Анализ потребностей, цели и задачи проектируемого курса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Анализ потребностей,
цели и задачи
проектируемого курса.
Подходы к
проектированию
Л Е К Ц ИЯ 2
План лекции
1. Анализ потребностей обучающихся:
определение и виды
2. Оценка потребностей обучающихся
3. Процедура проведения анализа потребностей
4. Цели и задачи проектируемого курса
5. Подходы к проектированию
6. Типы и организационные формы программ
Анализ потребностей
обучающихся
1) необходимость исследования образовательных
потребностей, применительно к основным субъектам
образовательного процесса (обучающий и обучающийся);
2) необходимость определения политики и стратегии
внутренней и внешней деятельности образовательного
учреждения (школы) на основе выявленных потребностей;
3) необходимость разработки педагогических условий для
формирования и удовлетворения образовательных
потребностей всех субъектов учебно-воспитательного
процесса.
Анализ потребностей
наиболее характерная черта дизайна курса английского языка для конкретных
целей (Hutchinson and Walters, 1987)
«Для планирования обучения иностранному языку нам необходимо найти способ
анализа потребностей учащихся. Это скажет нам, сколько и для каких целей
нашим учащимся понадобится какой иноязычный материал - это процесс анализа
потребностей» (Джонсон К. (2008)
это «процесс определения потребностей, для которых ученик или группа
обучающихся овладевает языком, и организует потребности в соответствии с
приоритетами» (Ричардс, Платт и Платт (1992)
Анализ пот ребностей — это набор методов и процедур, используемы х
для получения инф ормации об учащихся и сит уациях и целях, для
которы х они хот ят вы учить иностранны й язы к.
Анализ коммуникативны х
потребностей обучающихся
Текущая сит уация включает в себя выяснение информации о потенциальных или
нынешних учащихся:
- социальное происхождение обучающихся;
- образование;
- возраст;
- прежний опыт и нынешнее владение иностранным языком, недостатки и пробелы в
знаниях, навыках и умениях между целевым уровнем и текущим уровнем владения ИЯ;
- предпочтительные учебные действия, методы, стили и стратегии овладения
обучающимися ИЯ;
- способность к овладению ИЯ;
- мотивация к овладению ИЯ.
Анализ коммуникативны х
потребностей обучающихся
Целевая сит уация включает в себя:
- неотложные коммуникативные потребности обучающихся;
- цели обучения; их можно рассматривать на уровнях, которые, должны
быть согласованы
- предпочтения учащегося;
- ожидания учреждения-пользователя (университета, школы и т. д.);
- учебная программа учебного заведения (государственная / языковая
школа, университет и т. д.) – ФГОС, Примерная программа обучения ИЯ;
- ожидаемый уровень овладения ИЯ (ИКК).
Типы анализа
потребностей
Переменные Munby (параметры):
1. Участники: возраст, пол, национальность, настоящее владение
целевым языком, другие известные языки.
2. Коммуникативные потребности
3. Анализ языковых навыков и коммуникативных умений
5. Лингвистический кодировщик - контекстуальная
адекватность словаря, который был выбран
6. Спецификация коммуникативной компетенции — профиль
потребностей
Оценка потребностей в
деталях
1) Система убеж дений учащегося (взгляды, убеждения
и стереотипы учащегося, которые необходимо
учитывать при разработке учебного плана и
планировании уроков)
2) Мот ивация к изучению ИЯ
(инструментальная/интегративная; внешняя/
внутренняя)
3) Ст или обучения (аудиалы, визуалы, кинестетики)
4) Ст ратегии обучения (метакогнитивные, когнитивные,
социальные / аффективные)
Процедура проведения
анализа потребностей
Анкеты
Самооценка
Интервью
Встречи
Наблюдение за поведением
Контроль первого этапа проектирования:
элементы курса/ модуля
1) выбор темы курса или модуля,
2) обоснование актуальности курса;
3) формулировка главного (важного вопроса –
essential question, который определит все
содержание курса или модуля;
4) анализ текущей и целевой ситуации и
потребностей субъектов вашего курса или модуля
Целеполагание
«Целеполагание – практическое осмысление своей деятельности
человеком с точки зрения пост ановки целей и их реализации наиболее
экономичными средствами».
В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач
субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу,
согласования и достижения.
Цель – осознанная потребность, мыслимый результат деятельности, ее
запускной механизм; отражение объективных потребностей развития
общества в тот или иной исторический период.
Цели как планируемые результаты изучения ИЯ школьником определяются
программой обучения – государственным инструктивно-методическим
документом, обязательным для исполнения каждым учителем.
Традиционны й подход к
формулированию целей
практические,
образовательные,
развивающие,
воспитательные
Планируемы е результаты
обучения иностранному язы ку
Личност ны е результат ы – система ценностных отношений
обучающихся – к себе, другим участникам образовательного
процесса и к самому образовательному процессу и его результатам,
сформированным в этом образовательном процессе (социальные
компетенции).
Мет апредметны е результаты включают освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальны е
учебны е действия, способность использования их в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории.
Предмет ны е результат ы – те компетенции, которые должны
быть сформированы у ученика по предмету «Иностранный язык».
Практические цели обучения
иностранному язы ку на современном
этапе
Иноязы чная коммуникат ивная компетенция –
способность и готовность к адекватному взаимодействию в
ситуациях межкультурного общения (Н.Д. Гальскова)
Речевая компетенция
Языковая компетенция
Социокультурная/межкультурная компетенция
Компенсаторная компетенция
Учебно-познавательная компетенция
Цель: развитие умений устного
общения (говорение/аудирование)
- пример
Целеполагание в зарубеж ной
методике
чет ы ре т ипа целей для изучающих язык:
цели владения - включают общую компетентность, овладение умениями
говорить, слушать, читать и писать;
когнит ивны е цели включают в себя овладение лингвистическими и
социокультурными знаниями;
аффект ивны е цели включают в себя достижение позитивного отношения к
целевому языку, достижение уверенности в себе как ученике;
трансферны е цели включают в себя умения учиться
(Стерн)
Задачи обучения
Задачи обучения — детальное описание того, какими навыками и умениями должны овладеть
учащиеся, чтобы эффективно пользоваться иностранным языком как новым средством общения.
Performance objectives / Behavioural objectives / Instructional objectives
Задачи обучения, ориентированные на речевые навыки и умения, которыми должны овладеть
учащиеся в результате всего курса обучения или на отдельных этапах
Graded objectives
Задачи обучения, градуированные по степени трудности, отражают процесс овладения тем или
иным умением; описывают уровень владения языком на каждом этапе обучения, выделенном в
программе, и, как правило, отражают требования, соответствующие тому или иному уровню.
Process objectives vs. Product objectives
Задачи, отражающие процесс учения (process objectives) или продукт обучения, результат
обучающей деятельности учителя (product objectives).
Подходы к разработке
программ
Синтетический подход
Аналитический подход
Функциональный
(функциональносодержательный) подход
Тип учебной программы .
Критерии классификации
• по степени обязательности разработки: a priori syllabus,
a posteriori syllabus, negotiated syllabus;
• по ориентации на цели обучения: learning-centered
syllabus, skills-centred syllabus;
• в зависимости от используемой единицы обучения:
structural / grammatical / language-centred syllabus,
content-based (topic-based / theme-based, situational
syllabus), functional-notional syllabus, lexical syllabus, taskbased / procedural syllabus.
Организационны е формы
учебны х программ
Программа линейного типа
Программа модульного типа
Программа цикличного типа