Справочник от Автор24
Социология

Конспект лекции
«Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по социологии / Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования. Структура аналитического отчета», текстовый формат

Тема 4. Аналитический отчет по результатам количественного опросного исследования План: 1. Структура аналитического отчета. 2. Графический способ представления количественных данных. 3. Важные моменты и полезные приемы. 1. Структура аналитического отчета Аналитический отчет – это итоговый документ исследования, в котором в текстовой и графической форме представляются результаты исследования, выводы и практические рекомендации. Если у исследования есть заказчик, то ему, как правило, предоставляется аналитический отчет (вместе с базой данных) в качестве конечного продукта исследования. Приступая к подготовке аналитического отчета социолог имеет дело с базой данных (в Exel или SPSS), его задача - понять имеющиеся данные, структурировать их и отобрать главное, и перевести в понятную, наглядную, «читабельную» форму. В упрощенном варианте – речь идет о том, чтобы перевести полученные числовые данные в текст с иллюстрациями (главным образом, используются диаграммы). Способ оформления и содержательный формат аналитического отчета во многом определяется стандартами конкретной исследовательской организации. Рассмотрим унифицированный вариант структуры аналитического отчета (выделенные в нем структурные части содержатся в любом варианте аналитического отчета): -титульный лист (содержит название и логотип исследовательской организации, тему исследования, ФИО автора (авторов), город и год выполнения работы); -содержание (с указанием страниц); -введение (кратко обосновывается актуальность темы, указываются цель и задачи исследования, гипотезы (если они выдвигались), период проведения исследования, метод исследования и описание выборочной совокупности – объем, способ формирования выборки. Если рассчитана ошибка выборки, ее тоже указывают); -основная часть – в ней исходя из содержания анкеты необходимо выделить не менее 3-5 крупных смысловых блоков, внутри этих смысловых блоков содержатся частные переменные – конкретные вопросы исследования. Название каждого блока выносится в содержание работы. Процедура структурирования основной части аналогична составлению плана курсовой работы. Структура основной части работы отнюдь не всегда повторяет последовательность вопросов в анкете – их можно перетасовывать, группировать в соответствии с определенной логикой. Рекомендуется тщательно продумать структурное содержание основной части, следить за тем, чтобы данные не повторялись и логика их группировки и сравнения явно прослеживалась; -выводы и практические рекомендации (должны кратко резюмировать основную часть работы, логически вытекать из полученных результатов). Последовательность выводов должна соответствовать последовательности изложения в основной части аналитического отчета. Выводы должны формулироваться кратко и определенно. Текст выводов не копируется из основной части работы. Желательно, чтобы итоговые выводы добавляли в то, что изложено в основном тексте работы что-то новое. Каждый новый вывод начинается с нового абзаца, желательно выводы нумеровать. Если в исследовании были поставлены гипотезы, в итоговых выводах обязательно необходимо отметить какие из них подтвердились, а какие – были опровергнуты; -приложения – база данных в полном или сокращенном варианте. 2. Графический способ представления количественных данных Для демонстрации количественных данных в аналитическом отчете используются различные варианты диаграмм и таблиц. Задача диаграммы – наглядно показать существенные, акцентные результаты исследования. Диаграмма может быть построена по одной переменной исследования, на диаграмме можно показать разбивку определенных значений по социально-демографическим и другим интересующим исследователя параметрам, можно скомбинировать несколько вопросов (переменных) в одной диаграмме. Кроме того, диаграммным способом показывают динамику изменений одной или нескольких переменных. Главные требования к диаграммам – корректность и наглядность представления данных. Диаграмма должна давать возможность легко считать содержащуюся на ней информацию. У диаграммы должен быть заголовок. Как правило, любая диаграмма или таблица, содержащаяся в аналитическом отчете, предполагает текст с комментариями. Подписи к диаграммам лучше делать рядом с соответствующим сектором при помощи команды «надпись» в word, а не с помощью легенды в диаграмме. Шрифт основного текста аналитики и в диаграммах должен совпадать (размер шрифта может при этом варьироваться). Важно учитывать, в каком варианте буде распечатана аналитика – в черно-белом или цветном. Если предполагается черно-белый вариант, необходимо сделать сектора диаграмм максимально контрастными, использовать разные варианты заливки, штриховки, жирные границы, делать вынос секторов. Рассмотрим основные типы диаграмм и основные варианты их использования. Круговая диаграмма. ВАЖНО: может быть использована только для показа альтернативных вопросов (варианты ответа сходятся на 100%). Круг может быть плоским, объемным, целым или с вынесенными секторами. От секторов круга удобно делать разбивку (см. пример ниже). В представленном варианте при помощи столбчатых диаграмм (гистограмм) сделана разбивка от двух секторов «участвовали в празднике» и «не участвовали». Тем, кто не участвовал в праздновании Дня города задавали вопрос о причинах неучастия (они отражены в диаграмме), тех кто принял участие в Дне города распределили по району проживания и возрасту (разбивка дана по столбцу). При построении подобных комбинированных диаграмм важно учитывать масштаб фигур: та диаграмма, которая иллюстрирует центральную, исходную переменную (в данном примере – круг) должна быть большего размера чем вспомогательные диаграммы (столбчатые). Еще один удобный вариант для демонстрации ответов на альтернативный вопрос (результаты сходятся на 100%) – диаграмма-«полоска», состоящая из нескольких секторов. «Полоска» или «столбик» может быть горизонтальной, или вертикальной (см. пример ниже) Ярославцы о своем настроении, эмоциональном статусе Гистограмма (столбчатая диаграмма). Практически универсальна. Подходит для любых переменных, в том числе с множественным выбором вариантов ответа. Может быть развернута вертикально или горизонтально. Столбики могут быть двойными, тройными (для того, чтобы показать динамику разных значений переменной). (см. примеры ниже). Горожане о способах формирования культуры соблюдения чистоты Обратите внимание, что варианты ответа как правило упорядочиваются – выстраиваются по убыванию, реже – по возрастанию. Ожидания ярославцев в новом 20… году Наиболее распространенный вариант пожеланий среди ярославцев в собственный адрес – здоровье – его, по мнению 62,7% ярославцев, «не купишь ни за какие деньги». Причем здоровье занимает доминирующее значение как в пожеланиях женщин, так и в пожеланиях мужчин. Существенный момент – количество разноцветных столбиков внутри группы данных ограничено (3 – максимум 4 разноцветных столбика). В противном случае диаграмма превращается в нечитабельный «забор». Составная столбчатая диаграмма. Подходит для табличных вопросов с одинаковой шкалой ответов (порядковых вопросов, шкалы Лайкерта). Варианты ответа должны сходиться на 100% (см. пример ниже). Качество медицинской диагностики в ярославских учреждениях здравоохранения Графики. Подходят для демонстрации динамики одной или нескольких переменных. Для других целей желательно не использовать (см. пример ниже). Социальный климат в г. Ярославле: социальное самочувствие и поведенческие ориентации ярославцев Первоначальная реакция ярославцев на кризис была бурной и вполне объяснимой – к февралю 2009 г. отмечался рост депрессивных настроений, социальной апатии при резком снижении доли тех, кто ощущал себя хозяином собственной жизни – успешно преодолевал жизненные трудности либо вовсе их не испытывал. В сентябре 2009 года, в отсутствие каких-либо объективных экономических посылок и кардинального улучшения ситуации на городском рынке труда, возник всплеск социального оптимизма, показатели на шкале социального барометра практически вернулись к докризисным значениям. Однако к апрелю 2010 уровень социального оптимизма стал снижаться, а беспокойство и протестные настроения, напротив, расти. 3. Важные моменты и полезные приемы Как в аналитике называть тех, кого опрашивали? Предпочтительнее указывать на генеральную совокупность (или делать так, чтобы эти упоминания доминировали). Например, если ваша генеральная совокупность – студенты ярославских вузов, фраза может строиться следующим образом: «Для большинства ярославских студентов характерен…». Если их называть респондентами (или опрошенными), ошибки нет, но следует стремиться, чтобы указания на генеральную совокупность встречались чаще. Какие показатели должны быть в аналитическом отчете – абсолютные или относительные (т.е. в процентах)? Допустимо ли использовать и те, и другие? Как правило, абсолютные показатели (количество людей) упоминаются в аналитическом отчете по результатам количественного исследования только один раз – в разделе «Введение», там, где идет речь об объеме выборочной совокупности. Далее об абсолютных цифрах забывают и переходят к относительным (процентным) значениям – то есть речь ведут, например, не о 150 из 300 опрошенных, а о 50,0% процентах. Тем самым соблюдается основной принцип выборочного исследования, согласно которому результаты исследования описывают не выборочную, а генеральную совокупность. При подготовке аналитического отчета крайне важно ориентироваться в том, от чего именно рассчитаны проценты (что именно принято за 100 процентов), можно пересчитывать проценты от другого количества (конкретного подмножества опрошенных); при построении перекрестных таблиц – считать проценты по строке или по столбцу. Если принцип расчета процентов меняется, необходимо это дополнительно указать в заголовке соответствующей диаграммы или таблицы (рассчитано от…). Пример, когда пересчет процентов может быть актуальным: проведен очередной опрос ярославцев на тему проведения летнего отпуска. В числе прочих задавался вопрос: «Удовлетворены ли Вы тем, как провели отпуск летом 2019 года?» (вопрос задавался только тем, у кого был отпуск летом). Можно рассчитать проценты от всех, кто отвечал на вопрос, помимо этого, можно сравнить уровень удовлетворенности среди тех, кто куда-либо выезжал в отпуске, и тех, кто оставался дома. Как делать разбивку по полу, возрасту, материальному положению – из расчета по строке или по столбцу? Перед вами 2 перекрестных таблицы, в которых ответы студентов на вопрос: «Работаете ли вы в настоящее время?» разложены по одной и той же переменной - курсу, на котором они обучаются: Таблица сопряженности работают ли в настоящее время * курс Таблица 1 курс Итого первый второй третий четвертый работают ли в настоящее время работают Частота 2 2 5 6 15 % в работают ли в настоящее время 13,3% 13,3% 33,3% 40,0% 100,0% не работают Частота 12 10 8 9 39 % в работают ли в настоящее время 30,8% 25,6% 20,5% 23,1% 100,0% Итого Частота 14 12 13 15 54 % в работают ли в настоящее время 25,9% 22,2% 24,1% 27,8% 100,0% Таблица сопряженности работают ли в настоящее время * курс Таблица 2 курс Итого первый второй третий четвертый работают ли в настоящее время работают Частота 2 2 5 6 15 % в курс 14,3% 16,7% 38,5% 40,0% 27,8% не работают Частота 12 10 8 9 39 % в курс 85,7% 83,3% 61,5% 60,0% 72,2% Итого Частота 14 12 13 15 54 % в курс 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% В таблице № 1 представлена разбивка по строке, в таблице № 2 – по столбцу. Обе таблицы корректны; данные, содержащиеся в таблицах, указывают на одну и ту же тенденцию – по мере продвижения к старшим курсам студенты все более активно вовлекаются в трудовую деятельность. Возникает вопрос – какую разбивку – по строке или по столбцу – предпочтительнее использовать? В нашем примере можно использовать любую, поскольку в полученном массиве нет существенных количественных перекосов по рассматриваемых подгруппам (курсам). Мы видим, что опрошено 14 первокурсников, 12 второкурсников, 13 студентов 3-го курса и 15 – 4-го. Если бы перекос по рассматриваемым подгруппам был, единственным возможным вариантом разбивки была бы разбивка по столбцу. Важный момент – как дословно интерпретировать то, что мы видим в таблице № 1 и в таблице № 2? Основываясь на таблице 1 с построчным распределением можно констатировать, что среди работающих студентов доминируют студенты старших курсов – 40,0% работающих составляют студенты 4-го курса, и 33,3% - студенты 3-го курса. Глядя на таблицу № 2 с распределением по столбцу можно сказать, что среди студентов 3-го курса работают 38,5%, а среди студентов 4-го курса – 40,0%. Корректная подача процентных показателей. Во-первых, и в диаграммах, и в тексте процентные значения всегда упоминаются с одинаковым количеством цифр после запятой – как правило, с округлением до десятичных – 51,2%, 81,0%. Обратите внимание, что даже если получается целое значение (как в диаграммах и таблицах, так и в тексте), все равно ставится запятая, после которой пишется ноль. Во-вторых, часто возникает практическая сложность – как включить упоминание процентов в текст. Сравните два варианта подачи информации (пока без упоминания процентов): «21 марта 2020 года в 13 часов в ДК им. Добрынина состоится собрание ветеранов Ярославского моторного завода» и «Собрание ветеранов Ярославского моторного завода состоится в ДК им. Добрынина 21 марта 2020 года в 13 часов». Какой из вариантов будет проще воспринять? Та же логика работает и при упоминании процентов в тексте аналитического отчета. Сначала – главный факт или тенденция, на которую мы хотели бы обратить внимание, а затем – как подтверждающая информация – процентное значение. «С 20,1% до 35,6% увеличилась за последние три года доля тех, кто предпочитает делать покупки одежды online» ИЛИ «Ощутимо возрастает доля тех, кто предпочитает делать покупки одежды online – с 20,1% до 35,6% за последние три года». Второй вариант предпочтительнее, поскольку информация о каком бы то ни было процентном значении может заинтересовать и привлечь внимание лишь в определенном контексте, а не сама по себе. Если какая-либо переменная (спектр ответов на вопрос) описывается несколькими предложениями, допустимо не первое, а последующие предложения начинать с упоминания долевых значений (но опять-таки, они должны находиться в контексте сказанного в первом предложении). Пример: «Объективное ухудшение экономической ситуации, заставляющее испытывать опасения за собственное будущее, на данный момент не выбило ярославцев из привычной жизненной колеи, не привело к ощутимому эмоциональному дисбалансу. Большинство – более чем две трети горожан – 67,0% - отмечают, что находятся в нормальном либо прекрасном настроении. На плохое настроение - напряжение, раздражение, тоску, страх – указали 30,4% жителей нашего города». Третий важный момент – избегать упоминания процентных значений в скобках, более предпочтительный вариант пунктуации в том случае, если необходимо как-то отделить сообщение о процентах от основного тексте – дефисы. То, что в скобках, воспринимается как не важная, вспомогательная информация.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Социология

Прикладные социологические исследования

ЛЕКЦИЯ № 8. Прикладные социологические исследования 1. Этапы и виды социологического исследования Социология, в отличие от других наук об обществе, ак...

Социология

Социологические и маркетинговые исследования. Этапы социологического исследования

Социологические исследования в управлении персоналом Тема 1. Понятие социологического и маркетингового исследования. Виды исследований. Этапы социолог...

Маркетинг

Методы сбора и обработки социологической и маркетинговой информации

-1- Методы сбора и обработки социологической и маркетинговой информации Содержание 1. Понятие социологического и маркетингового исследования. 1.1.Виды...

Государственное и муниципальное управление

Планирование процесса исследования

Используя материал лекции по модулю 5, проведите поэтапный процесс исследования микро или макроэкономической проблемы, актуальной на современном этапе...

Экономика

Планирование процесса исследования.

Модуль 5. Планирование процесса исследования. Лекция Процесс проведения исследования разбивается на несколько этапов. В настоящем разделе рассмотрим п...

Социология

Качественный анализ социологических данных. Общие подходы к анализу качественных данных

Качественный анализ социологических данных План: 1. Общие подходы к анализу качественных данных 2. Классификация (номинация) данных 3. Построение анал...

Социология

Социология как наука о социальных явлениях

Лекция №1 Социология как наука о социальных явлениях Сам термин, "социология" впервые изобретен бельгийским статистиком Кустелетом (1835 г.), а в науч...

Государственное и муниципальное управление

Основы проведения социологических исследований в практике государственного и муниципального управления

Раздел 1. «Основы проведения социологических исследований в практике государственного и муниципального управления» В разделе 3 будут освещены вопросы:...

Менеджмент

Конкретные (специфические) методы исследований в менеджменте

Тема 3. Конкретные (специфические) методы исследований в менеджменте Цель: изучение социологического опроса и экспертного метода, как исследовательско...

Социология

Методы прикладных социологических исследований

Методы прикладных социологических исследований Оглавление Лекция 1.......................................................................................

Смотреть все