Дс : Д = 5-10%,
Др : Д =90-95%,
З : Р= 40-50%,
4) кризисным.
III метод определения степени устойчивости территориальных бюджетов:
Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
1) Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов:
Кр.с = Др :Дс
2) Коэффициент автономии:
Ка = Дс : Д .
3) Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
Ко.р = Дс :Рм
4) Коэффициент бюджетного покрытия: (3)
Кб.п =Д :Рм
5) Коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з = З: Р.
6) Коэффициент бюджетной результативности региона:
Кб.р = Дт : Ч,
где Дт — террит. бюджетные доходы, Ч — среднегодовая числ-ть населения региона.
7) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кб.о = Р : Ч.
Подходы к сбалансированности бюджета:
1) Ежегодно сбалансированный бюджет
До великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Однако тщательное изучение вопроса явно показывает, что сбалансированный бюджет несовместим с активным применением фискальной политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже того, ежегодно сбалансированный бюджет усугубляет колебания делового цикла.
Пример 1.
Для иллюстрации предположим, что экономика столкнулась с затяжной безработицей и падением доходов. В подобных обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированного бюджета правительство должно принять одну из следующих мер:
повысить ставки налогов,
сократить государственные расходы,
сделать и то, и другое.
Все эти меры имеют ограничительный, сдерживающий характер; каждая из них сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.
Пример 2.
Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению инфляции. По мере роста инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются. Для того, чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки, правительство должно принять одну из следующих мер:
снизить ставки налогов,
увеличить государственные расходы,
сделать и то, и другое.
Но любая из этих мер только усилит инфляционное давление в экономике.
2) Циклически сбалансированный бюджет
Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство проводит антициклическую политику, и в то же время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно – никакого закона, согласно которому за отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не существует. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла.
Логическое обоснование данной концепции просто, разумно и привлекательно. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким, образом, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия представляют собой положительную антициклическ5ую силу, и правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет.
Ключевая проблема данной концепции в том, что подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени продолжительности. Следовательно, задача стабилизации порой вступает в противоречие с задачей сбалансированности бюджета в ходе цикла.
3) Функциональное финансирование
В концепции функционального финансирования сбалансированность бюджета – годовая или циклическая – вопрос второстепенный. Главнейшая цель федеральной финансовой системы – обеспечение не полной инфляционной занятости, то есть сбалансированность экономики, а не бюджета.
Федеральный бюджет – это, прежде всего, инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Каким образом лучше финансировать государственные расходы – посредством налогообложения или путем заимствования, - зависит исключительно от текущих экономических условий. Правительство не должно колебаться, идя на любые дефициты и излишки для достижения макроэкономической стабильности и роста.