Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета

  • 👀 1043 просмотра
  • 📌 1005 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета» docx
Тема 4. Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования План: 1. Структура аналитического отчета. 2. Графический способ представления количественных данных. 3. Важные моменты и полезные приемы. 1. Структура аналитического отчета Аналитический отчет – это итоговый документ исследования, в котором в текстовой и графической форме представляются результаты исследования, выводы и практические рекомендации. Если у исследования есть заказчик, то ему, как правило, предоставляется аналитический отчет (вместе с базой данных) в качестве конечного продукта исследования. Приступая к подготовке аналитического отчета социолог имеет дело с базой данных (в Exel или SPSS), его задача - понять имеющиеся данные, структурировать их и отобрать главное, и перевести в понятную, наглядную, «читабельную» форму. В упрощенном варианте – речь идет о том, чтобы перевести полученные числовые данные в текст с иллюстрациями (главным образом, используются диаграммы). Способ оформления и содержательный формат аналитического отчета во многом определяется стандартами конкретной исследовательской организации. Рассмотрим унифицированный вариант структуры аналитического отчета (выделенные в нем структурные части содержатся в любом варианте аналитического отчета): -титульный лист (содержит название и логотип исследовательской организации, тему исследования, ФИО автора (авторов), город и год выполнения работы); -содержание (с указанием страниц); -введение (кратко обосновывается актуальность темы, указываются цель и задачи исследования, гипотезы (если они выдвигались), период проведения исследования, метод исследования и описание выборочной совокупности – объем, способ формирования выборки. Если рассчитана ошибка выборки, ее тоже указывают); -основная часть – в ней исходя из содержания анкеты необходимо выделить не менее 3-5 крупных смысловых блоков, внутри этих смысловых блоков содержатся частные переменные – конкретные вопросы исследования. Название каждого блока выносится в содержание работы. Процедура структурирования основной части аналогична составлению плана курсовой работы. Структура основной части работы отнюдь не всегда повторяет последовательность вопросов в анкете – их можно перетасовывать, группировать в соответствии с определенной логикой. Рекомендуется тщательно продумать структурное содержание основной части, следить за тем, чтобы данные не повторялись и логика их группировки и сравнения явно прослеживалась; -выводы и практические рекомендации (должны кратко резюмировать основную часть работы, логически вытекать из полученных результатов). Последовательность выводов должна соответствовать последовательности изложения в основной части аналитического отчета. Выводы должны формулироваться кратко и определенно. Текст выводов не копируется из основной части работы. Желательно, чтобы итоговые выводы добавляли в то, что изложено в основном тексте работы что-то новое. Каждый новый вывод начинается с нового абзаца, желательно выводы нумеровать. Если в исследовании были поставлены гипотезы, в итоговых выводах обязательно необходимо отметить какие из них подтвердились, а какие – были опровергнуты; -приложения – база данных в полном или сокращенном варианте. 2. Графический способ представления количественных данных Для демонстрации количественных данных в аналитическом отчете используются различные варианты диаграмм и таблиц. Задача диаграммы – наглядно показать существенные, акцентные результаты исследования. Диаграмма может быть построена по одной переменной исследования, на диаграмме можно показать разбивку определенных значений по социально-демографическим и другим интересующим исследователя параметрам, можно скомбинировать несколько вопросов (переменных) в одной диаграмме. Кроме того, диаграммным способом показывают динамику изменений одной или нескольких переменных. Главные требования к диаграммам – корректность и наглядность представления данных. Диаграмма должна давать возможность легко считать содержащуюся на ней информацию. У диаграммы должен быть заголовок. Как правило, любая диаграмма или таблица, содержащаяся в аналитическом отчете, предполагает текст с комментариями. Подписи к диаграммам лучше делать рядом с соответствующим сектором при помощи команды «надпись» в word, а не с помощью легенды в диаграмме. Шрифт основного текста аналитики и в диаграммах должен совпадать (размер шрифта может при этом варьироваться). Важно учитывать, в каком варианте буде распечатана аналитика – в черно-белом или цветном. Если предполагается черно-белый вариант, необходимо сделать сектора диаграмм максимально контрастными, использовать разные варианты заливки, штриховки, жирные границы, делать вынос секторов. Рассмотрим основные типы диаграмм и основные варианты их использования. Круговая диаграмма. ВАЖНО: может быть использована только для показа альтернативных вопросов (варианты ответа сходятся на 100%). Круг может быть плоским, объемным, целым или с вынесенными секторами. От секторов круга удобно делать разбивку (см. пример ниже). В представленном варианте при помощи столбчатых диаграмм (гистограмм) сделана разбивка от двух секторов «участвовали в празднике» и «не участвовали». Тем, кто не участвовал в праздновании Дня города задавали вопрос о причинах неучастия (они отражены в диаграмме), тех кто принял участие в Дне города распределили по району проживания и возрасту (разбивка дана по столбцу). При построении подобных комбинированных диаграмм важно учитывать масштаб фигур: та диаграмма, которая иллюстрирует центральную, исходную переменную (в данном примере – круг) должна быть большего размера чем вспомогательные диаграммы (столбчатые). Еще один удобный вариант для демонстрации ответов на альтернативный вопрос (результаты сходятся на 100%) – диаграмма-«полоска», состоящая из нескольких секторов. «Полоска» или «столбик» может быть горизонтальной, или вертикальной (см. пример ниже) Ярославцы о своем настроении, эмоциональном статусе Гистограмма (столбчатая диаграмма). Практически универсальна. Подходит для любых переменных, в том числе с множественным выбором вариантов ответа. Может быть развернута вертикально или горизонтально. Столбики могут быть двойными, тройными (для того, чтобы показать динамику разных значений переменной). (см. примеры ниже). Горожане о способах формирования культуры соблюдения чистоты Обратите внимание, что варианты ответа как правило упорядочиваются – выстраиваются по убыванию, реже – по возрастанию. Ожидания ярославцев в новом 20… году Наиболее распространенный вариант пожеланий среди ярославцев в собственный адрес – здоровье – его, по мнению 62,7% ярославцев, «не купишь ни за какие деньги». Причем здоровье занимает доминирующее значение как в пожеланиях женщин, так и в пожеланиях мужчин. Существенный момент – количество разноцветных столбиков внутри группы данных ограничено (3 – максимум 4 разноцветных столбика). В противном случае диаграмма превращается в нечитабельный «забор». Составная столбчатая диаграмма. Подходит для табличных вопросов с одинаковой шкалой ответов (порядковых вопросов, шкалы Лайкерта). Варианты ответа должны сходиться на 100% (см. пример ниже). Качество медицинской диагностики в ярославских учреждениях здравоохранения Графики. Подходят для демонстрации динамики одной или нескольких переменных. Для других целей желательно не использовать (см. пример ниже). Социальный климат в г. Ярославле: социальное самочувствие и поведенческие ориентации ярославцев Первоначальная реакция ярославцев на кризис была бурной и вполне объяснимой – к февралю 2009 г. отмечался рост депрессивных настроений, социальной апатии при резком снижении доли тех, кто ощущал себя хозяином собственной жизни – успешно преодолевал жизненные трудности либо вовсе их не испытывал. В сентябре 2009 года, в отсутствие каких-либо объективных экономических посылок и кардинального улучшения ситуации на городском рынке труда, возник всплеск социального оптимизма, показатели на шкале социального барометра практически вернулись к докризисным значениям. Однако к апрелю 2010 уровень социального оптимизма стал снижаться, а беспокойство и протестные настроения, напротив, расти. 3. Важные моменты и полезные приемы Как в аналитике называть тех, кого опрашивали? Предпочтительнее указывать на генеральную совокупность (или делать так, чтобы эти упоминания доминировали). Например, если ваша генеральная совокупность – студенты ярославских вузов, фраза может строиться следующим образом: «Для большинства ярославских студентов характерен…». Если их называть респондентами (или опрошенными), ошибки нет, но следует стремиться, чтобы указания на генеральную совокупность встречались чаще. Какие показатели должны быть в аналитическом отчете – абсолютные или относительные (т.е. в процентах)? Допустимо ли использовать и те, и другие? Как правило, абсолютные показатели (количество людей) упоминаются в аналитическом отчете по результатам количественного исследования только один раз – в разделе «Введение», там, где идет речь об объеме выборочной совокупности. Далее об абсолютных цифрах забывают и переходят к относительным (процентным) значениям – то есть речь ведут, например, не о 150 из 300 опрошенных, а о 50,0% процентах. Тем самым соблюдается основной принцип выборочного исследования, согласно которому результаты исследования описывают не выборочную, а генеральную совокупность. При подготовке аналитического отчета крайне важно ориентироваться в том, от чего именно рассчитаны проценты (что именно принято за 100 процентов), можно пересчитывать проценты от другого количества (конкретного подмножества опрошенных); при построении перекрестных таблиц – считать проценты по строке или по столбцу. Если принцип расчета процентов меняется, необходимо это дополнительно указать в заголовке соответствующей диаграммы или таблицы (рассчитано от…). Пример, когда пересчет процентов может быть актуальным: проведен очередной опрос ярославцев на тему проведения летнего отпуска. В числе прочих задавался вопрос: «Удовлетворены ли Вы тем, как провели отпуск летом 2019 года?» (вопрос задавался только тем, у кого был отпуск летом). Можно рассчитать проценты от всех, кто отвечал на вопрос, помимо этого, можно сравнить уровень удовлетворенности среди тех, кто куда-либо выезжал в отпуске, и тех, кто оставался дома. Как делать разбивку по полу, возрасту, материальному положению – из расчета по строке или по столбцу? Перед вами 2 перекрестных таблицы, в которых ответы студентов на вопрос: «Работаете ли вы в настоящее время?» разложены по одной и той же переменной - курсу, на котором они обучаются: Таблица сопряженности работают ли в настоящее время * курс Таблица 1 курс Итого первый второй третий четвертый работают ли в настоящее время работают Частота 2 2 5 6 15 % в работают ли в настоящее время 13,3% 13,3% 33,3% 40,0% 100,0% не работают Частота 12 10 8 9 39 % в работают ли в настоящее время 30,8% 25,6% 20,5% 23,1% 100,0% Итого Частота 14 12 13 15 54 % в работают ли в настоящее время 25,9% 22,2% 24,1% 27,8% 100,0% Таблица сопряженности работают ли в настоящее время * курс Таблица 2 курс Итого первый второй третий четвертый работают ли в настоящее время работают Частота 2 2 5 6 15 % в курс 14,3% 16,7% 38,5% 40,0% 27,8% не работают Частота 12 10 8 9 39 % в курс 85,7% 83,3% 61,5% 60,0% 72,2% Итого Частота 14 12 13 15 54 % в курс 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% В таблице № 1 представлена разбивка по строке, в таблице № 2 – по столбцу. Обе таблицы корректны; данные, содержащиеся в таблицах, указывают на одну и ту же тенденцию – по мере продвижения к старшим курсам студенты все более активно вовлекаются в трудовую деятельность. Возникает вопрос – какую разбивку – по строке или по столбцу – предпочтительнее использовать? В нашем примере можно использовать любую, поскольку в полученном массиве нет существенных количественных перекосов по рассматриваемых подгруппам (курсам). Мы видим, что опрошено 14 первокурсников, 12 второкурсников, 13 студентов 3-го курса и 15 – 4-го. Если бы перекос по рассматриваемым подгруппам был, единственным возможным вариантом разбивки была бы разбивка по столбцу. Важный момент – как дословно интерпретировать то, что мы видим в таблице № 1 и в таблице № 2? Основываясь на таблице 1 с построчным распределением можно констатировать, что среди работающих студентов доминируют студенты старших курсов – 40,0% работающих составляют студенты 4-го курса, и 33,3% - студенты 3-го курса. Глядя на таблицу № 2 с распределением по столбцу можно сказать, что среди студентов 3-го курса работают 38,5%, а среди студентов 4-го курса – 40,0%. Корректная подача процентных показателей. Во-первых, и в диаграммах, и в тексте процентные значения всегда упоминаются с одинаковым количеством цифр после запятой – как правило, с округлением до десятичных – 51,2%, 81,0%. Обратите внимание, что даже если получается целое значение (как в диаграммах и таблицах, так и в тексте), все равно ставится запятая, после которой пишется ноль. Во-вторых, часто возникает практическая сложность – как включить упоминание процентов в текст. Сравните два варианта подачи информации (пока без упоминания процентов): «21 марта 2020 года в 13 часов в ДК им. Добрынина состоится собрание ветеранов Ярославского моторного завода» и «Собрание ветеранов Ярославского моторного завода состоится в ДК им. Добрынина 21 марта 2020 года в 13 часов». Какой из вариантов будет проще воспринять? Та же логика работает и при упоминании процентов в тексте аналитического отчета. Сначала – главный факт или тенденция, на которую мы хотели бы обратить внимание, а затем – как подтверждающая информация – процентное значение. «С 20,1% до 35,6% увеличилась за последние три года доля тех, кто предпочитает делать покупки одежды online» ИЛИ «Ощутимо возрастает доля тех, кто предпочитает делать покупки одежды online – с 20,1% до 35,6% за последние три года». Второй вариант предпочтительнее, поскольку информация о каком бы то ни было процентном значении может заинтересовать и привлечь внимание лишь в определенном контексте, а не сама по себе. Если какая-либо переменная (спектр ответов на вопрос) описывается несколькими предложениями, допустимо не первое, а последующие предложения начинать с упоминания долевых значений (но опять-таки, они должны находиться в контексте сказанного в первом предложении). Пример: «Объективное ухудшение экономической ситуации, заставляющее испытывать опасения за собственное будущее, на данный момент не выбило ярославцев из привычной жизненной колеи, не привело к ощутимому эмоциональному дисбалансу. Большинство – более чем две трети горожан – 67,0% - отмечают, что находятся в нормальном либо прекрасном настроении. На плохое настроение - напряжение, раздражение, тоску, страх – указали 30,4% жителей нашего города». Третий важный момент – избегать упоминания процентных значений в скобках, более предпочтительный вариант пунктуации в том случае, если необходимо как-то отделить сообщение о процентах от основного тексте – дефисы. То, что в скобках, воспринимается как не важная, вспомогательная информация.
«Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot