Аудит
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2018г. Н.С. Белогина
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Аудит»
1. Сущность, цель и задачи аудита. Возникновение и развитие аудита в России.
Сущность аудита
Аудит – это процесс защиты интересов собственников и акционеров против злоупотреблений администрации.
В результате аудита в отчетах администрации уровень информационного шума (доля вранья) понижается до приемлемого.
Цель аудита – выражение мнения независимого аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных аспектах.
Задачи аудита:
1) подтвердить ведение бух.учета в соответствии с требованиями НПА
2) подтвердить законность хоз.операций
3) подтвердить непрерывность деятельности (то, что у организации нет намерений или необходимости аннулировать бизнес или сократить его масштабы в обозримом будущем
4) разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений
5) реализация не только контролирующей, но и созидательной функции
Аудит не подменяет другие формы финансового контроля.
Причина появления аудита – появление корпораций. Они принесли возможность финансирования высокорисковых проектов, что ускоряло НТР. Но в корпорации собственник не имеет возможности контролировать администрацию, что привело к первым сбоям в механизме ревизии. Пришли к практике независимых проверок.
В СССР ревизия получает одобрение. Аудит появляется с переходом на рыночные методы управления – 1987 год. Создана первая аудиторская компания ИнАудит, УК 40 000, учредители – ЦБ РФ, МинФин. Одно из направлений горбачевских реформ перестройки – создание совместных предприятий (присутствие иностранного капитала).
Частные банки также предъявят спрос на аудиторские услуги.
Деньги находились в 2х источник – бюджет государства и деньги партии КПСС.
Самый выгодный способ сохранить деньги – заставить их крутиться, т.е. банковская деятельность. Появляется спрос на аудиторские услуги. Нужны готовые высококвалифицированные специалисты.
Экономика СССР управлялось контрольно-ревизионными управлениями. Т.к. они упраздняются, то эти люди становятся первыми аудиторами.
3\4 мирового рынка обслуживала большая восьмерка, которая сейчас представляется собой большую четверку компаний.
К 90м годам появляется развитый рынок аудиторских услуг. В эти годы «эйфория» у публики, общество ждет чудо, именно поэтому аудит не был отторгнут. Аудит пришел с запада, успел прижиться и укорениться.
Кризис в аудите. Был сговор. В 21 веке главной ценностью становятся деньги.
2. Понятие аудиторской деятельности и ее виды
Аудит - независимая проверка бух. фин. отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности.
Различают следующие виды аудита:
1. По объекту проверки
• Банковский аудит
• Страховой аудит
• Аудит фондов и бирж
• Общий аудит
2. В зависимости от субъекта
• Внутренний
(Проводят работники внутреннего отдела аудита. Зависит от руководства организации)
• Внешний
(Не зависит от руководства организации)
3. В зависимости от применяемых технологий
• Подтверждающий
(Проверяющий переделывает работу проверяемого)
• Системно-ориентированный
(В 20м столетии становится обязательным.
Делится на работу в 2 режимах:
1) оценка надежности системы внутреннего контроля и бух.учета
2) аудит по существу – проверка бух.учета (сальдо и оборотов по счетам).
При этом проверка меняется в зависимости от состояния системы бух.учета и внутреннего контроля.
4. В зависимости от причин
• Инициативный
(Чаще по инициативе руководителя. В том числе налоговый аудит.)
• Обязательный
(Проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства)
Ст.5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» установила следующие критерии:
1) Фондовый рынок (связь с ним)
-Все АО;
-те, кто торгует своими ЦБ на фондовой бирже
-фондовая биржа как организатор такой торговли
-те, кто профессионально торгует чужими ЦБ
2) Вид деятельности, предполагающие манипулирование чужими деньгами
-кредитные организации
-страховые организации
-фонды, кроме государственных внебюджетных
-биржи
3) Масштабы деятельности, которые оценивают с помощью 2х финансовых показателей:
-выручка от продажи ТПРУ в нетто-оценке за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн.р
-суммарная стоимость активов на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн.руб
4) Иные установленные законом случаи
3. Задания обеспечивающие уверенность и виды сопутствующих аудиторских услуг
1. Обзорные проверки
(Аудиторская проверка на основе процедур минимальной трудоемкости. Аудиторская проверка – 2 недели. Обзорная – 2 дня.)
2. Согласованные процедуры
(Расчет финансового показателя за счет заказчика в интересах заранее известного покупателя
-срок окупаемости
-стоимость бизнеса)
3. Компиляция
(Сбор и обработка информации о хоз.операциях организации с целью предоставления пользователю:
-подготовка бух.баланса «мы скомпилировали данный баланс»)
ЗОУ – задания, обеспечивающие уверенность:
• Аудит (высокая уверенность)
• Обзорная проверка (средняя уверенность)
НОУ –
• Согласованнее процедуры
• Компиляция
Российским аудиторам кроме аудиторской деятельности разрешили оказывать услуги, перечень которых установлен ФЗ «Об аудиторской деятельности».
4. Прочие услуги, оказываемые аудиторами и аудиторскими организациями
Российским аудиторам кроме аудиторской деятельности разрешили оказывать услуги, перечень которых установлен ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Прочие услуги:
1) Несовместимые
• Ведение бух.учета
• Подготовка бух.отчетности
• Восстановление бух.учета
2) Совместимые
• Консультации
• Постановка бух.учета
• Анализ
• Оценочная деятельность
• Научно-исследовательские разработки
• Обучение профильное
5. Система нормативно-законодательного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности
Система включает 3 уровня регулирования, и только 1 разработан государством:
1) Законодательный (законы и другие НПА, разработанные государством) (307-ФЗ от 30.12.2008, закон «Об АО», закон «О консолидированной отчетности»)
2) Стандарты (нормы аудиторской деятельности, однозначно интерпретируемые всеми аудиторами, их клиентами и арбитражным судом)
Международные стандарты – в РФ работают с 2017 года (обязательны для аудиторов, их заказчиков и арбитражного суда)
3) Внутренние стандарты:
-Стандарты СОА (саморегулируемые организации аудиторов)
В 2000-х годах МинФин провел аккредитацию объединений, признал всего 7 (регистрировать можно только такие объединения, в которых более 2000 участников)
На данный момент – 2 объединения.
-Внутрифирменные стандарты (методики и инструкции, описывающие процедуру проверки)
Являются конфиденциальными.
6. Внутренний контроль качества аудиторской деятельности
В аудите повсеместно принят внешний и внутренний контроль качества.
Внутренний контроль качества обязана осуществлять каждая аудиторская организация и индивидуальный аудитор:
• они должны иметь внутренний стандарт, в котором должна быть описана система внутреннего контроля качества, включающая в себя политику и процедуры, которые позволят реализовать эту политику.
В этой системе можно выделить 6 элементов:
1) ответственность руководителя за качество аудита
(Кто отвечает за систему контроля качества – лично директор либо можно поручить кому-либо, имеющему опыт и способности)
2) политика и процедуры контроля качества должны быть доведены до всех сотрудников и должны быть организованы процедуры, обеспечивающие их соблюдение
(Приказом руководителя назначается лицо, осуществляюее проверку качества выполнения задания. Обычно это партнер. Но также можно сторонне лицо или группа лиц. Это лицо не входит в группу аудиторов, проводящих проверки)
3) принятие клиента
-Процедуры должны позволять предотвращать конфликт интересов, то есть организация должна фильтровать заказы.
-Также должны быть процедуры проверки сложности заказа компетенции работников организации.
-Процедуры оценки деловой репутации заказчика.
4) кадровая работа
-Процедуры, которые позволят сформировать подходящий кадровый состав.
5) выполнение задания
-Процедуры инструктажа и надзора.
-Документирование
6) мониторинг
(Непрерывный анализ и оценка системы контроля качества. За мониторинг отвечает лицо, назначенное руководителем. Результаты мониторинга докладываются не реже, чем раз в год, докладываются генеральному директору.)
7. Внешний контроль качества аудиторской деятельности
В аудите повсеместно принят внешний и внутренний контроль качества.
Внешний контроль качества проводят профессиональные объединения и государство.
Государственный контроль качества – уполномоченный федеральный орган.
Функции УФО:
1) Выработка гос.политики
2) Утверждение стандартов
3) Ведение реестров (СОА + контрольный реестр аудиторских организаций и аудиторов)
4) Контроль деятельности СОА
5) Анализ рынка аудиторской деятельности
Помимо УФО, которым сейчас стал Центробанк и пока что остается МинФин, есть еще один орган по контролю качества: Федеральное Казначейство. Контролирует деятельность аудиторских организаций, которым разрешено проводить проверки общественно значимых хоз.субъектов.
Саморегулируемые организации выполняют функции:
• предварительного контроля
-при принятии в ряды по 3м предъявленным рекомендациям
-проверяют, есть ли в организации не менее 3х аудиторов
-не менее 51% УК – аудитору
-наличие стандарта внутрифирменного контроля качества
• текущего контроля
-режим плановых проверок (раз в 5 лет)
-режим внеплановых проверок (по каждой жалобе)
• последующего контроля за своими членами
ЦБ планирует сократить количество обязательных аудиторских проверок, запретить аудиторским организациям учитывать штатных совместителей, увеличить до 12 человек.
8. Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и руководства аудируемого лица при проведении аудита
Права:
1. Аудитор сам определяет состав аудиторской группы
2. Самостоятельно определять формы и методы аудита
3. Неограниченный доступ к информации
(Непредставление информации квалифицируется как ограничение объема аудита)
4. Получить разъяснение у администрации по возникающим вопросам
5. Получить информацию от третьих лиц
6. Право отказаться от проверки
7. Право не предоставлять досье заказчику (досье – файл, который собирается в ходе проверки)
Обязанности:
1. Вести досье на русском языке и хранить досье в РФ
2. Строго соблюдать конфиденциальность и независимость
3. Подготовить в срок заключение с обоснованными выводами
4. Обязан сообщить заказчику, в каком СОА он состоит
5. Бережное отношение к досье клиента
6. Сообщить собственнику о выявленных в ходе аудита коррупции, иных нарушениях законодательства, а также о признаках таких случаев и о рисках возникновения таких случаев
9. Права и обязанности аудируемых лиц
Права:
1. Выбор аудитора
2. Получить в срок заключение аудитора
3. Не передавать аудитору копии своих документов (копирование документов строго с согласия заказчика)
4. Отказаться от эксперта (может понадобиться аудитору во время проверки – технологи, геологи т.д.) письменно и аргументировано
5. Пожаловаться на аудитора в СОА
Обязанности:
1. Не уклоняться от обязательного аудита и содействовать аудитору (не ограничивая объем аудита)
2. Давать устные и письменные разъяснения
3. По просьбе аудитора направлять запросы третьим лицам
4. Рассмотреть полученную от аудитора информацию о коррупции и ее признаках, и не позднее, чем через 90 дней сообщить результаты аудитору
5. Опубликовать в Единый Федеральный реестр сведения об аудиторской проверке
6. Вовремя расплатиться
10. Роль этики в регулировании аудиторской деятельности. Кодекс профессиональной этики аудитора
Каждая СОА обязана разработать кодекс профессиональной этики и контролировать его соблюдение. При разработке кодексов СОА должны учитывать кодекс этики, разработанный министерством финансов. А МИНФИН опирается на международный кодекс. Аудитор должен действовать в интересах акционеров и др пользователей отчетности. Аудитор общается с администрацией, обслуживая ее интересы, но лишь до тех пор, пока действия администрации находятся в рамках закона и справедливости. Аудитор должен быть независим, от аудируемого лица, от его партнеров и конкурентов, от общественных партий, движений, гос-ва не только по формальным, но и по фактическим данным. Особенно недопустимым считается любые формы материальной зависимости. Объективность обязательна для аудитора, его выводы не могут формироваться под влиянием предрассудков, влияния и давления. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность без ограничений во времени. Профессиональное поведение предполагает приоритет интересов акционеров перед интересами администрации. Недопустимо для аудитора совершение любых действий, влекущих конфликт интересов, или наносящих ущерб репутации профессии в целом.
11. Принципы профессиональной этики
В соотв. с законом «Об аудиторской деятельности» каждое СОА обязано разработать и контролировать соблюдение своими членами Кодекса профессиональной этики и «Правил независимости». Эти документы разрабатываются на основе Международных аналогов.
За несоблюдение Кодекса этики установлена дисциплинарная ответственность. Необходимость этических основ регулирования аудита Кодексом этики вызывают трехсторонние отношения.
Аудитор без совести вреден, т.к. вместо фигуры, полезной обществу, получится человек вредный.
Кодекс декларирует принципы аудита:
1. Принцип честности
2. Принцип объективности
Мнение аудитора не может формироваться под влиянием его пристрастий, иного мнения третьих лиц. Аудитор формирует мнение на основе полученных фактов
3. Принцип профессиональной компетентности и должной тщательности
Аудитор обязан на входе в профессию достаточного уровня компетентности и должен эту квалификацию постоянно поддерживать. Аудитор обязан добиваться, чтобы работающие с ним аудиторы тоже росли профессионально. Оценка соответствия своей подготовки уровню задания.
4. Принцип конфиденциальности
Аудитор обязан бережно относиться к информации, полученной при аудите и за рамками аудиторской деятельности. Внутри аудиторской организации также действуют правила конфиденциальности.
5. Принцип профессионального поведения
Работа аудитора базируется на общественном общении и публика должна ему доверять и уважать его.
Аудитор обязан сам выявлять угрозы несоблюдению этих принципов. Основной перечень угроз приведен в Кодексе, который разработало СОА. А на уровне каждой организации перечень пополняется во внутреннем документе организации.
Угрозы:
1. Угроза личной заинтересованности (особенно материальная заинтересованность, в т.ч. владение акциями. Также размер вознаграждения аудитора не может зависеть от результатов проверки. Сюда же можно отнести гендерную проблему).
2. Угроза самоконтроля (они появляются когда нужно проверять работу, которую выполнял сам)
3. Угроза заступничества (когда аудитор заступался за своего подопечного и аудитор начинает относиться к нему доброжелательно и вряд ли он будет объективен)
4. Угроза близкого знакомства (близкое знакомство и родство запрещено законом)
5. Угроза шантажа (Сюда же относятся подарки)
Каждое СОА разрабатывает и контролирует Правила независимости.
Аудитор обязан сам выявлять угрозы своей независимости. Эти угрозы на уровне СОА обозначены, и также добавляют на уровне организаций:
• Финансовая заинтересованность (недопустима даже видимость зависимости)
• Приглашение перейти на работу к аудируемому лицу
• Родственные и дружеские отношения
• Трудовые отношения с клиентом
• Недавние услуги, даже если из разряда совместимых (консультационные и т.д.)
12. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, их состав и цели стандартизации
Стандарты аудиторской деятельности - это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.
Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантии достоверности результатов аудиторской проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Различают четыре группы стандартов:
• международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
• национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных
• внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
13. Основные элементы системы внутреннего контроля
Внутренний контроль качества обязана осуществлять каждая аудиторская организация и индивидуальный аудитор:
• они должны иметь внутренний стандарт, в котором должна быть описана система внутреннего контроля качества, включающая в себя политику и процедуры, которые позволят реализовать эту политику.
В этой системе можно выделить 6 элементов:
7) ответственность руководителя за качество аудита
(Кто отвечает за систему контроля качества – лично директор либо можно поручить кому-либо, имеющему опыт и способности)
8) политика и процедуры контроля качества должны быть доведены до всех сотрудников и должны быть организованы процедуры, обеспечивающие их соблюдение
(Приказом руководителя назначается лицо, осуществляюее проверку качества выполнения задания. Обычно это партнер. Но также можно сторонне лицо или группа лиц. Это лицо не входит в группу аудиторов, проводящих проверки)
9) принятие клиента
-Процедуры должны позволять предотвращать конфликт интересов, то есть организация должна фильтровать заказы.
-Также должны быть процедуры проверки сложности заказа компетенции работников организации.
-Процедуры оценки деловой репутации заказчика.
10) кадровая работа
-Процедуры, которые позволят сформировать подходящий кадровый состав.
11) выполнение задания
-Процедуры инструктажа и надзора.
-Документирование
12) мониторинг
(Непрерывный анализ и оценка системы контроля качества. За мониторинг отвечает лицо, назначенное руководителем. Результаты мониторинга докладываются не реже, чем раз в год, докладываются генеральному директору.)
14. Понятие существенности в аудите и определение ее границ при планировании и проведении аудита
Существенность информации – это ее свойство влиять на важные решения разумного пользователя такой информации.
Деление информации на существенную и несущественную позволяет значительно сократить затраты времени на аудиторскую проверку. Несущественная игнорируется.
Чтобы отделить важное от неважного, нужно иметь четкое представление о пользователях информации и о принимаемых ими решениях. Таким образом, установить общий алгоритм деления для всех компаний невозможно.
Кроме того, существенность – категория относительная. То, что важно для одного пользователя, неважно для другого. Также то, что было несущественным, может стать существенным. Следовательно, чтобы отделить существенное от несущественного, нужно иметь представление о пользователях отчетности в определенный период времени.
2. Методы оценки уровня существенности
Уровень существенности устанавливает при подготовке аудиторской проверки на этапе планирования до подписания договора. Это делается обязательно, ежегодно для каждой организации, с которой работает аудитор.
Каждая аудиторская организация обязана разработать алгоритм расчета уровня существенности. Этот алгоритм утверждается как внутрифирменный стандарт приказом руководителя и используется на постоянной основе.
Если для конкретного заказчика уровень существенности не подходит, то в своих рабочих документах аудитор пишет отказ от данного уровня существенности, принимает нужный и приводит аргументы.
Уровень существенности фиксируется в каждом рабочем документе. В ходе проверки эту цифру можно поменять, с письменным объяснением, если это нужно.
Эту методику можно изменить в следующих случаях:
1) Изменилось законодательство, регулирующее бух.учет или аудиторскую деятельность
2) Существенно изменились виды деятельности (специализация) аудиторской организации, т.е. ее круг заказчиков
3) Сменился руководитель
Методики конфиденциальны.
Уровень существенности – это та предельно допустимая ошибка, начиная с которой квалифицированный пользователь отчетности будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные решения. Он определяется «коридором», диапазоном значений.
В аудите применяется большое разнообразие методик:
1. «Бухгалтерский подход»: искажению любой цифры в учете и отчетности более чем на 10% (задаем любой процент) всегда существенно. Искажение менее чем на 5% всегда несущественно. А искажение в диапазоне от 5% до 10% м.б. признано существенным по профессиональному суждению аудитора.
2. Оценка уровня существенности «в зависимости от вида деятельности»: аудиторская организация делит своих клиентов на группы по видам деятельности. Каждой группе интуитивно задается базовый показатель, а затем, опираясь на опыт ранее проведенных проверок, задает относительную величину.
3. Оценка уровня существенности «независимо от вида деятельности». Разрабатывается один алгоритм для вех заказчиков, но в алгоритм закладывают несколько базовых показателей, которые должны характеризовать состав аудируемых лиц.
Можно сделать совокупность более однородной, отбросив выбросные значения.
Средняя новая = (20,2 + 20,5 + 25,6)/3 = 23,38. Тогда размах вариации = 0,23. Средняя хорошая. Устанавливаем такой уровень существенности. А теперь грубо округляем эти величину(до 20%), чтобы получить коридор.
Получаем 18,7…20……25…28,1. Если нет уверенности в своих силах, выбирают показатель пониже.
3.Использование показателей существенности
После установления уровня существенности для отчетности в целом устанавливают уровень существенности для отдельных статей отчетности. Различают:
1) Дедуктивный подход
Сначала уровень существенности для отчетности в целом, а потом для отдельных статей.
При этом учитывают удельный вес статьи в валюте баланса и ликвидность статьи: чем выше ликвидность, тем ниже уровень существенности
2) Индуктивный подход
Сначала оценивают уровень существенности по статьям, а затем общий уровень определяют суммированием.
Порог существенности (нижняя граница коридора) – такая величина, ниже значения которой ошибки всегда признаются несущественными.
Аудитор рассматривает не только количественный, но и качественный аспект существенности. Количественный - искажение цифр. Качественный аспект – это несоблюдение правил.
Выявив несоблюдение каких-либо правил, аудитор описывает это обстоятельство в своих рабочих документах и дает оценку существенности этого обстоятельства на основе профессионального суждения.
Между существенностью и аудиторскими рисками существует обратная зависимость: чем выше аудиторские риски, тем ниже уровень существенности и наоборот.
И уровень существенности, и риски оценивают до заключения договора, а потом в ходе проверки уточняют.
Если в ходе проверки риски придется повысить, это автоматически приводит к тому, что уровень существенности будет понижен.
• Аудитор вправе подтвердить достоверность отчетности, если одновременно соблюдаются 2 обстоятельства:
1) выявленные аудитором и не устраненные бухгалтером искажения цифр намного ниже уровня существенности
2) выявленные аудитором случаи несоблюдения требований правовых и нормативных актов, по мнению аудитора, несущественны
• Аудитор не вправе подтвердить достоверность отчетности, если отмечается хотя бы 1 из следующих обстоятельств:
1) выявленные аудитором и не устраненные бухгалтером искажения цифр намного выше уровня существенности
2) выявленные аудитором случаи несоблюдения требования нормативных актов, по мнению аудитора, существенны
• Аудитор обязан взять на себя ответственность и подтвердить достоверность отчетности или отказаться от ее подтверждения, если:
1) выявленные аудитором и не устраненные бухгалтером искажения цифр близки к уровню существенности
2) выявленные аудиторов случаи несоблюдения правовых и нормативных актов неоднозначны
• Если свернутое сальдо превышает уровень существенности, то отмечают эффект суммарной ошибки. Он свидетельствует об умышленном характере нарушений.
• Если свернутое сальдо ниже уровня существенности, то эффекта суммарной ошибки нет, т.е. ошибки носят неумышленный характер. Такие ошибки разнонаправлены и взаимопогашаются.
15. Критерии (показатели) деятельности экономических субъектов, в соответствии с которыми их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке
1. Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
16. Модель аудиторского риска
В аудите различают по характеру, содержанию:
1) Репутационные риски
Это вероятность утратить репутацию.
2) Профессиональные риски
Связаны с профессиональной деятельностью – работа с учетной информацией, с отчетностью. Это риск пропуска ошибки в учете. (Цель – сократить объем работы)
По размеру, величине риски подразделяют:
1) Неприемлемые (аудитор обязан отказаться от проверки, прекратить ее)
2) Приемлемые (этот риск сопровождает любу проверку)
Аудитор обязан оценить уровень риска предстоящей проверки и отказаться от нее, если риск является неприемлемым.
Для определения уровня риска используется следующая модель:
DAR = JR * CR * DR, где:
• DAR – общий аудиторский риск - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что проаудированная отчетность может содержать не выявленные существенные искажения.
Диапазон значений – [0; 1]
Характеризует уровень информационного шума за спиной аудитора. Т.е. насколько искажена отчетность после проверки.
Невозможно установить с помощью математических расчетов, но можно установить интуитивно пределы неприемлемого риска. По мнению ряда экономистов-теоретиков, это предел в 10%, т.е. 0,1.
• JR – неотъемлемый аудиторский риск.
Это субъективно определяемая аудитором вероятность появления ошибок в бух.учете.
Диапазон значений – (0; 1]
Показатель характеризует работу бухгалтера.
Для оценки уровня неотъемлемого риска аудиторы используют нетрудоемкие процедуры. Такие процедуры по отдельности дают ненадежные доказательства. Но если их много, то оценка получится достаточно правильной. Опираясь на профессиональное суждение, аудитор подбирает факторы для проведения такой оценки. Например:
• «Честность» администрации – т.е. отдает ли руководство приказ об искажении информации в учете
• Профессионализм учетного персонала
• Характер деятельности
• Сложность хоз.операций
• Характер связей аудируемого лица
• Доминирование одного лица в управлении
• Мобилизационные задания
• СR - контрольный риск - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что система внутреннего контроля организации будет не в состоянии выявлять и исправлять существенные ошибки в бух.учете.
Диапазон значений – (0; 1]
Характеризует эффективность системы внутреннего контроля (СВК).
СВК – это совокупность применяемых администрацией способов и приемов упорядоченного ведения бизнеса. СВК создается директором
(советом директоров).
СВК эффективна, если она соответствует масштабам бизнеса и характеру операций.
«Аудит на соответствие» - это оценка СВК.
Специалисты по внутреннему аудиту выделили 5 компонентов СВК:
1) Контрольная среда – т.е. атмосфера, в которой живет организация. Ее формирует директор, выбирая:
◦ Стиль управления
◦ Организационная структура
◦ Кадровая политика (Кодекс этики)
2) Контрольные действия:
◦ Инвентаризация (аудитор ознакомляется с результатами инвентаризации и делает выводы
- 1 раз в 1 год на любом складе нужно проводить инвентаризацию;
- когда активы абсолютно ликвидные (ювелирка) – раз в неделю;
- для каждого склада свои сроки)
◦ Распределение функций (функции должны быть распределены директором по конкретным людям ля предотвращения умышленных нарушений)
Обычно распределяют следующие функции:
- непосредственный доступ к активам
- санкционирование операций
- выполнение операций
- отражение операций в учете
◦ Средства физического ограничения несанкционированного доступа
3) Процедуры оценки рисков (все, что связано с планированием бизнеса)
◦ страхование и т.д.
4) Информационные системы
◦ техника, которую мы используем
◦ кадры
◦ программы
◦ базы данных
5) Мониторинг (отвечает за адекватность СВК и бизнеса; рекомендации что-то добавить или убрать)
◦ В том числе отдел внутреннего аудита
Контрольный риск не бывает нулевым. Причины:
1. Расходы на контроль должны быть меньше доходов от его применения
2. Сговор
3. Контроль бессилен против начальства
4. Не является саморазвивающейся системы (предотвращает нежелательные события и бессилен против новых операций, т.к. перечень закрытый)
5. И т.д.
RMM = JR * CR
0 < RMM <=1
Характеризует уровень информационного шума в отчетности аудируемого лица до проверки. Аудитор сам принимает решение, какие приемы ему принимать.
• DR - риск необнаружения – субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые им аудиторские процедуры не позволят выявить существенные искажения.
[0; 1]
Характеризует эффективность работы аудитора.
1 – ни единой ошибки аудитор не выявил.
Применяются следующие подходы к оценке риска необнаружения:
1) На основе статистики ранее проведенных проверок
2) Оценка по трехбалльной шкале (высокий, средний, низкий риск)
-сначала оценивают неотъемлемые и контрольный риски
JR
Н
С
В
CR
Н
В
ВС
С
С
ВС
С
НС
В
С
НС
Н
Затем подбирают соответствующий уровень риска необнаружения: DR = DAR/RMM. Т.е., обратная зависимость.
ВС – выше среднего, НС – ниже среднего.
Риски оценивают на этапе планирования аудита, до подписания договора и фиксируют в плане, а затем в ходе проверки обязательно уточняются.
• Если риски были ошибочно завышены, то по результатам проверки они сохраняются на запланированном уровне.
• Если риски были ошибочно занижены, то аудитор обязан провести дополнительные процедуры, чтобы закончить проверку с рисками, не выше запланированных.
17. Роль профессиональных объединений в регулировании аудиторской деятельности
Существует 2 модели регулирования аудиторской деятельность
1) Европейская (большое значение в которой принимает гос-во)
2) Американская (основана на саморегулировании). В России аудит появился в 1987 году и регулировался государством. С 1995 по 2000 гг начало резко расти количество саморегулируемых организаций, в тот период гос-во практически не касалось их. С 2000 и по 2008 гг все объединения должны были пройти аккредитацию. В 2009 с выходом в свет ФЗ « об аудиторской деятельности» №307 ФЗ от 30.12.2008 аудиторские объединения, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы должны входить в СОА.
18. Методы отбора элементов выборки в аудите. Риски выборки
Репрезентативность выборки определяется методами отбора элементов выборки.
В аудите обычно используются следующие методы отбора элементов выборки:
1) Статистический отбор – использование таблицы случайных чисел (наилучший результат)
2) Систематический отбор (наихудший результат)
-Сначала рассчитывается интервал отбора: для этого объем генеральной совокупности на объем выборки.
-Затем в первом интервале задают первую отбираемую позицию (произвольно).
3) Бессистемный – аудитор отбирает элементы без какой-либо системы.
В аудите применяют следующие подходы к определению объема выборки:
1) Профессиональное суждение
2) По таблицам
Объем задается в зависимости от уровней рисков
JR
н
…
в
в
CR
н
с
в
PR (риск пересекающихся процедур)
н
в
в
n (обычно от 10 до 50
10
…
48
50
3) По формуле
n=
ОС – суммарное сальдо проверяемое совокупности
ЭН – элементы наибольшей стоимости
КЭ – суммарное сальдо ключевых элементов (подозрительные элементы)
коэффициент проверки (0,66; 2,31) (зависит от рисков)
− уровень существенности для данного участка
Kt – коэффициент точности
• Если расчет по формуле дает объем выборки менее 10 единиц, то используется выборка, равная 10
• Если расчет по формуле дает объем более 50, то подвергается сомнению корректность уровня существенности. Уровень существенности пересматривается.
4. Оценка результатов выборки
Каждая ошибка, выявленная в процессе выборочного исследования, тщательно анализируется с точки зрения характера и причин. Результаты выборки распространяются на генеральную совокупность, при этом учитывают методы построения выборки. Далее нужно оценить уровень существенности выявленной ошибки. А затем риски выборки.
Использование выборки связано с 2мя родами рисков:
1. Риск 1-го рода – риск отклонить верную гипотезу. Он появляется, когда результаты выборки свидетельствуют, что проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, в то время как генеральная совокупность свободна от такой ошибки.
2. Риск 2-го рода – риск принять неверную гипотезу. Когда результат выборки свидетельствует, что совокупность не содержит существенных ошибок, в то время как ошибки есть.
Для понижения рисков выборочное исследование повторяют, увеличив ее объем.
19. Договор на проведение аудиторской проверки
Договор заключается в соответствии с нормами 39 главы ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Предметом договора является набор контрольных процедур (процесс проверки).
Существенные условия договора:
• Объект аудита (отчетность)
• Права и обязанности сторон
• Стоимость и порядок оплаты услуг (аудиторская организация должна оценить качество своей работы, чтобы рассчитать стоимость проверки)
• Ответственность сторон и порядок разрешения споров
Кроме того, в договор включают раздел о конфиденциальности.
20. Понятие контрольного риска и порядок определения его величины
• СR - контрольный риск - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что система внутреннего контроля организации будет не в состоянии выявлять и исправлять существенные ошибки в бух.учете.
Диапазон значений – (0; 1]
Характеризует эффективность системы внутреннего контроля (СВК).
СВК – это совокупность применяемых администрацией способов и приемов упорядоченного ведения бизнеса. СВК создается директором
(советом директоров).
СВК эффективна, если она соответствует масштабам бизнеса и характеру операций.
«Аудит на соответствие» - это оценка СВК.
Специалисты по внутреннему аудиту выделили 5 компонентов СВК:
6) Контрольная среда – т.е. атмосфера, в которой живет организация. Ее формирует директор, выбирая:
◦ Стиль управления
◦ Организационная структура
◦ Кадровая политика (Кодекс этики)
7) Контрольные действия:
◦ Инвентаризация (аудитор ознакомляется с результатами инвентаризации и делает выводы
- 1 раз в 1 год на любом складе нужно проводить инвентаризацию;
- когда активы абсолютно ликвидные (ювелирка) – раз в неделю;
- для каждого склада свои сроки)
◦ Распределение функций (функции должны быть распределены директором по конкретным людям ля предотвращения умышленных нарушений)
Обычно распределяют следующие функции:
- непосредственный доступ к активам
- санкционирование операций
- выполнение операций
- отражение операций в учете
◦ Средства физического ограничения несанкционированного доступа
8) Процедуры оценки рисков (все, что связано с планированием бизнеса)
◦ страхование и т.д.
9) Информационные системы
◦ техника, которую мы используем
◦ кадры
◦ программы
◦ базы данных
10) Мониторинг (отвечает за адекватность СВК и бизнеса; рекомендации что-то добавить или убрать)
◦ В том числе отдел внутреннего аудита
Контрольный риск не бывает нулевым. Причины:
6. Расходы на контроль должны быть меньше доходов от его применения
7. Сговор
8. Контроль бессилен против начальства
9. Не является саморазвивающейся системы (предотвращает нежелательные события и бессилен против новых операций, т.к. перечень закрытый)
10. И т.д.
21. Принцип независимости в аудиторской деятельности
Ст.8 ФЗ «ОБ аудиторской деятельности» устанавливает требование независимости аудитора от аудируемых лиц.
1. Аудиторские проверки не могут проводить аудиторы, являющиеся учредителями, руководителями, бухгалтерами аудируемого лица, иными лицами, отвечающими за его учет и отчетность, а также являющимися близкими родственниками или свойственниками указанных лиц (связь через родственников).
2. Аудиторская организация не вправе проводить аудит, если ее руководители или должностные лица, также их близки родственники и свойственники попадают под ограничение пункта 1.
3. Аудиторская организация не вправе проверять своих учредителей, организации, учрежденные ими, имеющие общих учредителей, а также дочерние компании, филиалы и представительства вышеперечисленных, а также свое СОА и своего страховщика.
4. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не могут проводить аудит организации, которой они оказывали несовместимые услуги в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита.
5. Аудиторские организации не могут быть зарегистрированы как Публичные АО и унитарные предприятия.
6. На аудиторских проверках не могут быть задействованы работники, заключившие с аудируемым лицом кредитные договоры или получившие банковские гарантии. Аудиторские организации не могут проводить проверку банков, с которыми у них есть договор либо такой договор заключал руководитель либо его близкие родственники.
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять любые действия, влекущие конфликт интересов или угрозу его возникновения.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой заинтересованность может повлиять на мнение аудитора.
22. Аудиторские доказательства, их виды, источники и назначение
Аудиторские доказательства – это информация, собранная и проанализированная аудитором, служащая основанием для его мнения.
Аудиторским доказательствам отведена роль фундамента.
Количество, виды, источники аудиторских доказательств не регламентированы. Это все область профессионального суждения.
Например, аудиторы используют следующие источники:
1.Бухгалтерия
• Договоры и другие документы, фиксирующие параметры вероятных предстоящих событий (приказы руководителя, прайс-листы, номенклатуры
• Первичные учетные документы:
-бухгалтерская первичка
-первичка налогового учета (счет-фактура)
• Учетные регистры
-регистры бух.учета
-регистры налогового учета
• Отчетность
-фин(бух) отчетность
-отчетность в виде налоговых деклараций
-статистическая отчетность
-управленческая отчетность
2. Результаты бесед
3. Результаты наблюдения (что происходит с грузами при их перевозе на территорию и т.д.)
4. Заключения специалистов, экспертов; акты налоговых проверок; материалы внутренних контролеров
5. Результаты расчетов, которые выполнит сам аудитор
6. Внешняя информация (Интернет-ресурсы, статистические сборники, сведения, полученные неофициально от третьих лиц…)
2.Требования, предъявляемые к доказательствам
Доказательствами служит любая информация, но стандарт требует от аудитора собрать уместные доказательства в достаточном количестве.
Уместность информации – это ее качественная характеристика, определяющая совпадение с предпосылкой.
Достаточность – это количественная характеристика. Доказательств достаточно, если они обеспечивают единственно возможный вывод на их основе. Решение о достаточности доказательств принимает аудитор на основе профессионального суждения.
3.Виды аудиторских доказательств
1 Группировка по функциональному назначению:
1. Предметные (Док-ва, которые непосредственно устанавливают какое-либо доказательство. Прямо указывают, что есть или нет)
2. Вспомогательные (Сами ничего не утверждают и не опровергают, но они помогают обнаружить предметные док-ва)
Пример: проверяем дебиторку. Есть договор (вспомогательное) и подтверждение от покупателя (предметное).
2 Группировка по форме:
1. Письменные
2. Устные
3 Группировка по контролю:
1. Информация, полученная под контролем аудитора (Самые качественные)
2. Информация, полученная под контролем аудируемого лица (Самые НЕкачественные)
3. Информация, полученная под контролем 3их лиц (банк - банковские выписки)
4 Группировка по источникам:
1. Внутренние (полученные в аудируемом лице, из рук работников) – самые плохие, но их надежность очень сильно зависит от СВК. Если СВК слабый, то м.б. принято решение вообще не использовать внутренние доказательства. Если СВК высокого качества, то м.б. принято решение отказаться от внешних доказательств.
2. Внешние (полученные от 3их лиц) – самые хорошие
3. Смешанные (информация, полученная от аудируемого лица и подтвержденная 3ей стороной)
4.Задачи аудиторских доказательств
• Этап «аудита на соответствие»
Цель – оценить надежность СВК и эффективность СБУ
Задачи:
1) «Организация» - собирают доказательства того, что СБУ и СВК организованы – применяют те или иные формы контроля.
2) «Функционирование» - собирают доказательство того, что СБУ СВК эффективны – соответствуют масштабам бизнеса и особенностям операций.
• Этап «аудита по существу»
•
Цель – собрать доказательства достоверности бух.отчетности.
Критерий достоверности - предпосылки. (всего около 10, но мы рассмотрим 7)
Отчетность признается достоверной, если при ее подготовке были соблюдены следующие 7 предпосылок:
1) «Реальность» - показанное в учете существует в объективной реальности. Аудитор обязан собрать доказательства с соблюдением предпосылки реальности. Для моментных показателей, для сальдо.
2) «Возникновение» - утвержденные в отчетном периоде операции действительно происходили и не были фиктивными. Для реальных показателей, для оборотов.
3) «Полнота» - все активы и обязательства организации, а также все операции, санкционированные и выполненные в отчетном периоде, учтены в полном объеме.
4) «Оценка» - оценка активов и обязательств компании проведена в полном соответствии с требованиями закона, учетными стандартами и учетной политикой.
5) «Права» - права организации подтверждены юридически полноценными договорами и не могут быть опротестованы 3ими лицами.
6) «Точность» - операции учтены своевременно, проводки корректны, арифметических ошибок нет.
7) «Представление» - информация в отчетности верно классифицирована и достаточно подробна. (Пример: в учете сформирована правильная информация. А в отчетность переносится в неправильную строчку, либо не раскрыли детали… Это ошибка)
Эти 7 предпосылок дают возможность утверждать, что отчетность достоверна.
23. Понятие неотъемлемого аудиторского риска и порядок определения его величины
• JR – неотъемлемый аудиторский риск.
Это субъективно определяемая аудитором вероятность появления ошибок в бух.учете.
Диапазон значений – (0; 1]
Показатель характеризует работу бухгалтера.
Для оценки уровня неотъемлемого риска аудиторы используют нетрудоемкие процедуры. Такие процедуры по отдельности дают ненадежные доказательства. Но если их много, то оценка получится достаточно правильной. Опираясь на профессиональное суждение, аудитор подбирает факторы для проведения такой оценки. Например:
• «Честность» администрации – т.е. отдает ли руководство приказ об искажении информации в учете
• Профессионализм учетного персонала
• Характер деятельности
• Сложность хоз.операций
• Характер связей аудируемого лица
• Доминирование одного лица в управлении
• Мобилизационные задания
24. Аудиторские процедуры: их виды, состав и порядок проведения
Аудиторские процедуры – это методы и способы сбора аудиторских доказательств.
Различают 2 типа аудиторских процедур:
1. Детальные тесты
2. Аналитические процедуры – анализ и оценка информации, оценка важнейших экономических показателей для выявления неверно учтенных данных.
Детальные тесты
1) Инспектирование – проверка записей, документов, материальных активов:
▪ Инвентаризация
(Предметное доказательство. Дает высоконадежное доказательство соблюдения «реальности». Чрезвычайно трудоемка и затратна.)
▪ Инспектирование документов
-нормативная, формальная, арифметическая проверка документов.
Дает достаточно надежные доказательства. Обычно используется выборочный подход.
2) Пересчет – проверка правильности арифметических расчетов, либо алгоритм программы.
3) Наблюдение – наблюдение за выполнением каких-либо операций. Чаще всего для тестирования СВК.
4) Опрос – опрос работников организации, а также обращение с вопросами к 3им лицам. Нетрудоемка, но эффективна только в случае серьезной подготовки.
5) Подтверждение – внешние предметные доказательства - ответ на сообщение. Высоконадежные доказательства, нетрудоемка. Не назначают для аффилированных лиц.
Аналитические процедуры
Аналитические процедуры – это анализ вероятностных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными, а также исследование выявленных колебаний или соотношений, которые противоречат другой информации или существенно отличаются от ожидаемых значений.
Аналитические процедуры нетрудоемкие и дают доказательство достаточной, а иногда даже высокой надежности.
Аналитические процедуры проводят в ходе «аудита на соответствие», при тестировании СВК для выявления зон риска таких участков, на которых гарантированно будут допущены ошибки в учете.
Аналитические процедуры также используются в ходе «аудита по существу». Они позволяют получить доказательства соблюдения ряда предпосылок (например, «реальность»).
Аналитические процедуры в разных ситуациях дают доказательства разного качества.
Примерами аналитических процедур являются:
Сравнение с прошлым годом
1) Сравнение с планом
2) Сравнение с отраслевыми показателями
3) Сравнение с показателями аналогичного бизнеса
4) Сравнение финансовых и нефинансовых показателей
Для аналитических процедур используют разные методы: от простых сопоставлений до комплексного анализа с применением сложных статистических методик.
Выбор процедуры – это предмет профессионального суждения.
Аналитические процедуры обычно сочетаются с детальными тестами. При этом логика такая:
• Если СВК ненадежна, то больше опора на детальные тесты
• Если СВК надежна, то больше используют аналитические процедуры.
На результат аналитических процедур влияет достоверность исходных данных, которая зависит от следующих факторов:
1) Источника доказательств
2) Сопоставимости
3) Средств контроля за используемой информацией
4) Степени разукрупнения информации
(сведения точнее если они относятся:
- к подразделению, нежели к организации в целом;
- к части операции, нежели к операции в целом;
-к отдельным статьям, нежели к отчетности в целом)
Аналитические процедуры должны показать отклонения от чего-то ожидаемого (план и т.д.). Если аналитические процедуры выявляют существенные отклонения, то у руководителя просят разъяснений (письменные). После чего задача аудитора – выполнить процедуры для подтверждений ответов руководства.
25. «Закон об аудиторской деятельности»: основное содержание, место и роль в системе нормативно-законодательного регулирования аудиторской деятельности.
В Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности" установлены:
· права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
· критерии проведения обязательного аудита;
· понятие аудиторской тайны;
· сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное;
· понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кроме того в законе разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.
26. Аудиторское заключение: его назначение, порядок подготовки и виды
Аудиторское заключение – это мнение о достоверности отчетности, направленное акционерам.
Назначение: чтобы избежать возможности трактовок мнения, аудиторское заключение строго регламентировано по форме и содержанию. Эти правила установлены 700 МСА. В этих стандартах установлена цель аудитора:
1) сформировать мнение
2) четко и письменно выразить его
Стандарт разрешает 2 варианта выражения мнения:
1) немодифицированное (аудитор говорит, что все великолепно)
Любую проверку строят так, чтобы в конце было немодифицированное мнение.
2) Модифицированное заключение
• Получены доказательства существенных искажений отчетности
• Не удалось собрать достаточное количество уместных доказательств
Стандарт не устанавливает требований к порядку размещения элементов, но называет элементы аудиторского заключения и просит использовать заголовки, чтобы эти элементы были узнаваемы.
27. Подготовка и аттестация аудиторов. Аннулирование аудиторского аттестата
Аудитор – ФЛ, имеющее квалификационный аттестат и являющееся членом СОА.
Аттестация проводится в форме экзамена. Экзамен проводит единая аттестационная комиссия, которую создает СОА.
Требования к претендентам:
• Высшее образование
• Стаж в области бух.учета и аудита не менее 3х лет, не менее 2х лет в аудиторской организации
Успешно сдавшие экзамен получает квалификационный сертификат, срок действия которого неограничен.
Аттестат будет получен в объединении СОА и таким образом претендент станет членом данной организации. СОА вправе аннулировать аттестат в следующих случаях:
1. Приговором суда запрещена аудиторская деятельность
2. Использование подложных документов
3. Нарушение требования конфиденциальности
4. Несоблюдение независимости
5. Неквалифицированная систематическая(2 раза) работа
6. Подготовка ложного аудиторского заключения (противоречит результатам проверки или заключение без проверки)
7. Уклонение от внешнего контроля качества
8. 3 календарных года подряд не осуществлялась аудиторская деятельность
9. Не пройдена переподготовка (вновь можно получить в любое время)
В ситуациях 2-7 аттестат может быть получен вновь, но через 3 года.
28. Аудиторское заключение: его состав, содержание, порядок оформления и представления
Аудиторское заключение – это мнение о достоверности отчетности, направленное акционерам. Чтобы избежать возможности трактовок мнения, аудиторское заключение строго регламентировано по форме и содержанию. Эти правила установлены 700 МСА.
Стандарт не устанавливает требований к порядку размещения элементов, но называет элементы аудиторского заключения и просит использовать заголовки, чтобы эти элементы были узнаваемы.
В каждом аудиторском заключении должны быть следующие элементы:
1) Наименование документа («Аудиторское заключение независимого аудитора»)
2) Адресат (в большинстве случаев – акционеров. Если ООО – участникам. Часто используют – лицам, ответственные за корпоративное управление.)
3) Мнение
• Вводный параграф (наименование аудируемого лица, факт проведения проверки, перечисление проаудированных форм отчетности и указание на отчетный период, за который подготовлены эти формы)
• Собственно мнение, которое выражают с использованием стандартных формулировок.
4) Основания для выражения мнения (аудит проведен в соотв. с МСА, ссылка на раздел аудиторского заключения, где описываются обязанности аудитора; заявление о независимости; расписка достаточности собранных аудитором уместных доказательств)
• Между 4) и 5) возможен раздел, выделенный заголовком «Важные обстоятельства». (Ситуации с неопределенностью. Судебное разбирательство с неопределенным результатом. Чрезвычайные происшествия.)
«Мы обращаем внимание на обстоятельство пожара…»
5) Ключевые вопросы аудита (это вопросы, которые по профессиональному суждения аудита являлись наиболее значимыми для проверки отчетности за текущий период.)
• Между 5) и 6) может быть раздел, обозначен заголовком «Прочие сведения». Это сведения, касающиеся вопросов, которые не раскрыли отчетности, но по мнению аудитора важны. (Например, информация о том, что в прошлом году вообще не проводилась проверка)
6) «Прочие сведения». Это сведения, которые раскрыты в отчетности. То есть, финансовая и нефинансовая информация, которая включена в годовой отчет, но пришла «не из системы БУ».
Эта информация делится на 2 группы:
А) числовые показатели
• финансовые коэффициенты
• забалансовые показатели
• данные о продажах по географическим сегментам
• гарантии (или претензии). (Претензии и т.д)
Б) вербальные, цифровые или визуальные данные
• общее описание перспектив
• список аффилированных лиц
• описание изменений в требованиях к законодательству
• политика управления рисками
Аудитор должен ознакомиться с прочей информацией и проверить, соответствует ли она показателям фин.отчетности. Если выявлено несоответствие, то выясняют:
• искажена ли прочая информация
• искажена ли финансовая отчетность
• надо ли увеличить объем работ (это обсуждают с руководством).
Поскольку 6 разделе обязателен для ауд.заключения, в нем описывают такую информацию и заявляют, что она не противоречит фин.отчетности или делают противоположное утверждение.
7) Ответственность руководства и представителей собственников за фин.отчетность, СВК, непрерывность деятельности.
8) Ответственность аудитора.
Аудитор отвечает за свое мнение об отчетности и за качество своей работы. В отчетности раскрывается:
• Цель аудита:
1) Получить разумную уверенность, что финансовая отчетность не содержит MMF существенное искажение вследствие мошенничества или MMI существенное искажение вследствие ошибки
2) Подготовить заключение.
Разумная уверенность не абсолютна. Мнение выражается в отношении существенных аспектов.
Помимо указанной в 8) элементе раскрывается также информация, характеризующая качество проведенной проверки. Эта информация может быть раскрыть:
• Здесь же
• В Приложении к заключению
• На сайте аудиторской организации
Аудитор делает заявления об использовании профессионального суждения и о профессиональном скептицизме.
Описание аудита, в т.ч:
• Проверка включала выявление и оценку RMMF (риск) и RMMI (риск)
• Процедуры подбирались на оцененные риски
• Собрано достаточно уместных доказательств
• СВК оценивали только для БУ
• Объем проверки был полным, т.к. включал проверку учетной политики, оценочные значения, проверку транспарентности (доброжелательность по отношению к пользователям) отчетности
• Вывод о том, что руководство применяло принцип непрерывности деятельности.
• Аудит группы: аудит консолидированной отчетности. Заявление, что аудитор отвечает за мнение о группе.
• Указание на взаимодействие с представителями собственника.
9) Отчет в соответствии с другими нормативно-правовыми актами. (например, о СВК, о противодействии экстремизму
10) Имя менеджера проекта, руководителя, бригадира (того, кто возглавлял)
11) Подпись (аудитора, руководителя организации)
12) Адрес аудитора
13) Дата заключения
Приложение к заключению – отчетность.
29. Аудиторская выборка, ее виды и понятие репрезентативности
Выборка – прием изучения совокупности, при котором исследованию подвергается только часть совокупности.
Аудиторская выборка - прием проверки информационного массива, при котором аудитор исследует только часть этого массива. Выборка сокращает трудозатраты, время.
Цель выборки – существенно сократить время проверки при сохранении ее качества.
Виды выборки в аудите:
1) Выборка на соответствие
Применяется для тестирования средств контроля.
Цель выборки на соответствие – подтвердить заранее ожидаемый уровень риска неэффективности внутреннего контроля. При этом, чем выше оценены риски, тем меньше выборка, и наоборот.
2) Выборка по существу
Проводится для проверки сальдо и оборотов по счетам.
Репрезентативность выборки — это показатель, заключающийся в том, что выборка должна полно и достоверно отображать признаки той совокупности, частью которой она является. Её также можно определять как свойство выборки наиболее полно представлять характеристики генеральной совокупности, существенные с точки зрения цели исследования.
30. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита
Оценка системы внутреннего контроля осуществляется с помощью CR. CR- контрольный риск – это субъективно определяемая аудитором вероятность того, что система внутреннего контроля орг-ии не будет выявлять и устранять существенные ошибки в БУ 0
Тебе могут подойти лекции
А давай сэкономим
твое время?
твое время?
Дарим 500 рублей на первый заказ,
а ты выбери эксперта и расслабься
Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве
Не ищи – спроси
у ChatGPT!
у ChatGPT!
Боты в Telegram ответят на учебные вопросы, решат задачу или найдут литературу
Попробовать в Telegram
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат
с реальными источниками за 5 минут
с реальными источниками за 5 минут
Аудит
Хочу потратить еще 2 дня на работу и мне нужен только скопированный текст,
пришлите в ТГ