Справочник от Автор24
Культурология

Конспект лекции
«Античность и ее влияние на развитие европейской и мировой цивилизации»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по культурологии / Античность и ее влияние на развитие европейской и мировой цивилизации

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Античность и ее влияние на развитие европейской и мировой цивилизации», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Античность и ее влияние на развитие европейской и мировой цивилизации». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Античность и ее влияние на развитие европейской и мировой цивилизации», текстовый формат

Тема 4. АНТИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. НА РАЗВИТИЕ План 1. Античность. Периодизация истории древней Греции. Полисное устройство древнегреческих городов-государств. Расцвет науки и культуры. 2. Римская империя: истоки, формирование европейской правовой системы. 3. Значение Античности для европейской и мировой цивилизации. 4. Великое переселение народов и зарождение современных европейских государств. 5. Древнейшие поселения на территории нашей страны. Великое переселение народов и судьбы славян. Античность – термин, вошедший во все европейские языки и происходящий от латинского antiquates; что означает древность, старина. Этот термин возник в эпоху Возрождения, когда началось изучение культуры Древней Греции и Древнего Рима. Термин античность относится специально к истории этих государств примерно с 1-го тыс. до н.э. по 5 в н.э. С эпохи Возрождения термин «античный» в отличие от «варварского» с одной стороны и «средневекового» с другой, понимается как синоним классического, непревзойденного образца и тесно связывается с основным направлением гуманизма. Возникают понятия античного искусства, литературы, философии, т.е. явлений духовной жизни Древней Греции (в меньшей степени Рима, культура которого считалась и считается не столь самобытной). Отличительным признаком древних поэтов, скульпторов, архитекторов, художников помимо высокого мастерства считается их исключительное внимание ко всем сторонам физической и духовной жизни человека, к человеческой личности позднее задавленной феодальным гнетом и особенно христианской церковью. По мере изучения античного наследия особенно с появлением и развитием археологии в XIX в. (раскопки Г. Шлимана в 70 гг. XIX в. сначала на месте Трои, а затем в Микенах и Тиринфе) термин античность стал применяться не только к духовной жизни, но и ко всем сторонам культуры и истории Древней Греции и Рима. Несколько расширились и хронологические рамки античности, в нее сегодня включают истоки греческой культуры: крито-микенскую культуру. Развитие культуры античности и расширение её влияния приходятся на I тысячелетие до нашей эры и, особенно, на период создания империи Александра Македонского (IV в. до н.э.), период гегемонии Римской империи и до её крушения (V в. н.э.). Поэтому в контексте Всемирной истории античностью чаще обозначают именно этот тысячелетний отрезок времени. Влияние античности на развитие мировой и, особенно, европейской цивилизации переоценить невозможно. Идея свободной гармонически развитой личности, рожденная в эпоху античности стала одной из наиболее притягательных идей в истории человечества всегда увлекательной, но вряд ли достижимой. Наряду со стремлением к красоте древнегреческое наследие включает аристотелевскую тягу к познанию, как окружающего мира, так и самого себя. Древние греки практически показали весь спектр возможностей выбора человека. Единственное, что отрицали греки это апатию, равнодушие, лень. Человек во времена античности находился в непрерывном поиске, он само утверждался в Олимпийских играх, состязаниях ораторов, на сцене и в науке. Он сам творил не только себя, но и богов по образу и духу своему. Античность дает нам образцы всех последующих форм государственного устройства: демократию в Афинах, аристократическое правление в Спарте и, наконец, Римскую империю с ее строжайшей централизацией. Даже тиранию мы находим у древних греков, но греческие тираны боролись против аристократии, защищая интересы демоса. Древнегреческий и римский народы давно исчезли, но их языки послужили не просто основой алфавитной письменности всех европейских народов, они стали символами науки и научного знания. Какую бы отрасль современной науки мы не взяли мы увидим, что ее понятийный аппарат в значительной степени базируется на латыни. 2. Древний Рим в отличии то Греции отошел от идеи гармонии и индивидуализма греков. Другая идея – идея власти главенствовала здесь, власти, базирующейся на строжайшей дисциплине и организации. Цезарь и сегодня является символом этой идеи. Эта идея опиралась на Закон. Рим дал человечеству первую всеохватывающую систему законодательства. Римское право является той базой, на которой сегодня строятся юридические системы большинства стран. Римская империя связала в единую систему Европу, Азию и Африку, показав, что наш мир не так уж и велик. Давно исчезли римские легионы, но остались дороги и мосты, по которым они шествовали, которые и сегодня поражают нас своей мощью и величием. Древнейшие поселения на территории нашей страны. За много тысяч лет до расселения славян на территории нашей страны мы находим следы пребывания человека. Об этом говорят не только данные археологии (к сожалению весьма отрывочные), но и письменные источники, относящиеся естественно к более позднему периоду, периоду расцвета древнейших цивилизаций и, особенно, античности. По археологическим данным древнейшим поселением на территории современной России является обнаруженная в середине 50-х годов стоянка первобытных людей в балке Сухая Мечётка у Волгограда, которую исследователи относят к рубежу нижнего и среднего палеолита, то есть около 1ОО тысяч лет назад. Вот как описывается это поселение в первом томе академического издания Истории СССР: «По наиболее высокой части поселения тянулись в ряд, одно за другим, четыре крупных кострища. Кроме того, в разных местах имелись и мелкие кострища. К кострищам тяготела основная масса находок, причем они группировались неравномерно. Больше всего их было у двух соседних. Здесь шла, очевидно, наиболее интенсивная работа древних мастеров. Основными материалами для орудий служили кремень, кварцит и песчаник. Жители поселка охотились на бизона, лошадь, мамонта, сайгу, благородного оленя». Конечно, более подробные сведения можно найти в Волгоградском краеведческом музее, но и здесь больше вопросов, чем ответов: к какому типу принадлежат останки древних людей, почему стоянка находилась на открытом воздухе, можно ли рассчитать количество людей обитавших на этой стоянке. К более позднему периоду относятся многослойные поселения в Костенках на Дону (Воронежская область). Это поселения позднего палеолита, датируемое 20-10 тысячами лет тому назад. Эти уникальные археологические раскопки, проводившиеся почти 40 лет в первой половине ХХ века, состоят из группы поселений, расположенных недалеко друг от друга. При этом каждое из них является многослойным. Каждый слой соответствует различным культурам палеолитических охотников. Первые поселения напоминают южноевропейскую культуру обработки камня, более позднее западноевропейскую и, наконец, в верхнем слое обнаружены не только орудия труда из камня и кости, но и изумительные выточенные из кости женские статуэтки знаменитые палеолитические венеры. О смене различных общин свидетельствует и характер жилищ. Самый большой интерес представляют как раз антропологические находки. Исследования черепов показали, что здесь жили представители всех основных расовых групп, включая негроидную расу. Таким образом, долина Дона на протяжении десяти тысячелетий была своего рода «проходным двором» для древних культур и расовых групп того времени. По мере отступления ледника верхнепалеолитические стоянки продвигаются дальше на север: Капова пещера на Урале, поселения в районе Новгород Северского и, наконец, две знаменитые стоянки в Сибири – Мальта и Буреть. Эти археологические раскопки дают нам массу интереснейшего материала, но все-таки не позволяют сколь-нибудь однозначно трактовать их, да и представить последовательность исторического развития. Большинство из них являются случайными находками, а не результатом планомерного поиска. В результате, мы имеем лишь фрагменты и у нас остается надежда на новые случайности. Неолитическая революция на территории современной России, по всей видимости, началась в 1У – Ш тысячелетии до нашей эры. В степной полосе, граничившей с областями раннеземледельческих культур Молдавии, Украины, Средней Азии появляется преимущественно скотоводческое комплексное хозяйство. С конца третьего тысячелетия вся территория нашей страны покрывается различными культурами, которые археологи делят, в основном по видам керамики: срубная, андроновская и т.д. Племена этих культур были уже и земледельцами и скотоводами, их культуры относятся уже к бронзовому веку. В конце II тысячелетия до нашей эры в Северное Причерноморье вторглись племена киммерийцев, которые отсюда стали продвигаться на северо-запад в сторону Балтики, потеснив многие европейские племена: дорийцев, которые с Одера и Шпрее уходят в Грецию, кельты перемешаются дальше на Запад. Киммерийцы представляли собой большую группу родственных племен и земледельческих и скотоводческих. У киммерийцев существовали свои цари, свои города. Катакомбную и срубную культуру часто связывают с ними. Сегодня многие историки считают их прародителями славян. У киммерийцев было развито не только скотоводство, но и земледелие, металлургия бронзы и железа. На греческих и малоазиатских рисунках они изображены конными воинами в высоких шапках, похожих на папахи, вооруженные луками и длинными прямыми мечами. Киммерийцы, по всей видимости, положили начало древнегреческим мифам о кентаврах – существах с головой человека и телом коня. Продолжение этих легенд связано уже с приходом в Причерноморье скифов в 7-4 веках до нашей эры, нового союза племен близкого киммерийцам и ассимилировавшим их остатки. Геродот в своей истории пишет, что сами скифы называют себя сколотами по имени их царя, что среди скифов много различных племен: алхаты, катиары, траспии и другие. В 7веке скифская армия постоянно вторгалась на территорию малоазиатских государств и дошла до Египта. В том же веке в Причерноморье скифы столкнулись с первыми греческими поселениями. При этом в соприкосновение с греками входили скифыкочевники, чьи дикие нравы и описывал Геродот. Геродот описывает, что скифский воин пьет кровь первого убитого врага, с побежденных неприятелей скифы снимают скальпы, а из черепов наиболее известных врагов делались чаши. Скифских царей хоронили вместе с женой и еще полусотней приближенных. Отсюда делается вывод о дикости скифов. На самом деле все эти вещи были явлениями весьма обычными не только в цивилизациях Малой Азии и Египта, но и в истории самих эллинов в гомеровский период. Одним из серьезнейших доказательств "дикости" скифов у греков являлись ссылки на то, что они носили штаны и ездили на конях. О вреде чего писал даже Гиппократ. Впрочем тот же Геродот писал о скифском царе Анахарсисе, посетившим в УI веке до нашей эры Афины более чем лестно: «Так, у народов, живущих по сю сторону Понта, равно как и из отдельных тамошних людей, мы не знаем ни одного выдающегося по уму, кроме народа скифского и царя Анахарсиса“. Признание «отца истории» стоит не мало. Археологические раскопки показывают нам неподражаемые произведения скифской культуры. Это, прежде всего украшения из золота и бронзы в «зверином стиле», изящные металлические вазы, образцы вышивки с растительным и животным орнаментом. Скифы переняли у греков письменность. Были у скифов и города в Крыму, Приазовье, на территории современной Кубани. Геродот описал огромный деревянный город Гелон. Греческие легенды об амазонках связаны с новым вторжениемиз Азии в Ш веке до нашей эры сарматских племен, у которых значительную роль играли женщины. Они были жрицами, вождями и воительницами. Скифы были разбиты, часть укрылась в Крыму, часть ушла на север в лесостепи. Сарматы создали свое собственное государство. Они участвовали в войнах с Римом на стороне понтийского царя Митридата УI, вторгались в Закавказье, дошли до Дуная. В начале нашей Эры Северное Причерноморье испытало притязания Римской империи, затем сюда стали вторгаться кочевые племена готов, гуннов и т. д. Началось «великое переселение народов». 5. «Великое переселение народов» и судьбы славян. Миграционные волны, свойственные как мы показали выше для всего периода аграрной культуры были особенно интенсивными в период неолитической революции. По мере отступления ледника и увеличения численности населения планеты процессы миграции возрастали. По-видимому, к этому времени относится и формирование трех основных рас в истории человечества, на образование которых повлияло существенное изменение климатических условий. Многие историки (особенно французские и немецкие) считают, что европеоидная раса зародилась в Великой степи, т.е. в междуречье Волги и Дона (Костенки одно из подтверждений этой теории). В IY тысячелетии до нашей эры представители европеоидной расы начали расселяться как на европейский континент, так и азиатский. Миграционные процессы не останавливались ни на минуту, но в наибольшей степени они нам известны в связи с крушением Римской империи (476 г), когда волны германских, (а также сарматских и славянских племен) как ранее появившиеся в центре и на Севере Европы, так и вновь пришедшие с севера Индии разрушили Западную Римскую империю. Этот процесс, происходящий в IY-YII веках, вошел в историю как «великое переселение народов». Эта теория, по крайней мере, объясняет наличие германских племен, как в Европе, так и в Азии. На территории южной России сегодня живут потомки одного из германских племен, кочевавших в столь давние времена. Это аланы, или осетины. Как мы уже отметили, в великом переселении народов участвовали и славянские племена. Вопрос о происхождении славян столь же не ясен, как и этногенез большинства этнических групп, образовавшихся на границах Римской империи. Одни ученые считают их потомками шнуровой керамики «культуры» (в археологическом смысле этого слова), которые в III-II тысячелетии из Северного Причерноморья и Прикарпатья расселились в Центральной и Северной Европе. Другие – потомками ассимилировавших друг друга киммерийцев, скифов, сармат. Достоверно известно, что в период «великого переселения народов» славянские племена расположились в центре Европы (см. карту «распространение языков, Европа, 500 г.). Славяне были активными участниками европейского водоворота, В Y-YI веках славянские племена двинулись на территорию Восточной Римской империи и обосновались на Балканском полуострове, где славянское население с этого времени стало преобладающим. Другие славянские племена не сумели также сохранить свою целостность, и часть передвинулась на Север, другие ушли на Восток. Таким образом, в результате великого переселения народов славяне разделились на три большие группы – южных, западных и восточных славян. Эти группы стали этнической базой формирования современных славянских народов. Южные – болгары, хорваты, сербы. Западные – поляки, чехи, словаки. Восточные – украинцы, русские, белорусы.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
История

История мировой культуры (мировых цивилизаций)

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]

Автор лекции

Драч Г. В., Бакулов В. Д., Королев В. К. и др.

Авторы

Культурология

Культурология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ​ Рубцовский индустриальный институт ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунов...

Автор лекции

Красильникова М.Б.

Авторы

Философия

Предмет философии. История философии

Министерство внутренних дел Российской Федерации Санкт-Петербургский университет АРТЕМОВ А.А., СОТНИКОВА Н.Н. История философии Курс лекций Кафедра фи...

Автор лекции

Артемов А. А., Сотникова Н. Н.

Авторы

Культурология

Античная культура

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культуры древних Греции и Рима, к возрожден...

Культурология

Мировая культура и искусство

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ФГБОУ ВО «Ураль...

Автор лекции

О.В. Тарасова

Авторы

Культурология

Вводная лекция по культурологии

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Составитель и автор Н.И.Озерова Вводная лекция по культурологии Культурол...

Автор лекции

Озерова Н. И.

Авторы

История

Введение. История как наука.

Задание по истории. Прочитать материалы лекции и ответить на контрольные вопросы в конце Лекция №1. Введение. История как наука. 1. Что такое история....

История

История цивилизаций

Серия «Учебники, учебные пособия» Л. А. Моисеева История цивилизаций Курс лекций Рекомендован Министерством культуры Российской Федерации в качестве у...

Автор лекции

Л.А. Моисеева

Авторы

Искусство

Литература и искусство Древней Греции. Античное общество и его место в истории человечества

ТЕМА 3 ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ. Ключевые понятия темы Литература и искусство Древней Греции. Античное общество и его место в истории человечества. Основн...

Смотреть все