Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бизнес и ИТ

  • 👀 342 просмотра
  • 📌 293 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бизнес и ИТ» ppt
Методология ИТ-консалтинга Лекция №1 Введение План лекции • Бизнес и ИТ • Консалтинг • Модели и моделирование 3 Литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Аншина М.Л., Дрожжинов В.И., Зиндер Е.З., Калянов Г.Н. и др. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации // ЭКОТРЕНДЗ, Москва, 2004 Баронов В.В, Калянов Г.Н., Попов Ю.И., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием // М.: ДМК Пресс, 2004 Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. “Инь” и ”янь” информационных технологий предприятия // М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2005 Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии // М.: Финансы и статистика, 2003 Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов // М.: СИНТЕГ, 2000 Калянов Г.Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнеспроцессов (3-е изд.) // М.: Горячая линия – Телеком, 2002 Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе // М.: Горячая линия - Телеком, 2004 Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнеспроцессов // М.: Финансы и статистика, 2006 4 1. Бизнес и ИТ • Эффективное управление в настоящее время является ключевым требованием, предъявляемым к предприятиям со стороны рынка. Постоянные перемены (прежде всего в экономической среде) ведут к непрерывному поиску и совершенствованию стратегии и тактики ведения бизнеса. • С другой стороны, в современных условиях невозможно достичь эффективности ведения бизнеса без использования ИТ, в свою очередь, бурно и интенсивно развивающихся именно под воздействием стоящих перед бизнесом стратегических и тактических задач. • Фактически, одновременно произошли две взаимно повлиявшие друг на друга революции – в бизнесе и в ИТ, следствием которых стало резкое повышение востребованности услуг в области управленческого консалтинга (куда входит в качестве составной части и ИТ-консалтинг). 5 Революция в бизнесе – переход к процессному подходу • • • • • Совокупность различных видов деятельности, в рамках которой "на входе" используются один или более видов ресурсов, и в результате на "выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя (Хаммер, Чампи). Структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка (Давенпорт). Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга (Зиндер). Горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов (Верников). Связанная совокупность функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы и создается продукт (вещественный или нематериальный результат человеческого труда: предмет, услуга, научное открытие, идея), представляющий ценность для потребителя. (Калашян, Калянов) 6 Недостатки функционального подхода • сложность увязывания простейших задач в технологию, производящую реальный товар или услугу; • отсутствие целостного описания такой технологии; • отсутствие ответственного за конечный результат; • высокие затраты на бесполезную работу: согласование, взаимодействие, контроль и т.п.; • отсутствие ориентации на клиента. 7 Основные отличия процессного подхода от подхода функционального • Ориентация на клиента • Функции были четко закреплены за конкретным подразделением, а бизнес-процессы пронизывают все подразделения. • Каждая созданная ценность поддается измерению, обеспечивающему прозрачность процесса. Критериями могут быть доход от выхода с вычетом издержек по входу, стоимость процесса, степень удовлетворенности клиента. 8 Революция в ИТ – ИТ стали частью бизнеса • Основное производство и управление компанией уже не могут эффективно функционировать без ИТ • Влияние ИТ на основной бизнес – изменения в бизнес-процессах, повышение уровня и оперативности решения управленческих задач • В ведущих компаниях ИТ оценивается, как и другие технологии бизнеса • Развитие ИТ (ИТ-стратегия) – часть бизнесстратегии компании на среднесрочном интервале 9 Три этапа эволюции роли ИТ в развитии бизнеса Первый этап: 60 -70 г.г. – Средства вычислительной техники и автоматизации управления жестко отделены от развития основной деятельности компаний – Они рассматривались руководством как вспомогательные службы и представляли собой объект, связанный исключительно с затратами Второй этап: 80 - 95 г.г. – Развитие и сближение деловых и технологических стратегий – ИТ поддерживают инициативы и программы развития компаний Третий этап: 1996-н/вр - Решающая роль ИТ в создании конкурентного преимущества компаний. 10 ИТ • Информационная технология – это Регламентированный процесс “to be” + Информационная система, обеспечивающая полную или частичную его автоматизацию • ИТ внедрена в компании - означает, что: – Обучены люди – ИТ эксплуатируется ежедневно конечными пользователями (бухгалтерами, складскими работниками, менеджерами и т.п.) – Поставлен процесс обслуживания ИТ – Поставлен процесс сопровождения ИТ, то есть устранения обнаруженных ошибок и ввода в действие проведенных доработок и/или корректировки регламентов – Поставлен процесс развития ИТ, если она продолжает развиваться, или подготовки ИТ для замены данной 11 2. Консалтинг • В самом широком смысле, под консалтингом понимается вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. • Фактически, консалтингом является любая помощь в решении стоящих перед предприятием проблем, оказываемая внешними консультантами. • Основная цель консалтинга - улучшение качества руководства и управляемости предприятия, повышение эффективности его деятельности в целом и увеличение индивидуальной производительности труда каждого сотрудника. 12 Характеристики консалтинговых компаний • знания и информация - главный и единственный их продукт • опыт персонала, приобретаемый годами и десятилетиями при работе над конкретными проектами • наличие методологии выполнения консалтинговых проектов • независимость • объективность 13 Формы консалтинговых услуг • • • • • аналитическая деятельность (например, анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия, анализ рынков сбыта, движения цен и т.д.); прогнозирование на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик; ревизия деятельности предприятия; участие в деятельности предприятия (например, формирование стратегических и бизнес-планов, сопровождение информационных систем и т.д.) и аутсорсинг (outsourcing) - подход, основанный на полной или частичной передаче рутинных функций предприятия консалтинговой компании с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач; консультации по отдельным вопросам. 14 Наиболее востребованные направления • консалтинг в области налогообложения и юридические услуги • аудит, бухгалтерский учёт, отчётность и ревизионная деятельность • консалтинг в области управления 15 Управленческий консалтинг • • • • По классификации Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) - более 100 видов консалтинга Управление - любое целенаправленное воздействие на предприятие, как на систему, приводящее к ее планомерному изменению для достижения максимальной эффективности или создания на ее базе новой системы путем заданной цепи изменений Управленческий консалтинг “заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации” (ФЕАКО) Многофункциональный и междисциплинарный характер 16 Основные дисциплины Методы и языки моделирования бизнес-процессов CASE-технологии Методы проектирования КИУС Тиражируемые системы (ERP, EAM, CRM, SCM и др.) и методы их внедрения  Управление ИТ-проектами     • Результат - группа аналитиков на предприятии (информационноаналитический отдел, отдел бизнесанализа и т.п.) 17 Виды услуг консалтингового процесса “Решение проблем бизнеса посредством современных информационных технологий” • • • • Стратегия развития предприятия Система управления предприятием Процессная структура предприятия Корпоративная информационно-управляющая система (КИУС) 18 Стратегия развития предприятия • ситуационный анализ (стратегическая позиция, сегменты рынка, позиционный анализ) • формирование миссии и стратегических целей • разработка корпоративной стратегии и философии • бизнес-планирование • выявление и моделирование бизнес-процессов • разработка стратегии развития информационных технологий 19 Система управления предприятием • • • • финансово-экономический анализ производственно-хозяйственный анализ анализ кадрового потенциала формирование системы финансовоэкономических показателей • постановка управленческого учета • управление качеством • управление проектами 20 Процессная структура предприятия • • • • инжиниринг/реинжиниринг процессов реорганизация оргструктуры оптимизация документооборота формирование должностных инструкций положений о подразделениях • реструктуризация ИТ-службы предприятия и 21 Корпоративная информационноуправляющая система (КИУС) • аудит соответствия существующей информационной системы задачам бизнеса • создание концепции КИУС • анализ требований к КИУС и разработка системного проекта ее создания • выбор наиболее подходящих для данного предприятия программных решений • разработка технического проекта и технический консалтинг внедрения выбранных программных решений • организация управленческой структуры, 22 поддерживающей КИУС Три основных этапа консалтингового проекта (оказания услуги) • диагностика или выявление проблем (сбор данных и их обработку, определение проблемы) • выработка решения (определение диапазона допустимых решений, выбор решения, презентация и согласование решения) • внедрение решения (разработка программы внедрения, управление процессом внедрения, оценка результатов проекта) 23 Дополнительные этапы • Предпроектный этап - осознание клиентом наличия проблемы, для решения которой должен быть привлечен консультант, и формулирование им задания на работу, на основании которого консультант должен подготовить техническое и финансовое предложение клиенту  формулировка цели работы  краткое описание опыта выполнение аналогичных проектов и подхода к решению проблемы, объемов и плана предполагаемой работы  описание результатов, затрат и механизмов оплаты  краткие резюме консультантов, планируемых для данного проекта • Послепроектный этап - анализ результатов проекта на предмет его возможного расширения в соответствии с новыми проблемами, а также самоанализ деятельности консультанта с целью совершенствования методов его работы 24 Причины найма консультантов • получение непредвзятой оценки состояния предприятия и стоящих перед ним проблем; • использование знаний и опыта; • привлечение дополнительных ресурсов; • получение квалифицированной помощи. 25 Требования к консультанту в части профессиональных знаний • владение комплексом методов, применяемых при работе над различными аспектами консалтингового проекта, умение их подбирать под конкретную задачу, условия и ограничения; • владение методиками выполнения проекта, позволяющими жестко регламентировать фазы, этапы и шаги проведения работ, четко формулировать их результаты, и, в целом, обеспечивающими переход от консалтинга как искусства к консалтингу как к технологии. 26 Основные черты технологии • комплексность подходов к предприятию с учетом их взаимной сочетаемости, специфики клиента и полноты покрытия его деятельности; • полнота цикла услуг – от диагностики до реализации решения на практике (или, по крайней мере, до идентификации комплекса мер по его реализации). 27 Пример технологии 28 CASE № 1 План работ по созданию Концепции развития Книготоргового производственного комплекса 29 Личностные характеристики (М.Кубр) 1. Интеллектуальные способности: • • • • • • способность легко и быстро усваивать материал способность наблюдать, суммировать, отбирать оценивать здравые суждения индуктивный и дедуктивный способ мышления способность к синтезу и обобщению творческое воображение, оригинальное мышление и 30 Личностные характеристики (М.Кубр) 2. Способность понимать людей и работать с ними: • • • • • • • • • терпимость, уважение мнения других способность предвосхищать и оценивать реакции людей коммуникабельность способность завоевать уважение и доверие вежливость и хорошие манеры способность слушать собеседника умение вести устное и письменное общение умение обучать людей способность убеждать 31 Личностные характеристики (М.Кубр) 3. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость: • • • • • • стабильность в поведении и действиях независимость в выводах, объективность способность противостоять давлению уравновешенность самоконтроль гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям 32 Личностные характеристики (М.Кубр) 4. Личная напористость и инициатива: • • • • самоуверенность в нужной степени честолюбие дух предпринимательства мужество, инициатива и самообладание 5. Этика и честность: • • • • искреннее желание оказать помощь честность способность осознавать границы собственной компетентности способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач 6. Здоровье • способность переносить специфические рабочие и бытовые нагрузки 33 3. Модели и моделирование • Модель – образ некоторой системы, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, “заместитель” оригинала в познании и практике (философский энциклопедический словарь). • В широком смысле модель – любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели). • Моделирование – построение, анализ и оптимизация модели. 34 Участники процесса моделирования • Субъект –инициатор моделирования и/или пользователь его результатов • Объект-оригинал – предмет моделирования, т.е. та система, которую хочет создать и/или использовать субъект • Модель – образ, отображение оригинала • Среда – окружение, в котором находятся и с которым взаимодействуют все участники 35 Функции моделирования • Дескриптивная функция – заключается в том, что за счет абстрагирования модели позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые на практике явления и процессы (ответ на вопрос “почему так устроен мир?”) • Прогностическая функция – отражает возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем (т.е. ответ на вопрос “что будет?”) • Нормативная функция – заключается в получении ответа на вопрос “как должно быть?” за счет построения образа, желательного с точки зрения субъекта 36 Требования, предъявляемые к моделям • Ингерентность – достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой (при этом не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к будущей системе) • Простота – модель используется как рабочий инструмент, который должен быть обозрим и понятен, доступен каждому участнику) • Адекватность – возможность с помощью модели достичь поставленной цели в соответствии с сформулированными критериями (адекватна=полна+точна+истинна) 37
«Бизнес и ИТ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot