Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Библиографический поиск

  • 👀 1168 просмотров
  • 📌 1129 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Библиографический поиск» doc
Тема 4. Библиографический поиск. Лекция 8. Библиографический поиск. План лекции. 1 . Библиографическая эвристика. 2. Цели и виды информационного поиска. 3. Методы библиографической эвристики. Контрольные вопросы для самопроверки. 1. Что такое библиографическая эвристика? 2. Какие цели и виды информационного поиска вы знаете? 3. Каким методом библиографической эвристики Вы бы воспользовались? 1. Библиографическая эвристика.      В современных условиях информационная деятельность характеризуется интеграцией интеллектуальных сил всего мира, созданием компьютерных сетей, аккумулирующих научные, экономические, технические, культурные и духовные ценности. Вместе с тем инновационное развитие науки и производства все больше зависит от информационных технологий, информационного обеспечения. Проблема доступа к информации в электронную эпоху обостряется. Сегодня потребители информации и информационные службы поставлены перед выбором – традиционные фонды библиотек, CD–ROM, DVD или Интернет.      Информационная функция библиотек связана с обеспечением доступа к мировым информационным ресурсам. Она становится приоритетной и приобретает ресурсно-ориентирующий, ресурсно-аналитический и ресурсно-оценочный характер. Сейчас крупнейшие библиотеки мира не ставят целью собирать все накопленные человечеством документы, ибо это нереально и экономически невыгодно.  Главными становятся знания об информации, а это требует ориентации в информационных ресурсах, их оценки и анализа, организации к ним доступа.      Все больше справочных, энциклопедических изданий создаются параллельно в электронной форме, предоставляются пользователям через Интернет. Это побуждает специалистов библиотек постоянно осуществлять мониторинг и анализ и анализ ЭИР, решать две взаимосвязанные задачи: информировать о доступных универсальных справочно-библиографических ресурсах в глобальной сети и направлять усилия на формирование электронных библиотек.      Сегодня настала необходимость объединения онлайновых и сетевых ресурсов в целях обслуживания пользователей, создавая, таким образом, виртуальный СБА библиотеки. Библиотекам также необходимо для успешного виртуального справочно-библиографического обслуживания (СБО) размещение и постоянная актуализация списков наиболее ценных ресурсов Internet.      Сегодня роль библиотек области заключается в предоставлении услуг (информации) потребителю (пользователю), в соответствии с реальными нуждами.      Доминирование навигаторской функции требует повышения квалификации персонала, обретения им навыков работы с новыми программными продуктами и техническими средствами, профессиональной активности, умения и желания сохранять, систематизировать, делать доступными знания для разных категорий пользователей, расширению сферы самостоятельного поиска информации. Процесс превращения обычных библиотек в информационно-библиотечные центры, книгохранилищ – в электронный архив становится массовым, поэтому нужно формировать у себя готовность к работе в новых условиях, к наиболее рациональным способам достижения поставленных целей.      По мнению ведущего обозревателя лондонской «Таймс» Б. Макинтайр: «…сейчас вдоль книжных стеллажей гуляет ветер революции, библиотеки меняются и уже никогда не будут прежними». Как уметь читать, писать или публично выступать, сегодня в условиях информационного общества умение грамотно осуществлять профессиональный поиск – непреложный навык специалиста-интеллектуала. Быстрый рост и динамическое развитие информационных ресурсов (прежде всего представленных в сети Интернет) обязывает каждого иметь разнообразные навыки сложного поиска. Уметь быстро и правильно искать в Интернете значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, а значит делать верные выводы и принимать правильные решения. Информационная эвристика призвана помочь специалисту достаточно быстро провести избирательный и эффективный поиск при решении конкретных интеллектуальных задач. Понятие «библиографическая эвристика» обозначено сочетанием из двух слов. Если первое («библиографическая»), характеризующее его взаимосвязь с библиографией, библиографоведением, достаточно ясно, то второе («эвристика») требует пояснения. Слово «эвристика» происходит от греческого «heureka» - нахожу. Согласно древней легенде, именно это слово - «Эврика!» («Нашел!») произнес знаменитый древнегреческий математик и механик Архимед (287-212 до н. э.) при открытии им ныне известного каждому школьнику основного закона гидростатики. От этого слова и было образовано название сформировавшейся еще в античной философии науки об «искусстве нахождения истины» - эвристики. Co временем особое распространение эвристический метод (метод творческого поиска, открытия нового) получил в исторической науке, где он был ориентирован на процесс поиска научно обоснованных исторических фактов и документов (источников). Проблема поиска и использования информации – одна из самых актуальных в современной науке. Для эффективного и качественно поиска информации Интернет незаменим. Однако сам факт хранения в Интернете огромного пласта знаний человечества не является свидетельством высокой эффективности поиска и использования информации. Пусть даже информация выдается и в удобной форме, но осваивать ее в конечном итоге приходится человеку. И от того, насколько он владеет методами и методикой поиска, будет зависеть эффективность и качество его труда. В 2005 году Эрик Шмидт, исполнительный директор компании Google, заявил, что, по оценкам компании, в мире существует 5 млн Тб информации, пригодной для поиска, а проиндексированной является всего 170 ТБ, то есть примерно 0,0034%. Сейчас, показатель проиндексированной информации, конечно, вырос, но вряд ли существенно. В современных условиях «информационного взрыва», «революции в мире книг» темпы роста и объем социальной информации определяются поистине «пугающими» цифрами. Достаточно сказать, что современный информационный поток в общем удваивается примерно за 15 лет. В настоящее время общий объем социальной информации, которая в форме печатных изданий хранится во всех библиотеках мира, составляет примерно 2?1015 двоичных единиц (бит). Согласно имеющимся подсчетам за время книгопечатания в мире издано более 130 млн. названий книг. Кроме того, в настоящее время ежегодно в мире выпускается более 700 тыс. названий книг и около 100 тыс. названий периодических изданий. Следует иметь в виду еще один очень существенный фактор, определяющий необходимость эффективного поиска и использования информации. Речь идет об объективно ограниченных физических возможностях человека: в течение своей жизни он может освоить (прочитать) определенное и, в сравнении с общим объемом печатной продукции, довольно незначительное число книг. Например, по данным В.Д. Пекелиса, если человек будет усваивать по 50 страниц ежедневно, то за всю жизнь он прочитает не более 3 тыс. книг (каждая объемом около 300 стр.). Следовательно, в основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и оперативного освоения информации и ее эффективного использования в общественной деятельности. В связи с этим цель данной работы – исследование особенностей развития и распространения информации, рассмотрение основных целей и методов информационного поиска, анализ правил построения стратегии поиска и формулирования поискового запроса.          Эвристика в общем понимании – это искусство и наука открытия и творческого поиска в сложной предметной области.         При этом эвристика имеет множество значений.          Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.         Центральное слово эвристики – это поиск (информации) (рис.1). Рис.1. Виды информационного поиска         Несомненно, что разработка методов получения и использования разнообразной социальной информации традиционно составляет центральную проблему научной организации труда специалиста.         Для принятия решения в каждой конкретной ситуации специалисту необходимо получить возможно более полную и актуальную информацию, относящуюся к данному случаю. Выбор источников информации, стратегий ее поиска, способов проверки достоверности и соответствия уже имеющимся сведениям, методы оценки полезности найденной информации для разрешения проблем – все эти факторы являются характеристиками информационного поведения человека. Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, адекватно отбирать и оценивать информацию. Интернет открыл доступ ко многим информационным ресурсам, получить которые другим способом в настоящее время невозможно  для читателей российских библиотек. Объединяя локальные, национальные и глобальные сети, он стал громадным информационным ресурсом, наиболее динамичным из всех существующих в настоящее время. Весьма важной чертой Интернета является то, что пользователь не просто получает доступ к информации, но и сам производит ее. К тому же поиск информации (рис.2) в новых условиях и в новой информационной среде предоставляется самому специалисту. В связи с этим можно выделить два положительных момента: - увеличивается вероятность выявления полезной по существу, но не соответствующей строго формально запросу информации. В отличие от посредника специалист не вынужден жестко придерживаться формулировки запроса. Он сам ведет диалог с поисковой системой, меняя тактику поиска в зависимости от полученных результатов; - формируются основы научного мышления, навыки научно-исследовательской работы. Специалист учится ориентироваться в сетевом пространстве, отбирать из большого количества документов то, что действительно необходимо и, наконец, варьировать свой запрос в зависимости от анализа уже выявленных документов. Тем не менее, пользователи часто не ощущают удовлетворения от результатов поиска в новой информационной среде. Обычно это происходит по следующим причинам: - как правило, пользователи в качестве инструмента поиска используют либо поисковые машины (AltaVista, HotBot), либо каталоги ресурсов (Yahoo). Несмотря на ряд достоинств, вышеупомянутые поисковые системы не обеспечивают научный контроль качества (то есть процесс включения информации в БД этих поисковых систем не находится под контролем специалистов-предметников), что может привести к получению в результате поиска недостоверной информации; Рис. 2 Поиск информации в Интернет. - отсутствие знаний и навыков по составлению запроса к поисковой системе приводит к получению большого количества информационного шума; - пользователь часто не осознает тот факт, что, несмотря на то, что информация существует в интернете, она находится вне поля зрения поисковых машин. Отсутствие элементарных знаний по проведению поиска приводит к снижению полноты получаемой информации. Таким образом, можно утверждать, что в Интернете есть больше возможностей, нежели используется в настоящий момент. И, следовательно, проблема заключается не в недостаточности качественной информации в Интернете, а в неумении специалиста ее найти. В рамках библиографоведения накоплен, теоретически и методически обобщен большой исторический опыт поиска и использования информационных источников. Именно в библиографоведении сформировалась и ныне целенаправленно развивается специальная научная дисциплина – библиографическая эвристика. Библиографическая эвристика – одна из важнейших и активно развивающихся частей общей науки о библиографии, библиографоведении. В современных условиях ускорения и усложнения информационных процессов в обществе ей уделяется особое внимание. Под библиографической эвристикой понимается библиографоведческая дисциплина, разрабатывающая историю, теорию и методику информационного поиска. 2.Цели и виды информационного поиска. Категория «информация» при этом включает в себя и понятие «библиографическая информация», которая является одной из важнейших ее составляющих. Это объясняется той функциональной ролью, то есть той социальной задачей, которую решает общество посредством библиографической информации в процессе производства, распространения и использования социальной информации, знания. Объективный характер существования и использования такой информации и предопределяет самые различные задачи ее поиска. В целом же все реальное многообразие таких задач можно свести к трем основным целям информационного поиска: - поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги); - поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация; - поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п. Эти цели определяют и три основных вида информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический, которые тесно взаимосвязаны между собой (Табл. Основные схемы и примерные "рецепты" информационного поиска). Например, чтобы найти информационный источник (документ или издание), надо знать определенную совокупность библиографической информации (фактов), характеризующей его, отличающей его от многих других: хотя бы от написанных тем же автором, на одну и ту же тему, выпущенных тем же издательством, в одном и том же году и т.д. Следовательно, нужно сначала проделать библиографический поиск. И, наоборот, чтобы провести фактографический поиск в какой-либо отрасли знаний или практики требуется сначала найти те литературные источники (документы, издания), в которых могут быть интересующие нас факты. Поэтому сначала надо провести библиографический и документальный поиск. 3. Методы библиографической эвристики. Осуществлять поиск и использовать мощные потоки информации становится все труднее.  И для этого библиографическая эвристика имеет ряд методов поиска информации: сплошной, выборочный, интуитивный, типологический («рецептурный»), индуктивный, дедуктивный, метод библиографических ссылок, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Сплошной метод. Сплошной метод: просматриваются ВСЕ источники информации, имеющиеся у него по конкретному вопросу. Этот метод требует огромных временных и трудовых затрат и нереален в современных условиях. Он не годится для фактографического поиска, так как требует сплошного чтения огромной массы литературы. Поэтому часто он рассматривается только в качестве чисто теоретического. Выборочный метод ("ограниченно сплошной") – постановка ограничений поиска, как можно более точно конкретизируя исходную задачу поиска. Подбор и изучение определенной совокупности литературных источников. Своеобразный подвид выборочного метода - просмотр каталогов и баз данных крупных библиотек, содержащих отраслевые фонды, библиотек вузов, НИИ и др. Интуитивный метод.  Под ним понимается умение найти нужный материал посредством библиографического чутья, продолжительного опыта. Типологический, или рецептурный метод, когда использование задач информационного поиска позволяет для каждого конкретного информационного поиска намечать определенный путь и документальные средства (пособия, источники) решения, то есть дать своего рода модель, рецепт решения этой поисковой задачи. Так, оптимальной типовой моделью для разработки различных «рецептов» информационного поиска является библиографическое описание. Индуктивный метод информационного поиска. Процесс познания с использованием индукции совершается от единичных суждений и фактов к общим правилам и обобщениям, в которых выражается общая закономерность. Дедуктивный метод информационного поиска. Обратная картина сложится, если мы будем осуществлять поиск дедуктивным методом. Такая направленность мысли может иметь место при исследовании определенной области явлений, создании развернутой научной теории и т.п. Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам (снежного кома.) Возможность его использования заключается и в самом характере литературы, состоящей из определенной взаимосвязи фактов, произведений, документов и изданий. Каждое новое литературное произведение – это в известной степени анализ, оценка и обобщение социальной информации, уже имеющейся в литературе. Специфической формой отражения указанной взаимосвязи, преемственности литературного развития и является библиографическая ссылка (сноска). Процесс информационного поиска по библиографическим ссылкам цикличен и состоит из следующих действий: поиска и анализа. Цикл информационного поиска методом библиографических ссылок Поиск источника (статья, монография, учебник, справочник, энциклопедия, аналитический обзор…) Анализ найденных публикаций и выбор подходящих источников из них подходящих библиографических ссылок (сносок, примечаний). Изложенные методы позволяют найти необходимую информацию в традиционной информационной среде. Однако в наше время не менее, а где-то и гораздо более, важны методы и методика поиска информации в новой информационной среде – Интернете. Поиск информации может быть произведен по нескольким методам, значительно различающимся как по эффективности и качеству поиска, так и по типу извлекаемой информации.
«Библиографический поиск» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot