Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бухгалтерский учет в рыночных условиях хозяйствования

  • 👀 2632 просмотра
  • 📌 2582 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бухгалтерский учет в рыночных условиях хозяйствования» doc
Глава 1. Бухгалтерский учет в рыночных условиях хозяйствования 1.1. Сущность и содержание хозяйственного учета в системе управления организацией Ни один хозяйствующий субъект не может функционировать без ведения учета, поскольку именно учетные данные дают представление об имущественном и финансовом состоянии, о наличии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результатах произведенных инвестиционных и кредитных проектов, об эффективности производства. Исторически возникновение хозяйственного учета связывают непосредственно с развитием производительных сил и появлением денежного измерителя. Хозяйственный учет – это учет хозяйства, то есть система организационного наблюдения, количественного измерения, фиксации (отражения) и систематизации данных о состоянии и направлениях развития объекта управления1. Главной целью хозяйственного учета является формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для контроля за состоянием объекта управления, экономической целесообразностью хозяйственных операций, их правовой обоснованностью и сохранностью имущества организации. Хозяйственный учет предполагает количественное отражение всех совершаемых хозяйственных явлений и процессов с помощью трех видов измерителей – натуральных, трудовых и стоимостных (рис. 1.1). Измерители Натуральные – характеризуют объект учета в натуральных показателях Трудовые – позволяют вести учет затраченного труда в единицах времени Денежные – обеспечивает обобщенное отражение в едином стоимостном выражении объектов учета в денежной форме Меры веса, длины, объема, площади, штуки Рабочие дни, часы, минуты Рубли, копейки Рис. 1.1. Виды измерителей, применяемые в хозяйственном учете Развитие общественного производства, научно-технический прогресс, разделение и специализация труда усложнили процесс управления хозяйственной деятельностью организации. Возникла потребность в информационном обеспечении, основанном на различных учетных источниках, что привело к разделению хозяйственного учета на три вида: оперативного, бухгалтерского и статистического. Оперативный (оперативно-технический) учет возник на рубеже ХIХ-ХХ века, когда появились крупные предприятия со сложной структурой производства. Информация оперативного учета с необходимой детализацией отражает качественные и количественные характеристики процессов и явлений, несущественных с точки зрения других видов учета. Отличительными особенностями такого учета являются использование всех видов измерителей, источников получения данных, ведение учета осуществляется с временным разрывом, по мере необходимости. Бухгалтерский учет является основным источником информации о хозяйственной деятельности организации, формирует данные об имуществе организации, источниках его формирования, состоянии расчетов, объемах производства, эффективности ведения деятельности. Понятие «бухгалтерского учета» сформулировано в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно этому законодательному акту бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Статистический учет представляет собой систему сбора и обобщения информации о массовых качественно однородных явлениях и закономерностях развития. Данные статистического учета могут быть как на сплошной, так и выборочной основе. Статистическая информация использует для своих обобщений данные бухгалтерского и оперативного учета, а также организует самостоятельное наблюдение: перепись, отчетность. Различия между видами учета и их сравнительная характеристика представлены в табл. 1.1. Таблица 1.1 Сравнительная характеристика видов учета Показатель Бухгалтерский учет Статистический учет Оперативный учет Объект учета Имущество, капитал, обязательства и хозяйственные операции Массовые, качественно однородные явления Единичные объекты учета, отдельные хозяйственные операции, центры ответственности Пользователи информацией Внутренние и внешние Внутренние и внешние Внутренние Способ регистрации Сплошная, непрерывная Сплошная и выборочная Выборочная Виды применяемых измерителей Все виды измерителей Все виды измерителей Все виды измерителей, но в большинстве натуральные и денежные Документальное подтверждение данных Обязательно Обязательно Не требуется Применяемые методы учета Двойная запись, балансовое обобщение, счета, отчетность и др. Группировки, индексы, опросы, перепись, сравнение По желанию пользователей 1.2. Задачи бухгалтерского учета Задачи бухгалтерского учета зависят от потребностей в учетной информации пользователей. Как правило, имеют два основных направления: обеспечение учета и контроля сохранности вложенного капитала и представление информации, необходимой для эффективного управлением капиталом. Следует отличать понятие цели от понятия задача. Люди, и в частности бухгалтера, могут преследовать множество целей: выполнить свою работу качественно; получить от этого удовлетворение; повысить свою заработную плату и.т.д. Но абстрактные образования институтов, типа науки, целей иметь не могут, поскольку это конечная точка, а только задачи, которые должны решать люди, к этим институтам причастные, а они порой преследуют свои цели (налоговые органы, аудиторы, поставщики, акционеры). 1 задача - исходит от собственников: учет имущества предприятия собственника, его сохранности и движения, учет прав и ответственности исполнителей. Чем дальше собственник удален от исполнителей, тем больше у последнего желания что-то похитить (неоприходованная продукция, списание материалов по завышенным нормам, оплата путевок, карандаши). Эта задача решается бухгалтерским финансовым учетом, который отражает движение имущества во всех фазах кругооборота. 2 задача - обеспечение эффективного управления предприятием, то есть предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности. 3 задача - учет исчисления финансовых результатов и выявление экономических и юридических последствий хозяйственных операций. 4 задача - бухгалтерский учет должен быть средством перераспределения ресурсов в экономике. Бухгалтер исчисляет результаты хозяйственной деятельности, и чем выше прибыль, тем выше курс акций и именно туда устремится финансовый капитал. А если в отчетности показаны убытки, то это повлечет за собой отток финансовых средств. Данная задача актуальна для стран с развитой рыночной экономикой и рынком ценных бумаг. Обобщая вышенаписанное, можно сформулировать следующее определение: основная задача бухгалтерского учета – формирование достоверной и полной информации о сохранности вложенного капитала во всех фазах кругооборота, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития предприятия, выбора различных вариантов принятия управленческих решений. 1.3. Пользователи бухгалтерской информацией В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Пользователи бухгалтерской информацией преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете: • собственники организации заинтересованы в информации, необходимой для оценки финансовой устойчивости предприятия, возможности получения доходов в виде дивидендов; • инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; • работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест; • заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты; • поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы; • покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации; • органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения; • налоговые органы заинтересованы в информации, позволяющей определить правильность исчисления налоговой базы, своевременность перечисления налогов и сборов; • общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях. Глава 2. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета Рыночная экономика предполагает полную самостоятельность хозяйствующих субъектов в формировании финансовой и сбытовой политики, установлении договорных форм взаимоотношений, изыскании наиболее оптимальных источников поступления и направлений более эффективного использования денежных средств. В то же время, защита публичных интересов государства и пользователей бухгалтерской информацией требует регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций по единым правилам, что достигается разработкой правового подхода ко всем финансовым категориям. Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России составляют источники различной юридической силы, находящиеся в отношениях пересечения между собой на горизонтальном уровне: акты бухгалтерского учета, облеченные в правовую форму и нормативы, регулирующие предмет различных отраслей права, взаимодействующих с бухгалтерским учетом, поскольку в их рамках применяются положения бухгалтерского учета. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ – Министерством финансов РФ. Основными функциями федерального органа являются: • подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета; • организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в РФ. Исходя из юридической силы нормативные источники классифицируют по 4 уровням (табл. 1.1). Таблица 1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета Статус Документы Выпускающий орган Первый уровень Законода­тельный Федеральные законы, постановления, указы: - Федеральный Закон от (21 но­яб­ря 1996 года №129-ФЗ) №402 «О бухгалтерском учете»; - Гражданский Кодекс Рос­сий­ской Федерации; - Нало­говый Кодекс Российской Федерации; - Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 «О Программе реформирования бухгал­тер­с­кого учета в соответствии с международными учет­­ны­ми стандар­тами финансовой отчетности». Президент, Феде­раль­ное собрание, Правительство Второй уровень Нормативный Положения по бух­гал­­тер­ско­му учету (ПБУ 1\2008, ПБУ 2\2008, ПБУ 3\2006, ПБУ 4\1999, ПБУ 5\2001, ПБУ 6\2001, ПБУ 7\1998, ПБУ 8\2001, ПБУ 9\1999, ПБУ 10\1999, ПБУ 11\2008, ПБУ 12\2000, ПБУ 13\2000, ПБУ 14\2007, ПБУ 15\2008, ПБУ 16\2002, ПБУ 17\2002, ПБУ 18\2002, ПБУ 19\2002, ПБУ 20\2003, ПБУ 21\2008. Минфин России, Банк России. Третий уровень Методи­ческий Нормативные акты, методические указания: - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­нос­ти организаций и Инст­рукция по его применению, утверждены приказом Минфина России 31.10.2000 г., № 94-н в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 №115-н; - Методические указания по инвентаризации иму­щества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49; - Типовые рекомендации по организации бухгал­терского учета для субъ­ек­тов малого предприни­мательства, ут­вер­­ж­дены приказом Минфина Рос­сии от 21.12.1998 № 64-н; - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основ­ных средств и нематериальных активов, материа­лов, ма­лоценных и быстроизнашивающихся пред­метов, работ в кап. строи­тель­с­тве, (поста­новление Госкомстата России от 30.10.1997 № 71-а); - Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, ут­вер­ждено приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105. Минфин России, Фе­де­ральные орга­ны испол­ни­тельной власти, консультаци­онные фирмы. Четвертый уровень Организа­ционный Организационно-распо­ря­дительные документы самой организации: - приказ об учетной политике; - формы первичных документов; - графики документооборота; - рабочий план счетов бухгалтерского учета, утвержденный руководи­те­лем; - формы внутренней отчетности. Организации, консуль­таци­онные фирмы Первый уровень источников составляет федеральное отечественное законодательство – самый высокий по юридической силе уровень, который определяет концепцию ведения бухгалтерского учета и финансовых взаимоотношений на уровне доктрины. Особое место в системе нормативного регулирования занимает Федеральный Закон от 21 но­яб­ря 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его со­дер­жа­ние, принципы, организа­цию, основные направления бухгалтерской дея­тель­­нос­ти, состав хозяйствую­щих субъектов, обязанных вести бухгалтерс­кий учет и пре­дос­тавлять финан­со­вую отчетность. Закон повышает юридический статус норм бухгалтерского уче­та, закрепляет обязанность ведения учета для юридических лиц, в этом выра­жается его значение для развития бухгалтерского учета в России. Следует отметить, что действующий Закон «О бухгалтерском учете» сыграл положительную роль в становлении и развитии бухгалтерского учета в России. Однако за последнее десятилетие произошли существенные изменения во всех сферах экономики, бухгалтерского учета и аудита, что повлекло за собой необходимость пересмотра и уточнения содержащихся в законе норм. Все это явилось основанием для разработки нового проекта закона (интернет-версия www1.minfin.ru). Опубликованный на интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации проект Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете», подготовленный Межведомственной рабочей группой является более содержательным документом, чем действующий закон. В концепции проекта Закона заложены основная идея, цели и предмет правового регулирования законопроекта, определено место будущего закона в системе действующего законодательства, предусмотрена общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере официального бухгалтерского учета, приведены социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего законопроекта. Акцентировано внимание на необходимости отражения таких положений, как участие в системе регулирования официального учета негосударственных саморегулируемых профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов, разделение функций между государством и негосударственными организациями. Отмечается целесообразность внесения в закон норм, регулирующих вопросы ведения бухгалтерского учета и отчетности при реорганизации и ликвидации организаций, использования для целей бухгалтерского учета электронных документов, осуществления контроля качества информации, включенной в отчетность. Второй уровень нормативных источников является подзаконной базой, детализирующей первый уровень. Он представлен актами федеральных органов исполнительной власти, которые являются нормативами, обязательными для применения на территории страны всеми организациями, включает стандарты бухгалтерского учета, устанавливающие правила его ведения. На этом уровне регулирующим органом является только Министерство финансов РФ. Следует отметить, что все отечественные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) выпускаются на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и основным направлением реформирования является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики. Однако сами МСФО не имеют юридической силы для отечественных организаций и не порождают никаких обязанностей. Если требование о составлении отчетности по МСФО выдвигается пользователем, то организация может лишь как дополнительный источник информации обеспечить ведение учета и составление отчетности по правилам МСФО с учетом экономической оправданности расходов. Третий уровень источников представлен методическими рекомендациями, инструкциями, которые детализируют положения нормативных актов первого и второго уровней. Четвертый уровень включает рабочие документы самой организации, и определяет особенности организации и ведения в ней бухгалтерского учета (приказ об учетной политике; формы первичных учетных документов, утверж­ден­­­ные руководителем; графики документооборота; рабочий план счетов. Среди официальных документов по регулированию бухгалтерского учета особое место занимает «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике в России», одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Данная концепция не заменяет никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта. Тем не менее, согласно п. 2.2 Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и призвана: быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету; быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами; помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности; обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы. Глава 3. Предмет и метод бухгалтерского учета 3.1. Предмет бухгалтерского учета и состав его объектов Любая экономическая наука изучает, прежде всего, производственные отношения, которые выступают их общим предметом и уточняются в зависимости от определения предмета каждой экономической науки. В толковом словаре Ожегова С.И. дано следующее определение: «предмет – это отдельный круг знаний, образующих особую дисциплину, метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь». Итак, что же является непосредственно предметом изучения бухгалтерского учета, которое отличает его от других экономических наук? В учебной и научной литературе распространено определение, согласно которому: предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде является финансово-хозяйственная деятельность организации, которая складывается из определенных объектов бухгалтерского наблюдения2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество предприятия по составу и размещению, по источникам формирования; хозяйственные операции, осуществляемые в процессе ведения хозяйственной деятельности. Имущество по составу и размещению подразделяется на несколько групп. Основные средства — совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производст­ве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превыша­ет 12 месяцев. Согласно ПБУ 6/01 основные средства требуют единовременного выполнения следующих условий: • использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд; • использования в течение длительного времени, т.е. срока по­лезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; • отсутствие последующей перепродажи данных активов органи­зацией; • способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Объекты основных средств, стоимостью не более 40 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и прочие подобные издания разрешается списы­вать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере от­пуска их в производство или эксплуатацию. К основным средствам относятся здания, сооружения, переда­точные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычисли­тельная техника, транспортные средства, инструмент, производст­венный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения. В со­ставе основных средств учитываются земельные участки, недра, лесные и водные угодья, являющиеся собственностью организации, капитальные вложения на их коренное улучшение (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения и коренное улучшение земель включаются в состав ос­новных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям независимо от даты окон­чания всего комплекса работ. Нематериальные активы. Под нематериальными активами понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещест­венной формой, тем не менее: • имеют денежную оценку; • используются в течение длительного периода (свыше 12 ме­сяцев или обычного операционного цикла, если он превы­шает 12 месяцев); • приносят выгоды (доход) в будущем; • обладают способностью идентификации (выделения, отде­ления) организацией от другого имущества. Таким образом, нематериальные активы — это объекты, исполь­зуемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превы­шающего 12 месяцев, имеющие денежную оценку, приносящие до­ход, обладающие возможностью идентификации, но не являющиеся при этом материально-вещественными ценностями для организа­ции. Предметом бухгалтерского учета выступает не сама собственность на нематериальные активы, а права на их ис­пользование. В состав нематериальных активов включаются также объекты интел­лектуальной собственности: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места нахождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. Деловая репутация — есть разница между текущей ценой орга­низации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Доходные вложения в материальные ценности — это имуще­ство, предоставляемое организацией для передачи в лизинг, по до­говору проката за плату во временное пользование в целях получе­ния дохода, Вложения во внеоборотные активы — это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств: земельные уча­стки и объекты природопользования, нематериальные активы, за­траты по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, слу­жебных собак, подопытных животных, которые учитываются в со­ставе средств в обороте). Финансовые вложения — это вложения (инвестиции) органи­зации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные дру­гим организациям займы. Оборотные средства делятся на следующие разделы: предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полно­стью потребляются в одном производственном цикле, цели­ком переносят свою стоимость на продукцию; готовую продукцию и товары для перепродажи. Денежные средства — сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке. Дебиторская задолженность — задолженность организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др. Источники формирования имущества. Наряду с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском учете используются и показатели, ха­рактеризующие источники образования имущества. Вне зависимо­сти от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две груп­пы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами). Собственные источники имущества (обязательства перед собственниками) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Они состоят из собственного капитала (уставного, добавочного и резервного капитала, нераспре­деленной прибыли и прочих резервов), фондов, резервов, аморти­зации, бюджетного финансирования и средств, полученных в по­рядке дарения. Уставный капитал — основной источник формирования собст­венного имущества организации; это совокупность вкладов учреди­телей в имущество организации в денежном выражении (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) при ее создании, основной источник обеспечения деятель­ности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма отражается в уставе организации и поэтому называется ус­тавным капиталом; она может быть изменена по решению учреди­телей организации с внесением соответствующих изменений в уч­редительные документы. Добавочный капитал состоит из прироста стоимости внеоборот­ных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей но­минальную стоимость активов. Резервный капитал создается путем отчислений от чистой при­были в соответствии с действующим законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15 % уставного капитала, а размер ежегодных отчисле­ний составляет не менее 5 % годовой чистой прибыли. Он исполь­зуется на выплату доходов учредителям при отсутствии или недос­таточности прибыли отчетного года для этой цели; на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также для погашения облигаций организации и 'выкупа собствен­ных акций. Остатки неиспользованных средств названного фонда переходят на следующий год. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) включает не­распределенную чистую прибыль (непокрытый убыток) отчетного года. Она может полно­стью или частично распределяться на выплату доходов учредителям (участникам), финансовое обеспечение производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в ре­зервный капитал и другие цели. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей, ре­зервы под обесценение вложений в ценные бумаги и резервы по сомнительным долгам создаются за счет прочих доходов для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета. Неиспользован­ные резервы списываются на прочие доходы. Доходы будущих периодов охватывают доходы, полученные (начис­ленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей, а также безвозмездные посту­пления. Резервы предстоящих расходов создаются за счет внутренних ре­сурсов путем равномерного включения предстоящих расходов в за­траты на производство и в расходы на продажу в отчетном году. Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (на конец года обязательно) проверя­ется и при необходимости корректируется. Целевое финансирование представляет собой средства, предна­значенные для финансирования тех или иных мероприятий целево­го назначения (средства, поступившие от других организаций и •лиц, бюджетные средства и др.). Заемные источники формирования имуще­ства (обязательства перед третьими лицами) поступают в распоря­жение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентами или без. К ним относятся: долгосрочные кредиты банков — ссуды, привлеченные на срок более одного года; долгосрочные займы — ссуды юридических и физических лиц (кроме банков), полученные на срок более одного года; краткосрочные кредиты банков — ссуды, полученные на срок не более одного года; краткосрочные займы — ссуды юридических и физических лиц, полученные на срок не более одного года; кредиторская задолженность — задолженность организации другим юридическим и физическим лицам; появляется в ре­зультате разрыва во времени между предоставлением товарно-материальных ценностей, оказанием услуг, поступлением предварительного денежного аванса и датой их фактической оплаты и выполнения обязательств перед сторонними лицами; задолженность, по расчетам с бюджетом; возникает вследст­вие разрыва между временем начисления и датой платежа; долговые обязательства организации перед своим персоналом по оплате труда, связанные с появлением разрыва во времени между начислением и датой выдачи заработной