Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Аналитические возможности отчета о финансовых результатах

  • 👀 4410 просмотров
  • 📌 4385 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Аналитические возможности отчета о финансовых результатах
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Аналитические возможности отчета о финансовых результатах» docx
Лекция 5. Аналитические возможности отчета о финансовых результатах 1. Прибыль: экономическая и бухгалтерская Четыре укрупненных направления использования показателя прибыли: 1) оценка эффективности работы фирмы; 2) определение величины налогооблагаемой базы; 3) принятие решений, связанных с вложением средств в фирму, покупкой ее акций; 4) оценка степени достижения цели собственников-акционеров (критерий определения дивидендных выплат как определяющий фактор при установлении уровня заработной платы и вознаграждения администрации). В том числе две укрупненные концепции, на которых базируется определение прибыли: • бухгалтерская; • экономическая. Существование этих концепций объясняется тем, что данные дисциплины развивались различными путями. Одной из важнейших целей бухгалтерского учета являлось определение финансовых результатов деятельности, в то время как экономические науки направлены на постижение принципов работы хозяйственного механизма. В результате этого возник разрыв между бухгалтерскими и экономическими концепциями. При определении величины прибыли ключевыми элементами в бухгалтерском учете являются доходы и расходы. При этом: - доходы и расходы оцениваются на основании показателей изменения активов и пассивов, т.е. исходя из их влияния на собственный капитал; - доходы рассматриваются как важнейший элемент определения прибыли. Другим ключевым элементом при определении прибыли выступают расходы. Расходы оцениваются стоимостью использованных или потребленных товаров или услуг, но эта оценка не дает определения расходов. Важно четко разграничивать понятия расходов и сокращение собственного капитала. Таким образом, необходимо, чтобы имела место цель получения дохода, даже если связь с доходом может быть лишь косвенной. Расход должен подтверждаться доходом. Если доход меньше понесенных расходов, возникают убытки. Если расход не подтвержден доходом, т.е. доход отсутствует, то возникает убыток. Таким образом, можно различать три вида убытков: 1) убытки, возникшие в результате превышения расходов над доходами; 2) убытки, возникшие по причине отсутствия дохода в силу воздействия внешних факторов (например, учетная политика по оплате, дебиторская задолженность за отгруженные товары не погашена); 3) убытки, возникшие по причине отсутствия дохода ввиду списания активов в силу их изношенности. Концепция прибыли, основанная на поступлении денежных средств, предполагает отражение расходов максимально близко по времени к моменту понесения затрат. Метод начисления представляет собой нечто среднее между этими двумя рассмотренными позициями. Расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором признаны связанные с ними доходы. Для проведения экономического анализа показателя бухгалтерской прибыли недостаточно, необходимо располагать данными об экономической прибыли. Следует учитывать, что показатель экономической прибыли может быть многовариантным, в зависимости от используемых при расчете данного показателя допущений (например, существование единственной ставки дисконтирования, учет рисков и неопределенности и т.д.). При определении рыночной стоимости функционирующей фирмы могут быть использованы три типа моделей: модель оценки «исключая дивиденд», модель оценки «включая дивиденд», модель оценки предприятия акционером. Предположения о распределении дивидендов могут являться решающими для принятия инвестиционного решения. Если выявлена зависимость между отчетной прибылью и распределением дивидендов, то инвесторы могут ориентироваться по данным ожидаемой прибыли. Ожидаемая прибыль может использоваться для прогнозирования курса акций. При этом долгосрочные прогнозы распределения дивидендов, как правило, строятся на основе данных о нераспределенной прибыли с учетом факторов роста. Таким образом, прогнозы прибыли инвесторами могут рассматриваться как главный фактор предстоящего распределения дивидендов. Поскольку интересы различных групп пользователей неодинаковы, выбор конкретной концепции отчетной прибыли должен определяться в соответствии с целями пользователей бухгалтерских отчетов. При выборе концепции необходимо учитывать: • цели отражения прибыли; • основные элементы избранной концепции прибыли; • подходы к определению чистой прибыли; • пользователей, на которых ориентированы отчетные данные. Таким образом, состав и алгоритм расчета прибыли зависят от поставленных целей. Многообразие целей использования показателей прибыли и многовариантность информационного обеспечения этих целей обусловили формирование различных концепций и показателей отчетной прибыли. 2. Анализ и оценка состава и структуры прибыли Способность организации обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. Анализ финансовых результатов по данным отчета о финансовых результатах предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли — источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа используются также и в прогнозировании финансовых результатов, что может быть использовано как во внутреннем, так и во внешнем анализе. Анализ финансовых результатов деятельности организации включает: 1) исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ); 2) исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ); 3) изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ). Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов; 4) исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ). Анализ отчета о финансовых результатах начинается с изучения выручки как дохода по обычным видам деятельности и соответствующего расхода — себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. При расчете уровней показателей себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг и валовой прибыли можно определить доли этих элементов в общей сумме выручки от продажи, характеризующие эффективность основной деятельности организации, что позволяет наглядно представить складывающуюся финансовую ситуацию в организации и выявить возможные резервы роста финансовых показателей. При этом проводят анализ прибыли от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. Так, например, на прибыль от продаж могут оказывать влияние следующие факторы: объем выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; структура реализации; себестоимость проданных товаров, продукции; коммерческие и управленческие расходы; цены на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги. Кроме факторного анализа прибыли от продаж по данным отчета о финансовых результатах анализируют и другие виды прибыли: прибыль до налогообложения; чистую прибыль и т.д. Пример анализа динамики состава и структуры прибыли организации приведен в таблице 1. Таблица 1 - Анализ состава и структуры прибыли Наименование показателя За предыдущий год За отчетный год Отклонение Темп динамики, % тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. по стр-ре А 1 2 3 4 5 6 7 1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 100 100 2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 3.Валовая прибыль 4. Коммерческие расходы 5.Управленческие расходы 6. Прибыль (убыток) от продаж 7. Проценты к получению 8. Проценты к уплате 9. Доходы от участия в других организациях 10. Прочие доходы 11. Прочие расходы 12. Прибыль (убыток) до налогообложения Как видно из приведенной таблицы, в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль до налогообложения увеличилась/уменьшилась на __________ тыс. руб., или ________%. Основную часть прибыли составляет прибыль от ________________________: ____________ тыс. руб. (____________% прибыли до налогообложения) в прошлом году и __________________ тыс. руб. (___________% прибыли до налогообложения) в отчетном. Рост прибыли от продаж благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения. Предприятие успешно осуществляет расширение деятельности и завоевание более устойчивых позиций на рынке. Рост прибыли до налогообложения также указывает на положительные тенденции в организации производства на данном предприятии. При этом и отчетном, и в предыдущем году прочая (неосновная) деятельность принесла предприятию убытки. Финансовые результаты по-прежнему имеют чрезвычайно большое значение для оценки эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности фирмы. Основное направление в процессе повышения значимости прибыли при принятии управленческих решений состоит в повышении точности и обоснованности представляемых в отчетности данных о реальных факторах стоимости. Анализ показателей рентабельности. Взаимосвязь бухгалтерской и экономической рентабельности Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о финансовых результатах. Анализ рентабельности имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности. Показатели рентабельности (прибыльности) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы организации. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций. В международной практике разработаны и используются следующие группы показателей рентабельности: показатели рентабельности продукции, показатели рентабельности капитала (активов), показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Перечисленные показатели рентабельности по существу взаимодополняют друг друга в объяснении отдельных сторон формирования доходов компании. Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всего имущества, имеющегося в распоряжении предприятия. Данный показатель называют рентабельностью всех активов (экономической рентабельностью) и определяют отношением чистой прибыли к средней стоимости активов за период. Экономическая рентабельность= Чистая прибыль / Средняя стоимость активов (1) Рентабельность активов характеризует экономическую эффективность использования имущества организации. Бухгалтерская рентабельность характеризует уровень прибыльности основной деятельности после уплаты налогов и определяется отношением чистой прибыли к сумме выручки от продаж Бухгалтерская рентабельность = Чистая прибыль / Выручка от продаж (2) Показатели рентабельности рассчитываются на одной и той же информационной базе, что служит основанием их взаимной увязки. Достаточно широко известна следующая схема взаимосвязи показателей рентабельности Чистая прибыль / Среднегодовая величина всех активов = = Чистая прибыль / Объем продаж = = Объем продаж / Среднегодовая величина всех активов (3) Из данной взаимосвязи видно, что рентабельность всех активов является показателем, зависящим от уровня рентабельности реализации и оборачиваемости всех средств. Знание этой зависимости позволяет принимать управленческие решения, направленные на повышение отдачи активов. Так, низкий предельный уровень чистой прибыли может обеспечить достаточный уровень отдачи активов за счет большего числа оборотов производственных активов. Рассмотрим соотношение, известное под названием Дюпон-формулы, которое демонстрирует взаимосвязь между показателями различных групп, приведенных выше: Чистая прибыль / Среднегодовая величина собственного капитала = = Чистая прибыль / Объем продаж = = Объем продаж / Среднегодовая величина активов = = Среднегодовая величина активов / Среднегодовая величина собственного капитала Правая часть Дюпон-формулы является комбинацией показателей трех различных групп: прибыльности, эффективности использования активов и структуры капитала, а левая часть — результат этой комбинации, т.е. прибыль на собственный капитал. Из формулы следует, что прибыль на собственный капитал зависит от прибыли на единицу реализованной продукции, эффективности использования всех активов и доли собственного финансирования имеющихся активов. Для каждого конкретного случая формула позволяет определить фактор, оказывающий наибольшее влияние на величину прибыли, полученной на единицу собственного капитала. Показатель рентабельности собственного капитала особенно важен для акционеров, так как характеризует уровень эффективности использования вложенных ими средств и позволяет сравнить с возможным получением ' дохода от вложения этих средств в другие компании или ценные бумаги. Высокий показатель рентабельности является серьезным стимулом для привлечения подписчиков на акции при расширении капитала фирмы — при условии, что руководители проводят активную политику распределения дивидендов, а акционеры позитивно оценивают усилия предприятия в этой области. При анализе данного показателя в пространственно-временном аспекте необходимо принять во внимание следующие моменты: 1) числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности; 2) числитель, т.е. прибыль, динамичен и отражает результаты деятельности, сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период; 3) знаменатель, т.е. величина собственного капитала, складывается в течение ряда лет и, как правило, выражен в учетной оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки. Следовательно, высокое значение показателя рентабельности собственного капитала не всегда эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый собственный капитал. Поэтому при выборе решений финансового характера необходимо ориентироваться не только на этот показатель, но и учитывать рыночную цену организации. При выборе стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации следует иметь в виду, что если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Небольшая прибыль может быть получена при незначительном риске. Одним из показателей рискованной политики бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости (всего средств/собственный капитал). Необходимо также учитывать временной аспект деятельности анализируемого объекта. Коэффициент рентабельности продаж, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация осуществляет переход на новую деятельность или на новые передовые технологии, требующие значительных инвестиций, то рентабельность капитала может снизиться. Однако, если затраты в дальнейшем окупятся, то необходимо сделать вывод о том, что стратегия перестройки была верной, а снижение показателя рентабельности нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности. Особенно полезным и ценным в процессе анализа является сопоставление рентабельности всех активов (экономической рентабельности) с рентабельностью собственных средств. Разница между этими показателями обусловлена привлечением организацией внешних источников финансирования. Если организация посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для увеличения отдачи собственного капитала. В случае если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность организации может быть оценено отрицательно. В этой связи необходимо осуществлять в организации контроль за целесообразностью привлечения заемных средств, чтобы не допустить относительного роста доли заемных средств в общей структуре капитала сверх того предела, после которого их использование уже не ведет к увеличению рентабельности собственного капитала. На практике этому важному аспекту анализа рентабельности не уделяется достаточного внимания. По этой причине уменьшается доходность собственного капитала, что ослабляет привлекательность организации для инвесторов и вследствие этого ухудшается ее финансовое положение. На основе использования той или иной группы показателей рентабельности можно осуществлять оценку хозяйственной деятельности организаций и получать ответ о выгодности производства того или иного вида продукта, на том или ином предприятии отрасли, а следовательно, и найти пути повышения эффективности производства. Однако следует обратить внимание на то, что традиционный финансовый анализ дает группировки коэффициентов в соответствии с показателями финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости и рентабельности. Этот подход, несмотря на простоту, не позволяет установить взаимозависимость между различными группами показателей. Кроме того, его недостатком является смешение показателей операционной и стратегической эффективности. Показатели, характеризующие финансовую эффективность стратегических решений (показатели рентабельности капитала, инвестиций, активов, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов), интересуют, прежде всего собственников и потенциальных инвесторов. Показатели, характеризующие операционную эффективность (рентабельность продаж, платежеспособность и т.д.) интересуют руководителей финансовых служб и необходимы им для принятия оперативных решений. Практическое задание 1. Заполнить таблицу 1 по данным финансовой отчетности по заданной организации. Сделать выводы. 2. Составить мини лекцию по рентабельности объектов бухгалтерского учета, рассчитать их по своей организации, сделать вывод.
«Аналитические возможности отчета о финансовых результатах» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot