Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Бытие и его виды.
Проблема субстанции в философии
I. Бытие.
Бытие – предельно общее, наиболее абстрактное, понятие (категория) философии, охватывающее собой все существующее, реальность. Все, что есть, есть бытие. Происходит от глагола «быть». О чем бы мы не говорили, мы сначала указываем признак самого существования этого «нечто» и лишь потом определяем, чем именно оно является. В предложении «Тигр есть животное» сначала (в смысле порядка следования слов) указывается, что тигр есть (т.е. существует) и лишь потом определяется, что именно он есть. Учение о бытии вообще, о его фундаментальных свойствах и основных видах – онтология. («Онтос» – по греч. «бытие»). В западных философских системах длительное время рассматривалась как равнозначная метафизике – системе умозрительных всеобщих определений бытия.
Онтология пытается дать ответы на вопросы: Что есть бытие или небытие? Что есть мир, какие базисные сущности в нем в принципе есть, а каких нет и не может быть? Существует ли мир вечно или он возник, а если да, то, как именно? Что лежит в основе его возникновения? Бесконечен он, или принципиально ограничен? Существуют ли в нем порядок, законы или он абсолютно хаотичен? и т.д.
Онтологию интересует вопросы предельных основания Б. и можно сказать, что ответы на вышеназванные вопросы являются основой для определенного ответа на различные Ф-ские проблемы (о корнях морали, смысле жизни и т.п.). Ответ дается либо явно, или он подразумевается. Например, предположить, что мир сотворен Богом, или предположить, что он возник сам собой, путем некоторой естественной эволюции – это две совершенно различные онтологии, влекущие за собой совершенно различные следствия относительно положения человека в этом мире, смысле его жизни и т.д.
Ф-ия начинается с проблем Онтологии. Каждая эпоха пытается дать ответ на вопрос – что есть Бытие?
II. Виды бытия.
После определения самого понятия Бытия (реальности) в Онтологии следует классификация его основных видов. Одним из вариантов такой классификации является следующий:
1. Материя (материальное бытие) - объективная реальность, т.е. такая, которая существует вне и независимо от нас, субъектов (людей с их сознанием).
Здесь можно выделить два подвида:
• естественная объективная реальность в своем первозданном виде (т.е. природа, не измененная человеком);
• искусственная объективная реальность (т.е. природа, преобразованная деятельностью человека – это все вещи и предметы, созданные нами) .
2. Духовное (идеальное бытие) – это субъективная реальность, т.е. такая, которая существует только в субъектах и вместе с ними, зависит в своем существовании от них.
Здесь:
• духовный мир отдельного человека, прежде всего его индивидуальное сознание;
• общественное сознание, духовность социума, материализованная в человеческой культуре, книгах и пр.
3. Общество (общественное бытие). Это социальная реальность. Она представляет собой совокупность тех связей и отношений, которая возникает в жизни отдельного человека и общества в целом из-за социального характера бытия людей (политика, экономика, мораль и т.п.).
4. Человек – бытие (реальность) человека представляет собой сложнейший комплекс, включающий в себя в неразрывной взаимосвязи все вышеперечисленные виды бытия (реальности). Он и природное и духовное, и субъект и объект общественных отношений, и материален и идеален, и индивидуален и социален.
5. Трансцендентное. Весьма сложное для осмысления понятие. Буквально, означает «потустороннее». В религиозных ф-ских системах – это весь сверхъестественный мир вообще и, в особенности, бытие Бога (богов), а также души в загробном мире, в атеистических же – будущее бытие человека после его смерти в его потомках, в его делах, в сохранении влияния его прижизненных поступков на бытие последующих поколений, и их память о нем.
6. Виртуальная реальность Последнее время все чаще изучается ф-фами. Это как бы «бытие-в-возможности», т.е. не то, что «есть», а то, что «может быть» или «могло быть». Типичными примерами такого бытия являются любая компьютерная программа, разворачивающая всевозможные сценарии развития некоторой ситуации в заданных условиях, или весь мир «масс медиа» (реклама: на экране вовсе не реальные товары с их реальными свойствами, а лишь их виртуальные образы; пропаганда: на экране вовсе не политики, каковы они есть на самом деле, а лишь их искусственно сконструированные виртуальные образы и т.д.).
III. Проблема субстанции.
Одна из задач Ф-ии – не только изучение проблем, на которые другие не могут дать ответ, но и, как мы уже указывали в предыдущей лекции, формирование целостного взгляда человека на мир и свое место в нем. Одно из условий формирования этого взгляда – анализ мира, как единого в своей основе.
Категория Субстанция – и означает эту первооснову, первоначало мира, сущность всех вещей и процессов, то есть то, что существует самостоятельно, само по себе и не зависит ни от чего другого. Проблема субстанции имеет качественный (какова она, что из себя представляет?) и количественный (сколько субстанций лежит в основе мира?) аспекты. Приведем примеры основных подходов к ее решению.
1. Монизм (буквально, «единственность»). В основе мира лежит одна и
только одна единая субстанция. В этом (в вопросе о количестве субстанций) сходятся все монисты. Однако, в том, что касается качественного аспекта, в рамках монизма существуют различия, радикальные разногласия.
1.1. Материалистический монизм: единственная субтанция – это
Материя (объективная реальность), прежде всего, Природа.
Пример: философия К. Маркса.
1.2. Идеалистический монизм: единственная субстанция – это некоторая Идея (духовная сущность) Пример: философия Г. Гегеля. Предшественником и разновидностью идеалистического монизма является теистический монизм (монотеизм: единственная субстанция – это Бог-Творец).
1.3. Пантеистический монизм: единственная субстанция – это Бог или (в смысле «то есть») Природа. В такой трактовке Бог и Природа отождествляются. Бог растворен в Природе, и она, таким образом, сама является собственной причиной, сама себя творит. Пример: философия Б. Спинозы
2. Дуализм (буквально, «двойственность») – в мире существуют независимо
друг от друга, параллельно, два первоначала, две взаимодействующие
субстанции: материальная и духовная. Они равноправны. Пример:
философия Р. Декарта (ссылка Декарта на Бога как творца этих
субстанций в значительной мере является уже формальной).
3. Плюрализм (буквально, «множественность») – в основе мира лежит множество субстанций, самостоятельных, несводимых друг к другу начал бытия. В рамках плюрализма также можно выделить ряд точек зрения.
3.1. Материалистический плюрализм: множество субстанций – это множество разнородных атомов, т.е. мертвых, вещественных неделимых частичек, из различных сочетаний и взаимодействий которых складывается механизм мира. Пример: философия Демокрита.
3.2. Идеалистический плюрализм: множество субстанций – это множество разнородных монад (единиц), т.е. живых, одушевленных неделимых частичек, способных к сознательной деятельности, целенаправленному взаимодействию, создающему мировой организм. Пример: философия Г. Лейбница. Задолго до философского идеалистического плюрализма существовал теистический плюрализм (политеизм: мир – это результат деятельности множества богов и богинь).
IV. Проблема движения и развития
Движение – в философии это изменение без каких-либо признаков, т.е. любое изменение реальности вообще (в отличие от обыденного понимания, подразумевающего под движением, как правило, лишь механическое перемещение тел в пространстве). Мир – это постоянно происходящий процесс и, одновременно, совокупность множества процессов. Таким образом, движение всеобще и абсолютно (неуничтожимо и неостановимо), объективно и относительно (происходит независимо от нашего сознания и желания, но в различных видах и формах), противоречиво (сочетает в себе устойчивость и изменчивость).
Наряду с движением важнейшей категорией филсофии является Развитие. В отличие от движения развитие – это изменение, характеризующееся определенным набором признаков. А именно: развитие – это необходимое, закономерное, качественное, направленное, поступательное изменение.
Сложным философским вопросом является соотношение движения и развития. Движение, очевидно, является всеобщим свойством. Оно атрибут (неотъемлемый признак) мира. Всё, весь мир движется, изменяется. А является ли всеобщим развитие? На первый взгляд, нет. Ведь, раз оно представляет собой только изменение с определенными признаками, то изменения, у которых нет этих признаков, не являются развитием. Такой вывод, однако, является поспешным. На самом деле, движение и развитие – это категории философии разного уровня: явления и сущности. Любое движение (изменение), вначале не обнаруживающее признаков развития, при более длительном и глубоком изучении оказывается обладающим ими. Иными словами, движение всегда есть поверхностное проявление, момент процесса какого-то развития, открывающегося только при проникновении в сущность вещей.
Подробному изучению законов развития будет посвящена отдельная лекция (о Диалектике).
V. Пространство и время.
Вопрос о том, что представляют собой пространство и время, всегда интересовал умы ученых и философов. Еще в древности начинает складываться так называемая субстанциональная концепция. Согласно Демокриту есть атомы, а есть независимо от них пустота (т.е. пространство), в которой они движутся. Также и время – это поток, текущий независимо от того, происходят какие-либо события или нет. И пространство, и время, таким образом, существуют сами по себе, независимо от вещей и процессов. В стройную систему приводит эту концепцию И. Ньютон. Для него пространство и время – это две различные формы Бога, а не мира. Поэтому они существуют независимо от мира (и друг от друга), а свойства их вечны, абсолютны и неизменны. Как бы ни менялся мир, эти свойства не изменятся. И даже если мир исчезнет, пространство и время продолжат существовать.
Однако, уже современник Ньютона Г. Лейбниц разработал противоположную концепцию пространства и времени – реляционную. Согласно ей пространство и время – это не «великая пустота», которой безразлично, что ее наполняет, и даже наполняет ли ее что-нибудь. Они, на самом деле, предсталяют собой отношения, возникающие в результате взаимодействий самих вещей и процессов. Поэтому их свойства зависят от этих взаимодействий и являются изменчивыми, относительными.
В конце 19 века точку зрения Ньютона подверг критике с субъективно идеалистических позиций также физик и философ Э. Мах. Для него пространство и время – это не формы Бога или Мира, но лишь способы нашего, человеческого восприятия мира. И так как последнее весьма изменчиво, то и свойства пространства и времени оказываются изменчивыми, неабсолютными, относительными.
Идею Маха об относительности свойств пространства и времени, отбросив его субъективно идеалистическоое обоснование этой идеи, подхватил А. Эйнштейн, придавший реляционной концепции ее современный вид в своей теории относительности. Пространство и время – это формы бытия самого мира. Пространство – форма бытия материальных объектов, которое характеризует их структурность, протяженность и взаиморасположенность. Известное нам пространство изотропно, трехмерно, обратимо. Время тогда оказывается формой бытия материальных объектов, выражающих длительность их существования и последовательность смены их состояния. Известное нам время одномерно, однородно, необратимо. Структура и свойства их изменчивы и зависят от скорости движения и распределения материальных масс. При этом они не существуют отдельно друг от друга, а представлют единое целое – пространство-время (континуум мира).
Тест
1. Объективная реальность, независимая от сознания – это
А. Материя
Б. Бытие
В. Природа
Г. Сознание
2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает
А. Онтология
Б. Аксиология
В. Гносеология
Г. Логика
3. Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее
положение:
А. Пространство и время представляют собой единый континуум
Б. Пространство и время есть понятия, которым ничто не соответствует в объективной
реальности
В. Время циклично
Г. Пространство и время есть самостоятельные субстанции, независимые друг от друга
4. Философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к
другу двух основных начал универсума – материального и духовного, называется
А. Идеализм
Б. Материализм
В. Дуализм
Г. Пантеизм
5. Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение
отношений между материальными объектами, называется
А. Идеалистической
Б. Реляционной
В. Материалистической
Г. Субстанциональной
6. Сознание (духовное начало) есть независимое от материального бытия царство идей,
чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.
А. Реализма
Б. Материализма
В. Идеализма
Г. Дуализма
7. И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что
А. Материальное бытие является первичным, порождающим сознание, дух
Б. Мир существует вне и независимо от человеческого сознания
В. Внешний мир есть проявление духовного бытия, универсального сознания, абсолюта
Г. Вещи есть комбинация человеческих ощущений
8. То, что существует самостоятельно, само по себе и не зависит ни от чего другого,
философы называют
А. Субстанция
Б. Субстрат
В.Причина
Г. Атрибут
9. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе
изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его
развития?» относятся к
А. Гносеологии
Б. Социальной философии
В. Философской антропологии
Г. Онтологии
10. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия,
называется
А. Дуализмом
Б. Провиденциализмом
В. Скептицизмом
Г. Плюрализмом
11. Философы-идеалисты понимают под субстанцией
А. Дух
Б. Космос
В. Материю
Г. Природу
12. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены
состояний материальных объектов, является
А. Количество
Б. Движение
В. Время
Г. Пространство
13. Объектом философии является
А. Бытие в целом
Б. Природа
В. Человек
Г. Общество
14. Источник единства и многообразия бытия, основу мироздания, обозначает понятие
А. Акциденция
Б. Субстанция
В. Абстракция
Г. Субстрат
15. Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого восприятия с
позиции
А. Объективного материализма
Б. Диалектического материализма
В. Субъективного идеализма
Г. Пантеизма
16. Протяжённость, трёхмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами
А. Времени
Б. Мышления
В. Движения
Г. Пространства
17. Всякий процесс перехода от одного состояния в другое представляет собой:
А. Движение
Б. Прогресс
В. Существование
Г. Устойчивость
18. Субъективный идеализм отличается от объективного
А. Принятием за первичное материи, природы
Б. Принятием сознания субъекта, человеческих ощущений за первичное
В. Пониманием структуры человеческой психики
Г. Обожествлением природы
19. Одномерность, однородность, необратимость – считаются свойствами такой формы
бытия как
А. Непрерывность
Б. Пространство
В. Время
Г. Структурность
20. Трансцендентная реальность – это с позиции религиозной философии реальность
А. Естественная
Б. Искусственная
В. Сверхъестественная
Г. Виртуальная
21. Представителем субстанциональной концепции пространства и времени являлся
А. Лейбниц
Б. Мах
В. Эйнштейн
Г. Ньютон
22. Вид бытия, представляющий «Бытие-в-возможности» (совкупность всех возможностей)
называется
А. Социальной реальностью
Б. Виртуальной реальностью
В. Естественной реальностью
Г. Искусственной реальностью
23. Б. Спиноза является представителем
А. Идеалистического плюрализма
Б. Материалистического монизма
В. Пантеистического монизма
Г. Дуализма
24. Укажите правильное соотношение между движением и развитием
А. Движение и развитие никак не связаны друг с другом
Б. Движение и развитие – это одно и то же
В. Движение – это проявление развития
Г. Движение отрицает развитие
25. Представителем материалистической философии является
А. Гегель
Б. Маркс
В. Лейбниц
Г. Декарт