платы; задолженность органам социального страхования и другим учреждениям, которая возникает в результате разрыва между временем начисления и датой оплаты. Кроме имущества организации и ее обязательств, объектами бух­галтерского учета являются хозяйственные операции организации и их результаты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйст­венные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а также источники образова­ния средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям. К сфере снабжения относится совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства. В ходе этих операций организация приобретает у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), яв­ляющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средст­вами труда и рабочей силой производственный процесс организа­ции. При покупке производственных запасов организация уплачи­вает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также не­сет дополнительные расходы, связанные со снабжением (по погруз­ке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечис­ленные затраты носят название «расходы по заготовке и доставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестои­мость приобретения производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения, расходов по заготовке и доставке его в организацию. Сфера производства — основа деятельности орга­низации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т.е. создают готовую продукцию. Готовая продукция — это изделия или продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции. Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйст­венных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (ока­занием услуг), основных средств и прочих активов, а также определе­нием финансовых результатов деятельности (прибыли или убытка). Продажи и финансовые результаты: завершают кругооборот имущества и обязательства организации. 3.2. Элементы метода бухгалтерского учета Чтобы познать результаты хозяйственной деятельности учетные специалисты пользуются набором определенных инструментов, слагаемыми которых являются: документация, инвентаризация, система счетов, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность (получили название «восьмихвостка»). Определены в отечественной теории и практике бухгалтерского учета в 20 годах ХХ века и сохранились практически без изменений до наших дней). Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Следует отметить, что в последнее время были внесены коренные изменения в информационные технологии: появились современные средства связи, электронные носители информации, цифровая подпись, которые со временем вытеснят бумажные носители в первичном наблюдении. Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества аренду; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально-ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотреблений; в случае стихийных бедствий, пожара или других чрезвычайных ситуаций; при реорганизации или ликвидации организации. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. Количество счетов зависит от потребности в бухгалтерской информации. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете, когда каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись, описанная еще в 1494 г. Л. Пачоли, хорошо вписалась в современные кибернетические системы, на которых построены информационные технологии. Денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом в единой валюте. В бухгалтерском учете утвердилась оценка по фактической себестоимости, которая подразумевает суммирование всех затрат, связанных с поступлением объекта. Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготавливаемых материальных ценностей. Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников их образования на определенную дату. Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах деятельности за определенный период. Составляется для собственников капитала, потенциальных инвесторов, всех заинтересованных пользователей, желающих знать важнейшие показатели деятельности организации. Глава 4. Основные принципы бухгалтерского учета Система бухгалтерского учета и формирования показателей бухгалтерской отчетности базируется на традиционных принципах, наиболее значимые и общепринятые из которых являются основой концепции бухгалтерского учета и закрепляются в национальном законодательстве. Согласно Большому толковому словарю русского языка принцип (от лат. «principium» - начало) - основное, исходное положение теории, науки, учения и т.п. Из этого определения можно сделать вывод, что слово «принцип» используется для обозначения общего закона или правила, принятого или объявленного как руководство к действию; согласованная позиция или основа поведения или практики. Отметим, что одни принципы использовались на практике еще со времен становления бухгалтерского учета, а другие сложились под объективным воздействием развития науки, экономики, в связи с возникновением новых объектов учета и изменением требований, предъявляемых к отчетности. К числу первых по времени введения в практику, на наш взгляд, относятся принципы, обеспечивающие достоверное и полное представление информации в учете. Более поздними являются принципы начисления, сопоставимости, преобладания сущности над формой и др. В российской системе нормативного регулирования бухгалтерского учета категория принципов не установлена. Аналогичными по смыслу принципам, закрепленным в МСФО, можно считать требования, допущения и правила, которые предусмотрены в регламентирующих бухгалтерский учет отечественных нормативных документах. Первая попытка сформулировать принципы учета была предпринята в 1922 г. ученым В. Патоном. В своей докторской диссертации «Теория бухгалтерского учета» он представил 6 постулатов бухгалтерского учета: существование конкретного объекта хозяйственной деятельности непрерывности деятельности хозяйствующей единицы, равенство баланса, денежной оценки активов и пассивов, справедливости оценки затрат по первоначальной стоимости, принцип реализации. Другой известный ученый Я.В. Соколов в 1990 г. в работе «Основы теории бухгалтерского учета» сформулировал 13 принципов учета: целостность, самостоятельность предприятия, регистрация, непрерывность, идентификация, квантифицируемость, относительность, дополнительность, контроль, непротиворечивость, ясность, интерпретируемость, коммуникация. «Принципы бухгалтерского учета разрабатываются людьми, и в отличие от законов физики, химии и других естественных наук они не являются «вечными истинами»3. Обобщив точки зрения различных авторов, мы выделяем следующие принципы бухгалтерского учета, на которых остановимся более подробно. Принцип автономности предполагает, что каждая организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой организации. Другими словами, собственность предприятия не является собственностью его хозяина, а собственность хозяина не является собственностью предприятия. Для целей бухгалтерского учета бизнес рассматривается как самостоятельная единица, которая отличается не только от кредиторов и клиентов, но и от собственника или совладельцев. Он должен иметь собственную систему счетов и отчетности4. Принцип двойной записи - двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций. В соответствии с этим принципом в бухгалтерском учете присутствуют два аспекта: один представлен активами предприятия, другой - требованиями к ним. Принципиальное положение состоит в том, что эти два аспекта всегда равны друг другу. Капитальное уравнение баланса актив = обязательства + капитал). Метод записи операций, при котором соблюдается принцип двойственности, получил название двойной записи. Принцип осмотрительности (консерватизма) – большая готовность к признанию убытков, чем прибыли и завышения активов. Следовательно, предполагается, что при составлении бухгалтерской отчетности «пессимизм лучше оптимизма». Бухгалтер должен отражать самую низкую из возможных стоимостей активов и доходов и самую высокую из возможных стоимостей пассивов и расходов. Принцип начислений – операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция. Принцип существенности - если проведенная операция в определенном смысле не стоит усилия по ее регистрации, то ведение учета в таком случае совершенно нецелесообразно. «Не теряйте свое время на тщательный учет незначительных предметов»5. Предприятия самостоятельно устанавливают уровень существенности по различным хозяйственным операциям, если по ним нет никаких нормативно-правовых актов. Так, согласно ПБУ 6\01 «Учет основных средств» активы, в отношении которых выполняются условия принятия их в качестве объекта основных средств, но стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов и списываться на затраты в момент отпуска в эксплуатацию. Принцип регистрации - все совершаемые хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, подтверждаться первичными документами, на основании которых ведется бух учет. При этом следует учитывать два закона регистрации: 1) факты хозяйственной жизни подлежат регистрации только в том объеме, который позволяет оказывать управленческие воздействия на хозяйственные процессы; 2) затраты на регистрацию фактов хозяйственной жизни ни при каких обстоятельствах не должны превышать экономического эффекта от управленческих решений, получаемых на основе этих данных. Принцип периодичности – регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение - составление баланса и отчетности за год, полугодие, квартал, месяц. Предполагается, что продолжительность деятельности хозяйствующего субъекта не ограничена во времени, но руководству и собственникам предприятия необходимо знать какова эффективность ведения деятельности и это приводит к понятию отчетного периода. Принцип денежного измерения предполагает количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов. В качестве единицы измерения выступает валюта страны. Преимущество данного метода очевидно: числа можно складывать, умножать и вычитать и получать обобщающие характеристики явлений и процессов. В тоже время, как отмечают Энтони Р., Рис Дж.: «бухгалтерский учет не отражает таких важных в бизнесе фактов, как, например, состояние здоровья президента, начало стройки или то, что конкурент представил на рынок лучшую продукцию. Деньги выражаются в той стоимости, которую они имеют на время регистрации хозяйственных фактов на счетах. Последующие изменения в покупательной силе денег не влияют на эту сумму, хотя, как известно, они бывают существенными. Тем не менее бухгалтеры и не пытаются отразить эти изменения на счетах»6. Принцип непрерывности деятельности означает, что предприятие, однажды возникнув, будет существовать вечно. «В самом деле, если предприятие существует вечно, зачем переоценивать его активы; если оно ликвидируется, то активы получат ту цену, которая будет реально за них заплачена. Если же фирма продается целиком, то составлять ни ликвидационный, ни вступительный (начальный) баланс не нужно, от смены хозяина фирма не стала другой... Меняя хозяина, предприятие может полностью сохранить систему учета».7 Принцип последовательности применения учетной политики состоит в том, что, выбрав однажды какую-то одну методику учета, предприятие должно использовать именно ее для всех последующих событий похожего характера, пока не возникнут веские причины для изменения методики. Изменение методики и учетных процедур должно быть экономически обоснованно и доведено до сведения пользователей бухгалтерской информации. Принцип дополнительности предполагает, что чем более точно количественно измерен один показатель, тем менее точно исчислен другой, связанный с ним. В качестве примера Я.В. Соколов приводит следующее: чем точнее оценивается стоимость имущества, тем менее точным оказывается финансовый результат; и, наоборот, чем точнее рассчитывается финансовый результат, тем менее точной оказывается оценка стоимости имущества. Так, бухгалтер, увеличивая в условиях инфляции величину средств, автоматически увеличивает и стоимость их источников, т.е. вынужден увеличить или финансовый результат, или вложенные в предприятия инвестиции. Если он желает сохранить реальность финансового результата и инвестиций, то должен пожертвовать точностью и объективностью стоимости имущества предприятия. Принцип соответствия доходов и расходов означает процесс отражения расходов на основе причинно-следственной связи с отражением в бухгалтерском учете доходов. Расходы должны быть соотнесены с доходами, реализованными в пределах отчетного периода. Причем соответствие имеет место только тогда, когда установлена обоснованная связь между доходами и расходами. Следовательно, привязка ко времени расходов предполагает: 1) связь с доходами; 2) отражение в том же периоде, в котором отражен соответствующий доход. Однако иногда невозможно установить соответствие между доходами и расходами. Это вынудило бухгалтеров ввести критерий временной привязки расходов. Такой критерий устанавливается с помощью разграничения прямых расходов, относимых на себестоимость продукции, и косвенных (периодических) расходов. «Прямые расходы обычно отражаются в периоде, когда товары или услуги использованы. Если косвенные расходы приносят доход на протяжении нескольких периодов, то они включаются в состав расходов равномерно по отчетным периодам в течение всего срока»8. Помимо данной классификации существует понятие доходов и расходов будущего периода, резервов предстоящих расходов и платежей, которые позволяют распределить доходы и расходы во времени. Обобщая результаты исследования следует отметить, что принципы, являясь основой бухгалтерского учета, не существуют вечно, они постоянно изменяются под воздействием экономических реалий общества и прогресса науки. Глава 5. Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись 5.1. Сущность балансового обобщения. Типовые изменения баланса Балансовое обобщение информации широко применяется в экономической науке. Его отличительной чертой является двойственность отражения объектов учета, уравненность показателей и обобщенный характер информации. В общем смысле слово баланс происходит от двух латинских слов: bis (лат. - два), lans (лат. - чаши), то есть двухчашечные весы. В бухгалтерском учете слово баланс имеет двойственное значение: равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту, итоги записей по аналитическим счетам равны итогам записей по синтетическим счетам; наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств в денежной оценке на определенную дату. В бухгалтерском балансе обязательно равенство итогов актива и пассива, поскольку обе части показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе по вещественному составу и размещению (основные средства, незавершенное строительство, материалы, дебиторская задолженность, готовая продукция, денежные средства), а в пассиве по источникам образования, т.е. от кого и сколько получено средств (средства учредителей, прибыль, задолженность бюджету, расчеты с работниками, задолженность поставщикам). Модель бухгалтерского баланса базируется на капитальном уравнении: , (1) где А – актив бухгалтерского баланса; СК – собственный капитал; ЗК – заемный капитал. Из этого уравнения следует, что величина активов предприятия формируется за счет собственного и заемного капитала. Причем, от этого соотношения зависит финансовая устойчивость и финансовый результат деятельности. Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенства валюты баланса, но в то же время суммы в разрезе отдельных статей и итоги баланса могут изменяться. Этот объясняется тем, что каждая хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса, а именно состав имущества и источники его образования. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре группы. Первый тип хозяйственных операций: при осуществлении хозяйственных операций происходят изменения в составе хозяйственных средств организации и источников их образования. Происходит увеличение актива и пассива на одну и ту же сумму. Математически это можно представить в виде следующей модели: , (2) где П – пассив бухгалтерского баланса; Х – сумма хозяйственной операции. Пример. Поступили на склад материалы от поставщиков на сумму 100 тыс. руб. В результате данной операции увеличивается стоимость материалов на складе на 100 тыс. руб. в активе и также увеличивается задолженность поставщикам на 100 тыс. руб. в пассиве. Итог баланса увеличивается. . Второй тип хозяйственных операций: при осуществлении хозяйственных операций происходят изменения в составе хозяйственных средств организации и источников их образования. Происходит уменьшение актива и пассива на одну и ту же сумму. Математически это можно представить в виде следующей модели: , (3) Пример. С расчетного счета перечислены денежные средства поставщикам в погашение задолженности за поставленное сырье на сумму 200 тыс. руб. В результате данной операции уменьшаются денежные средства на расчетном счете на сумму 200 тыс. руб. в активе и также уменьшается задолженность поставщикам на 200 тыс. руб. в пассиве. Итог баланса уменьшается. . Третий тип хозяйственных операций: при осуществлении хозяйственных операций происходят изменения в составе хозяйственных средств организации. При этом одна статья актива увеличивается, а другая статья уменьшается. Математически это можно представить в виде следующей модели: , (4) Пример. Отпущены материалы со склада в основное производство на сумму 150 тыс. руб. При осуществлении данной операции затрагивается только актив баланса. В результате статья незавершенного производства увеличивается, а материалы уменьшаются на сумму 150 тыс. руб. Итог баланса остается неизменным. . Четвертый тип хозяйственных операций: при осуществлении хозяйственных операций происходят изменения в составе источников хозяйственных средств организации. При этом одна статья пассива увеличивается, а другая статья уменьшается. Математически это можно представить в виде следующей модели: , (5) Пример. Из начисленной заработной платы удержан налог на доходы физических лиц на сумму 5 тыс. руб. При осуществлении данной операции затрагивается только пассив баланса. В результате увеличивается задолженность бюджету по налогам и сборам и уменьшается задолженность по оплате труда работникам на сумму 5 тыс. руб. Итог баланса остается неизменным. . 5.2. Понятие о счетах бухгалтерского учета Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет – это условная схема для отражения и соизмерения данных, позволяющая получить обобщающие показатели бухгалтерского учета. Представляет собой 2 стороннюю таблицу, левая сторона дебет (лат. debet – он должен), правая кредит (лат. credit – он верит. Подсчет данных, зарегистрированных по счету называется оборотом (может быть дебетовым или кредитовым). Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов (разность между ними) называют сальдо по счету. Сальдо обычно определяют на определенную дату, может быть дебетовым, кредитовым, 0. В обобщенном виде структура бухгалтерского счета представлена на рис. 5.1. Номер и название счета Дебет Кредит С нач. С нач. Хозяйственные операции по счету Хозяйственные операции по счету Оборот дебетовый Оборот кредитовый С кон. С кон. Рис. 5.1. Структура бухгалтерского счета Счета бухгалтерского счета, учитывающие средства и имущество предприятия называются активными. В активных счетах сальдо может быть только дебетовым. Дебет в активном счете означает наличие средств, их поступление, увеличение, кредит в активном счете означает расход средств, их уменьшение, выбытие. , (6) где - сальдо конечное дебетовое, - сальдо начальное дебетовое, - оборот дебетовый, - оборот кредитовый. Счета бухгалтерского учета предназначенные для учета источников формирования средств называются пассивными. В пассивных счетах, сальдо по счету может быть только кредитовым. Кредит в пассивном счете означает наличие источника, его пополнение, увеличение, а дебет – означает уменьшение источника , (7) где - сальдо конечное кредитовое, - сальдо начальное кредитовое. В активно-пассивных счетах остатки показывают в развернутом виде, отдельно по дебету и кредиту в разрезе контрагентов. Сальдо выводится в аналитическом разрезе, то есть по каждому контрагенту. Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Дебет Кредит С нач. 500 руб.Иванов С нач. 700 руб.Петров Выдано из кассы Петрову 900 руб. Представлен авансовый отчет Ивановым 600 руб. Представлен авансовый отчет Петровым 100 руб. Оборот дебетовый 900 руб. Оборот кредитовый 700 руб. С кон. 100 руб.Петров С кон.100 руб.Иванов Рис. 5.2. Структура активно-пассивного бухгалтерского счета Данные о хозяйственных фактах отражаются на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи, то есть одновременно по дебету одного и кредиту другого счета. Суммы дебетовых и кредитовых записей в разных счетах должны быть обязательно равны. Двойная запись указывает адреса связей между счетами и порождает их корреспонденцию, например Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 51 «Расчетные счета». 5.3. Синтетический и аналитический учет на счетах. Понятие о субсчетах. Взаимосвязь счетов и баланса. В бухгалтерском учете в зависимости от степени детализации используются три вида счетов: синтетические, аналитические и субсчета. Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе (например, 01 «Основные средства», 10 «Материалы» ,41 «Товары» и.т.д.). Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов по отдельным видам имущества и операциям, выражаются натуральными, денежными и трудовыми измерителями. Например, по счету 10 «Материалы» необходимо знать общую стоимость, наличие и местонахождение материала, по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» задолженность в разрезе каждого подотчетного лица. Субсчета являются промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета (10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты». Синтетический счет Субсчета Аналитические счета 10 «Материалы» 10-3 «Топливо» 10-4 «Тара и тарные материалы» Диз. топливо, керосин, бензин Деревянная, картонная, металлическая и др. Рис. 5.3. Взаимосвязь синтетических, аналитических учета и субсчетов Между синтетическим и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь (постулаты Ж. Савари): • сальдо начальное синтетического счета равно сальдо начальному аналитических счетов, открываемых к данному счету; • обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны обороту синтетического счета. Для того, чтобы получить обобщенные показатели по счетам бухгалтерского учета составляются оборотные ведомости: по синтетическим счетам (рис. 5.4) и по аналитическим счетам (рис. 5.5). Наименование счета Начальный остаток Оборот за месяц Конечный остаток Д К Д К Д К Рис. 5.4. Оборотная ведомость по синтетическим счетам Наименование поставщиков Остаток на 01.01. Оборот за январь Остаток на 01.02. д к д к д К А 5000 3000 2000 Б 6000 4000 9000 11000 Рис. 5.5. Оборотная ведомость по аналитическим счетам В бухгалтерском учете между счетами и балансом проявляется определенная взаимосвязь: данные по счетам бухгалтерского учета служат основанием для заполнения бухгалтерского баланса. Отличие между бухгалтерскими счетами и балансом – на бухгалтерских счетах отражаются данные в денежных, натуральных и трудовых показателях, а в балансе только итоговые данные на начало и конец периода в денежной оценке. В системе бухгалтерского учета также могут вестись счета, данные о которых в бухгалтерском балансе отсутствуют: они закрываются до составления баланса: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»»; регулируют оценку основного счета (вычитаются): 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 63 «Резервы по сомнительным долгам». 5.4. Классификация счетов бухгалтерского учета Объекты бухгалтерского учета характеризуются большим разнообразием: здания, сооружения, сырье, капитал, резервы и фонды, хозяйственные процессы, финансовые результаты. Совершенно очевидно, что возникает потребность в упорядочении всей этой совокупности по определенным признакам. Классификация бухгалтерских счетов направлена на установление минимума счетов, необходимого и достаточного для описания объектов бухгалтерского наблюдения, распределения этих объектов по конкретным счетам, разбивку образованной системы на классы, сгруппированные по определенному общему признаку таким образом, что полученные в результате декомпозиции подмножества сохраняют свои свойства системы как единого целого. Классификация счетов по экономическому содержанию Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому со­держанию учитываемых на них объектов бухгалтерского наблюдения по­зволяет ответить на вопрос: «Что учитывается на бухгалтерских счетах?». В рамках данной классификации выделяются следующие группы ба­лансовых счетов: счета учета имущества; счета учета источников образо­вания имущества; счета учета финансовых и хозяйственных процессов. В обобщенном виде классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию представлена на рис. 5.4. Рис. 5.6. Схема классификации счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию Классификация счетов по назначению и структуре Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре позволяет ответить на вопрос: «Как организован и ведется учет на бухгалтерских счетах. В обобщенном виде классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре представлена на рис. 5.7. Рис. 5.7. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре
«Бухгалтерский учет в рыночных условиях хозяйствования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot