Бессознательность человека: личное и коллективное
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Структура бессознательного 5
2. Содержание бессознательного 7
3. Типология личности, разработанная К.Г. Юнгом 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Бессознательность человека делится на личное и коллективное. Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг.
Карл Густав Юнг еще подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.
Поступил в университет на медицинский факультет. Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе.
Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба.
Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Карл Юнг критически относился к европейской науке, внес большой вклад в изучение мифологии, занимался алхимией, астрологией.
Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:
1. Личного сознания
2. Коллективного сознания
3. Личного бессознательного
4. Коллективного бессознательного
В общем, под коллективным бессознательным Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.
” В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией “суперэго”. По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.
1. Структура бессознательного
В лекциях обсуждаются две основные темы: структура и содержание бессознательного, методы исследования продуктов бессознательных психических процессов (ассоциативный метод, метод анализа сновидений, метод активного воображения).
Если Фрейд выводит бессознательное из сознания, бессознательное является вместилищем вытесненных содержаний, то Юнг считает, что первым появляется бессознательное, а на его основе вырастает сознание, и для него бессознательное является безбрежной исторической сокровищницей. А "Эго" – это сложное образование, которое конституируется общим осознанием собственного тела, собственного существования и данными памяти. Сознание может быть сориентировано либо на эктопсихические факты (отношения между содержанием сознания и данными, поступающими извне) и на эндопсихические факты (содержание сознание и постулированными выше бессознательными процессами).
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное представляет собой своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что "содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому" [2, с. 67-68].
Бессознательные процессы недоступны непосредственному наблюдению, но их продукты, пересекающие порог сознания, можно подразделить на два класса: индивидуальное и коллективное бессознательное. "Архетип" означает typos (отпечаток), определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах. Как и наше тело, наше бессознательное является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом. Мистический опыт заключается в переживании архетипов.
Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов – форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание. Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.
2. Содержание бессознательного
Сны выполняют компенсаторную функцию: они являются симптомом того, что индивид пребывает в разногласии с бессознательным. Необходимо интерпретировать сон, входя детально в его контекст, необходимо спросить у пациента, какие чувства вызывают у него образы, увиденные во сне. Сны являются естественной реакцией саморегулирующейся психической системы. Если сон построен на индивидуальном материале, то необходимо обратиться к индивидуальным ассоциациям, если у сна мифологическая структура, то он говорит на универсальном языке.
Юнг считает, что приверженность к определенному научному психологическому течению определяется типом психики – то, как видятся психологические факты, это личная психология, нужно смотреть на вещи так, как подсказывают наши инстинкты. Психология – не символ веры, а точка зрения. И мы не можем избавить людей от их судьбы, все необходимо для дальнейшего психологического развития.
Констелляция бессознательного содержания обнаруживает себя в проекции. Любой активированный архетип может явиться в проекции на внешнюю ситуацию, на людей, на обстоятельства. Архетипы являются движущими силами, все решает бессознательная психология человека. Объективизация вне индивидуальных образов – отделение сознания от объекта: внешние факторы (другой человек, обстоятельства) – перестают быть для индивида гарантией его счастья и он приходит к осознанию, что все зависит от него самого. Понимая это, пациент способен сам выработать все ценности архетипического материала и бессознательное становится ему понятным.
3. Типология личности, разработанная К.Г. Юнгом
Исходя из структуры psyche Юнг создал свою типологию личности: экстраверты и интроверты, она базируется на двух основаниях – доминировании экстра–интровертированности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущениях. Индивидуальное бессознательное – охватывает все приобретения личного существования. коллективное бессознательное – содержания, возникающее из наследственной возможности психического функционирования. Архетипы – класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в определенном индивиде. Архетипический образ – субъективное переживание, связанное с архетипами, осуществляется через выраженные символическим образом определенные мифологические мотивы. Основные стадии юнговской терапии – исповедь, объяснение, воспитание, преобразование.
Тенденция юнговской психологии – это отрицание всех существенных составных частей фрейдовской теории, бессознательное упраздняется и вместо него – личное бессознательное, но ликвидировав динамическое бессознательное и не открыв в личном механизмы, которые могли бы объяснить феномен психической деятельности человека, Юнг объясняет это коллективным бессознательным. Конфликт индивидуального бессознательного сводится к противоречию между конституциональными тенденциями и волевыми аспектами сознания.
В отличии от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и это является одним из достоинств его теории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, Юнг еще раз останавливается на сути своей теории. Аналитическая психология предоставляет нам новые возможности, так как она доказывает существование образов фантазии, которые появляются из темной психической подпочвы и тем самым сообщают о процессах, происходящих в бессознательном. Содержания коллективного бессознательного — это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это природный образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет. Эти образы являются мифологическими и потому символическими, поскольку они выражают гармонию познающего субъекта с познаваемым объектом.
Образы фантазии бессознательного являются всего лишь исходным материалом, который для своего осмысления еще требует перевода на язык соответствующего времени. Если такой перевод удается, то через символ мировоззрения мир наших воззрений снова становится связанным с древним опытом человечества; исторический, всеобщий человек внутри нас протягивает руку человеку, только что ставшему индивидуальным, — событие, возможно знакомое первобытному человеку, который во время ритуальной трапезы мифически объединяется с тотем–предками.
В этом смысле аналитическая психология является реакцией на преувеличенную рационализацию сознания, которое в стремлении создавать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пересаживается в рационально ограниченную современность, простирающуюся лишь на короткий отрезок времени между рождением и смертью. Такое ограничение создает чувство случайности и бессмысленности, а именно это как раз и мешает нам жить с той многозначительностью, которая необходима, чтобы полностью исчерпать жизнь. Жизнь становится банальной и уже не представляет человека полностью. В результате огромная часть непрожитой жизни достается бессознательному.
Окружив себя стеной рациональности, мы оказались изолированными от вечности природы. Аналитическая психология пытается пробить эту стену тем, что заново раскапывает образы фантазии бессознательного, которые когда–то отбросил рациональный разум. Эти образы находятся по ту сторону стены, они относятся к природе в нас, которая оказалась глубоко засыпанной и от которой мы укрылись за стенами рационализма. В результате возник конфликт с природой, который стремится разрешить аналитическая психология, но не через стремление вместе с Руссо «назад к природе», а через обогащение нашего сознания пониманием природного духа, прочно удерживаясь при этом на благополучно достигнутой современной ступени логического мышления.
Тот, кому удалось увидеть это, испытывает грандиозное впечатление. Но он не сможет долго им наслаждаться, потому что сразу же встает вопрос о том, каким образом новое приобретение может быть ассимилировано. То, что находится по эту и по ту сторону стены, поначалу оказывается несовместимым. Здесь вскрывается проблема перевода на современный язык или, пожалуй, даже проблема нового языка в целом, а это сразу ставит вопрос о мировоззрении, то есть о мировоззрении, которое должно нам помочь найти такое созвучие с нашим историческим человеком, чтобы его глубокие аккорды не заглушались резкими тонами рационального сознания и, наоборот, чтобы бесценный свет индивидуального духа не утонул в бесконечном сумраке природной души. Но, подойдя вплотную к этому вопросу, мы должны оставить область науки, ибо теперь нам придется доверить творческое решение, нашу жизнь той или иной гипотезе; другими словами, здесь начинается этическая проблема, без которой мировоззрение немыслимо.
Аналитическая психология хотя и не является мировоззрением, но может внести значительный вклад в его формирование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юнг, К.Г. Аналитическая психология. Теория и практика. Тавистокские лекции // Пер. с нем. – М.: ИОИ, 2020. – 268. – ISBN
978–5–88230–469–9
2. Юнг, К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. // Пер. с нем. – М.: Мартис, 2012. – 320с.