Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы поиска информации

  • 👀 1836 просмотров
  • 📌 1748 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы поиска информации» docx
Тема 4. Библиографический поиск. Лекция 9. Методы поиска информации. План лекции. 1.Методы поиска информации в Интернете. 2. Этапы информационного поиска. 3. Описание поисковых элементов электронных каталогов и библиографических баз данных Интернет. Контрольные вопросы для самопроверки:  1. Назовите основные способы поиска информации в web?  2. В каком случае может возникнуть необходимость поиска по уже открытой в браузере web-странице?  3. Какие два вида поисковых машин вы знаете?  4. Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета 1. Методы поиска информации в Интернете.      Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.       Существуют три основных способа поиска информации в Интернет: 1. Указание адреса страницы. 2. Передвижение по гиперссылкам. 3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).      Способ 1: Указание адреса страницы.      Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.       Не стоит забывать возможность поиска по открытой в окне браузера web-странице (Правка-Найти на этой странице…).      Способ 2: Передвижение по гиперссылкам.      Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.      Способ 3: Обращение к поисковой системе.      Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.      На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru Поисковая система      Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.       Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.      По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.      Поисковые каталоги      Поисковые каталоги служат для тематического поиска.  Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.       Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.      Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).      Поисковые индексы      Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины. Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.      Как работает поисковой индекс?      Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ(веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.      Поисковый робот ( «веб-паук») — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.       В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса. http://www.yandex.ru/      Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.      Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.      Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.      По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.       Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам. http://www.google.ru/      Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.      По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. «Googol (гугол)» – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена «Математика и воображение»(Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.      Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д. http://www.rambler.ru/      Rambler Media Group — интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал.      Rambler создан в 1996 году.      Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.    . Методика поиска информации включает несколько этапов.   В начале поиска информации необходимо определить ее тип. Условно можно выделить 4 типа информации. 1 тип — общая (например: история психоанализа), 2 тип — менее общая (например: Зигмунд Фрейд), 3 тип — конкретная (например: теория личности З.Фрейда), 4 тип — более конкретная (например: 3 структуры личности ). В зависимости от типа информации определяются и пути поиска. Информация 1 типа ищется с помощью классификаторов поисковых машин (из российских — рекомендуется Яндекс www.Yandex.ru). Если сразу сайты с требуемой информацией не находятся, то следует просматривать найденные по классификатору каталоги и страницы ссылок (“Links”), которые находятся сайтах подобной тематике. Эти сайты приводятся в классификаторе по теме и найденных каталогах. Информация 2 типа ищется подобно поиску для 1 типа, но с преимуществом поиска по каталогам и страницам ссылок. Информация 3 типа — по ключевым словам, которые вводятся в строку поиска поисковых машин, каталогам, страницам ссылок Информация 4 типа — по подробным данным, которые вводятся в строку поиска. Данные находятся согласно способам поиска изложенных для 2 и 3 типов. 2.Этапы информационного поиска. Первым этапом является формулировка и уточнение информационного запроса. На данном этапе целесообразно осуществить: - формулирование запроса на естественном языке; - определение типа информационной потребности; - определение цели поиска информации; - определение необходимых ограничений поиска; - окончательную формулировку информационного запроса. Цель 1-го шага – формирование представления об искомой информации. Для того чтобы получить это представление, обладателю информационной потребности необходимо как можно более точно выразить ее на естественном языке. Об информационном поиске, удовлетворяющем информационные потребности первого типа, говорят как о фактографическом. Об информационном поиске, удовлетворяющем потребности второго типа, - как о документальном. Однако часто, чтобы найти некоторые факты в интернете, необходимо сначала провести поиск документов (Web-страниц), содержащих эти факты. В этом случае можно говорить о документально-фактографическом поиске. Следующий шаг – определение цели поиска информации, которое позволяет выявить степень требуемой полноты информации, что также оказывает влияние на выбор поисковых систем. Противоположными друг другу целями поиска информации традиционно являются: - предварительное знакомство с проблемой; - тщательное изучение проблемы. К числу основных ограничений традиционно относят: ограничения по видам изданий, языкам публикаций, по географическим и хронологическим рамкам поиска. Поэтому необходимо четко выяснить: - информация из каких источников интересует пользователя (статьи, монографии, материалы конференций, другое); - на каком языке (При разыскании русскоязычных книг в зарубежных библиотеках необходимо уметь правильно составлять запрос в транслитерации. В большинстве библиотек применяются правила транслитерации. Они интуитивно понятны, за исключением некоторых букв, вызывающих разночтение. В частности, необходимо запомнить правильное написание следующих букв: Ж - zh, Х - kh, Ч - ch, Ц - ts, Ы – y); - каковы географические рамки поиска; - каковы хронологические рамки поиска. Для окончательной формулировки информационного запроса необходимо провести всесторонний лексический анализ информации, подлежащей поиску. Необходимо получить из какого-либо источника прецедент подробного и грамотного описания исследуемого вопроса. Таким источником может стать как узкоспециальный справочник, так и энциклопедия общего профиля. На основе изученного материала необходимо сформулировать максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, при необходимости на нескольких языках. На протяжении всего процесса поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: c одной стороны, от общих классификационных поисковых систем к предметно-ориентированным указателям ресурсов, далее к конкретным документам и содержащимся в них фактам; c другой – от уникальных слов и фраз запроса к предметно-ориентированным указателям ресурсов и/или к конкретным документам. Цель последнего этапа – окончательное решение поисковой задачи. Он также включает в себя создание инструментов, необходимых для ее решения. На этом этапе необходимо выполнить следующие шаги: - отбор совокупности информационных ресурсов по теме поиска; - проведение поиска в информационных ресурсах; - оценка полноты информации; - расширение круга информационных ресурсов. На этапе отбора совокупности информационных ресурсов по теме поиска проводится поиск в отобранной на этапе планирования совокупности поисковых систем. Поиск можно проводить как от частного к общему, так и от общего к частному. В результате формируется список информационных ресурсов, в которых может содержаться информация по вопросу. Список информационных ресурсов намечается таким образом, чтобы ресурсы, дополняя друг друга, максимально охватывали информацию по данной теме в соответствии с заранее намеченными ограничениями поиска. Если их круг слишком узок, результаты поиска могут оказаться неудовлетворительными, а если слишком широк – возрастает трудоемкость поиска. На этом этапе необходимо четко определить, что известно об искомой информации и что неизвестно, но необходимо выяснить. Например, может быть известно название интересующего информационного центра, но неизвестен его URL. Таким образом, необходимо сформировать список запросов для поиска недостающей информации. Этот список формируется на основе выявленных ключевых слов и имеющейся информации о ресурсах. Поиск недостающих звеньев описания ресурса (метаданных) рекомендуется проводить с помощью поисковых и метапоисковых машин. Однако, если ничего не известно об искомых ресурсах, целесообразно обращаться к классификационным поисковым системам или же к специализированным словарным поисковым системам. В случае, если пользователь не является специалистом в данной области, ему следует обращаться к классификационным поисковым системам с научным контролем качества (информационным шлюзам). При проведении поиска рекомендуется использовать следующие методы: метод догадки, метод поиска от общего к частному, метод поиска от частного к общему. Метод догадки заключается в том, что после можно попытаться написать название искомой организации или ее аббревиатуру. Метод поиска от общего к частному обычно используется при проведении поиска в классификационных поисковых системах. Поскольку поиск в них проводится только по предметным категориям и описаниям ресурсов, то целесообразно изначально максимально расширить запрос. Метод поиска от частного к общему обычно используется при проведении поиска в словарных поисковых системах. В результате формируется список информационных ресурсов. Данный шаг позволяет создать персональную информационную систему, направленную на решение конкретной задачи поиска. При проведении поиска документов необходимо иметь возможность как сузить, так и расширить запрос. Как правило, поиск действительно нужной пользователю информации представляет собой состоящую из ряда шагов деятельность, в процессе которой пользователь формулирует некоторые запросы, анализирует полученную выборку (результат выполнения запроса), на основании анализа уточняет свое понимание структуры базы данных и возможностей поискового аппарата информационной системы, свои информационные потребности и формулирует новый запрос (уточняет старый). И снова чередует шаги выборки и анализа, постепенно уточняя запрос и продвигаясь к цели. Традиционно различают две базовые стратегии поиска: отраслевой поиск и предметный. Они отражают две противоположные тенденции во взаимоотношении между науками и отраслями знания: дифференциацию наук и их интеграцию. Стратегия отраслевого поиска осуществляется от общего к частному путем просмотра иерархических классификаторов, а предметного – от частного к общему путем выборки данных по значениям дескрипторов, ключевых слов (то есть данные рассматриваются с точки зрения их «предметных» свойств). Выбор той или иной поисковой стратегии зависит от конкретной задачи поиска. Например, при прочих равных условиях поиск по ключевым словам тем предпочтительнее поиску по классификатору, чем более конкретный характер имеет запрос. Как и при поиске информационных ресурсов, при поиске документов необходимо учитывать возможности языков запросов, предлагаемые различными СУБД. Выявив часть документов путем проведения поиска в первичном круге информационных ресурсов, целесообразно провести просмотр и оценку полноты полученной информации. Далеко не всегда пользователю нужна вся информация по заявленной теме. Часто ему достаточно лишь нескольких авторитетных источников. На этом этапе формируется список документов и проводится проверка на дублетность. Однако в том случае, если полнота полученной информации недостаточна, следует провести дополнительный поиск информационных ресурсов. При проведении поиска информации в интернете, в котором полнота играет важную роль, необходимо помнить, что ни одна поисковая система не индексирует всего, что есть в интернете. Расширить список информационных ресурсов можно следующими путями: - провести поиск в зарубежных метапоисковых системах с целью выявления баз данных, посвященных конкретно тематике поиска; - провести поиск по гипертекстовым ссылкам, двигаясь от уже найденных документов; - провести поиск баз данных, опираясь на структуру URL уже найденных документов. Использование исследованных методов позволяет пользователю самостоятельно проводить поиск информации в новой информационной среде. Она дает возможность не только улучшить качество получаемой в результате поиска информации, но и повысить ее полноту. И в завершение работы хотелось еще бы обратить внимание на некоторые советы участников Кубка России по поиску в Интернете: 1. Постарайтесь понять смысл вопроса. Возможно, ответ вам уже известен. Чтобы найти правильный адрес страницы, ищите одновременно ключевые слова из вопроса и известный вам ответ. 2. Число документов, полученных в результате поиска, может быть огромно. Поэтому решающее значение для оптимального поиска информации имеет правильный набор ключевых слов. 3. Проверяйте орфографию в написании слова. Используйте синонимы, если список найденных страниц слишком мал. 4. Ищите больше, чем по одному слову. Максимально сужайте предмет поиска. 5. Используйте настройки поиска в поисковых системах, чтобы задать удобные параметры описания документов и структуру страницы с результатами поиска. Тема 3. Пример поиска библиографической информации.      Термином «библиографические ресурсы» обозначается весь спектр источников, отражающих сведения о документах (о литературе). В соответствии с современными научными взглядами, в понятие «документ» входят все виды печатных изданий: книги, статьи из газет и журналов, рукописи, карты, ноты, изоиздания, а также такие носители информации, как компакт-диски, видео- и аудиокассеты, магнитные ленты и виниловые пластинки.      Одна из особенностей работы с электронными каталогами и библиографическими базами данных, представленными в российском секторе Интернет, заключается в том, что все названные ресурсы не представляют в полном объеме свои коллекции с достаточной глубиной поиска. В настоящее время проводятся работы по ретроспективной конверсии карточных каталогов в электронную форму, но эти процессы не приняли пока массовый характер и относятся скорее к пилотным проектам.      Это означает, что информационно-библиографический поиск можно проводить в ограниченных библиографических массивах, представленных книжными фондами конца 80-х начала 90-х годов. Кроме этого следует учитывать, что представленный спектр библиотечных Web-серверов подкреплен небольшим перечнем он-лайновых каталогов и библиографических баз данных. Названные особенности, безусловно, оказывают влияние на организацию работ по проведению библиографического поиска документов.      Основные рекомендации по проведению результативного информационного поиска можно свести к следующему перечню мероприятий: 1. Предварительное изучение информационного пространства электронных каталогов и библиографических баз данных (здесь определенную помощь могут оказать ресурсы типа «Путеводителя по поиску изданий в электронных каталогах и библиографических базах данных). 2. Оценка индивидуальных особенностей поисковых систем, удобства и результативности поиска даже в тестовых вариантах. 3. Начальный этап поиска определяется тематической ориентацией обрабатываемых запросов и подбором соответствующих каталогов, способных в полной мере удовлетворить данную тематику. Оценка выбора той или иной поисковой системы во многом определяется наличием сопровождающих терминологических словарей, которые оказывают существенное значение на результаты поиска при использовании ключевой концепции поиска, отвечающей характеристикам данной системы. 4. Максимальное использование знаний по предметизации и каталогизации документальных потоков, способность организовать поиск по индексной системе адресации с учетом соответствующих кодов классификаторов УДК, ББК, ГРНТИ, а также шифров ISBN/ISSN. Данный алгоритм поиска имеет значительную результативность по сравнению с другими методиками. 5. Овладение навыками модулирования, которые включают: комбинаторику поисковых полей; применение булевых операторов; грамматическую обработку ключевых терминов (усечение окончаний, выбор однокоренных слов и т. д.); контекстный поиск. 6. Предварительное изучение макетных примеров поиска, представленных в интерфейсных меню системы. Ознакомление с основными рекомендациями построения поисковых запросов, приведенных в меню «Помощь». 7. Применение внутренних возможностей поисковых систем для устранения «шумовых» эффектов поиска. Для этих целей используются всевозможные опции в настройке систем типа: «Искать в найденном», «Уточнить запрос», «Осуществить поиск по другому поисковому полю», «Найти похожие документы» и т. д. 3.Описание поисковых элементов электронных каталогов и библиографических баз данных интернет      Анализ электронных каталогов и библиографических баз данных, представленных в Сети, дает возможность обобщить основных поисковые поля, которые являются универсальным инструментом при работе с библиотечными каталогами и библиографическими базами данных.      Условно весь массив поисковых полей можно разделить на три структурные группы:      Первая группа объединена основным библиографическим ГОСТом, принятым в российской системе каталогизации и имеющим определенный набор библиографических полей, спроектированных на соответствующие поисковые элементы;      Вторая группа имеет специализированные характеристики, связанные с индексацией и предметизацией фондов и может быть отождествлена с набором универсальных рубрикаторов и классификаторов, таких как УДК, ББК, ГРНТИ и т. п.      Третья группа поисковых полей имеет индивидуальные характеристики и зависит в большей степени от персональных особенностей поисковых инструментов, принятых для каждого конкретного случая поиска.      Все представленные группы могут состоять в логическом или концептуальном взаимодействии, позволяющем моделировать многообразные варианты поисковых алгоритмов.       Основные поисковые поля первой группы: а) Область авторских сведений. Обычно эти поля определены как: «Автор», «Авторский коллектив», «Составитель», «Редактор», «Отв. редактор» и т. д. Данные поля можно отнести к системе уточняющих при обработке сложных библиографических запросов. В другом случае их можно рассматривать как постоянные поля, относящиеся к строго формализированным запросам. Многие поисковые механизмы, принятые в библиографических базах и электронных каталогах, расширяют рамки возможного использования авторских поисковых полей путем введения кодовой системы усечения окончаний от корнеобразующей фамилии, тем самым значительно расширяя диапазон поиска. Например, фамилия «ИВАНОВ» может образовывать целую группу однокоренных фамилий, которые легко находятся по системе предлагаемых правил той или иной поисковой системы. Авторские поисковые поля во многих системах имеют соответствующую словарную группу, которая поддерживается системой по определенным грамматическим правилам. Поэтому, при составлении запросов с использованием авторских полей, необходимо сопоставлять предлагаемые словарные варианты написания фамилий с собственным опытом. б) Поисковые поля, определенные как «Название», «Заголовок», «Подзаголовок», «Параллельное название» и т. п. также относятся к поисковым полям первой группы, т. е. равнозначны области заголовка, принятого в стандарте библиографического описания издания. Поле «Название» первоисточника относится к типу уточняющих или конкретизирующих запросов, при этом одна из особенностей этого поля состоит в том, что оно может быть заменено грамматической комбинацией поля «ключевые слова». Такое равенство возникает в случае невозможности точного воспроизведения названия документа, но с учетом существования некоторых ключевых слов, относящихся к области заголовка издания. В этом случае многие поисковые механизмы используют систему настройки месторасположения ключевых слов по отношению к элементам библиографического описания. В данном примере поле «Ключевые слова» должно соотноситься с местом «Заголовок». в) Область библиографического описания, определенная как «выходные данные издания», в общей системе поисковых полей получила несколько соответствий. К ним относятся такие поля как: «Год издания», «Место издания», «Издательство», а также шифры ISBN / ISSN. Идентификационные номера ISBN/ISSN являются уникальным определителем документа / периодического издания, по которому каждый книжный /периодический источник становится определенным и неповторимым. К сожалению, не все источники информации имеют свои идентификаторы. Данный факт во многих случаях ограничивает использования названных поисковых полей.      Поиск по полям «Год издания», «Место издания», «Издательство» также относится к типу уточняющего поиска и, как правило, подключение названных полей происходит в случаях составления запросов по авторским или ключевым полям. Многие поисковые системы поддерживают внутренние словари издательств и кодов ISBN / ISSN, тем самым значительно упрощая работу по корректному составлению информационных запросов с использованием названных полей.      Из элементов библиографического описания первоисточников для организации результативного поиска поисковые системы иногда применяют в качестве области определения серию издания, которая становится самостоятельной строкой для поиска или входит в систему ключевых слов, а также вводят поле «Вид издания» (книга, статья, ноты, карты и т. д.). Данные поисковые элементы могут оказать существенное влияние на организацию и построение поисковых алгоритмов.      Поисковые поля второй группы, которые были определены как предметизирующие библиографические массивы, соответствуют следующему набору универсальных таблиц и классификаторов: а) Универсальные таблицы и рубрикаторы ББК, УДК, ГРНТИ, ДК Дьюи с соответствующим набором поисковых полей «Код ББК», «Код УДК», «Код ГРНТИ», «Код Дьюи». По используемой системе классификации документальных потоков в рассматриваемых библиотечных системах определяется и наличие данных полей в поисковых инструментах того или иного библиотечного электронного каталога или библиографической базы данных. Почти все названные таблицы имеют гипертекстовые варианты, заложенные в соответствующих словарях поисковых систем, сопровождающих пользовательский интерфейс. б) Внутренние тематические рубрикаторы или тезаурусы, которые базируются на основе предметных каталогов или рубрикаторов. Примером таковых является Рубрикатор ИНИОН, Рубрикатор «Народное образование. Педагогика», «Предметный тезаурус РГБ» и т. д. Для построения информационных запросов по данному типу поиска используются следующие поисковые поля: «предметная область», «предметная рубрика», «тематикапоиска» и т. п. Осуществление поиска по заданным полям лучше всего проводить исходя из предложенного перечня предметных рубрикаторов или тематических тезаурусов, организованных в виде внутренних словарей поисковых систем электронных каталогов и библиографических баз данных. Выбранный поисковый механизм, связанный с определением тематической принадлежности документов сопровождается большими библиографическими массивами лишних записей, по которым приходится проводить уточняющий поиск с новой логикой построения запросов.      Последняя группа поисковых полей является уникальным ресурсом разных поисковых систем. Включение данных полей в механизм поиска оправдано внутренними возможностями представленных систем и специальными характеристиками библиографического сопровождения тех или иных библиотечных фондов. К системе таких полей следует отнести следующие примеры: «шифр хранения», «сигла хранения», «периодпоступления в фонд», «дескриптор», «язык основного текста», «персоны», «группа стандартов», «географическая рубрика», «номер стандарта»,«наименование организации» и т. д. Данные поля не являются обобщающими для всех поисковых систем, они употребляются в индивидуальных случаях, но могут оказать существенное влияние на получение более результативных итогов поиска, поэтому применение данных полей бывает оправдано и закономерно.      Особое место в наборе поисковых полей занимает поле «Ключевые слова», которое применяется почти во всех электронных каталогах и базах данных. Это поле, как целое математическое множество, объединяет в себе группу подмножеств различных поисковых полей. Оно может включать в себя поле авторских данных, поле названий, поле предметных рубрик, библиотечных серий, а также распространяться на области аннотаций и ссылок. Кроме того, оно имеет характеристики модулируемого, т. е. настраиваемого поля. Всевозможные поисковые алгоритмы можно получать с помощью включения булевой математики, концептуальных связок, по месторасположению искомых терминов, с помощью усечения окончаний и многого другого.      Очень часто названные библиотечные системы рассматривают ключевые слова как элементы библиографического описания издания, которые были заложены на начальном этапе составления библиографической записи. Такие системы поддерживают внутренние словари ключевых слов, применение которых оказывает существенное воздействие на итоговые характеристики информационного поиска. В целом, можно сказать, что поисковое поле «Ключевые слова» по праву является лидером по востребованности и имеет важное стратегическое значение во всей системе поисковых полей.      Общее представление о составе поисковых полей и их функциональных возможностях открывает новые перспективы для работы с электронными каталогами библиотек и библиографическими базами данных. Следующим этапом в освоении навыков, связанных со справочно-библиографическим поиском, является ознакомление с основными рекомендациями по составлению и организации информационного поиска.
«Методы поиска информации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot