Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2: Брежнев
Внутренняя политика: В 1965 г. сентябрьский Пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы - децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне - ликвидировались и восстанавливались министерства - отраслевое управление производством.
Развитие промышленности. ХХIII съезд КПСС (март 1966 г.) провозгласил переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством. Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. Переход предприятий на условия хозрасчета осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объем промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74%, приборостроение - в 2,3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль - на 78%. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добыча газа в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире Красноярская ГЭС и Славянская ГРЭС. При участии итальянской фирмы "Фиат" за 3,5 года (к 1967 г.) был построен Волжский автомобильный завод в г. Тольятти, который стал выпускать народный автомобиль "жигули" 660 тыс. легковых автомобилей в год. С начала 70-х гг. темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 гг. показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП).
Экономика 70-х и первой половины 80-х гг. развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:
◦ погоней за увеличением объемов. В 70-е гг. удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;
◦ экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;
◦ экономика страны была монополизированной, т.е. в ней не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);
◦ наличие гигантомании, т.е. строительство огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых;
◦ сверхцентрализацией экономики.
На рубеже 70-80-х гг. начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всей выпускаемой продукции. В период 10-й пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.
Сельское хозяйство. На мартовском Пленуме ЦК КПСС (1965 г.) была принята программа ускоренного развития сельского хозяйства. Устанавливался твердый и неизменный план закупок зерна. На зерновые культуры, на продукцию животноводства были повышены закупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободное приобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозами продукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основной закупочной цене. В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организации транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах - районные агропромышленные объединения. Тем не менее, объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годы 9-й пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественного продукта, а в годы 10-й пятилетки (1975-1980 гг.) - 6%.
Развитие народного образования. Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966-1967 учебного года в стране начинается переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учет последних достижений науки и техники, преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углубленного изучения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с 7-о класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих ученых страны и опытных учителей.
В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение 10 лет (к середине 70-х гг.), - ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объеме средней школы предоставили молодежи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодежи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.
По сравнению с предшествующим периодом в 70-80-е гг. удалось добиться высоких темпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее - в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием.
Социальная политика. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: "Все во имя человека и для его блага!". Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение 8-й пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 руб. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн. человек получили бесплатное или по льготным кредитам жилье. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.
Конституция СССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа ..., в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ".
Политической основой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие советы составляли единую систему органов государственной власти. Составные элементы политической системы - КПСС, советы, профсоюзы, комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества "развитого социализма" была КПСС. Статья шестая Конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.
Внешняя политика
В 1964—1984 гг. внешняя политика имела приоритетное значение: ядерная угроза — угроза не только мирной жизни, но и жизни вообще. В эти годы оформилась так называемая доктрина Брежнева — политика “ограниченного суверенитета”, патернализма в отношении социалистических стран. Для этого СССР пришлось неоднократно прибегать к силе и угрозе применения силы. В 1968 г. во время “пражской весны” (реформ, нацеленных на демократизацию экономики и социально-политической жизни в рамках существующей системы) СССР принял решение о вводе в ЧССР войск стран — участниц Варшавского Договора. 21 августа 1968 г. реформы пресечены, реформаторы убраны с руководящих постов.
После подавления “пражской весны” советскому руководству удалось на время стабилизировать ситуацию в Восточной Европе, но в рамках СЭВ складывается неблагоприятная ситуация. Усиливаются иждивенческие настроения и обособленность от мирового рынка, от конкуренции, в результате сильных колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказалось в должниках у СССР, а затем СССР задолжал по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.
Одновременно получение средств на внедрение новых технологий привело к задолженности соцстран западным странам. В конце 60-х гг. резко обострились отношения между Советским Союзом и Китаем, предъявившим СССР территориальные претензии. В марте 1969 г. Китай организовал ряд военных провокаций в районе острова Даманский. СССР был обеспокоен началом крупномасштабной войны с Китаем, а также возможностью сговора США и Китая, что заставило его пойти на улучшение отношений с Западом.
Важный фактор политики разрядки — бессмысленность гонки вооружений. Начало политики разрядки — улучшение отношений СССР с Францией и ФРГ по инициативе последней. ФРГ провозгласила “новую восточную политику”, и 12 августа 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор.
Стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе и нерушимость послевоенных границ. Поворот от “холодной войны” к разрядке закрепил визит в Москву президента США Р. Никсона в мае 1972 г. В декларации, подписанной по итогам встречи, говорилось о том, что основой отношений между двумя странами может быть только мирное сосуществование.
Были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В 1979 г. был подписан новый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), однако он не был ратифицирован конгрессом США. Оба договора не остановили гонки вооружений. Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества между странами Востока и Запада. Соглашение по Западному Берлину (1971) положило начало диалогу между государствами Европы по вопросам мира и безопасности. Заключительный акт совещания 33 европейских стран, США и Канады (август 1975 г., Хельсинки) провозгласил принципы нерушимости границ, уважение независимости и суверенитета, отказ от применения силы и угрозы ее применения.
В конце 70-х гг. новое обострение напряженности. Причина — ввод советских войск в Афганистан. Апрельская 1978 г. революция в Афганистане дала надежду СССР установить свое влияние в регионе, однако действия афганской оппозиции могли нарушить эти планы. Поэтому, воспользовавшись просьбой председателя Революционного совета и премьер-министра ДРА Н. М. Тараки о поддержке, советское правительство 27 декабря 1979 г. ввело в Афганистан “ограниченный контингент” советских войск, что впоследствии отрицательно сказалось на международном престиже и экономике СССР.
Причины неудач политики разрядки: несовпадение взглядов Востока и Запада на суть и перспективы разрядки; осложнение положения внутри социалистического лагеря, что проявилось в экономическом, а затем и политическом кризисе в ПНР. События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально это произошло в 1989 г.
К середине 80-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.