Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Анализ рентабельности

  • 👀 549 просмотров
  • 📌 519 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Анализ рентабельности» pdf
3.8 Анализ рентабельности Экономически обоснованная оценка эффективности деятельности коммерческих организаций формируется на базе показателей рентабельности, которые являются относительными величинами интенсивности. Следует отметить, что в экономической литературе встречаются значительные различия в их названиях, а также в методике расчета некоторых из них, что представляет широкие возможности для научных исследований. В настоящем конспекте лекций предлагается в рамках анализа финансовых результатов использовать такие показатели рентабельности, которые, с одной стороны, рекомендованы ИПБ России, с другой - обусловлены методикой формирования финансовых результатов. К ним относятся показатели:  рентабельности продаж, рассчитываемые как процентное соотношение различных показателей прибыли к выручке от продаж (см.таблицу 3.2)  рентабельности доходов, рассчитываемые как процентное соотношение различных показателей прибыли к соответствующим виду деятельности доходам;  рентабельности расходов, рассчитываемые как процентное соотношение различных показателей прибыли к соответствующим виду деятельности затратам. Методика расчета показателей рентабельности доходов и расходов коммерческих организаций, представлена в таблице 3.19. Следует отметить, что показатели прибыли, отражаемые в отчете о финансовых результатах и полученные методом начислений, не характеризуют реального финансового результата. Его можно определить лишь кассовым методом, а потому в числителе показателей рентабельности целесообразно использовать не только соответствующие показатели прибыли, но и чистый приток денежных средств. При этом необходимо учитывать вид деятельности или их совокупность, по которым получен чистый приток (отток) денежных средств. Так, вместо прибыли от продаж необходимо в числителе отражать чистый приток денежных средств от текущей деятельности, а вместо чистой прибыли – чистый денежный приток от всех видов деятельности. Источником информации о величине указанных показателей, равно как и величине выручки от продаж в виде поступивших денежных средств от покупателей и заказчиков является « Отчет о движении денежных средств». Сопоставление значений показателей рентабельности, рассчитанных на базе прибыли и чистого притока (оттока) денежных средств, позволит выявить как потенциальную, так и реальную на дату составления отчетности эффективность финансовой деятельности коммерческих организаций Методика расчета и экономическая характеристика Таблица 3.19 основных показателей рентабельности доходов и расходов Условные Методика Экономическая обозначерасчета характеристика ния 1 Показатели рентабельности доходов от прочей деятельности и совокупных доходов 1 Рентабельность Характеризует прибыльность прочей деятельности, показывая величину доходов от прочей Ппд: Дпд (3.51) прибыли от прочей деятельности (ППД), приходящейся в среднем на Rдпд деятельности каждые сто рублей доходов от прочей деятельности (Дпд) 2Рентабельность Характеризует величину прибыли до налогообложения, приходящейся в Rсд ПДН : СД *100 (3.52) совокупных доходов среднем на каждые 100 руб. совокупных доходов 2 Показатели рентабельности расходов 1 Рентабельность Характеризует величину прибыли от продаж, приходящейся на 100руб. расходов от основной ПП : Р * 100 (3.53) расходов от основной деятельности (РОД). Rрод деятельности 2Рентабельность Характеризует величину прибыли от прочей деятельности (ППД), расходов от прочей Ппд : Рпд *100 (3.54) приходящейся на 100руб. расходов от прочей деятельности (РПД). Rрпд деятельности 3Рентабельность Характеризует величину общей бухгалтерской прибыли (ПДН), Rср ПДН : СР *100 (3.56) совокупных расходов приходящейся на 100 рублей затрат по всем видам деятельности (СР) 4 Рентабельность Характеризует величину чистой прибыли(ЧП), приходящейся на 100 рублей совокупных расходов и совокупных расходов и налоговых платежей от прибыли (СР+НП) Rсрнп ЧП : (СР+НП) *100 (3.57) налоговых платежей от прибыли Наименование показателей В ходе анализа рентабельности решаются следующие задачи: 1. Изучение и оценка тенденции изменения эффективности деятельности исследуемой организации, т. е. рентабельности продаж; 2. Изучение и оценка изменения в динамике (по сравнению с планом) рентабельности доходов и расходов; 3. Выявление взаимосвязи между показателями рентабельности и факторами, обусловившими изменение их значений в динамике (по сравнению с планом), расчет величины их конкретного влияния. В рамках решения первой задачи проводится расчет показателей рентабельности продаж за ряд лет и изучение изменения их значений в динамике. При этом используют приемы сравнения и относительных величин интенсивности. Результаты анализа систематизируются в таблице 3.20. Таблица 3.20 Анализ динамики показателей рентабельности продаж за пять лет Наименование показателя Фактически за годы 1-ый 2-ой 3-ий 4-ый 5-ый 1 Выручка от продажи товаров, тыс. руб. 2 Прибыль от продаж, тыс. руб. 3Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 4Чистая прибыль, тыс. руб. 5.Рентабельность продаж, %: - по прибыли от продаж (стр.2:стр.1×100) - по прибыли до налогообложения (стр.3:стр.1×100) - по чистой прибыли (стр.4:стр.1×100) 6. Изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным годом: - по прибыли от продаж - по прибыли до налогообложения - по чистой прибыли 7. Изменение рентабельности продаж по сравнению с предшествующим годом: - по прибыли от продаж - по прибыли до налогообложения - по чистой прибыли Положительная оценка формируется в случае роста значений показателей рентабельн6ости, являющегося следствием более интенсивного роста (менее интенсивного снижения) абсолютных показателей, характеризующих финансовый результат, по сравнению с ростом дохода от основной деятельности (выручки от продаж). На следующем этапе анализа рассчитывают значения показателей рентабельности доходов и затрат и определяют изменение их значений за два смежных периода. При этом используют приемы сравнения, относительных величин интенсивности, динамики. Результаты анализа систематизируются в таблице 3.21. Таблица 3.21 Анализ динамики показателей рентабельности доходов и расходов производственной организации за два года Наименование показателя Фактически за год прошлый отчетный Отклоне -ние Темп роста, % 1 Выручка от продажи товаров, тыс. руб. 2 Доходы от прочей деятельности, тыс. руб. 3 Совокупные доходы (стр.1 + стр.2), тыс. руб. 4 Себестоимость, тыс. руб. 5 Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. 6. Расходы по основной деятельности (стр.4 + стр.5), тыс. руб. 7. Расходы от прочей деятельности, тыс. руб. 8 Расходы по всем видам деятельности (стр. 6 + стр. 7), тыс. руб. 9 Налоги от прибыли, тыс. руб. 10 Совокупные расходы тыс. руб. (стр.6+стр.7) 11 Прибыль от продаж, тыс. руб. 12 Прибыль от прочей деятельности, тыс. руб. (стр.2 –стр.7) 13 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 14 Чистая прибыль, тыс. руб. 15 Рентабельность доходов от прочей деятельности, % (стр.12 : стр.2*100) 16 Рентабельность совокупных доходов по прибыли до налогообложения, % (стр.13 : стр.3 × 100) 17 Рентабельность совокупных доходов по чистой прибыли, % (стр.14 : стр.3 × 100) 18 Рентабельность расходов от основной деятельности, % (стр. 11 : стр.5 × 100) 19 Рентабельность расходов по обычным видам деятельности, % (стр.11 : стр.6 × 100) 20 Рентабельность расходов по всем видам деятельности, % (стр.13 : стр. 8 × 100) 21 Рентабельность совокупных расходов, % (стр. 14 : стр.10 × 100) Положительная оценка формируется в случае, когда значения рентабельности доходов превышают значения показателей рентабельности соответствующих расходов. В процессе формирования оценки следует помнить, что рост выручки от продаж оказывает отрицательное влияние на значение показателей рентабельности ввиду своего месторасположения в кратной модели. Вместе с тем преимущественный рост абсолютных значений всех показателей прибыли по сравнению с интенсивностью роста выручки от продаж определяет возможность прироста рентабельности продаж. Аналогичный результат формируется и при менее интенсивном темпе снижения прибыли по сравнению с темпом снижения выручки от продаж. В рамках решения третьей задачи анализа рентабельности осуществляется прямой детерминированный факторный анализ, в рамках которого, прежде всего, изучается влияние на изменение показателей рентабельности факторов первого порядка, находящихся в исходных факторных моделях, которые по своему виду являются кратными. В связи с этим для решения поставленной задачи используется преимущественно метод цепных подстановок. Результаты факторного анализа показателей рентабельности продаж систематизируются в таблице 3.22. Таблица 3.22 Расчет влияния факторов первого порядка на изменение значений показателей рентабельности продаж за два года Значения показателей Влияние факторов скоррективеличина, базисное отчетное расчет рованное % 1 Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продаж по прибыли от продаж 1 Выручка от продажи товаров 2 Прибыль от продаж 3 Рентабельность продаж по прибыли от продаж (стр.2:стр.1*100) 2 Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продаж по прибыли до налогообложения 1 Выручка от продажи товаров 2 Прибыль до налогообложения 3 Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения (стр.2:стр.1*100) 3 Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продаж по чистой прибыли 1 Выручка от продажи товаров 2 Чистая прибыль 3 Рентабельность продаж по чистой прибыли *стр.2:стр.1*100) Наименование показателя В процессе формирования оценки следует помнить, что рост выручки от продаж оказывает отрицательное влияние на значение показателей рентабельности ввиду своего месторасположения в кратной модели. Вместе с тем преимущественный рост абсолютных значений всех показателей прибыли по сравнению с интенсивностью роста выручки от продаж определяет возможность прироста рентабельности продаж. Аналогичный результат формируется и в случает менее интенсивных темпов снижения прибыли по сравнению с темпами снижения выручки от продаж. Подобная описанной выше методика используется и при проведении прямого детерминированного факторного анализа показателей рентабельности доходов и расходовС целью углубления анализа целесообразно рассчитать влияние на изменение рентабельности продаж (доходов или расходов) факторов, обусловивших снижение соответствующих показателей прибыли (факторов второго порядка), методом долевого участия. Сущность последнего заключается в том, что отношение величины влияния конкретного фактора на изменение прибыли умножается на величину влияния прибыли на изменение соответствующего показателя рентабельности продаж. Формула расчета имеет вид: ∆Rчп( хi) = ∆ЧП( хi) : ∆ЧП *∆Rчп(чп), (3.58) где ∆Rчп( хi) – величина влияния на рентабельность продаж по чистой прибыли I – ого фактора, обусловившего изменение чистой прибыли; ∆ЧП( хi) - величина влияния на изменение чистой прибыли I – того фактора; ∆Rчп(чп) - величина влияния чистой прибыли на изменении рентабельности продаж по чистой прибыли. Результаты расчетов систематизируются в таблице 3.23. С целью выявления дополнительных внутренних резервов улучшения финансовых результатов осуществляют моделирование исходных факторных систем. Возможности его использования в отношении рентабельности продаж по прибыли от продаж, представлены ниже. Моделирование исходной формулы этого показателя начинают с метода удлинения. Его сущность заключается в разложении числителя исходной факторной модели на составляющие факторы с получением конечной факторной системы аддитивного вида с новым набором факторов. В производственных организациях числитель изучаемого показателя представляет собой разность между выручкой от продаж и расходами от основной деятельности, в торговых организациях – это разность между валовой прибылью и расходами на продажу товаров. Разделив каждое из слагаемых прибыли от продаж на выручку от продаж, получают зависимость, согласно которой рентабельность продаж по прибыли от продаж изменяется: в производственных организациях обратно пропорционально уровню расходов от основной деятельности, а в организациях торговли - прямо пропорционально изменению среднего уровня валовой прибыли (∆Увп) и обратно пропорционально изменению среднего уровня расходов на продажу товаров (∆Урп). Таблица 3.23 Расчет влияния факторов второго порядка на изменение рентабельности продаж по чистой прибыли за два года Наименование показателя 1 Изменение выручки от продажи товаров 2 Изменение среднего уровня расходов от основной деятельности 3 Изменение доходов от прочей деятельности 4Изменение расходов по прочей деятельности 5 Изменение суммы налогов от прибыли в бюджет 6 Итого влияние на чистую прибыль Величина влияния на изменение чистой прибыли, тыс. руб. Влияние на изменение рентабельности продаж по чистой прибыли Расчет Величина, % ∆ЧП( х1) ∆ЧП( х1) : ∆ЧП*∆Rчп(чп), ∆Rчп( х1) …. ………………………. …….. ….. ………………………. …….. ….. ………………………. …….. …. ………………………. …….. ∆ЧП ∆Rчп(чп) Методика преобразования исходной модели рентабельности продаж в производственных организациях с помощью ее удлинения Rпп = ПП : ВР *100 =(ВР – Р) : ВР =100 – р, (3.59) где Rпп – рентабельность продаж по прибыли от продаж; ПП – прибыль от продаж; ВР - выручка от продаж; Р – расходы от основной деятельности; р – средний уровень расходов от основной деятельности. Расчет влияния факторов в полученной модели рентабельности продаж по прибыли от продаж осуществляется с помощью приема сравнения с учетом характера влияния изменения соответствующего фактора на финансовый результат. Процесс моделирования можно продолжить, разложив средний уровень расходов на продажу товаров на составляющие его факторы, характеризующие процентное соотношение отдельных элементов затрат к выручке от продаж. В результате получают модель аддитивного типа: Rпп = 100 - ( Умз + Урот + Уосн + Уам + Упр), где Умз – материалоемкость; Урот – зарплатоемкость; (3.60) Уосн – емкость отчислений на социальные нужды; Уам - амортизациеемкость; Упр – емкость прочих расходов. Величину влияния каждого из представленных в модели факторов находят в виде разности между их отчетным и базисным значениями, учитывая, что составляющие уровня затрат оказывают обратное влияние на рентабельность продаж. Расчет влияния указанных выше факторов целесообразно систематизировать в таблице 3.24. Таблица 3.24 Расчет влияния факторов третьего порядка на изменение рентабельности продаж по прибыли от продаж за два года (%) Наименование показателя 1Материалоемкость 2 Зарплатоемкость 3 Емкость отчислений на социальные нужды 4 Амортизациеемкость 5 Емкость прочих расходов 6 Рентабельность продаж по прибыли от продаж Расчет абсолютного изменения Величина абсолютного отклонения Умз1 –Умз0 Урот1- Урот0 ΔУмз ΔУрот Величина влияния на изменение рентабельности продаж по прибыли от продажи - ΔУмз - ΔУрот Уосн1- Уосн0 ΔУосн - ΔУосн Уам1- Уам0 Упр1- Упр0 ΔУам ΔУпр Rпп1 – Rпп0 ΔRпп - ΔУам - ΔУпр (-ΔУмз) + (-ΔУрот)+ (-ΔУосн) + (- ΔУам)+ (-ΔУпр) В ходе изучения рентабельности внутренними субъектами проведения анализа целесообразно использование приемов изучения прямой стохастической факторной связи, например, корреляционно – регрессионного анализа. Это позволит локализовать влияние каждого из возможных к рассмотрению факторов, не связанных с результативным показателем детерминированной зависимостью.
«Анализ рентабельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot