Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
К началу 1920-х гг. война, голод, разруха обездолили миллионы ребят в Советской России. В 1921 году была создана под руководством Ф. Э. Дзержинского Деткомиссия ВЦИК (полное название — Комиссия по улучшению жизни детей). Но ее усилия оставались недостаточными. К середине 1920-х гг. в стране оставались тысячи беспризорных. В помощь деткомиссиям, государственным организациям в 1924 г. возникло общество «Друг Детей» (ОДД)[21: с. 303 - 304]. Оно складывалось снизу, из ячеек, которые создавались на фабриках, в красноармейских частях, в учреждениях, в жилтовариществах [4: c. 166; 19: c. 27]. Одними из главных задач нового общественного объединения стали сбор средств для поддержки государственных программ по борьбе с беспризорностью и преодолением безнадзорности детей, организация детского досуга. В Памятке члену ОДД говорилось: «Ты вошел в ячейку общества «Друг Детей» для того, чтобы улучшить жизнь детей. Так заботься об этом. Помни, что разумная всесторонняя опека необходима каждому ребенку. Помоги ребенку самому занимать себя, укрепи в нем духовные интересы. Соединенными усилиями с товарищами по ячейке «Друг Детей» устрой при домах-коммунах, клубах, рабочих поселках культурные детские уголки. Создав это, не оставляй дела без руководства в дальнейшем» [14: с. 24].
В 1927 г., следуя Постановлению Бюро МК ВКП (б) «О работе добровольных обществ» от 14 декабря 1926 г, ОДД перешло на территориальный принцип организации (поквартальный, порайонный, при жилтовариществах)[13: с. 2 - 4]. Цель постановления состояла в том, чтобы привлечь в ОДД и другие добровольные общества «еще не организованную часть населения (домашних хозяек, домашних работниц), которых легче всего охватить путем территориальной организации» [12: с. 4].
«Язва беспризорности заживает»,— отмечал в 1928 году Луначарский [Цит. по: 19: с.27]. Не так быстро, как хотелось бы, но меняется облик улиц и вокзалов; «пейзаж с беспризорными» из повсеместной обыденности становится редкостью. Со второй половины 1920-х гг. начинается массовое движение за создание в крупных городах, прежде всего в Москве, детских площадок. В данном материале мы подробнее остановимся на этом направлении деятельности Московского отделения ОДД. Главным источником служит одноименный журнал общества, выходивший с 1925 по 1933 год.
Необходимо отметить, что первые детские площадки стали создаваться в России, в Москве до революции, в первое десятилетие ХХ в. На Первом Всероссийском съезде по семейному воспитанию, состоявшемся в конце 1912 – начале 1913 г., были заслушан доклад И.Г. Розанова «О деятельности Общества попечения об учащихся детях Бутырского района Москвы». И.Г. Розанов, будучи представителем данного общества, подробно описал его деятельность с момента возникновения в 1910 г. Докладчик подчеркнул, что в условиях окраинного положения Бутырок перед обществом стояло две основные задачи: «борьба с влиянием улицы и борьба с бедностью». На основе бесплатного детского катка, опыт работы которого был признан удачным, 1 мая 1911 г. была открыта площадка подвижных игр. Сначала это был спортивный центр Бутырской округи: дети под руководством наставников играли в футбол, ручной мяч, крокет, теннис. А по мере роста привязанности детворы к площадке (ежедневно в первый год приходило около 30 человек) возникли и «сношения с детьми на почве их умственных интересов». Была организована театральная студия, поставившая спектакль, привлекший внимание всей Бутырской окраины: было до 800 человек зрителей. Игры стали только частью общего дела на площадке. Почти каждый день проводились экскурсии по городу, готовились литературные вечера, новые спектакли, ребята занимались лепкой. В хорошую погоду на площадке было около 150 детей, в праздники доходило и до 600[22: с. 300 - 306].
В первые послереволюционные годы отношение к детским площадкам менялось. Распоряжением Народного Комиссариата просвещения в 1919 - 1920 гг. летние площадки были преобразованы в летние школы. Однако этот шаг впоследствии был признан неудачным. Большинство городских школ просто не имели средств, возможностей, подходящих кадров для занятий на воздухе. Опытные педагоги подчеркивали, что «летние занятия с детьми на площадках могут быть хороши только тогда, когда туда пойдут люди добровольно, полные сил, интереса и творчества» [7: с.9].
Но в конце 1920-х гг. наметились определенные подвижки: создание детских площадок стало повсеместным, по всем районам Москвы. Летом 1926 г. в городе было развернута сеть в 111 площадок, охватившая 7607 детей [2: с. 4]. Больше всего площадок было создано в Краснопресненском районе. В действительности на площадки приходило больше детей, чем то количество, на которое площадки были рассчитаны. Площадки организовывались при фабриках и заводах, при домах-коммунах и больших домах жилтоварищества. Существовали так называемые кооперативные площадки, где родители сами объединялись и создавали эти пункты детского досуга (8 таких площадок возникли, например, в Рогожско-Симоновском районе) [11: с.3].
Для сотрудников ОДД 1920-х опыт дореволюционной внешкольной работы был безусловно важен. Уровень жизни, бытовые условия Москвы мало изменились за первое десятилетие Советской власти. К началу 1930-х гг. город был все еще на стадии перехода от традиционного к урбанизированному обществу. Прежде всего, это касалось московских окраин. Педагоги, имевшие дореволюционный опыт работы с безнадзорными детьми, охотно делились им с сотрудниками ОДД, социальными педагогами. Так, А.У. Зеленко, бывавший на детских площадках в США, работавший с С.Т. Шацким с 1905 г., публиковал статьи и книги на тему организации детского досуга в городских условиях[См: 9; 10].
Таким образом, в опыте деятельности ОДД, других советских организаций 1920 – 1930-х гг., занимавшихся созданием детских площадок, находил отражение и дореволюционный опыт, хотя эта преемственность официально не подчеркивалась.
Набор ребят на площадки производился районными приемными комиссиями на основании материалов обследования ОДД. Началом фактической работы по организации площадок можно было считать март – апрель. В это время райсоветы ОДД развертывали работу по организации дружин для обследования нуждающихся детей, подыскивали подходящие места для площадок. Для сбора средств в фонд ОДД устраивали вечера, ставились спектакли [6: с.24 ].
В устройстве площадки принимали участие и сами дети. Площадки функционировали в среднем 7 – 8 часов в день. Наиболее распространенными были смешанные, разновозрастные площадки, где занимались дошкольники и школьники. На площадке проводилась кружковая работа, устраивались подвижные игры, экскурсии за город – самое радостное событие по отзывам самих ребят. В частности, дети с площадок Хамовнического района больше всего посещали зоопарк, ходили в походы на Ленинские горы [20: с. 10]. Организовывались общественные праздники.
Особенностью детских площадок со второй половины 1920-х гг. стало участие в их деятельности пионерских организаций. В молодежной печати систематически публиковались статьи, призывающие организовывать такие центры в городских и деревенских условиях, давались советы, как правильно и обустроить и организовать работу [См: 5; 17] Пионерская площадка состояла из 6 отрядов. Каждый отряд имел свой план работы, исходя из общего плана площадки. Работа велась под руководством вожатых, а также помощь оказывали работники Центрального Дома пионеров и кружководы. Все пионеры работали в каком-либо кружке[20: с. 10].
Городские библиотеки посылали на площадки 2-3 раза в неделю своих сотрудников для проведения детских чтений.
На 87 площадках летом 1926 г. дети получали питание. В отдельных случаях за питание платили родители, в других – питание было за счет шефов.
Новым явлением в функционировании площадок 1920-х было участие в их работе врачей. Следуя постановлению Мосздравотдела, места для площадок выбирались при участии медицинских работников, которые давали письменные разрешения. Врач, закрепленный согласно тому же постановлению за каждыми 4 - 5 площадками, производил осмотр детей, руководил работой санитарной комиссии, участвовал в совете площадки, проводил беседы с родителями, особенно с матерями [3: c. 6].
Особой разновидностью летних были санаторные площадки. Например, подобная площадка была организована ОДД в Хамовниках (Большая Пироговская, 17). На эту площадку попадали истощенные, слабые дети, многие с болезнями сердца, туберкулезом. Ребята получали усиленное питание, ежедневно проводились лечебные процедуры (солнечные ванны, обливание) [1: с. 21 - 22].
Работа площадок была бы невозможна без актива общественников района. Значительная часть этих активистов была членами ОДД. Они знали местные условия, привлекали новых родителей из жилтовариществ. Многие матери считали своим долгом придти на площадку подежурить, организовывали кружки.
Однако именно за профессиональным педагогом признавалась руководящая роль в координации работ на площадке. Это признание воплощалось и в форме принятия участия в оплате труда профессионала. Педагог перестал быть «излишней роскошью», вызывающей лишние накладные расходы.
Для подготовки работников площадок на средства ОДД были созданы курсы на 150 человек. С 15 апреля по 15 мая 1926 г. были прочитаны лекции, проводились экскурсии по природоведению под руководством работников Ботанического сада; в каждом районе работали кружки для социальных педагогов по практическому знакомству с проведением подвижных игр [2: с. 5; 15: с. 32].
Лето заканчивалось устройством выставки работ площадок. Например, такая выставка была организована в 1927 г. в Шаболовском районе [8: с. 19].
Создавались площадки и для детей отдельных национальностей. Летом 1926 г. была организована отдельная площадка для детей из цыганского табора в Останкино. Сотрудники детской Социальной инспекции Краснопресненского района при поддержке ОДД вели регулярную работу с ребятами, читали, обучали, организовали питание [16: с.17 – 18].
Районные собрания, конференции вносили пожелания по укреплению и расширению сети летних площадок и продолжения их работы зимой. Главной помехой организации зимних площадок было отсутствие необходимых помещений. Но и эта проблема в ряде районов постепенно решалась. Удачный опыт летних площадок побудил Московский губсовет ОДД побудил организовать зимние, на что им было ассигновано 6367 рублей. Зимой 1927 г. в Москве было открыто 10 таких площадок [23: с.10].
В 1931 г. I съезд ОДД наметил наиболее актуальные задачи по организации помощи детям. Устав, утвержденный Президиумом ВЦИК 29 октября 1931 г., предусматривал кроме других задач ликвидацию безнадзорности детей. Темпы развития Москвы - крупнейшего города СССР с началом нового этапа индустриализации резко увеличились. Развивалась и транспортная сеть. Это отразилась и на жизни, бытовых условиях московской детворы.
С начала 1930-х гг. усилилась централизация общества, ее подчиненность партийным органам. Несколько лет высшим объединительным уровнем оставался губернский (областной): был «Друг детей» Ленинградский, Свердловский, Нижегородский; лишь в 1930 г. все они слились во Всероссийское общество. Инициатором централизации общества вступила Н.К. Крупская. 21 мая 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) о «Создании массовой пролетарской общественной организации вокруг практических задач коммунистического воспитания», а 23 августа 1930 г. – постановление ВЦИК и СНК об объединении местных организаций ОДД во Всероссийское общество.
К 1935 г. общество насчитывало 1,8 миллиона человек. В 1935 г. ОДД прекратило свою деятельность[18: с. 298]. По мнению Т.М. Смирновой, причины ликвидации общества заключались в многочисленных злоупотреблениях его руководства. Органами Партсовконтроля и прокуратурой был вскрыт ряд «деяний преступного характера», которые заключались в незаконном использовании собранных средств. 25 мая 1934 г. Президиум ВЦИК специальным постановлением признал работу ОДД неудовлетворительной, а 1 июля 1935 г. ОДД было ликвидировано[21: с. 303 - 304]. Но согласимся с Т.М. Смирновой, что активисты-добровольцы низовых ячеек общества бескорыстно проводили большую и важную практическую работу в городах и деревнях СССР: устраивали экскурсии и культпоходы для школьников, организовывали их летний отдых в загородных лагерях и на городских детских площадках[21: с. 315 - 316].
Опыт деятельности ОДД, детских площадок в Москве сохраняет актуальность и по сей день. Проблема детской безнадзорности остра и в условиях современного мегаполиса. Как показал опыт 1920-х гг. одним из перспективных направлений преодоления безнадзорности является создание действенной системы общественного воспитания, ориентированной на взаимодействие семьи, государственных воспитательных учреждений, учебных заведений, общественности в воспитательной работе по месту жительства детей и подростков. Место жительства объединяет взрослых и детей в их свободное время и создаёт условия для совместного общения и деятельности разных поколений, для воспитания детей взрослыми. Работа с детьми в городском районе обладает большими резервами в совершенствовании помощи семейному воспитанию.
В 1920-е гг. велись комплексные серьёзные исследования в области социальной педагогики. Изучалось взаимодействии личности с «дворовой», уличной средой. Формально регламентированной деятельности и стабильному кругу общения в школе и подобных ей воспитательных институтах противостоит стихийная среда деятельности и общения по месту жительства. Активность детей и подростков в этих условиях может определяться разнообразными мотивами, среди которых не исключены и асоциальные. Поэтому главная задача общественного воспитания состоит в организации неформальной деятельности таким образом, чтобы нежелательные мотивы были вытеснены общественно ценными. В этих целях с 1920-х гг. создаются разнообразные любительские клубные объединения по интересам, спортивные и игровые площадки, проводится шефская работа.
Ценен опыт ОДД по выявлению безнадзорных детей и их устройству в воспитательные и учебные заведения; интересны мероприятия, проходившие на дворовых площадках. Основным направлением воспитательной работе по месту жительства было и является создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, организация воспитывающей среды (т. е. обеспечение нормального психологического климата для всех детей и подростков); профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности.
Активная помощь детству в 1920-е годы возникла не на пустом месте — позади было извечное народное милосердие, деятельная сострадательность русской интеллигенции. И не исчезла эта традиция, когда ОДД была распущена. Это подтвердилось в годы Великой Отечественной войны, когда от всего сердца детям отдавали последнее. И в наше время эти идеи, этот опыт находит отклик среди неравнодушных людей, в развивающемся волонтерском движении.
Литература
1. А.Н.Т. Там, где ремонтируют здоровье / А.Н.Т. // Друг Детей. – 1927. - № 8 – 9. – С. 21 – 22.
2. Анцибор В. Общество «Друг Детей» и строительство площадок / В. Анцибор // Друг Детей. – 1926. - № 5. – С. 4 – 5.
3. Анцибор В. Роль летних площадок / В. Анцибор // Друг Детей. – 1927. - № 6 – 7. – С. 5 – 6.
4. Бибанов Т.П. Общество «Друг Детей»/ Т.П. Бибанов // Вопросы истории. – 1985. - № 12. – С.166 — 168.
5. Булатов Н. Давайте строить площадки / Н. Булатов / Пионер. – 1926. - № 4. – С. 1
6. Вейценфельд М. Итоги работы детских площадок за лето 1926 г. / М. Вейценфельд // Друг Детей. – 1926. - №7. – С. 24 – 26.
7. Глаголева Л.В. Площадки, как один из видов летних занятий с детьми / Л.В. Глаголева. – Л.: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1925. – 128 с.
8. Готлиб В. Площадки в жилтовариществах / В. Готлиб // О наших детях. - 1928. - № 1. – С. 18 – 19.
9. Зеленко А. Дворовые площадки / А. Зеленко // На путях к новой школе. - 1925. - № 3. – С. 51 – 54.
10. Зеленко А. Площадки для игр в Северной Америке / А. Зеленко // Народный учитель. - 1926. - № 5. – С. 49 – 60.
11. Калинина А. Работа детских площадок и ее значение / А. Калинина // Друг Детей. – 1926. - № 4. – С. 2 – 5.
12. Коган Н. К вопросу о переходе на территориальный принцип организации добровольного Общества «Друг Детей» / Н. Коган // Друг Детей. – 1927. - № 1. – С.4 – 5.
13. О работе добровольных обществ (Постановление Бюро МК ВКП (б) от 14/ XII – 26 г.) // Друг Детей. – 1927. - № 1. – С. 2 – 4.
14. Памятка члену общества «Друг Детей» // Друг Детей. – 1927. - № 2. – С. 24.
15. Пленум низовых ячеек «Друг Детей» Замоскворецкого района. От 9 апреля 1926 г // Друг Детей. – 1926. - № 3. – С. 30 – 32.
16. Постельникова А. Дети табора / А. Постельникова // Друг Детей. – 1926. - № 2. – С. 17 – 18.
17. Розанов И. Как устроить площадку / И. Розанов // Пионер. – 1926. - № 6. – С. 12 – 13.
18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – 608 с.
19. Рыбаков В. По страницам журнала «Друг Детей» / В. Рыбаков // Семья и школа. – 1987. - № 11. – С. 27 – 32.
20. С. Летом – на детплощадке (Хамовнический район) / С. // Друг детей. – 1927. - № 11 – 12. – С. 10.
21. Смирнова Т.М. Государство или общественная инициатива? Опыт решения «детских проблем» в 1920-1930-е гг. для современной России / Т.М.Смирнова // Социальная история: Ежегодник. 2009. – СПб., 2010. – С. 296 – 329.
22. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. – СПб.: Типолитография Ныркина, 1914. – т.2. – 775 с.
23. Что сделано Московским Губсоветом Общества «Друг Детей» (Из отчета о деятельности О-ва за время с июня месяца 1926 г. по февраль месяц 1927 г.) // Друг Детей. – 1927. - № 3. – С.10 – 11.