Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бюджетно-налоговая политика

  • 👀 259 просмотров
  • 📌 184 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бюджетно-налоговая политика» doc
ЛЕКЦИЯ 8. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 14.1. Функции налогов 14.2. Финансовая система государства 14.3. Фискальная политика ) и эффект мультипликатора Экономическая роль государства в экономике возросла (кейнсианская теория) и один из механизмов макрорегулирования – бюджетно-налоговый механизм. Налоги - обязательный платеж юридических S и физических лиц D государству. Выполняют следующие функции: Прямые: фискальную – пополнение денежных доходов государства (казны); регулирующую – воздействие через налоги на воспроизводство и социально-экономические процессы в обществе: • поощрительная, стимулирующая (налоговые льготы ); • ограничительная (высокие налоги, таможенные сборы и др.); Экономические: государство мобилизует денежные средства, которые опять направляет на развитие общества. распределительная - перераспределение НД (от богатых к бедным) контролирующая - количество налогов расширяет или снижает платежеспособный спрос, в тоже время в зависимости от объема средств в бюджете увеличивается/уменьшается способность государства влиять на экономику. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА % (доход) 100 % населения ЛИНИЯ –абсолютное равенство, кривая – отклонение (чем дальше, тем не равномернее Коэффициент Джини – расслоение общества по какому-либо признаку (0-1) Объем налогообложения зависит от сложности и серьезности задач, решение которых общество возлагает на государство и основная проблема налогообложения - выбор механизма изъятия части доходов (налогообложение), т.е.: 1) размера (как велики они могут быть) 2) способа (как собирать налоги) 1) Как определить размер налоговых ставок? С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство возьмет, тем лучше оно окажет помощь социально не защищенным группам граждан, активнее поддержит развитие образования, здравоохранения и т.д. С другой стороны, чем сильнее налоговый гнет на экономику, тем хуже она развивается → объем налогов не подрывая при этом воспроизводства - уровень налогообложения не должен лишать производителей стремления расширять масштабы производства и предложения Тяжесть налогового бремени - величиной налоговых изъятий от ВВП. анализ статистических данных за длительный период - американский экономист Лаффер доказал, что финансирование увеличения государственных доходов за счет роста налоговых ставок возможно лишь до определенного момента (т.М), далее рост налогов приведет к обратному результату – уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет (большое налоговое бремя  сокращению производства и доходов). Данная зависимость получила название кривая Лаффера. Рис. Кривая Лаффера 2) По способу начисления налога: Рис. Метод начисления налога • Прогрессивный - с ростом дохода доля налога в общем доходе возрастает. • Регрессивный - взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. # Установление в 2002 г. регрессивной шкалы по ЕСН - от 36 % при доходе в 250 $ до 2 % при доходе свыше 1500$ в среднем на человека на предприятии - не дало фактического снижения налогового бремени (таких высоких доходов на большинстве предприятий нет). 1 • Пропорциональный налог - забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины). # Введение в 2001 г. единого подоходного налога 13 % (вместо прогрессивной ставки начиная с 12 % для небогатых) вызвало увеличение поступлений в бюджет. Однако, снижение налога на прибыль с 35 % до 24 % в 2002 г. привело к падению бюджетных поступлений. в зависимости от того, на какие цели пойдут: • Общие – на финансирование любых бюджетных расходов. • специальные имеют целевое назначение - закреплено на какие нужды они будут расходоваться по уровням управления (кто распределяет, взимает, куда они поступают): • федеральные, • региональные, • местные, по субъектам налогообложения (с кого берутся): • с юридических лиц; • с физических лиц; по объектам налогообложения (с чего берутся) - налоги на товары и услуги, налоги на добычу полезных ископаемых. по характеру налогового изъятия: • Прямые – взимается непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (земельный налог, налог на прибыль, налог на имущество). • Косвенные – налог, который не зависит от доходов налогоплательщика и который получают при совершении хозяйственных операций, переносятся с производителя и продавца на конечного потребителя товара Акциз – налог устанавливаемый обычно в процентах к цене некоторых товаров (от 20 % до 90 %). Подакцизные товары - табачные, ювелирные и винно-водочные изделия, пищевой этиловый спирт. Налог на добавленную стоимость (НДС) – объектом налогообложения реализация любых товаров (услуг) на территории РФ, в т.ч. и их ввоз. ( пять ставок НДС: 0, 10, 9,1, 16,7 и 18 %). Пошлина по своей экономической природе скорее напоминает цену - она оплачивает определенные услуги государственных служб (продавца) гражданам. - оформление свидетельств о барке и рождении детей, расторжение брака; - принятие жалобы к рассмотрению в суде; - право ввоза и продажи иностранных товаров (таможенная) и т.д. Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах, по сравнению с прямыми, труднее избежать (включены в цену). Все налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства (большое разнообразие до 40 видов в России) , а также нормы, правила, определяющие права и обязанности сторон при налогообложении отражено в Налоговом Кодексе. налоговые поступления пополняют Финансы (от лат. finansia – доход, платеж) - денежные средства или фонды для взаиморасчетов. Финансовые отношения - отношения между участниками рынка по накоплению (созданию) и использованию денежных фондов. Финансовую систему представляют денежные фонды различных уровней (от домохозяйств до государства), т.к. экономические субъекты в финансовых отношениях друг от друга зависят # Государственная казна будет наполняться, если предприятие рентабельно и может обеспечить выплату налогов. В то же время финансы предприятия зависят от того, как государство будет использовать свои денежные фонды, на какие цели - стимулировать развитие производства, предоставлять льготы, обеспечивать стабильность в экономике и т.д. Основными являются государственные финансы – денежные отношения общества по формированию и использованию денежных фондов страны  госбюджета – сводный план сбора доходов и расходов государственных органов власти на год. финансовая система гос-ва – уровни (звенья) бюджетной системы - консолидированный бюджет: • федеральный бюджет; • бюджеты субъектов федерации (региональные); • муниципальные бюджеты (местные); • специальные (внебюджетные) фонды. (табл. 4) Федеральный бюджет – основное звено финансовой системы государства. Правительство России (исполнительная власть) готовит проект ФБ и отвечает за его исполнение. Федеральное Собрание (законодательная власть) утверждает его, Президент подписывает. Через министерство финансов и налоговую службу организуется сбор доходов. Такое разделение позволяет поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль и избежать бездумной (корыстной) траты денег. Доходная часть ФБ формируется за счет • доходов от использования государственного имущества (10%); • отчислений от доходов предприятий и населения (налоги и сборы, пени и штрафы - до 90 % поступлений). Расходная часть ФБ в странах с развитой рыночной экономкой предполагает выделение средств: • на социальные нужды, • на поддержание обороноспособности страны, • развитие инфраструктуры, • обслуживание государственного долга и др. Перечень статей расходов отражает объем функций государства. В федеративных государствах (как Россия) есть бюджеты субъектов федерации Часть хозяйственных процессов в стране замыкается рамками региона, где образуются местные рынки, администрация и т.д., поэтому необходимы специальные фонды для финансирования этой деятельности Местные бюджеты - формируются, как правило, из второстепенных налогов. Между федеральным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов - законодательно утверждены границы налогообложения, чтобы местные чиновники не злоупотребляли правом ввода дополнительных налогов Особое финансовое звено образуют государственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность и отделенные от государственного бюджета. Эти денежные средства не идут на финансирование общих задач государства, а создаются для финансирования отдельных мероприятий (ЕСН): • пенсионный фонд (для выплаты пенсий). 75% • фонд государственного социального страхования (для выплат социальных пособий) 15 % • фонд обязательного медицинского страхования (для оплаты охраны здоровья и медицинской помощи) 10 % налоги пополняют бюджет государства и одновременно оно их тратит В зависимости от того какой экономический курс выбрало правительство оно проводит определенную финансовую политику – согласовывает расходы государства со стратегией развития страны: Кейнсианская программа - большинство государственных затрат идет на социальные и хозяйственные нужды (рост G- рост Dплатеж-й – рост АS). Монетаристский подход - стабилизация экономики за счет экономии расходов по всем статьям бюджета (→ снижение налогов). Неоконсервативная - снижение расходов на социальные программы и стимулирование развития производства (снижение налогов, льгот) + ограничение вмешательства в рыночную экономику (снижение G). Если расходы государства начинают превышать возможные доходы от налогообложения, то говорят о бюджетном дефиците. Обеспечить равенство на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых затрат (отрасли, госслужащие, ученые и т.д.), а финансовые ресурсы ограничены. Причины бюджетного дефицита могут быть различными: - финансовый баланс, по сути, отражает состояние экономики – если она неэффективна, то неизбежно будут трудности в балансировании бюджета; - дефицит может возникнуть вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством (ошибки правительства) - сознательное завышение расходов и снижение налогового бремени (Кейнсианский подход), в расчете на будущий рост (госполитика). Пути покрытия дефицита: • сокращение расходов госбюджета; • увеличение налогов; • превращение дефицита бюджета в госдолг за счет выпуска гособлигаций и реализации их КБ или населению; получение кредита от иностранных государств и превращение дефицита во внешний долг. • за счет эмиссии денег (самый опасный путь , ведущий к инфляции). Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, занятость и инфляцию. Сравнение степени воздействия рычагов фискальной политики на изменение величины ЧНП происходит на основе сопоставления мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора. Мультипликатор – числовой коэффициент, показывающий во сколько раз изменение показателя превышает инициирующее изменение первоначальное действие. Мультипликатор государственных расходов - показывает изменение в производстве (ЧНП) в результате роста (снижения) государственных расходов. М G = прирост ЧНП = ∆ ЧНП прирост расходов ∆ G Рост госрасходов приводит к большему увеличению ЧНП Мультипликатор налогообложения (МТ) отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов. Если налоги растут, происходит уменьшением ЧНП, при сокращении налогов ЧНП возрастает. М Т = прирост ЧНП = ∆ ЧНП прирост налогов ∆ Т Сопоставление двух мультипликаторов показывает, что МG действует с большей мощностью, чем М Т. т.е. при равном увеличении госрасходов и налоговых поступлений эффекты этих изменений не погасят друг друга – т.к. МG действует с большей силой, чем М Т, то ЧНП возрастет. Доходы бюджета Иркут . области в 2009г. 40 656,8 млн. руб. (расходы 36 399,5), при этом из них налоговые поступлении 60 % (25 396) – дотационный район, для сравнения в Томской области доходы 17 302, налоги 24 985
«Бюджетно-налоговая политика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot