Бизнес-план
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Назначение бизнес-плана
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависит от размеров создаваемого
предприятия и сферы деятельности, к которой оно относится.
Степень детализации бизнес-плана зависит от характера создаваемого предприятия
(сферы услуг или производство), вида товара (для производственного предприятия),
размеров предполагаемого рынка (рынков) сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста
создаваемого предприятия.
Бизнес-план нужен не только предпринимателю, но и будущим инвесторам и
сотрудникам предприятия, желающим понять политику и стратегию фирмы.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях
конкуренции;
- определяет ориентиры деятельности в период становления предприятия;
- служит важным инструментом финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Будущих инвесторов интересует вполне конкретная информация бизнес-плана. Это
прежде всего доходы и расходы, денежная наличность и др. Бизнес-план позволяет выявить
трудности на пути к успеху и определить способы их преодоления.
Процесс разработки бизнес-плана заставляет критически оценивать собственные силы,
более трезво оценить возможности, а также саму идею, т.к. при составлении бизнес-плана
приходится невольно «прокручивать» различные сценарии поведения в будущем.
Информация. Перед составлением бизнес-плана необходимо собрать информацию:
- об объеме потенциального спроса, фирмах конкурентах, торговой наценке, рыночных
трендах и т.п.;
- производственных и финансовых потребностях компании;
Кроме того, необходимо четко определить цели и задачи компании, которые должны
считать основой для составления плана по маркетингу и финансовому плану.
Цели не должны быть слишком общими, иначе их трудно проконтролировать.
Производственные потребности анализируются на базе следующей информации:
- состав производственных операций, возможность привлечения субподрядчиков и кто
ими может быть;
- потребляемое сырье и материалы, фирмы поставщики, их адрес и ориентированные
цены;
- оборудование, необходимое для производства, где можно купить или взять на прокат и
его стоимости;
- трудовые ресурсы: перечень специальностей с указанием числа работников каждой
специальности, их зарплаты и возможностей подготовки таких специалистов;
- помещения: потребность в производственных площадях, возможности аренды
помещений, их покупки и др.;
- накладные расходы: имеются в виду расходы на покупку инструментов, канцелярских
товаров, на оплату счетов за электричество, водопровод и тд.
Большая часть этой информации должна быть отражена в бизнес-плане.
Финансовое обеспечение - прежде чем браться за составление бизнес-плана необходимо
всесторонне оценить финансовые аспекты деятельности. Финансовая проработка плана
позволяет судить о рентабельности проекта, о том сколько денег нужно вложить в
предприятие чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, а
также где и как можно получить необходимые средства.
Существуют три способа финансовой оценки жизнеспособности нового предприятия:
1. Прогноз доходов и расходов на первые три года.
2. Прогноз денежной наличности за этот же период.
1
3. Балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и
пассивов предприятия на год вперед (балансовый план).
Прогноз доходов и расходов предприятия по месяцам на первый год его существования
и годовые оценки последующих лет строятся на основе данных об ожидаемом объеме
спроса. Необходимо также предусмотреть каждую статью расхода.
Прогноз денежной наличности должен показать способность нового предприятия
своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начальной
денежной наличности, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков по
месяцам первого года и последующим годам.
Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный
момент, отражает состояние активов (то чем предприятие владеет) и вложенных средств
(пассив).
Примерная структура бизнес-плана.
I. Титульный лист, включающий:
а. Название и адрес фирмы.
б. Имена и адреса учредителей.
в. Суть предлагаемого проекта.
г. Стоимость проекта.
д. Ссылка на секретность.
II. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
III. Анализ положения дел в отрасли.
а. Текущая ситуация и тенденции ее развития.
б. Потенциальные конкуренты.
в. Потенциальные потребители.
IV.Существо предлагаемого проекта.
а. Продукты.
б. Услуги.
в. Помещение по офис.
г. Административный и производственный персонал.
д. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
V. Производственный план.
а. Описание производственного процесса. Какие операции
субподрядчикам.
б. Производственное помещение.
в. Станки и оборудование.
г. Поставщики сырья.
VI. План маркетинга.
а. Цены.
б. Каналы сбыта.
в. Реклама.
г. Прогноз новой продукции.
д. Целевые показатели.
VII. Организационный план.
а. Форма собственности.
б. Сведения о партнерах или основных пайщиках.
в. Мера ответственности партнеров (пайщиков).
г. Сведения о членах руководящего состава.
д. Организационная структура, распределение обязанностей.
VIII.Оценка риска.
поручить
2
а. В чем заключается слабые стороны предприятия.
б. Вероятность появления новых технологий.
в. Альтернативные стратегии.
IX. Финансовый план.
а. План доходов и расходов.
б. План денежных поступлений и платежей.
в. Балансовый план.
г. Точка самоокупаемости.
д. Источники и использование средств.
X. Положения (копии документов, прейскуранты, лицензии и т.п.).
Разработка бизнес-плана.
Вводная часть пишется, как правило, уже после того, как составлен весь план. Она
должна быть краткой и составлена так, чтобы вызвать интерес и инвесторов. В ней должно
быть четко и убедительно изложены основные положения предлагаемого проекта: чем будет
заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой
ожидается спрос на его продукцию и по каким соображениям предприятие должно добиться
успеха.
Анализ положения дел в отрасли – приводится кроткий исторический экскурс и
тенденции развития, а также последние новинки. Перечисляются потенциальные
конкуренты, их слабые и сильные стороны. Указываются какую роль может сыграть каждый
из них в судьбе предприятия. Как правило, анализ положения дел в отрасли содержит ответы
на следующие вопросы:
1. Какова динамика продаж по отрасли за последние пять лет.
2. Какие ожидаются темпы прироста по отрасли (следует иметь в виду, что
инвесторы предполагают вкладывать деньги в быстро растущие отрасли).
3. Сколько новых фирм возникло в отрасли за последние 3 года.
4. Какие новые виды продукции появились в отрасли за последнее время.
5. Потенциальные конкуренты: кто они?
6. За счет чего можно выдвинуться вперед?
7. Как идут дела у конкурентов: растут ли их продажи, убывают или держатся на
одном и том же уровне?
8. Потенциальные потребители: кто они?
9. Отличается ли возможный круг потребителей вашей продукции от того круга
потребителей, на который рассчитана продукция конкурентов.
Производственный план – содержит полное описание производственного процесса,
включая следующие вопросы:
1. Какую продукцию предлагается производить?
2. Подробное описание продукции, в том числе патент, товарный знак (если он есть).
3. Где будет располагаться фирма.
4. Нуждается ли помещение в ремонте и сколько это будет стоить.
5. Кто собственник помещения или оно арендуется.
6. Работники каких специальностей нужны.
7. Какое оборудование потребуется для офиса и где его взять.
8. Есть ли у вас опыт предпринимательской деятельности и руководящей работы, ваш
возраст, образование, интересы, на чем основана ваша вера в успех.
9. На какой стадии находится разработка нового продукта.
В производственном плане содержится следующая информация:
3
1. Полное описание производственного процесса. Перечень операций, передаваемых
субподрядчикам.
2. Сведения о субподрядчиках и почему они выбраны.
3. Стоимость услуг субподрядчиков, контакты, если оно имеются.
4. Схема производственных потоков в графическом виде.
5. Состав оборудования, которое необходимо купить в первую очередь.
6. Какое потребуется сырье, кто его будет поставлять и по каким ценам.
7. Какова будет себестоимость производимого продукта
8. Какое оборудование может потребоваться в будущем.
План маркетинга – содержит подробную информацию о том каким образом
предполагается продавать продукцию, какую на него назначить цену, как проводить
рекламную компанию, прогнозы продаж, рентабельность предприятия и др. информацию.
Организационный план включает решения по следующим вопросам:
1. Какова форма собственности создаваемого предприятия.
2. Сведения о партнерах и условиях уставного соглашения (для товариществ).
3. Сведения об основных пайщиках и о том, какой долей основного капитала они
располагают (для АО).
4. Сколько акций по видам выпущено и сколько еще надо выпустить.
5. Члены совета директоров.
6. Кто владеет правом подписи финансовых документов.
7. Кто входит в руководящий состав предприятия (имена, адреса и т.п.).
8. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
9. Условия оплаты труда руководящего состава.
Оценка риска – анализируется возможность неблагоприятного влияния на деятельность
фирмы различных факторов и определяются различные варианты альтернативных действий.
Финансовый план – представляет особую ценность, т.к. обосновывает потребность
нового предприятия в инвестициях и позволяет судить о том, насколько предлагаемый
проект вообще приемлет с экономической точки зрения.
Он состоит из трех частей:
1. Сводный прогноз доходов и расходов по крайней мере на первые три года (первый
год по месяцам).
2. Прогноз денежной наличности на три года (с месячной разбивкой первого года).
3. Балансовый план (прогноз активов и пассивов предприятия на конец года). Он
отражает активы и пассивы предприятия, средства вложенные в развития
производства самим предпринимателям и его партнерами, и нераспределенную
прибыль.
4