Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методическая разработка учебной лекции на тему: «Асоциальное поведение в школе»
I. Тема лекции. Обоснование выбора темы
1) Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст):
Данная тема является последней в рамках раздела: «Человек и общество». Ее изучение позволит понять, каким образом строится жизнь человека в контексте необходимости принятия социально - правовых норм. Также ее изучение имеет должную степень важности, поскольку люди в социальном пространстве далеко не всегда следуют данным нормам права, проявляя склонность к так называемому девиантному или асоциальному поведению.
2) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам):
Литература для преподавателя
1. Залыгина, Н.А., Асоциальное поведение молодежи: профилактика зависимостей / Н.А. Залыгина // – М.: Пропилеи. 2013- 196 с.;
2. Ковальчук, М.А., Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук // – М.: Владос. 2010 – 288с.;
3. Рожков, М.И., Воспитание трудного ребенка / М.И. Рожков // - М.: Книга по Требованию. - 2014 – 240с.;
4. Рудакова, И.А., Девиантное поведение / И.А. Рудакова // М: Феникс - 2016 - 160с.;
5. Сакович Н.А., Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович // М.: Генезис. - 2010 – 345с.
Литература для старшеклассников
1. Анфалова, И.В., Девиантное поведение подростков: как понять себя? / И.В. Анфалова // – Екатеринбург: АМБ. 2011 - 34 с.;
2. Вострокнутов, Н.В., Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье / Н.В. Вострокнутов // – М.: Владос. 2015 – 256 с.;
3. Головина, С.А., Психологические условия формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте / С.А. Головина // - М.: Курск. - 2010 – 325с;
4. Дрокова, С.В., Особенности взаимоотношений со сверстниками / С.В. Дрокова // М: Владос - 2013 - 415с.
5. Кравцова, И.Б., Сто экзаменационных ответов по социологии / И.Б. Кравцова // М.: Дополнительное образование и воспитание. - 2010 – № 11 – С. 16 – 18.
II. Формы организации лекции
1) Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей): лекция предназначена для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных школ, которые обладают базовым уровнем знаний по курсу обществознание, полученных на более ранних ступенях образования;
2) Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание):
Целью данной лекции является исследование феномена асоциального поведения подростков в процессе обучения в школе. Поскольку реализация данной цели требует достаточно нестандартного подхода, то внутри ее содержания можно внедрять элементы дискуссий и проблемных ситуаций.
Основной замысел лекции состоит в том, чтобы на основе анализа ключевых определений и ситуационных примеров выявить основные причины возникновения отклоняющегося поведения и определить меры самоконтроля с целью его предотвращения для школьников подросткового возраста.
3) Задачи лекции, реализующие основной замысел:
а) информационные:
- изучить содержание понятий «поведение человека», «нормальное поведение», «асоциальное поведение»;
- изучить основные причины возникновения асоциального поведения в школе;
б) аналитические:
- проанализировать способы предотвращения возникновения отклонений в поведении современных школьников;
- сравнить между собой значение различных поведенческих реакций подростков;
в) систематизирующие:
- выявить основные способы профилактики асоциального поведения школьников (агрессии, склонности к наркомании, алкоголизму);
- обобщить значение профилактической работы и самопознания в процесс предотвращения отклонений в поведении школьников;
г) проблемные:
- сформировать у учащихся адекватное восприятие себя для оценки возможных проявлений асоциального поведения.
Для решения данных задач старшеклассникам необходимо:
- уметь слушать лекционный материал, выделяя ключевые определения;
- уметь отвечать на поставленный вопрос и четко формулировать собственную мысль;
- определенный уровень развития познавательной активности.
В результате решения поставленных задач у студентов будут сформированы:
- умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
4) Организационная форма лекции: данная лекция проводится в виде монолога с элементами эвристической беседы, в рамках которой старшеклассники отвечают на различные проблемные вопросы.
III. Содержание лекций
План лекции
1. Понятие асоциального поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики;
2. Основные причины асоциального поведения школьников;
3. Поведенческие реакции подростков;
4. Характеристика основных форм асоциального поведения школьников и организация работы по его профилактике;
5. Профилактические мероприятия по профилактике асоциального поведения подростков.
Конспект содержания лекции
1. Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
Поведение человека представляет собой совокупность его отношения к миру, и всем его проявлениям.
Нормальное поведение – это проявления человека, которые укладываются в систему норм и правил, не разрушающих базы общественных отношений.
Асоциальное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе.
Вопросы для учащихся:
1. Как Вы понимаете феномен асоциального поведения?
2. Проявляли ли Вы склонность к асоциальному поведению?
2. В настоящее время быстрыми темпами идут научно - технические преобразования, которые предъявляют к современным школьникам новые требования. Школьное образование предъявляет непосильные требования к учащимся в виде усложненных программ, особенно в старших классах, что ведет к появлению умственной перегрузки, сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера, результатами учебной деятельности.
Напряженная, неустойчивая социальная и экономическая обстановка в обществе способствует росту различных отклонений в личностном развитии и поведении учащихся. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества.
Социализация детей школьного возраста почти всегда имеет отклонение. Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения.
Социальный статус семьи также может быть причиной девиантного поведения ребенка. Социальный статус семьи можно рассматривать по количеству детей в семье, по наличию одного родителя - так называемые неполные семьи, и по ситуации, когда дети, воспитываются у бабушек или опекунов.
Уровень развития личностных качеств, еще один фактор, формирующий поведение учащегося. В подростковом возрасте всегда идет формирование таких важных психических процессов, как мышление, ощущение, восприятие.
Таким образом, среди основных причин возникновения асоциального поведения можно выделить: наследственность, социальную среду, социальную активность личности; обучение и воспитание.
Вопросы для учащихся:
1. Какие причины возникновения асоциального поведения проявляются в Вашей школе?
2. Можете ли Вы отметить причины возникновения асоциального поведения у своих сверстников?
3. Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших людей;
Реакция группирования со сверстниками.
Реакция группирования со сверстниками - одна из особенностей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток – просоциальной, где соблюдаются нормы поведения или асоциальной, в которых пренебрегают этими нормами.
Реакция увлечения или хобби-реакция.
Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения - это происходит или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений или незаконности способов достижения желаемой цели.
Реакция протеста – одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.
Имитация – это стремление подражать во всем кому–либо. Подростки не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано, они не знают и не бояться социальных последствий правонарушения.
4. Агрессивное поведение школьников - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Наркомания – вид асоциального поведения, приводящий к катастрофическим последствиям. Подросток, который стал наркоманом, является потерянным для общества, так как начинает деградировать и терять интерес ко всему происходящему вокруг него.
К девиантному поведению подростков относится и суицидальное поведение. Суицид – это форма поведенческой и психической активности, целью которой выступает добровольное самоуничтожение.
Еще одной формой девиантного разрушительного поведения является вандализм. Вандализм - это бессмысленное разрушение материальных и духовных ценностей, порча имущества в общественных местах.
Интернет - зависимость: интенсивное использование Интернета ведет к сужению социальных связей, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний.
Вопросы для учащихся:
1. Какая на Ваш взгляд поведенческая реакция может служить наиболее значимой причиной, провоцирующей возникновение элементов асоциального поведения?
2. Какие из поведенческих реакций наблюдаются лично у Вас?
5. 1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы подростков, имеющих риск возникновения девиантного поведения, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, в отношениях со сверстниками и учителями.
2. Проведение мониторинга развития подростков, определяя группы возможного риска.
3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
4. Обучение подростка навыкам социальной компетентности, коммуникативным навыкам, умению управлять конфликтами.
5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, а также подготовка подростка к жизни в современном обществе, формирование профессионального самоопределения и овладение навыками трудовой деятельности.
6. Психолого-педагогическая и социально-психологическая работа с детьми группы риска в условиях школы.
Вопросы для учащихся:
1.Какие профилактические меры наблюдаются лично в Вашем образовательном учреждении?
2.Как часто Вы участвуете в них?
Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др.:
Базовым методом передачи знаний старшим школьникам является монолог и диалог, но для того, чтобы полностью реализовать ее содержание внедряются элементы эвристической беседы, по каждому тематическому блоку предполагаются проблемные вопросы.
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
1) Основной формой взаимодействия педагога и старшеклассника в данной лекции является сотрудничество, которое предполагает стремление к реализации общих целей;
2) Стилистика лекции характеризуется как научно - публицистическая;
3) Преподаватель использует сдержанную мимику, средний темп речи, смысловые паузы, ритмичность.
Список литературы
1. Анфалова, И.В., Девиантное поведение подростков: как понять себя? / И.В. Анфалова // – Екатеринбург: АМБ. 2011 - 34 с.;
2. Вострокнутов, Н.В., Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье / Н.В. Вострокнутов // – М.: Владос. 2015 – 256 с.;
3. Головина, С.А., Психологические условия формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте / С.А. Головина // - М.: Курск. - 2010 – 325с;
4. Дрокова, С.В., Особенности взаимоотношений со сверстниками / С.В. Дрокова // М: Владос - 2013 - 415с.
5. Залыгина, Н.А., Асоциальное поведение молодежи: профилактика зависимостей / Н.А. Залыгина // – М.: Пропилеи. 2013- 196 с.;
6. Ковальчук, М.А., Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук // – М.: Владос. 2010 – 288с.;
7. Кравцова, И.Б., Сто экзаменационных ответов по социологии / И.Б. Кравцова // М.: Дополнительное образование и воспитание. - 2010 – № 11 – С. 16 – 18.
8. Рожков, М.И., Воспитание трудного ребенка / М.И. Рожков // - М.: Книга по Требованию. - 2014 – 240с.;
9. Рудакова, И.А., Девиантное поведение / И.А. Рудакова // М: Феникс - 2016 - 160с.;
10.Сакович Н.А., Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович // М.: Генезис. - 2010 – 345с.