Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культуры древних Греции и Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций древнего мира.
Культура Древней Греции
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
— эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
— классический (V—IV вв. до н. э.),
— эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.).
Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях — минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.
231
1.1. Доклассический период
Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XV век до н. э.) называют крито-микенской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры).
Критская культура
Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.
Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Центром был главный двор: он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем.
Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек.
Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, связанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора — большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственного и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца.
В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже — приемные комнаты и домашнее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка — в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке.
Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища.
На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.
Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга. Качество глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах — небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Наряду с большими пифосами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов, сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.
Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.
Монументальная скульптура в критском искусстве не играла большой роли. Значительно большее значение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком1.
Микенская культура
Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены, расположенные на территории материковой Греции, в XVII— XIII в. до н. э. превратились в один из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры, развивавшейся под сильным влиянием минойского Крита, считается период 1600—1200 г. до н. э. Слава Микен угасла между 1200 и 1150 г. до н. э., когда дорийские племена уничтожили микенские укрепления.
Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной б м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь (акрополь) с огромными купольными гробницами. Отсюда пошло название микенского архитектурного стиля — «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так называемая «Сокровищница царя Атрея» периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В гробницах найдены многочисленные драгоценные украшения.
Непременная часть убранства царских погребений — изделия из слоновой кости, янтаря, эмали — свидетельство обширных торговых связей микенцев. К монументальным постройкам можно отнести Львиные ворота: два колоссальных камня, покрытых толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся сверху колонна; по бокам ее две стоящие в геральдической позе львицы. Специалисты именуют их одним из самых замечательных геральдических памятников всех времен, чисто минойским по своей технике и совершенно не минойским по своей монументальности.
Помимо Микен крупным очагом культуры в III— II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», по словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться.
В середине XIX века некоторые ученые высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. По современной классификации троянское городище состоит из девяти слоев. Гомерова Троя — это слои № 6—7. Г. Шлиман добрался до слоя № 2, он спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама». С 1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее.
Прошло более ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени принадлежит «Клад Приама». Оказалось, что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000—1200 лет до известных троянских событий.
Культура архаической эпохи
От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в XI— IX веках до н. э. Гораздо больше ученые знают о культуре архаического периода.
В этот период (VIII в. — 480 г. до н. э.) проходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.
В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.
Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически — с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).
Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опора частного сектора — малое семейное хозяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Именно от греков пришло к нам понятие «экономика», означавшее у них заведование домашним хозяйством — «ойкономика».
Засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства к пределу экологического истощения, талантливый народ за несколько веков превратил в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством. Доведенная почти до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкуренцию традиционным аграрным регионам — развитым центрам восточной цивилизации.
Любая отрасль производства в античной Греции; земледелие, торговля, строительство, ремесла — превращалась в область «прикладной математики». Греки рассчитывали каждую мелочь, в виноградарстве, например, какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограниченном участке максимальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины, соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы горных склонов и структуры почвы. Грек — ремесленник, торговец, земледелец — внимателен к любому новшеству, способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции.
Выражаясь современным языком, греческая культура — цивилизация венчурных фирм. В городском хозяйстве превалируют мелкие (мастер, несколько учеников, 5—30 рабов) ремесленные мастерские — эргастерии. Крупных мастерских (100—120 рабов) немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колеблется от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, еще меньше. Все они разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций.
Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать и за многое другое, например, за инициативность и риск, предприимчивость и новаторство, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, за инновационный стиль управления, умение быстро перестраиваться и добиваться успеха на новом поприще. Греки удивительно практичны и, кажется, поголовно грамотны: в суде (а афинянам по многу раз в своей жизни приходилось бывать то судьями, то истцами, то ответчиками) от них требовалось кратко и четко формулировать свои мысли.
Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. — времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология.
Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же сформировали и представление греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. Их нравы похожи на человеческие: здесь царят прелюбодеяние, борьба за власть, неприкрытое соперничество и полуприкрытое коварство. Так, женитьба Зевса на покровительнице брака Гере не помешала его связям с другими богинями и даже смертными женщинами. Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Европу — быком, а Данаю — золотым дождем. Бог виноградарства Дионис не только путешествовал по свету, обучая людей виноделию, но устраивал веселые гульбища, называвшиеся оргиями (отсюда берет начало понятие оргиастического культа), которые греки относили к разряду религиозных мистерий. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны.
В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Любовью были увлечены все — и люди, и боги. Причем любовью иногда неожиданной. Любовь между мужчинами, весьма распространенная в античной Греции, считалась нормальным проявлением чувств. Стрелы бога любви Эроса, по преданию, возбуждали любовь не только между мужчиной и женщиной, но и между мужчинами. Любовь между мужчинами воспевали даже философы.
Правда, любовь к юношам имела и воспитательный аспект, так как взрослый мужчина был наставником юноши в жизни. Мир мужской любви вырастал из особенностей военной организации полисов, где покровительство ветеранов вырастало в интимную близость с новобранцами. Брак греки воспринимали с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения.
Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз-покровительниц искусств и наук: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны — Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина — ткачеству, Дионис — виноделию, Гермес — торговле и т. д.
В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611—546 до н. э.) — апейрон (беспредельное).
Пифагор (ок. 540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554—483 до н. э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540—480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.
Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. Первый греческий философ Фалес написал серьезные астрономические труды, предсказывал солнечные затмения, был купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным инженером, создавшим ирригационные приспособления, государственным деятелем. Оказалось, что Фалесу не чужд и предпринимательский подход. Согласно легенде, записанной Аристотелем, Фалес, вычислив по наблюдению звезд обильный урожай маслин на следующий год, скупил на свои небольшие сбережения все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Купил он их за бесценок, так как никто не верил в богатый урожай, а когда пришла пора и спрос на них резко возрос, Фалес сдал их внаем втридорога, выручив огромную прибыль. Тем самым он на практике доказал, что философия — вещь сугубо практическая, если ей умело пользоваться.
В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо, ок. 610 — ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII — VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (1-я пол. VI в. до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н. э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.
В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов.
Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.
1.2. Классический период
Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.
В период классики (с V B. ДО Н. Э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.
Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.
Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода. Мирон (V в. до н. э.) В знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина V B. ДО Н. Э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций. Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.
Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Политопа (1-я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.
В понятие высокой классики входят также литературные достижения — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.
Эсхил (525—456 до н. э.) ввел в представление второго актера — таким образом возникли диалог и драматическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась, и фабулу произведения раскрывали актеры, число которых у Софокла (ок. 496—406 до н. э.) достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.
Они раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе. Столкновение героя с судьбой, его страдания помогали узнать волю богов и подчиниться ей. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч. «очищение»). Важнейшие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла «Царь Эдип» и «Антигона». Человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром, впервые появляется в трагедии Эврипида «Медея», которого античная критика называла «философом на сцене».
Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы, драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. По традиции первым драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н. э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.
Однако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445 — ок. 386), который превратил ее в профессиональное действие, направленное на изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в европейской литературе, умер в возрасте 60 лет, оставив 44 комедии (сохранились 11). Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни. В комедии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели средство покончить с войной, в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам.
В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484—425 до н. э.), прозванный «отцом истории», написал «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Величайший историк античности Фукидид (460—400 до н. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.
Пятый век до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знаменитый храмовый комплекс — афинский Акрополь.
Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.
Парфенон был воздвигнут из пентеликонского мрамора в виде периптера, окруженного дорическими колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурами богов. На рельефном фризе, который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть целлы храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника Великих Панафиней, посвященных богине Афине, покровительнице города. Ни одна из 500 фигур фриза не повторяет другую, движения людей и животных полны естественности и свободы. На метопах дорического фриза изображены битвы греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия(войны с кентаврами и гигантами). В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифология древних греков. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
Греки — народ эстетически развитый. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою Цивилизацию — цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво, со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно.
Великий Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), один из основателей античной атомистики, получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удовольствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя и чрезвычайно затянутую, речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьезную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося путешествием ради научных изысканий.
В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ (ок. 470—399 до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Сократ излагал свое учение устно; главный источник — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель его философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Платон (427—347 до н. э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу — Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспо-минание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон активно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных
ступеней бытия. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др. Ученика Платона — Аристотеля (384 — 322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 году до н. э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Он был воспитателем Александра Македонского. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Аристотель считается основоположником формальной логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, дей-ствующей причине и цели. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436—338 до н. э.) и Демосфена (384—322 до н. э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.
Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. — Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 — ок. 330 до н.э.), ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. В отличие от него Скопас (IV в. до н. э.) показывает глубокие чувства и драматические ситуации. Лисипп (2-я пол. IV в. до н. э.) стремился создавать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную борьбу и внутренний мир человека.
В конце концов, в 338 году до н. э., после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II — отцу Александра Македонского.
1.3. Эллинистический период
Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287—212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он — автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук — математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365—300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.
Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190—125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины Герофил (рубеж IV—III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.
Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion— храм муз), представлявшего собой совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н. э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд — «Элементы».
Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры.
В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/351—293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан — мимы.
Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341—270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура — живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 — ок. 262 до н. э.), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи — знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.
Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени — интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.
Значение античной культуры
Значение античной культуры. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
NB
Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
o — эгейский, или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
o — гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
o — архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
o — классический (V—IV вв. до н. э.),
o — эллинистический (вторая половина IV — середина I вв. до н. э.). Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Первые три периода объединяют в доклассический период.
Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности.