Бюджетное финансирование образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5. Бюджетное финансирование образования
1. Схема бюджетного финансирования.
2. Определение потребности в бюджетных средствах
1. Схема бюджетного финансирования образования
Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
• системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
• процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
• процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.
Система органов, участвующих в процессе финансирования образования
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
• Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
• Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть);
• Правительство Российской Федерации (исполнительная власть);
• Министерство финансов Российской Федерации;
• федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
• Федеральное казначейство, Государственный банк;
• образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели).
На уровне субъектов Российской Федерации:
• Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);
• законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель);
• правительства субъектов федерации;
• министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации;
• министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т.д.);
• казначейства, банки;
• образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).
На муниципальном уровне:
• законодатели муниципального уровня;
• финансовые отделы;
• отделы народного образования;
• казначейства, банки, отделения банков;
• муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).
Как видно из перечисленного, наборы“ участников финансирования на всех уровнях бюджетов очень похожи.
Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные функции участников процесса финансирования образования
Участник
Разработка проекта бюджета
Исполнение бюджета
Высшее должностное лицо
определение основных целей и задач бюджета (Бюджетное послание)
подписание закона о бюджете (утверждение бюджета)
Законодатель
рассмотрение проекта бюджета
принятие бюджета
Участник
Разработка проекта бюджета
Исполнение бюджета
Правительство (исполнительная власть)
указание на разработку проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета и представление его на утверждение законодателю
принятие решения (постановления) о порядке исполнения бюджета на соответствующий год
Орган,
исполняющий
бюджет
• прогнозирование и составление бюджета;
• организация работы по разработке проекта бюджета;
• формирование проекта бюджета и представление его в правительство (исполнительной власти)
• организация исполнения и контроль за исполнением бюджета; подготовка отчетов об исполнении бюджетов;
• обеспечение прямого финансирования образовательных учреждений (соответствующего уровня ведения);
• сообщение органам управления образованием лимитов бюджетных обязательств;
• осуществление бюджетного финансирования расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств через системы казначейства;
• контроль целевого характера использования бюджетных средств
Орган управления образованием
организация и проведение работы по составлению проектов бюджета в отраслях
• составление и направление реестров в систему казначейства для осуществления бюджетных расходов;
• составление и утверждение смет для подведомственных учебных заведений
Казначейская система
расходование бюджетных средств
Образовательные учреждения (бюджетополучатели)
разработка предложений к проекту бюджета
• расходование бюджетных средств;
• представление в казначейскую систему документов, подтверждающих правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств
Определение перечня участников процесса финансирования образования и их основных функций позволяет представить обобщенную схему финансирования образования (рис.1).
На схеме отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образование:
• разработка проекта бюджета;
• внесение проекта бюджета на утверждение;
• принятие и утверждение бюджета;
• доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования;
• исполнение бюджета.
Все эти действия регламентированы Бюджетным кодексом и являются едиными для всей бюджетной системы.
Разработка проекта бюджета по отрасли „Образование“, представляет собой сводную смету затрат по всем учреждениям системы образования и может осуществляться двумя основными способами.
1. Разработка каждым учреждением системы образования проекта сметы с последующим сведением этих проектов в сводную смету;
2. Разработка общей сметы расходов по всей планируемой системе образования с последующей декомпозицией разработанной сметы по отдельным учреждениям.
Процедура разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах для финансирования образования включает следующие основные этапы:
• разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год;
• согласование проектов смет образовательных учреждений с вышестоящим органом управления образованием и включение их в сводную смету по отрасли;
• представление сводной сметы органу управления (министерству, управлению, отделу финансов), формирующему проект бюджета соответствующего уровня, согласование проекта бюджета, в т. ч. разногласий по проекту бюджета;
• представление Правительством (федеральным, субъекта федерации, исполнительной властью муниципального образования) проекта бюджета законодателю (Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательному органу субъекта Российской Федерации, муниципальному собранию);
• рассмотрение законодателем проекта и принятие бюджета, включающего в качестве раздела расходы на образование.
Бюджет по расходам утверждается в разрезе статей функциональной классификации.
Уровни классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
• раздел и подраздел (раньше они разделялись на отдельные классификационные уровни);
• целевая статья;
• вид расходов.
Разделы являются первым уровнем бюджетной классификации и определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства: оборону, здравоохранение, образование, культуру.
Таблица. Раздел и подразделы функциональной классификации, относящиеся к образованию
Код
Наименование раздела, подраздела
0700
Образование
0701
Дошкольное образование
0702
Общее образование
0703
Начальное профессиональное образование
0704
Среднее профессиональное образование
0705
Переподготовка и повышение квалификации
0706
Высшее профессиональное образование
0707
Молодежная политика и оздоровление детей
0708
Прикладные научные исследования в области образования
0709
Другие вопросы в области образования
Государственная функция «Образование» отнесена к разделу 07.
В рамках раздела выделяются подразделы, которые детализируют содержание раздела,
Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам).
Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.
В соответствии с функциональной классификацией представление бюджетных ассигнований в бюджете имеет вид: код, объединяющий все коды функциональной классификации, и сумма ассигнований.
2.Определение потребности в бюджетных средствах
Научный анализ выделяет три основных достаточно условных направления определения потребности в ресурсном обеспечении образования.
1. Социальное — определение потребности в ресурсах на основе прогнозирования и планирования контингентов и принятых социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах.
2. Экономическое — расчет нормы рентабельности образования путем сопоставления издержек и выгод образования (упрощенно — сопоставления затрат на образование с приростом заработной платы получившего образование человека).
3. Расчетное — прогнозирование и расчет потребности экономики в рабочей силе и использование этой потребности в качестве исходного параметра для определения потребности образования в ресурсах.
В настоящее время применяются в разных вариантах все три подхода.
Потребность в бюджетном финансировании образовательного учреждения любого уровня образования базируется на трех основных количественных параметрах:
1) численности учащихся (N);
2) действующей системе оплаты труда и социального обеспечения работников и учащихся (S);
3) имеющейся материальной базе, на которой осуществляется образовательный процесс (P).
Используя указанные параметры, потребность в бюджетных средствах в общем виде может быть представлена как функция от них: F = f (N,S,P). В расчетах необходимо использовать более широкий набор параметров, к которым можно отнести:
• контингент учащихся по уровням образования, формам и программам обучения, коэффициенты приведения контингента, численность отдельных категорий учащихся, нормативные соотношения, позволяющие определить численность преподавателей, иные показатели, позволяющие определить численность работников образовательных учреждений в зависимости от численности учащихся;
• установленную систему оплаты труда работников системы образования, включая систему доплат, надбавок и выплат, зависящих от условий и характера работы, занимаемых должностей, территориального расположения и др.;
• нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, преподавателей, работников образовательных учреждений;
• материальную базу образовательных учреждений — кубатуру зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе, инвентарь и пр.;
Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.